Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:16, реферат
В своем движении экономика любой страны подчинена, прежде всего, объективным историческим и экономическим закономерностям. В этом смысле есть основания утверждать, что путь ее задан, предопределен свыше, проистекает из предначертанной судьбы. Однако в действительности экономика связана историческим прошлым и неизбежным будущим лишь частично, во многом ее траектория движения не продиктована однозначно, а зависит от устремлений и воли своих главных действующих субъектов: государства, предприятий, граждан.
Введение …………………………………………………………………………….3
Специфика российской экономической политики…………………………4
Сущность экономической политики………………………………………..5
Субъекты экономической политики………………………………………..8
Система целей экономической политики………………………………….11
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………………17
Оглавление
Введение ………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………17
Введение
В своем движении экономика любой страны подчинена, прежде всего, объективным историческим и экономическим закономерностям. В этом смысле есть основания утверждать, что путь ее задан, предопределен свыше, проистекает из предначертанной судьбы. Однако в действительности экономика связана историческим прошлым и неизбежным будущим лишь частично, во многом ее траектория движения не продиктована однозначно, а зависит от устремлений и воли своих главных действующих субъектов: государства, предприятий, граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономическую судьбу, хотя и в разной степени, в различных масштабах. Самыми обширными возможностями обладает в этом смысле государство в лице правительства в: широком смысле этого слова, то есть всех ветвей государственной власти.
Правительство, будучи главным
субъектом экономической
Во многом экономическая политика государства ситуационно обусловлена в том смысле, что она непосредственным образом диктуется унаследованным прошлым, сложившейся в стране экономической обстановкой, ранее принятыми решениями и обязательствами. В значительной степени политика предопределена внутристрановой и мировой конъюнктурой -- состоянием хозяйства и рынка, уровнем экономической активности, тенденциями роста и спада, спросом и предложением на товары и услуги.
Итак, цель данной работы состоит в рассмотрении некоторых аспектов государственной экономической политики и государственного регулирования экономических процессов.
Актуальность исследуемой темы определяется тем, что именно экономическая политика является основой жизнедеятельности общества. Она определяет правила игры на "экономическом поле" и способна в значительной степени влиять на общественный прогресс. Гибкость и маневренность экономической политики способствует росту благосостояния нации.
1. Специфика российской экономической политики
Экономическая политика России
на современном этапе и ее оценка
представляют собой одну из ведущих
тем, исследуемых современными отечественными
учеными в сфере национальной
экономики. В этом контексте наиболее
дискуссионной предстает
В условиях современной России экономическая политика трактуется в основном однопланово. В отечественной экономической науке и практике еще не выработаны принципы регулирования процесса, в котором каждое звено экономики несет солидную ответственность за общее дело - достижение макроэкономической стабильности. Причины этого разнообразны. Прежде всего, в стране еще жива старая традиционная установка: права и ответственность за воздействие на экономику в целом имеет только государство. Каждое звено управления экономикой в строго распределительной системе всегда обладало лишь интересом получить большую часть общего пирога. Соответственно этому сложилось и направление экономического мышления: успеть получить свое. Кроме того, российская общественно-экономическая система пока не обладает должной степенью структурного многообразия. Например, в стране уже имеются независимо действующие профессиональные союзы, но их роль в экономической политике пока скромна. Российские профсоюзы относительно недавно начали участвовать в этом процесс. Примером этого является разработка нового трудового законодательства (КЗОТ) при непосредственном участии и давлении со стороны профсоюзов. Организованные по отраслевому принципу союзы предпринимателей только складываются. Это не случайно. Еще не сформировался в должном масштабе слой предпринимателей. Его постепенный количественный рост создаст предпосылку для вызревания деловых групповых интересов и воздействия на макроэкономическую стратегию экономической политики. Наиболее активно действующими субъектами экономики являются в настоящее время такие государственные институты, как Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Центральный банк России. Специфической особенностью российской обстановки является то, что все большую роль начинают играть политические группы влияния.
Характерная черта данного фактора в том, что партии выступают, как правило, не с позиций согласования, компромисса, а, наоборот, с позиции противостояния. Внешне это реализовалось, в частности, в остром соперничестве в 90-х годах двух ветвей власти в России - между парламентом и правительством. В западных странах экономические установки различных партий также дифференцированы. Однако в целом, в отличие от России, они преимущественно расходятся лишь в деталях. Как правило, все партии в основном поддерживают вариант выбранной общественно-экономической модели. Дискуссия идет лишь по конкретным деталям социально-экономической стратегии.
2. Сущность экономической политики
Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа. В то же время, поскольку толкователем, интерпретатором целевых социально-экономических установок государства является правительство, то в государственной экономической политике находят достаточное отражение интересы, позиции, взгляды самого правительства и тех кругов, лиц, от которых оно зависит, с которыми непосредственно связано.
Экономика развивается циклически,
в ней происходят колебательные
процессы, волнообразные движения.
С периодом в несколько лет
или даже десятилетий фаза экономического
роста, подъема деловой активности
сменяется фазой снижения макроэкономических
показателей роста, возникновения
экономического спада, уменьшения спроса
и предложения, угасания предпринимательской
активности. Соответственно, принято
выделять, различать такие
В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной тип экономической политики правительства, государства. Чаще всего индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической политики, являются величина и динамика валового внутреннего продукта, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления, цен, занятости и безработицы.
Экономическая политика тесно
связана с государственной
Социальные аспекты
Намечаемая экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого государственного бюджета, в целевых государственных программах, в государственных законах, в параметрах социальной защиты и поддержки нуждающихся, в условиях государственного кредитования, в ставках государственного налогообложения и предоставляемых льготах, в государственном воздействии на экспорт и импорт, в величинах внешнего и внутреннего государственного долга. Зачастую экономическая политика характеризуется не только тем, что зафиксировано в государственных планах и программах, но и текущими, принимаемыми по ходу дела решениями правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями. Необходимость подобных действий, способных заметно деформировать официально декларируемую государственную экономическую политику, обусловлена, прежде всего нестабильностью социально-экономической, военно-политической, природно-экологической ситуации. Вполне возможны и часто наблюдаются пересмотры экономической политики вследствие допущенных ошибок в ее формировании, изменения позиций правительства либо смены его состава.
В зависимости от временного
диапазона действия, продолжительности
периода, на который рассчитаны проводимые
мероприятия, принято различать
краткосрочную и долгосрочную экономическую
политику. Долгосрочная политика характерна
при относительно устойчивых условиях
экономической жизни либо достаточно
гарантированных ресурсных
Экономическая политика проводится
государством посредством использования
находящегося в его распоряжении
инструментария, совокупности рычагов
воздействия на экономические процессы
и агентов хозяйственной
В зависимости от области
государственного воздействия на экономические
процессы и способов, инструментов
осуществления государственной
экономической политики различают
разные ее виды. Единой, общепринятой классификации
видов экономической политики не
существует, разные авторы по-разному
называют отдельные ее виды и по-разному
формируют общий перечень составных
частей экономической политики государства.
В укрупненном плане принято
выделять фискальную (финансово-бюджетную
политику), монетарную (кредитно-денежную),
внешнеэкономическую политику. В
более широком плане в
Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.
Наряду с фискальными
значительную роль играют кредитно-денежные
инструменты экономической