Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:31, реферат
В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает роль бюджетной системы как из одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
При написании контрольной работы использованы законодательные и нормативные акты, публикации экономических газет и журналов, использовались информации статистических сборников РФ.
• Введение……………………………………………………………… 3
• 1. Сущность функционирования бюджетной системы Российской Федерации…………………………………………….. 4
• 1.1 Понятие, основные черты и структура бюджетной системы Российской Федерации……………………………….. 4
• 1.2 Участники бюджетного процесса. Межбюджетные отношения…………………………………………………………..10
• 1.3 Структура федерального бюджета
Российской Федерации………………………………………….. 19
• 2. Реформирование бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………….. 25
• 2.1 Бюджетный федерализм и проблемы его
функционирования……………………………………………….. 25
• 2.2 Проблемы реформирования бюджетной системы……. 33
• Заключение………………………………………………………… 37
• Список использованной литературы………………………… 39
На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Доходы бюджета
в зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.
по социально - экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;
в зависимости от конкретных объектов обложения - взимаемые с имущества или дохода;
по признаку источников уплаты - налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);
по конкретным видам
прямых и косвенных налогов (налог
на прибыль предприятий и
Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.
Следует отметить, что по
налогу на внешнюю торговлю и внешнеэкономические
операции и по платежам за пользование
природными ресурсами доля их в общем
объеме налоговых доходов фактически
превысила предусмотренную
Одним из факторов, способствовавших увеличению объемов поступления налога на прибыль предприятий и организаций стали более высокие, чем предполагалось, мировые цены на энергоносители, что обеспечило большие объемы прибыли экспортно-ориентированных предприятий. Повысилась монетизация расчетов в экономике, что повлекло за собой увеличение “денежной составляющей” доходов предприятий, и создало в свою очередь возможность погашения кредиторской задолженности, в том числе, налоговой, перед федеральным бюджетом.
Бюджетное задание по поступлению
неналоговых доходов
Главное назначение всех звеньев бюджетной системы - финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.
Организация государственных расходов основана на следующих принципах:
Принцип целевого использования средств;
Безвозвратность государственных расходов (за исключением государственных кредитов);
Соблюдение режима экономии.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы, а также средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд.
Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Текущие расходы бюджетов
- часть расходов бюджетов, обеспечивающая
текущее функционирование органов
государственной власти, органов
местного самоуправления, бюджетных
учреждений, оказание государственной
поддержки другим бюджетам и отдельным
отраслям экономики в форме дотаций,
субсидий и субвенций на текущее
функционирование, а также другие
расходы бюджетов, не включенные в
капитальные расходы в
В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.
Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.
В современных условия переходной экономики налоговые поступления стали "яблоком раздора" между различными уровнями власти. Каждый вышестоящий орган власти стремиться к централизации бюджетных средств на своем уровне. Поэтому бюджетные отношения отмечены недовольством низших органов власти - высшими, конфликтами, нестабильностью, судебными и арбитражными спорами.
Для выхода их этой ситуации необходимо проведение реформирования бюджетной системы, главная цель которой - на длительный период времени разграничить налоговые поступления между федеральными, региональными и муниципальными ветвями власти.
2. Реформирование бюджетной системы Российской Федерации
2.1 Бюджетный федерализм и проблемы его функционирования
Одним из условий осуществления социально-экономических реформ является разработка эффективной системы межбюджетных отношений, способной обеспечить соответствие между доходами и расходами органов власти и управления. Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм - это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.
Бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.
Бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:
1) законодательном разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;
2) обеспечение соответствующих
органов власти необходимыми
финансовыми ресурсами для
3) обеспечение вертикального
и горизонтального
4) наличие единых для
каждого звена бюджетной
5) самостоятельности и
равноправии каждого бюджета,
входящего в бюджетную систему,
В настоящее время процесс создания бюджетного федерализма в России еще продолжается. Предстоит решение ряда проблем:
1) полномочия всех уровней
власти по расходам должны
полностью соответствовать
2) передача расходов
с бюджетов верхнего уровня
на бюджеты нижнего уровня
должна быть полностью
3) должны быть устранены
встречные финансовые потоки, когда
доходы, создаваемые на территории,
изымаются в бюджет
4) следует максимально сократить использование такой формы межбюджетных отношений, как средства, передаваемые по взаимным расчетам.
С этой целью следует:
более четко разграничить бюджетные полномочия между различными уровнями власти;
фиксировать в федеральных и региональных законодательных актах согласованные пропорции в совместных налогах;
создать более эффективный механизм корректировки диспропорций в формировании территориальных бюджетов;
создать механизм межбюджетных отношений, основанный на принципах прозрачности, гласности, равенстве возможностей получения помощи и льгот для всех территорий;
внедрить в практику
формирования территориальных бюджетов
нормативно-расчетные методы, основанные
на разработке исполнительными органами
власти и утверждении
Важной проблемой развития
бюджетного устройства Российской Федерации
является пересмотр сложившихся
отношений между бюджетами
Самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т.д.);
Законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;
Соответствие финансовых
ресурсов органов власти и управления
выполняемым ими функциям (обеспечение
вертикального и
Нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;
Наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.
Таким образом, бюджетный
федерализм есть одно из сложнейших направлений
экономических реформ, охватывающих
область экономических, финансовых
и политических отношений. Наша страна
делает еще только первые шаги к
становлению подлинно федеративных
отношений между бюджетами
Одной из центральных проблем бюджетного федерализма является бюджетное выравнивание, которое подразделяется на вертикальное и горизонтальное (эти понятия пришли к нам из зарубежной практики). Вертикальное выравнивание - это процесс достижения баланса между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (налоговых поступлений). На вышестоящий уровень накладываются обязательства: в случае, если потенциальные возможности по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для финансирования возложенных на него функций, центральное правительство обязано предоставить этому региональному или местному органу власти недостающие бюджетные ресурсы. Центральное правительство, обладая гораздо большими, чем любой регион, возможностями экономического регулирования и объемами налоговых поступлений, должно компенсировать дисбаланс региональных бюджетов за счет средств, аккумулированных на уровне федерального бюджета. Вертикальное выравнивание непременно должно сочетаться с горизонтальным, означающим пропорциональное распределение налогов и дотаций между субъектами Федерации для устранения неравенства в возможностях различных территорий, вызванных территориальным фактором. Таким образом, получается, что к расходам федерального бюджета на решение социально-экономических задач федерального масштаба добавляются еще и расходы на достижение сбалансированности бюджетной системы.
Система бюджетного выравнивания определяет такое взаимодействие между федеральным бюджетом и субъектами федерации, которое позволяет любому гражданину, проживающему в России, получать определенный уровень государственных услуг, независимо от того, на территории какого региона он проживает.
В России оба направления
бюджетного выравнивания сопряжены
с огромными трудностями. Задача
горизонтального выравнивания становится
здесь сложна, как ни в одной
другой стране мира, поскольку решение
задачи обеспечения каждому
Информация о работе Российская Бюджетная система: её устройство и реформирование