Российская экономическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:16, реферат

Описание работы

В своем движении экономика любой страны подчинена, прежде всего, объективным историческим и экономическим закономерностям. В этом смысле есть основания утверждать, что путь ее задан, предопределен свыше, проистекает из предначертанной судьбы. Однако в действительности экономика связана историческим прошлым и неизбежным будущим лишь частично, во многом ее траектория движения не продиктована однозначно, а зависит от устремлений и воли своих главных действующих субъектов: государства, предприятий, граждан.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….3
Специфика российской экономической политики…………………………4
Сущность экономической политики………………………………………..5
Субъекты экономической политики………………………………………..8
Система целей экономической политики………………………………….11
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Реферат по экономике 2.docx

— 349.14 Кб (Скачать файл)

 

3. Субъекты экономической  политики

В отечественной экономической  литературе под понятием "субъект  экономической политики" обычно подразумевается само государство. Такой взгляд является упрощенным. В экономической теории применяется  более широкий подход. Субъектов экономической политики несколько. К ним относятся: государство, включаемые в его состав региональные, местные институциональные образования, а также негосударственные союзы, объединения. Образ действий данных субъектов различен. Государство наделено экономической и политической властью. Союзы, объединения могут опираться лишь на свою экономическую силу. Законодательной власти у них нет.

Рис 1. Субъекты исполнения экономической политики

 

3.1 Государство как субъект

Государство наделено властью  именно для того, чтобы оно могло  связывать между собой интересы различных групп, побуждать их проявлять  активность для достижения определенных единых целей.

В рамках государственной  системы управления существует разделение властных функций. На уровне парламента происходит обсуждение и принципиальное одобрение основных направлений  экономической политики. Отвечает за ее проведение исполнительная власть -- правительство. Оно, в свою очередь, передает права (и задания) по реализации политики институциональным органам. Характер разделения функций зависит от типа организационно-политического построения самого государства. Оно, как известно, может иметь федеральную, конфедеральную, централизованную и др. структуры. В федерации принято различать три уровня субъектов экономической политики: федеральный, региональный и местный.

3.2 Негосударственные субъекты  экономической политики

К негосударственным субъектам  экономической политики относятся  различные объединения, выражающие интересы определенных слоев и групп  населения. Это, прежде всего профсоюзы, союзы предпринимателей, кооперативы  и др. В проведении в жизнь социальных аспектов экономической политики определенную роль играют также религиозные и  культурные организации. Роль союзов предпринимателей в реализации экономической политики почти столь же велика, как и  государственного звена. Основа этой роли -- возможность организации группового давления, нажима на власти. Безусловно, направленность интересов частных  групп может явно не совпадать  с целевой ориентацией государства, которое теоретически ставит на первый план своей деятельности благосостояние общества. Не случайно, поэтому между  такими союзами и государством нередко  возникает открытая борьба за проявление своих возможных властных функций. В этой борьбе государство не всегда находится в привилегированном  положении. Союзы предпринимателей (частично профсоюзы) имеют определенные преимущества благодаря своим умелым действиям в области рекламы, общественных связей. Они получают возможность воздействовать на систему  выборов. Порой прямо оказывают  давление на членов парламента, а иногда сами стремятся к представительству  в этом органе государственной власти. Тем самым для союзов создается возможность влияния на ход экономической политики "изнутри". В рамках парламента они стремятся обычно афишировать свои подходы в качестве высшей формы проявления интересов всего народного хозяйства. Это не что иное, как политический метод реализации частных экономических задач. Принято поэтому считать, что государству нужно постоянно учитывать всю совокупность групповых интересов, имеющихся в обществе. Вариант согласования интересов государства и экономических союзов, групп заключается в том, что этим объединениям может делегироваться из рук государства определенный круг функциональных задач. Например, в Швейцарии производственным объединениям дается право на проведение высококачественной профессиональной аттестации. Сельскохозяйственным союзам поручается задание на практическую реализацию сельскохозяйственной политики. В Германии корпорация ремесленников наделена полным правом на проведение экзаменов на звание подмастерья. Немалые права в соответствующей области переданы государством техническому контрольному объединению. Кроме того, государство стремится находить варианты согласования своих интересов с деловыми союзами. Таким примером может служить система тарифных договоров, в реализации которой совместно участвуют и приходят к единым компромиссным решениям государство, профсоюзы и союзы предпринимателей. Помимо государственных институтов и экономических союзов, которые непосредственно участвуют в проведении экономической политики, следует назвать также группы и институты, которые могут оказывать косвенное влияние на принятие решений по экономической политике. Речь идет о политических организациях, партиях, средствах массовой информации, влиятельных деятелях в области экономики, ученых и политиках, экспертных советах и, наконец, об общественном мнении. Степень влияния этих субъектов на характер экономической политики зависит от типа политической системы, ее структуры, стабильности, обстановки в стране. Итак, сложившийся опыт проведения экономической политики в развитых странах показывает: понятие "экономическая политика" шире термина "государственное регулирование". Проводя экономическую политику, государство выступает инициатором, образно говоря, - дирижером достаточно большого оркестра. Успех действий по макроэкономическому регулированию не в тоталитарной власти государства, а в его возможности рационально организовать совместные действия всех участников проводимой политики. Без кооперации с ними государство будет выступать в роли дирижера без оркестра.

3.3 Промежуточные субъекты  экономической политики

В условиях западной правовой системы существуют еще некоторые, близкие к государству структуры, которые также являются субъектами экономической политики. К ним  относятся институты, имеющие так  называемый публично-правовой статус. Самостоятельными учреждениями они  не являются и не входят в государственный  управленческий аппарат как его  составная часть. Им передаются определенные зоны управления, изъятые из сферы  деятельности государственных управленческих структур. Например, к числу таких  институтов в Германии относятся  региональные управления по страхованию, Фонд выравнивания послевоенного бремени, система местных больничных касс. В Швейцарии такими ведомствами  являются агентство по поддержке  общественного транспорта, организации  по противопожарной безопасности. Подобные институциональные организации  занимают среднее, промежуточное положение  в экономике (между государством и частным сектором). Они созданы  в связи с тем, что частные  фирмы настроены обычно против чрезмерно  прямой и активной регулирующей роли государства. Данная форма - компромиссный организационный вариант. В практике регулирования он играет относительно скромную роль. В условиях России институтов такого правового уровня пока не существует. Возможно, на более высокой стадии рыночного регулирования отечественная система придет к аналогичному варианту построения своей структуры.

Среди субъектов экономической  политики имеются также институты  надгосударственного характера. Их функционирование связано с системой межгосударственных соглашений. Национальные органы власти передают им часть своих управленческих функций. Так возникает форма надгосударственной экономической политики. Наиболее яркий ее пример -- деятельность Европейского сообщества.

4. Система целей  экономической политики

Для выработки экономической  политики особое значение имеет выбор  цели и соответствующей ей инструментов. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может  обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что  даст возможность контролировать ее выполнение. В процессе реализации основных целей общество вынуждено  решать множество разных задач, которые  образуют иерархическую соподчиненность  – «пирамиду целей» (рис 2).

· Цели, не поддающиеся операционному  решению, обуславливающие направленность общегосударственной политики.

· Цели, поддающиеся операционному  решению, определяющие направленность экономической политики.

Рис 2 Пирамида целей

Реализация экономической  политики предполагает использование  совокупности мер, формирующих механизм государственного регулирования. Для умения рационально применять средства воздействия на экономику требуется знать их структуру. В самом общем виде совокупность всех инструментов можно представить в виде рис 3.

Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых  мер при этом – в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий.

В условиях развитой рыночной экономики складываются следующие  предпосылки и характер экономической  политики государства. Такая политика прежде всего зависит от степени  огосударствления национальной экономики (этому соответствует ответственность  государства за состояние национального  хозяйства). Важное значение также имеет  характер развития рыночных отношений. В условиях более или менее  стихийного развития рынка неизбежно  возникает нарушение устойчивости, нормального равновесия в важнейших  пропорциях (соотношениях) макроэкономики (в общем равновесии спроса и предложения  товаров, в денежном обращении, в  занятости трудоспособного населения  и др.).В силу этого политика государства  направлена на достижение экономической  стабилизации (лат. stabiles - устойчивость) и установление равновесия основных экономических пропорций.

Рис. 3

Главные цели политики стабилизации призваны преодолеть отрицательные  последствия стихийного развития рынка  и добиться следующих улучшений  социально-экономического положения  страны.

Во-первых, отрицательным  последствием развитой рыночной экономики, каким является периодически повторяющийся  кризис (спад) всего производства страны. Он вызывает большие нарушения нормальных хозяйственных связей, увеличивает  численность безработных и ведет  к значительному уменьшению доходов  общества. В противовес этому правительство  страны призвано проводить политику устойчивого экономического роста. Это улучшает благосостояние всех членов общества.

Во-вторых, даже при отсутствии экономического кризиса рыночная система  порождает безработицу. Этим она  обрекает часть трудоспособного  населения на все тяготы, связанные  с утратой средств существования  и нормальной жизнедеятельности.

В-третьих, большим для  населения страны является свойственная рынку инфляция. Стремительный рост цен подрывает нормальные хозяйственные  связи, вызывает падение реальных доходов  всех граждан.

В связи с этим постоянным долгом правительства является проведение политики стабилизации денежного обращения. Наконец, свободная, ничем не ограниченная внешняя торговля может привести к ухудшению экономического положения  страны. Это произойдет, если объем  импорта (закупленных за рубежом  товаров) существенно превысит объем  экспорта (вывоза продукции за границу). В этом случае пострадают отечественные  товаропроизводители. Поэтому важной целью государства является проведение успешной внешнеторговой политики. Это  достигается, если увеличивается показатель чистого экспорта (разница между  объемом экспорта и объемом импорта). В данном случае в выгоде остается национальное производство. Не трудно видеть, что наибольшего успеха правительство  страны достигает, когда одновременно обеспечивает существенный рост национального  дохода, наибольшую занятость трудоспособного  населения, низкие темпы инфляции и  увеличение чистого экспорта.

Научный подход к экономической  политике означает прежде всего выяснение  тех взаимозависимостей, которые  существуют между рассмотренными основными  параметрами (показателями) национального  хозяйства.

Экономическая теория установила следующие виды взаимосвязей:

взаимодополняющие показатели. Между ними складывается прямая пропорциональная зависимость. Так, например, чем выше темпы экономического роста, тем  больше занятость трудоспособного  населения;

взаимозаменяемые параметры. Между ними существует обратная пропорциональная зависимость. Именно так взаимосвязаны, скажем, безработица и инфляция

нейтральные: изменение одного показателя никак не влияет на другой. Наверно трудно обнаружить взаимодействие таких параметров, как безработица  и чистый экспорт.

Чтобы можно было регулировать все секторы национального хозяйства, знание количественных зависимостей между  его отдельными процессами требуется  дополнить современными научными представлениями  о макроэкономических показателях.

Экономическая политика - это  совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические  процессы для реализации общественно  значимых целей.

Государственное регулирование  экономики преследует следующие  цели:

  1. устойчивый рост национального производства;
  2. поддержание эффективного размера занятости;
  3. стабилизацию уровня цен;
  4. обеспечение внешнеторгового баланса.

Можно выделить следующие  направления государственного регулирования экономики:

  1. регулирование капиталовложений;
  2. регулирование сбыта;
  3. регулирование рынка рабочей силы;

стимулирование научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Через регулирование капиталовложений государство оказывает воздействие  на темпы и пропорции общественного  воспроизводства, используя при  этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как  за счет государственного бюджета, местных  бюджетов, так и за счет частных  инвестиций, которые стимулируются  с помощью налоговых льгот.

Система сбыта регулируется государством через государственные  закупки (государственное потребление) и через потребительский кредит, который довольно широко развит в  странах Западной Европы. Система  потребительского кредита расширяет  емкость рынка, поскольку стимулирует  рост совокупного спроса.

Регулирование рынка рабочей  силы осуществляется по ряду направлений:

  1. установление максимальной продолжительности рабочей недели;
  2. установление минимальной величины заработной платы;
  3. установление порядка взносов на нужды социального страхования;
  4. государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров.

Государственное регулирование  сферы НИОКР позволяет поддерживать высокое государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров. Оно же позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в западных странах финансирует от 40 до 50% общих  затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы оно выделяет не под количество персонала, как в нашей стране, а под конкретный проект.

Помимо вышеназванных  форм государственного регулирования, можно также выделить еще и  такие формы, как система экономического программирования, регулирование мелкого  и среднего бизнеса, сельскохозяйственного  производства и т.д.

Реализация экономической  политики возможна лишь при использовании  совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия  на экономику.

Информация о работе Российская экономическая политика