Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:31, реферат
В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает роль бюджетной системы как из одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
При написании контрольной работы использованы законодательные и нормативные акты, публикации экономических газет и журналов, использовались информации статистических сборников РФ.
• Введение……………………………………………………………… 3
• 1. Сущность функционирования бюджетной системы Российской Федерации…………………………………………….. 4
• 1.1 Понятие, основные черты и структура бюджетной системы Российской Федерации……………………………….. 4
• 1.2 Участники бюджетного процесса. Межбюджетные отношения…………………………………………………………..10
• 1.3 Структура федерального бюджета
Российской Федерации………………………………………….. 19
• 2. Реформирование бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………….. 25
• 2.1 Бюджетный федерализм и проблемы его
функционирования……………………………………………….. 25
• 2.2 Проблемы реформирования бюджетной системы……. 33
• Заключение………………………………………………………… 37
• Список использованной литературы………………………… 39
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления имеют следующие функции в области бюджетного управления:
составление проекта бюджета;
внесение бюджета с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления;
исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета;
управление государственным, муниципальным долгом;
ведомственный контроль за исполнением бюджета;
представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления;
осуществление других полномочий, определенных Бюджетным кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актами представительных органов местного самоуправления.
Главным распорядителем средств федерального бюджета является орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.
Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Бюджетные учреждения создаются
органами государственной власти Российской
Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
или органами местного самоуправления
с целью осуществления
Среди участников бюджетного
процесса особое место занимает Минфин
России. В соответствии с Положением
о Министерстве финансов Российской
Федерации, Минфин России является федеральным
органом исполнительной власти, обеспечивающим
проведение единой финансовой, бюджетной,
налоговой и валютной политики в
стране и координирующим деятельность
в этой сфере иных федеральных
органов исполнительной власти. В
числе задач, поставленных перед
Минфином, особенно следует выделить
совершенствование
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, Минфин России обладает достаточно широкими бюджетными полномочиями. В частности, в функции Минфина России входят: составление проекта федерального бюджета и представление ею в Правительство Российской Федерации, участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление методического руководства в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета, составление сводной бюджетной росписи федерального бюджета, разработка прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации и т.д.
Важное место в обеспечении функционирования бюджетном системы занимают органы налогового контроля - Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Их деятельность направлена на обеспечение контроля за сбором налогов и их своевременным поступлением в доходы бюджета соответствующего уровня.
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения
- это отношения между органами
государственной власти Российской
Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления,
связанные с формированием и
исполнением соответствующих
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
1. распределения и закрепления
расходов бюджетов по
2. разграничения (закрепления
на постоянной основе и
3. равенства бюджетных
прав субъектов Российской
4. выравнивания уровней
минимальной бюджетной
5. равенства всех бюджетов
Российской Федерации во
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ - в местные бюджеты.
В основе процесса распределения
расходов и доходов между звеньями
бюджетной системы заложен
Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы.
Доходы бюджетов состоят из собственных и регулирующих.
Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.
Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.
Собственные доходы составляют
меньшую часть доходов
Регулирующие доходы бюджетов
- это федеральные и региональные
налоги и иные платежи, по которым
устанавливаются нормативы
В соответствии со ст.48 Бюджетного кодекса РФ нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы.
К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты - средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным Правительством Российской Федерации методике и формуле.
Кроме отчислений от федеральных
и региональных налогов, средств, поступающих
из фондов финансовой поддержки для
сбалансирования
Дотация - это средства,
предоставляемые бюджету
Субвенция - это средства,
предоставляемые бюджету
В соответствии со ст.78 Бюджетного кодекса в случае нецелевого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства.
Субсидия - это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Нужно отметить, что дотация,
субвенция и субсидия как методы
наделения финансовыми
Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций, субвенций и субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это осложнит финансирование плановых мероприятий.
Поэтому не везде и не всегда следует стремиться к замене дотаций, субвенций и субсидий любыми средствами. Они необходимы в тех населенных пунктах, где в силу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин, экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и поселки-курорты, города - исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.
Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий. Следует отметить, что при этом большая часть оседает в нижестоящих бюджетах.
В значительной степени этот вид доходов в последние десятилетия заменял прямую дотацию. Из всех регулирующих доходов этот источник наименее пригоден для обеспечения территориальных бюджетов финансовыми ресурсами. Если отчисления от государственных доходов и налогов, трансферты, дотации, субвенции и субсидии заранее планируются в доходах этих бюджетов, то средства, передаваемые им в процессе исполнения бюджета, ставят их в еще большую зависимость от вышестоящих бюджетов.
1.3 Структура
федерального бюджета
Основные функции управления
государством возложены на центральные
органы власти. Для выполнения ими
их обязанностей, для финансового
обеспечения
Доходы федерального бюджета
- это денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:
федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;
таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьям 41-46 и 51 Бюджетного кодекса РФ, к неналоговым доходам федерального бюджета относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно органов государственной власти Российской Федерации;
часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей,
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия;
доходы в виде финансовой
помощи, полученной от бюджетов других
уровней бюджетной системы
иные неналоговые доходы.
В соответствии с пунктом
2 статьи 51 Кодекса, в доходах федерального
бюджета, помимо перечисленных выше,
учитываются также прибыль
Информация о работе Российская Бюджетная система: её устройство и реформирование