Российская Бюджетная система: её устройство и реформирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:31, реферат

Описание работы

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает роль бюджетной системы как из одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
При написании контрольной работы использованы законодательные и нормативные акты, публикации экономических газет и журналов, использовались информации статистических сборников РФ.

Содержание работы

• Введение……………………………………………………………… 3
• 1. Сущность функционирования бюджетной системы Российской Федерации…………………………………………….. 4
• 1.1 Понятие, основные черты и структура бюджетной системы Российской Федерации……………………………….. 4
• 1.2 Участники бюджетного процесса. Межбюджетные отношения…………………………………………………………..10
• 1.3 Структура федерального бюджета
Российской Федерации………………………………………….. 19
• 2. Реформирование бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………….. 25
• 2.1 Бюджетный федерализм и проблемы его
функционирования……………………………………………….. 25
• 2.2 Проблемы реформирования бюджетной системы……. 33
• Заключение………………………………………………………… 37
• Список использованной литературы………………………… 39

Файлы: 1 файл

Экономика Бюджет РФ.docx

— 57.55 Кб (Скачать файл)

Организация вертикального  бюджетного регулирования также  сопряжена со значительными трудностями. На сегодняшний день в ее основу положены такие принципы, которые  в определенной мере стимулируют  субъекты Федерации к повышению  дефицита своего бюджета. Яркий тому пример - существующая методика распределения  средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов (трансфертов). Первая его часть направляется в адрес  так называемых "нуждающихся" регионов, вторая - в адрес “особо нуждающихся”. "Нуждающимся" считается  регион, среднедушевые доходы которого ниже, чем в среднем по России, "особо нуждающимся" - регион, бюджетные  расходы которого выше его доходов, то есть бюджет с дефицитом. Таким  образом, перерасход средств региональных бюджетов на основе данной методики будет  автоматически покрыт из федерального бюджета. Естественным результатом  этого является то, что стремление федерального Правительства снизить  дефицит бюджета наталкивается  на экономически обусловленное противостояние регионов.

Таким образом, для нормального  развития системы бюджетного федерализма  способы и приемы бюджетного выравнивания нуждаются в серьезных переменах. Отрадно в этой связи заметить, что в настоящее время уже  разработан новый проект методики распределения  ФФПР, более полно учитывающий  как природно-географические, так и социально-экономические особенности регионов.

Тем не менее, само по себе бюджетное выравнивание не является решающим признаком бюджетного федерализма, ибо может иметь место и  в унитарном государстве. Оно, таким  образом, лишь по форме выражает отношения  бюджетного федерализма, а по своей  сущности выступает как объективно необходимый способ функционирования единого государства, единой финансовой и экономической системы общества. Оно объединяет федеративное государство, его народы, его граждан.

В настоящее время судьба бюджетного федерализма в России зависит не столько от той или  иной его модели, сколько от способности  государства как единого целого преодолеть разрушительный экономический  кризис, спад производства, осуществить  переход в масштабах страны к  иной рыночной стратегии финансовой стабилизации. Нельзя допустить ситуации, когда развитие бюджетного федерализма само превратится в фактор усиления экономического и политического кризиса: еще более ослабит федеральный бюджет, вместо борьбы за оздоровление реального сектора экономики активизирует борьбу за дележ федеральных налогов, приведет к кризису общероссийского рынка ценных бумаг из-за конкуренции федеральных и региональных государственных облигаций, заблокирует усилия центра в проведении единой эмиссионной, кредитной и процентной политики и политики сокращения бюджетного дефицита. Бюджетный федерализм необходимо все более осознанно сближать с общей макроэкономической политикой рыночных реформ. Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность нашей рыночной экономической системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Проблемы реформирования  бюджетной системы

 

Ни для кого не является секретом, что в настоящее время  бюджетная система всей страны в  целом и каждого, отдельно взятого  региона, находится в процессе реформирования. Особенно этот процесс активизировался  после финансового кризиса 1998 года.

Реформирование бюджетного процесса и бюджетной системы  в целом, "повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого  роста экономики на основе стабильного  функционирования и развития бюджетной  системы" - эти цели были определены в качестве приоритетных для всей Российской Федерации в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

Бюджет должен формироваться  исходя из целей планирования и результатов  государственной политики. Текущий  бюджетный процесс ограничивает возможности для более эффективного управления государственными финансами.

Процесс реформирования бюджетной  системы позволит осуществить переход  от управления бюджетными ресурсами  к управлению бюджетными результатами. Это значит, что бюджетные ассигнования будут четко привязаны к функциям государства, а бюджетное финансирование будет в большей мере ориентировано  на поставленные задачи по экономическому развитию.

В процессе реформирования предлагается ужесточить ответственность  главных получателей и распорядителей бюджетных средств, и при этом расширить их возможности. Минфин предлагает также ввести новую оценку эффективности  бюджетных расходов и пересмотреть принцип формирования федеральных целевых программ.

Здесь речь идет о переводе некоторых расходов финансирования, осуществляемых сейчас в рамках федеральных  целевых программ, на ведомственный  уровень - то есть будут финансироваться  ведомственные целевые программы. Эти программы будут наполнены  целевыми показателями, то есть фактически речь идет о новом целевом бюджетном  планировании.

Также надо подчеркнуть, что  правительство РФ намерено принять  специальный закон о введении практики среднесрочного или даже многолетнего бюджетного планирования.

При подготовке проекта  бюджета на очередной финансовый год учитываются результаты работы всех ведомств, руководители этих ведомств, которые предварительно подготовят доклады, с учетом которых и будет  формироваться проект бюджета.

В стране, за последние  несколько лет, был принят ряд  мер по совершенствованию управления государственными финансами. Однако, до настоящего времени бюджетная система страны еще не выполняет в должной мере роль эффективного инструмента реализации политики Правительства Российской Федерации, направленной на создание условий для роста экономики и повышение уровня жизни населения.

Целью предусмотренного настоящей  Концепцией реформирования бюджетного процесса является создание условий  и предпосылок для максимально  эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной  политики.

Таким образом, реформирование бюджетного процесса предлагается осуществить  по следующим направлениям:

а) реформирование бюджетной  классификации Российской Федерации  и бюджетного учета;

б) выделение бюджетов действующих  и принимаемых обязательств;

в) совершенствование среднесрочного финансового планирования;

г) совершенствование и  расширение сферы применения программно-целевых  методов бюджетного планирования;

д) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

Как показывает международный  опыт, для перехода к новой системе  бюджетирования наряду с обеспечением устойчивой сбалансированности бюджета  необходимы глубокие преобразования всей системы государственного управления. Форсированное ее внедрение может  привести к ослаблению финансовой дисциплины, снижению подотчетности и прозрачности использования бюджетных средств, росту управленческих расходов, неоправданному усложнению бюджетного администрирования. Кроме того, предусмотренные этой системой методы и процедуры требуют  практической отработки.

Исходя из этого, при  формировании проектов федерального бюджета  предлагалось провести эксперимент  по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты, не требующий внесения изменений  в действующее бюджетное законодательство. В рамках данного эксперимента предполагалось ежегодно выделять в составе расходов федерального бюджета ассигнования, подлежащие распределению на конкурсной основе между федеральными органами исполнительной власти и реализуемыми ими программами по результатам формализованной оценки представленных заявок, включающих в себя доклады о результатах и основных направлениях деятельности, а также иные материалы, позволяющие оценить результативность бюджетных расходов и качество управления бюджетными средствами.

Выполнение мероприятий, включенных в Программу, позволит не только существенно повысить эффективность  и результативность работы органов  государственной власти, но и создать  условия для улучшения социально - экономического развития и улучшения  инвестиционного климата в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Совокупность всех видов  бюджетов образует бюджетную систему  государства. Взаимосвязь между  ее отдельными звеньями, организацию  и принципы построения бюджетной  системы принято называть бюджетным  устройством. Бюджетная система  призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его  экономической политикой.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства  на федеральном, региональном и местном  уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного  фонда денежных ресурсов. При этом важной проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации является пересмотр сложившихся отношений  между бюджетами различных уровней.

Необходимость реформирования бюджетной системы в современных  условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в  условиях жесткой централизации, еще  довольно длительное время будет  определяться развитием бюджетных  отношений. Но и при рыночной системе  роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться  в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над  теми процессами, в которых рынок  оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Таким образом, совершенствование  бюджетного устройства способно оказать  значительное положительное воздействие  на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует  осуществлять как по отношению к  внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах  бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и  качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.

Процесс преобразования бюджетной  системы - сложный, длительный, порой  весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. И от успешного  его завершения зависит ни много, ни мало - будущее всей российской экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс РФ  на 31.03.2005 г, Издательство: Омега-Л, 2005 г.

2. Бюджетное послание  Президента РФ Федеральному собранию  РФ от 14 апреля 2005 г. "О бюджетной  политике на 2006 год".

3. "Бюджетная  система Российской Федерации"  учебник / М.В. Романовский и  др.; Под. Редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской - 3-е изд., испр. и перераб. - М.: Юрайт, 2005 г.;

4. Государственный  бюджет: Учебное пособие. Под ред.М.И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 2004

5. Финансы. Под  ред. В.М. Родионовой - М., Финансы  и статистика, 2004

 


Информация о работе Российская Бюджетная система: её устройство и реформирование