Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:16, реферат
В своем движении экономика любой страны подчинена, прежде всего, объективным историческим и экономическим закономерностям. В этом смысле есть основания утверждать, что путь ее задан, предопределен свыше, проистекает из предначертанной судьбы. Однако в действительности экономика связана историческим прошлым и неизбежным будущим лишь частично, во многом ее траектория движения не продиктована однозначно, а зависит от устремлений и воли своих главных действующих субъектов: государства, предприятий, граждан.
Введение …………………………………………………………………………….3
Специфика российской экономической политики…………………………4
Сущность экономической политики………………………………………..5
Субъекты экономической политики………………………………………..8
Система целей экономической политики………………………………….11
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………………17
3. Субъекты экономической политики
В отечественной экономической литературе под понятием "субъект экономической политики" обычно подразумевается само государство. Такой взгляд является упрощенным. В экономической теории применяется более широкий подход. Субъектов экономической политики несколько. К ним относятся: государство, включаемые в его состав региональные, местные институциональные образования, а также негосударственные союзы, объединения. Образ действий данных субъектов различен. Государство наделено экономической и политической властью. Союзы, объединения могут опираться лишь на свою экономическую силу. Законодательной власти у них нет.
Рис 1. Субъекты исполнения экономической политики
3.1 Государство как субъект
Государство наделено властью именно для того, чтобы оно могло связывать между собой интересы различных групп, побуждать их проявлять активность для достижения определенных единых целей.
В рамках государственной системы управления существует разделение властных функций. На уровне парламента происходит обсуждение и принципиальное одобрение основных направлений экономической политики. Отвечает за ее проведение исполнительная власть -- правительство. Оно, в свою очередь, передает права (и задания) по реализации политики институциональным органам. Характер разделения функций зависит от типа организационно-политического построения самого государства. Оно, как известно, может иметь федеральную, конфедеральную, централизованную и др. структуры. В федерации принято различать три уровня субъектов экономической политики: федеральный, региональный и местный.
3.2 Негосударственные субъекты экономической политики
К негосударственным субъектам
экономической политики относятся
различные объединения, выражающие
интересы определенных слоев и групп
населения. Это, прежде всего профсоюзы,
союзы предпринимателей, кооперативы
и др. В проведении в жизнь социальных
аспектов экономической политики определенную
роль играют также религиозные и
культурные организации. Роль союзов предпринимателей
в реализации экономической политики
почти столь же велика, как и
государственного звена. Основа этой роли
-- возможность организации
3.3 Промежуточные субъекты экономической политики
В условиях западной правовой
системы существуют еще некоторые,
близкие к государству
Среди субъектов экономической политики имеются также институты надгосударственного характера. Их функционирование связано с системой межгосударственных соглашений. Национальные органы власти передают им часть своих управленческих функций. Так возникает форма надгосударственной экономической политики. Наиболее яркий ее пример -- деятельность Европейского сообщества.
4. Система целей экономической политики
Для выработки экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующей ей инструментов. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение. В процессе реализации основных целей общество вынуждено решать множество разных задач, которые образуют иерархическую соподчиненность – «пирамиду целей» (рис 2).
· Цели, не поддающиеся операционному решению, обуславливающие направленность общегосударственной политики.
· Цели, поддающиеся операционному решению, определяющие направленность экономической политики.
Рис 2 Пирамида целей
Реализация экономической политики предполагает использование совокупности мер, формирующих механизм государственного регулирования. Для умения рационально применять средства воздействия на экономику требуется знать их структуру. В самом общем виде совокупность всех инструментов можно представить в виде рис 3.
Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер при этом – в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий.
В условиях развитой рыночной
экономики складываются следующие
предпосылки и характер экономической
политики государства. Такая политика
прежде всего зависит от степени
огосударствления национальной экономики
(этому соответствует
Рис. 3
Главные цели политики стабилизации призваны преодолеть отрицательные последствия стихийного развития рынка и добиться следующих улучшений социально-экономического положения страны.
Во-первых, отрицательным
последствием развитой рыночной экономики,
каким является периодически повторяющийся
кризис (спад) всего производства страны.
Он вызывает большие нарушения нормальных
хозяйственных связей, увеличивает
численность безработных и
Во-вторых, даже при отсутствии
экономического кризиса рыночная система
порождает безработицу. Этим она
обрекает часть трудоспособного
населения на все тяготы, связанные
с утратой средств
В-третьих, большим для населения страны является свойственная рынку инфляция. Стремительный рост цен подрывает нормальные хозяйственные связи, вызывает падение реальных доходов всех граждан.
В связи с этим постоянным долгом правительства является проведение политики стабилизации денежного обращения. Наконец, свободная, ничем не ограниченная внешняя торговля может привести к ухудшению экономического положения страны. Это произойдет, если объем импорта (закупленных за рубежом товаров) существенно превысит объем экспорта (вывоза продукции за границу). В этом случае пострадают отечественные товаропроизводители. Поэтому важной целью государства является проведение успешной внешнеторговой политики. Это достигается, если увеличивается показатель чистого экспорта (разница между объемом экспорта и объемом импорта). В данном случае в выгоде остается национальное производство. Не трудно видеть, что наибольшего успеха правительство страны достигает, когда одновременно обеспечивает существенный рост национального дохода, наибольшую занятость трудоспособного населения, низкие темпы инфляции и увеличение чистого экспорта.
Научный подход к экономической политике означает прежде всего выяснение тех взаимозависимостей, которые существуют между рассмотренными основными параметрами (показателями) национального хозяйства.
Экономическая теория установила следующие виды взаимосвязей:
взаимодополняющие показатели. Между ними складывается прямая пропорциональная зависимость. Так, например, чем выше темпы экономического роста, тем больше занятость трудоспособного населения;
взаимозаменяемые параметры. Между ними существует обратная пропорциональная зависимость. Именно так взаимосвязаны, скажем, безработица и инфляция
нейтральные: изменение одного показателя никак не влияет на другой. Наверно трудно обнаружить взаимодействие таких параметров, как безработица и чистый экспорт.
Чтобы можно было регулировать
все секторы национального
Экономическая политика - это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.
Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:
Можно выделить следующие направления государственного регулирования экономики:
стимулирование научно-
Через регулирование капиталовложений
государство оказывает
Система сбыта регулируется
государством через государственные
закупки (государственное потребление)
и через потребительский
Регулирование рынка рабочей силы осуществляется по ряду направлений:
Государственное регулирование
сферы НИОКР позволяет
Помимо вышеназванных форм государственного регулирования, можно также выделить еще и такие формы, как система экономического программирования, регулирование мелкого и среднего бизнеса, сельскохозяйственного производства и т.д.
Реализация экономической политики возможна лишь при использовании совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику.