Российская экономическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:16, реферат

Описание работы

В своем движении экономика любой страны подчинена, прежде всего, объективным историческим и экономическим закономерностям. В этом смысле есть основания утверждать, что путь ее задан, предопределен свыше, проистекает из предначертанной судьбы. Однако в действительности экономика связана историческим прошлым и неизбежным будущим лишь частично, во многом ее траектория движения не продиктована однозначно, а зависит от устремлений и воли своих главных действующих субъектов: государства, предприятий, граждан.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….3
Специфика российской экономической политики…………………………4
Сущность экономической политики………………………………………..5
Субъекты экономической политики………………………………………..8
Система целей экономической политики………………………………….11
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Реферат по экономике 2.docx

— 349.14 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………….3

  1. Специфика российской экономической политики…………………………4
  2. Сущность экономической политики………………………………………..5
  3. Субъекты экономической политики………………………………………..8
  4. Система целей экономической политики………………………………….11

Заключение………………………………………………………………………….16

Список использованной литературы………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В своем движении экономика  любой страны подчинена, прежде всего, объективным историческим и экономическим  закономерностям. В этом смысле есть основания утверждать, что путь ее задан, предопределен свыше, проистекает  из предначертанной судьбы. Однако в действительности экономика связана  историческим прошлым и неизбежным будущим лишь частично, во многом ее траектория движения не продиктована однозначно, а зависит от устремлений  и воли своих главных действующих  субъектов: государства, предприятий, граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономическую судьбу, хотя и в разной степени, в различных  масштабах. Самыми обширными возможностями  обладает в этом смысле государство  в лице правительства в: широком  смысле этого слова, то есть всех ветвей государственной власти.

Правительство, будучи главным  субъектом экономической политики страны, избирает курс, проводит определенную линию действий для реализации избранной  социально-экономической стратегии, исходящей из целевых установок  и учитывающей сложившуюся ситуацию и намечающиеся тенденции. В этом смысле и принято говорить, что  государство осуществляет, проводит выработанную им экономическую политику.

Во многом экономическая  политика государства ситуационно  обусловлена в том смысле, что  она непосредственным образом диктуется  унаследованным прошлым, сложившейся  в стране экономической обстановкой, ранее принятыми решениями и  обязательствами. В значительной степени  политика предопределена внутристрановой  и мировой конъюнктурой -- состоянием хозяйства и рынка, уровнем экономической  активности, тенденциями роста и  спада, спросом и предложением на товары и услуги.

Итак, цель данной работы состоит  в рассмотрении некоторых аспектов государственной экономической  политики и государственного регулирования  экономических процессов.

Актуальность исследуемой темы определяется тем, что именно экономическая политика является основой жизнедеятельности общества. Она определяет правила игры на "экономическом поле" и способна в значительной степени влиять на общественный прогресс. Гибкость и маневренность экономической политики способствует росту благосостояния нации.

 

 

 

 

1. Специфика российской экономической политики

Экономическая политика России на современном этапе и ее оценка представляют собой одну из ведущих  тем, исследуемых современными отечественными учеными в сфере национальной экономики. В этом контексте наиболее дискуссионной предстает проблематика формирования выбора стратегических альтернатив  развития, направленных, прежде всего, на экономический рост российского  государства.

В условиях современной России экономическая политика трактуется в основном однопланово. В отечественной  экономической науке и практике еще не выработаны принципы регулирования  процесса, в котором каждое звено  экономики несет солидную ответственность за общее дело - достижение макроэкономической стабильности. Причины этого разнообразны. Прежде всего, в стране еще жива старая традиционная установка: права и ответственность за воздействие на экономику в целом имеет только государство. Каждое звено управления экономикой в строго распределительной системе всегда обладало лишь интересом получить большую часть общего пирога. Соответственно этому сложилось и направление экономического мышления: успеть получить свое. Кроме того, российская общественно-экономическая система пока не обладает должной степенью структурного многообразия. Например, в стране уже имеются независимо действующие профессиональные союзы, но их роль в экономической политике пока скромна. Российские профсоюзы относительно недавно начали участвовать в этом процесс. Примером этого является разработка нового трудового законодательства (КЗОТ) при непосредственном участии и давлении со стороны профсоюзов. Организованные по отраслевому принципу союзы предпринимателей только складываются. Это не случайно. Еще не сформировался в должном масштабе слой предпринимателей. Его постепенный количественный рост создаст предпосылку для вызревания деловых групповых интересов и воздействия на макроэкономическую стратегию экономической политики. Наиболее активно действующими субъектами экономики являются в настоящее время такие государственные институты, как Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Центральный банк России. Специфической особенностью российской обстановки является то, что все большую роль начинают играть политические группы влияния.

Характерная черта данного  фактора в том, что партии выступают, как правило, не с позиций согласования, компромисса, а, наоборот, с позиции  противостояния. Внешне это реализовалось, в частности, в остром соперничестве  в 90-х годах двух ветвей власти в России - между парламентом и правительством. В западных странах экономические установки различных партий также дифференцированы. Однако в целом, в отличие от России, они преимущественно расходятся лишь в деталях. Как правило, все партии в основном поддерживают вариант выбранной общественно-экономической модели. Дискуссия идет лишь по конкретным деталям социально-экономической стратегии.

2. Сущность экономической политики

Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа. В то же время, поскольку толкователем, интерпретатором целевых социально-экономических установок государства является правительство, то в государственной экономической политике находят достаточное отражение интересы, позиции, взгляды самого правительства и тех кругов, лиц, от которых оно зависит, с которыми непосредственно связано.

Экономика развивается циклически, в ней происходят колебательные  процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет  или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой снижения макроэкономических показателей роста, возникновения  экономического спада, уменьшения спроса и предложения, угасания предпринимательской  активности. Соответственно, принято  выделять, различать такие последовательно  сменяющие друг друга фазы экономического цикла, как подъем (экономический  рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия).

В зависимости от того, в  какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или  иной тип экономической политики правительства, государства. Чаще всего  индикаторами, на которые реагируют  конструкторы государственной экономической  политики, являются величина и динамика валового внутреннего продукта, совокупного  спроса и предложения, доходов и  потребления, цен, занятости и безработицы.

Экономическая политика тесно  связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже с государственной идеологией, с  военной политикой. Экономическая  политика воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства и в то же время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной  политики. Так что политические силы страны, политические партии, движения способны оказывать ощутимое влияние на экономический курс государства, проводимую экономическую политику.

Социальные аспекты экономической  политики проявляются в том, что  правительство, принимая экономические  решения, формируя бюджет, выделяя государственные  ассигнования, вынуждено учитывать  социальную реакцию разных слоев  населения, в особенности ведущих  групп. Забастовки шахтеров и другие формы социальных протестов способны иногда оказывать решающее воздействие  на отдельные элементы планируемой  и проводимой в стране государственной  экономической политики.

  Намечаемая экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого государственного бюджета, в целевых государственных программах, в государственных законах, в параметрах социальной защиты и поддержки нуждающихся, в условиях государственного кредитования, в ставках государственного налогообложения и предоставляемых льготах, в государственном воздействии на экспорт и импорт, в величинах внешнего и внутреннего государственного долга. Зачастую экономическая политика характеризуется не только тем, что зафиксировано в государственных планах и программах, но и текущими, принимаемыми по ходу дела решениями правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями. Необходимость подобных действий, способных заметно деформировать официально декларируемую государственную экономическую политику, обусловлена, прежде всего нестабильностью социально-экономической, военно-политической, природно-экологической ситуации. Вполне возможны и часто наблюдаются пересмотры экономической политики вследствие допущенных ошибок в ее формировании, изменения позиций правительства либо смены его состава.

В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности  периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать  краткосрочную и долгосрочную экономическую  политику. Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо достаточно гарантированных ресурсных возможностях, что позволяет наметить линию  экономического поведения на много  лет вперед и более или менее  строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость  внутренних и внешних условий  осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной  экономической политике, характеризуемой  приданием направленности экономическим  действиям на период, характеризуемый  примерно годом или даже несколькими  месяцами.

Экономическая политика проводится государством посредством использования  находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов  воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.

В зависимости от области  государственного воздействия на экономические  процессы и способов, инструментов осуществления государственной  экономической политики различают  разные ее виды. Единой, общепринятой классификации  видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному  называют отдельные ее виды и по-разному  формируют общий перечень составных  частей экономической политики государства. В укрупненном плане принято  выделять фискальную (финансово-бюджетную  политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. В  более широком плане в государственную  экономическую политику включают такие  ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая  политика.

Конкретными инструментами  проведения государственной экономической  политики выступают, прежде всего, такие  фискальные рычаги воздействия, инструменты  фискальной политики, как налоги, государственные  расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми  для их осуществления мерами.

Наряду с фискальными  значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие, как общая масса и доступность  денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другие централизованно  устанавливаемые нормативы).Государство  способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских  доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и  ограничений на отдельные виды экономической  деятельности. Широко используемым инструментом государственной экономической  политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз  товаров, капитала.

Информация о работе Российская экономическая политика