Российская модель рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение условий и путей формирования экономики в переходный период, ее содержание и перспективы развития.
Задачи работы:
•Изучить правительственные документы по стабилизации экономики и созданию российской модели рыночной экономики в 1990 - 2015 гг.;
•Проанализировать результаты осуществленной системной трансформации в российской экономике;
•Рассмотреть перспективы развития российской модели рыночной экономики в 2000 - 2015 гг.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………....3
Задание 1. Российская модель рыночной экономики …………………………….…4
Задание 2. Структурно-логическая схема……………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………………..20
Список использованных источников…………………………………………………21

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая экономика»

Тема работы: Российская модель рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. группы________

___________________________

Подпись___________

 

 

Проверил:__________________

 

Подпись___________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зеленогорск, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………....3

Задание 1. Российская модель рыночной экономики …………………………….…4

Задание 2. Структурно-логическая схема……………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………………..20

Список использованных источников…………………………………………………21

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы связана с необходимостью определения целей и условий реализации антикризисной стратегии формирования новой российской рыночной модели экономики.

Целью работы является изучение условий и путей формирования экономики в переходный период, ее содержание и перспективы развития.

Задачи работы:

  • Изучить правительственные документы по стабилизации экономики и созданию российской модели рыночной экономики в 1990 - 2015 гг.;
  • Проанализировать результаты осуществленной системной трансформации в российской экономике;
  • Рассмотреть перспективы развития российской модели рыночной экономики в 2000 - 2015 гг.

В первой части рассматривается теоретическая часть российской модели рыночной экономики.

Во второй части работы представлена структурно-логическая схема российской модели рыночной экономики.

 

  1. РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Современная российская экономика, по определению ООН, имеет  переходный характер - от централизованно  планируемой к рыночной. Значительная про­тяженность территории, ее недостаточная хозяйственная освоенность за пределами европейской части страны, расположенность основных природных ресурсов в удаленных необжитых районах обусловили довольно высокие издержки их освоения. Тот факт, что основные земельные ресурсы России расположены в зонах континентального климата, в относительно высоких широтах делает наше сельское хозяйство менее продуктивным, чем в других крупных сельскохозяйственных центрах мира. Это также требует больших государственных дотаций, чем, скажем, в США или в Западной Европе.

В настоящее время Центр  России остается донором по отношению  ко многим регионам РФ (из 89 субъектов  Федерации положительное сальдо межрегионального движения ресурсов имеют  лишь 15).

Единый народнохозяйственный комплекс Советского Союза в таких условиях мог сложиться лишь благодаря широкому межрегиональному перераспределению экономических ресурсов при максимально высоком уровне политической и экономической централизации.

Следует отметить, что при  плане нет рынка в смысле экономического пространства.

Эффективная реализация экономической  политики в России в условиях проводимых реформ определяется рядом обстоятельств. Назовем лишь некоторые из них:

  • полная открытость национальных рынков для иностранных воздействий;
  • потеря рычагов управления отраслями;
  • разрушение национального научного и промышленного потенциала.

Кардинальные  преобразования отраслевой структуры  российского производства начались в 1991-1992 годах. Россия перешла от «структурной спячки» конца 80-х годов в состояние «структурной ломки» в 1991-1992 гг. и медленно вернулась в исходное положение. К 1997 г. наметилась слишком явная структурная стабилизация, которая очень напоминает очередной структурный застой.

Это означает, что экономисты-аналитики  и управленцы начинают иметь дело все-таки с более или менее стационарной системой. Это позволит реанимировать традиционный аппарат экономической науки и актуализировать весь арсенал отработанных в мировой практике методов государственного регулирования рыночной экономики.

 

    1. Формирование Российской модели рыночной экономики 

 

Программа «Основные  направления перехода к рынку» была разработана правительством и одобрена Верховным Советом СССР осенью 1990 г. Программа предусматривала также  индексацию доходов трудящихся, введение пособий по безработице, создание системы переподготовки рабочей силы и другие меры социальной защиты населения. «Трансформация советской экономики будет чрезвычайно сложным процессом и потребует для завершения многих лет. Ее сердцевину составляют три тесно связанных элемента: макроэкономическая стабилизация, ценовая реформа в условиях возрастающей внутренней и внешней конкуренции и реформа собственности».

В «Основных направлениях»  упор сделан на изменения отношений  собственности, на разгосударствление и приватизацию как главном содержании перехода к рынку. Это вполне соответствует советской теоретической традиции выводить всю хозяйственную систему из этих отношений. Но  главное содержание рыночных отношений в наличии эффективной конкуренции на рынках товаров, услуг и ресурсов. Поэтому и вопросы приватизации необходимо решать, исходя из этого главного критерия.

Можно сформулировать три  требования к эффективной рыночной реформе:

  • все основные аспекты рынка должны создаваться одновременно и во взаимосвязи;
  • процесс реформы должен быть максимально сжат во времени;
  • необходимо четкое понимание главного содержания, критерия всех проводимых мероприятий.

Несовместимость устаревшей исходной базы и качественно  новых задач неизбежное противоречие всякой глубокой реформы. И для каждой страны в конкретную эпоху приходится искать собственное, оригинальное решение. Особенно необходимы «нестандартные» решения для такой гигантской страны, как СССР.

Жесткий контроль государства  над договорными ценами не позволит формироваться свободным рыночным ценам сохранится многократный разрыв между внутренними и мировыми ценами.

В программе указываются  основные меры:

  • сокращение бюджетного дефицита до 2-3% ВНП (т. е. в 3-4 раза);
  • освобождение цен от контроля (за некоторыми исключениями);
  • отмена ценовых субсидий;
  • приватизация мелких предприятий и коммерциализация (т.е. полная рыночная самостоятельность без смены собственника) крупных;
  • ликвидация отраслевых министерств, отмена государственных заказов;
  • введение социальной защиты, аналогичной другим странам с рыночной экономикой;
  • установление допустимой нормы увеличения заработной платы.

Для нормального  функционирования рыночного механизма  необходимы свободные цены, устанавливаемые  в ходе конкуренции, на подавляющее  большинство товаров и услуг. Рост цен можно ограничить жесткой финансовой политикой.

Помимо изменения финансовой политики, необходимо структурно перестроить  как систему финансов, так и  кредита.

Должны быть пересмотрены база налога на прибыль и налог  на сверхприбыль, а также личный подоходный налог.

Вместо налога с оборота  рекомендуется ввести фиксированную  ставку налога пропорционально цене товара, а через 2-3 года - налога на добавленную  стоимость, т. е. на цену товара и услуги за вычетом стоимости использованного  сырья, энергии, материалов.

 «Кредитно-денежная политика должна осуществляться административными методами» (при отсутствии развитых финансовых рынков).

Политика в области  доходов и социальной помощи самым  непосредственным образом затрагивает  жизненный уровень населения.

Во-первых, при переходе к рынку значительный рост денежных доходов населения подтолкнет (через повышение издержек и спроса) и без того огромный скачок общего уровня цен и превратит этот единовременный (как они полагают) скачок в бесконечную спираль инфляции.

Во-вторых, в  не меньшей степени их опасения вызывает и неизбежный в переходный период высокий уровень безработицы. Однако здесь они ограничиваются указанием  на необходимость изыскать источники  финансирования пособий по безработице. В социальном аспекте массовая безработица поставит страну перед неразрешимой проблемой.

Что касается переходного  периода к рынку, то главная слабость рекомендаций в том, что в них  нет ни расчета возможного падения  жизненного уровня населения (рабочих  в особенности), ни обоснованных оценок размеров безработицы, ни масштабов сокращения национального дохода в целом.

Вырабатывая будущую  модель хозяйствования в России, нужно  четко различать в ней три группы характеристик.

1) требования, обусловленные  современным глобальным уровнем  производительных сил, потребностей и культуры общества и проверенные мировым общечеловеческим опытом;

2) свойства, которые  будут обусловлены нашим социальным  выбором;

3) наконец, черты,  продиктованные специфическими  особенностями страны.

Для нашей промышленности, где производство каждого из большинства видов продукции сконцентрировано на трех-пяти предприятиях и, следовательно, монополизировано, есть два пути перехода на рыночные рельсы.

Второе требование к цивилизованному рынку - наличие  экономически зрелого, организованного и самостоятельного профсоюзного движения.

 

В том, что можно  в течение 1,5-2 лет превратить монополизированные рынки в конкурентные, сомневаться  не приходится,  есть опыт Запада. Помимо разукрупнения, этому будет способствовать:

быстрая организация сборочных производств на базе импортных деталей, особенно в импортозамещающих сферах;

целенаправленное  поощрение мелкого производства (шагом в правильном направлении  является недавнее решение Кабинета Министров СССР поощрять создание мелких металлургических заводов, использующих металлолом);

ограничение экспорта товаров, дефицитных в стране (при  условии, что это не обостряет  дефицит на других жизненно важных направлениях);

льготные условия  для иностранных инвесторов и  торговых фирм в наиболее монополизированных отраслях. Из сказанного ясно, что «третий путь» не отвергает идею «интеграции в мировое хозяйство», напротив, включает ее. Но он предполагает, что эта интеграция будет протекать не стихийно, а организованно и не в интересах только зарубежных фирм, а прежде всего в интересах ускоренного формирования национального рынка в СССР.

Организация конкурентных рынков позволит относительно быстро расширить производство, повысить эффективность, что и будет решением проблемы «избыточного спроса населения» иначе государство не будет продолжать самоубийственную политику обманчивого повышения денежных доходов за счет эмиссии.

 

1.2. Итоги трансформации экономики

 

В нашей стране реформы, направленные на трансформацию  планово-распределительной централизованно управляемой системы в рыночную многоукладную экономику, проводятся уже более десяти лет. В этот немалый срок включается попытки решить проблемы трансформации экономики по социал-демократическому варианту, по модели «рыночного социализма» (1987-1990 гг.), а затем и период праворадикальных преобразований по либерально - монетаристской модели (после 1991 г.).

Следует отметить важные с точки зрения формирования хозяйственного порядка рыночного  типа изменения: преодолены тотальное  огосударствление экономики и монопольное положение государства в организации экономической жизни общества; хозяйство стало многоукладным с равноправным положением субъектов рынка различных форм собственности и преобладанием частной собственности; начали складываться отношения конкурентности меду предприятиями в борьбе за рынок, за доступ к ресурсам, за покупателя товаров и услуг; созданы институты инфраструктуры рынка, обслуживающие взаимоотношения его субъектов; динамика и изменения структуры производства в основном подчиняются объему и структуре платежеспособного спроса. Вследствие преобразования отношений собственности и либерализации хозяйственных отношений изменилась социальная структура общества (появился класс предпринимателей, а класс наемных работников в основном переместился в частный, негосударственный сектор хозяйства), изменилась структура источников доходов населения, формируется рынок труда с таким его признаком как резервная армия труда (безработица), с углублением дифференциации населения по доходам.

Вместе с  тем экономические результаты реформ по либерально - монетаристской модели оказались в целом негативными, а в некоторых отношениях и катастрофическими: небывалый спад производства, резкое снижение реальных доходов подавляющей части населения, потеря управляемости хозяйством и социальными процессами.

Информация о работе Российская модель рыночной экономики