Российская модель рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение условий и путей формирования экономики в переходный период, ее содержание и перспективы развития.
Задачи работы:
•Изучить правительственные документы по стабилизации экономики и созданию российской модели рыночной экономики в 1990 - 2015 гг.;
•Проанализировать результаты осуществленной системной трансформации в российской экономике;
•Рассмотреть перспективы развития российской модели рыночной экономики в 2000 - 2015 гг.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………....3
Задание 1. Российская модель рыночной экономики …………………………….…4
Задание 2. Структурно-логическая схема……………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………………..20
Список использованных источников…………………………………………………21

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

В нашей стране стратегическими национальными  целями объявлены чисто институциональные  перемены, связанные со сменой собственности  во всех сферах хозяйства. Произошла  своеобразная подмена понятий - не реформы  ради улучшения экономики, а либерализация, несмотря на кризис экономики. В результате вопросы руководства и управления хозяйством были отодвинуты на задний план.

Тенденции такого развития в отсутствие соответствующей  государственной политики уже ясно просматриваются по итогам истекших 10 лет реформ (см. прилож. № 2).

Доля потребительского сектора в ВВП уменьшилась  из-за разрушения отечественного производства продовольствия и промышленных потребительских  товаров.

Отечественное машиностроение, в том числе гражданское, уменьшило свое производство в 4-5 раз, многие предприятия остановлены.

Чрезвычайно расширился спекулятивно-посреднический бизнес, в котором определяющую роль до последнего времени играли коммерческие банки, фактически обслуживавшие не производственное накопление, а перераспределение собственности и ресурсов в интересах меньшинства населения и вывоза этих ресурсов за границу. Этому способствует (фактически являясь основой перераспределения) допущение СКВ в качестве меры стоимости, платежного средства, кредитных денег и средства тезаврации внутри страны.

К перераспределению национального  достояния до последнего времени  были допущены и значительные слои мелких собственников, что делало их заинтересованными участниками  перераспределительных процессов.

Программы развития потребительского сектора и социальные программы не выполняются в полном объеме, прежде всего из-за сокращения платежеспособного спроса. До сих пор продолжается падение уровня и качества жизни основной массы населения, хотя, казалось бы, предел этого падения уже достигнут.

Таким образом, фактическими результатами либеральных реформ экономики стали:

  • потеря позитивных ориентиров национальной промышленной политики, фактическое отсутствие такой политики;
  • обескровливание экономики вследствие оттока финансовых ресурсов за границу, блокирующего нормальный инвестиционный процесс внутри страны;
  • критическое уменьшение государственных финансовых ресурсов, что чрезвычайно ограничивает возможности реализации перспективной промышленной политики, создает основу для постоянного дефицита бюджета и роста государственного долга.

Иными словами, кризис либеральной политики реформ и вызванный ею общий кризис экономики  России при их продолжении обрекают национальную промышленную политику на неэффективность практически во всех ее разновидностях.

Сложившийся в стране хозяйственный  порядок крайне несовершенен (даже уродлив) в сравнении с мировыми образцами развитой рыночной социально  ориентированной экономики.

Хозяйственные отношения (да и вся общественная жизнь в  стране) деформированы под давлением антирыночных, антилиберальных, рэкетных по природе своей сил. Прежде всего, это организованная преступность, орудующая повсеместно и в широком диапазоне - от выбивания незаконной платы с ла­вочника на городском рынке до заказного физического устранения конкурентов - банкиров, руководителей компаний.

Российская общественность, да и многие представители политических и деловых кругов за рубежом дают резко негативную оценку указанным  выше результатам праворадикального  эксперимента над нашей экономикой. Всеобщим стало требование выработать новые подходы к углублению и обеспечению позитивного характера рыночных преобразований в стране, придания им стратегического характера и полного соответствия национальным интересам. Политическая ситуация дает подтверждение и одновременно важные предпосылки реализации этого требования: прошли выборы в Государственную думу, избран новый президент действующих институтов социально ориентированного рыночного хозяйства.

В числе предложений по совершенствованию экономической политики переходного периода, углублению реформационных преобразований, пожалуй, наиболее популярной стала идея усиления регулирующей функции государства. На ней сходятся как представители «партии власти», так и их оппоненты из левой оппозиции.

Реальная ситуация в стране весьма противоречива. С одной стороны, произошло резкое ослабление роли государства  в экономике вследствие либерализации  всех видов хозяйственной деятельности и приватизации преобладающей части  государственного имущества, слабости и недостаточного профессионализма государственного аппарата. Такой результат соответствует основным положениям примененной в России либерально - монетаристской модели экономического реформирования: рыночные отношения возникают спонтанно как результат либерализации хозяйственных отношений, а разгосударствление, самоустранение государства от управления экономикой - решающая предпосылка либерализации.

Действительно, за годы реформ не уменьшилось, а возросло бремя  государственных расходов в ВВП. Государство ушло от распределения дефицитных средств производства и инвестиционных ресурсов; по бюрократическому усмотрению выделяло уполномоченные банки для выгодной работы с немалыми бюджетными средствами, всякого рода квоты, лицензии, льготы, оказывало содействие определенным субъектам и группам в залоговых аукционах и других выгодных приватизационных программах.

Учитывая противоречивость сложившейся ситуации, можно определить, что современный подход к осуществлению  политики рыночного реформирования состоит в поисках путей оптимизации сочетания либеральных и дирижистских начал.

Курс на усиление государственного регулирования вовсе не означает подавление либеральных начал в  экономике и возвращение к  ситуации, когда государство было главным предпринимателем.

В этой связи представляется необходимым и в теории, и в практике уточнить содержание понятий государственного регулирования. Ныне оно чаще всего трактуется, как та или иная форма или степень вмешательства государства в экономическую жизнь. И в такой ограниченной трактовке государственное регулирование встречает критику с либеральных позиций как содержащее потенциальную угрозу свободам рынка.

В соответствии с этим формируется  следующее требование к продолжению  рыночных реформ: перенесение центра тяжести реформационных усилий на институциональную и управленческую деятельность, т.е. на выработку регламентов хозяйственной деятельности и создание необходимых организационно-экономических структур-институтов.

Задача и предназначение нового этапа рыночной реформы - преодоление застоя в инвестициональных преобразованиях. Предстоит перейти от простейших и преимущественно административных по своей сути решений относительно либерализации и дерегулирования экономики к тщательно выверенному выстраиванию хозяйственного порядка. Речь идет о таком порядке, который учитывал бы общие закономерности рынка и особенности страны и при котором самостоятельность субъектов рынка сочеталась бы с консолидацией их усилий в интересах всего общества. Индивидуальная инициатива и стремление хозяйствующих субъектов к увеличению своих доходов должны в конечном счете результатироваться в стабилизации и повышении эффективности общественного производства, в росте благосостояния населения.

В ближайшей перспективе  важнейшее направление реформаторской деятельности - создание определенной системы институтов, правил хозяйствования, юридических законов и кодексов поведения субъектов рынка и самого государства в экономике. Предназначение этой системы - защита позитивных либеральных ценностей в экономике (многоукладное и хозяйственного равноправия различных по формам собственности субъектов рынка, конкуренции, свободы предпринимательства, внешней открытости, роста доходов предпринимателей на основе их созидательной деятельности по удовлетворению общественных потребностей), содействие отладке механизмов регулирования национального хозяйства - рыночного, корпоративного, государственного.

Решающее значение в период рыночной трансформации экономики  приобретает преобразование и упорядочение такого общественно-экономического и правового института как отношения собственности. Вполне легитимная постприватизационная корректировка отношений собственности в целях повышения экономической и социальной эффективности народнохозяйственного комплекса возможна на основе конкуренции, выявляющей структуры, неспособные рационально использовать отчужденное от государства имущество, с применением процедур банкротства под наблюдением государственных органов.

Весьма существенно также  формирование наряду с государственным  и корпоративного сектора экономики.

На современном этапе  реформационных преобразований необходима концентрация усилий на восстановлении и развитии реального сектора  экономики, общественного производства. Здесь тоже предстоит смена приоритетов  в экономической политике.

Ведь соответственно по идеологии либерально-монетаристского толка приоритет экономической политики - это финансовая стабилизация. А судьба реального сектора должна складываться в зависимости от уровня и динамики основных макропоказателей. Теоретически предполагалось, что преодоление в основном инфляции, достижение бездефицитности государственного бюджета, устойчивость национальной валюты есть необходимые и вполне достаточные условия для возобновления экономического роста и активной инвестиционной деятельности в условиях рынка.

Новый этап экономических  реформ должен сформировать предпосылки  для экономического роста и глубокой, динамичной перестройки структуры  хозяйства в соответствии с общественными потребностями, современными технико-технологическими возможностями, требованиями экономической эффективности, социальной направленности и экологически безопасного устойчивого развития со стратегической ориентацией на подготовку условий для вступления в перспективе страны в постиндустриальную (информационную) стадию общественного развития.

В ближайшей  перспективе в целях восстановления и развития реального сектора  необходимо найти способы повышения  всех видов платежеспособного спроса на продукцию и услуги, перекрыть незаконный отток российского капитала за рубеж, обеспечить в необходимых случаях защиту национального производства от внешней конкуренции и стимулировать экспорт.

Сегодня же предстоит  включить истинный вектор экономического реформирования - повышение эффективности производства и хозяйствования, рост благосостояния населения. Всякий размен экономических целей и критериев на политические выгоды должен быть исключен. Более того, развитие политических процессов следует в конечном счете подчинить интересам экономики, прежде всего задачам ее выведения из кризиса. Этому способны послужить, в частности: выстраивание единой властной вертикали по всем уровням государственной иерархии; преодоление националистистическо-сепаратистских тенденций; налаживание подлинно союзнических стратегических отношений в рамках СНГ и с постсоциалистическими странами Европы и Азии; восстановлению доверия международной общественности к России как демократическому миролюбивому государству.

 

    1. . Перспективы развития Российской экономики в 2001-2015 гг. 

 

Особенности предстоящего периода — в крайней ограниченности выбора целевых направлений конструктивной антикризисной стратегии. Масштабы угроз ближайшего десятилетия и  располагаемые ресурсы достаточно жестко определяют параметры и качественное содержание экономического развития, необходимые для преодоления нового обострения системного кризиса.

Первое направление  — повышение уровня и качества жизни основной массы населения.

В ближайшее  десятилетие эта задача является императивом антикризисной стратегии по целому ряду причин. С одной стороны, уход от сегодняшней ситуации, когда, по разным оценкам, 35-50% населения имеет доходы ниже прожиточного минимума, необходим для того, чтобы сохранить «человеческий капи­тал», демографический, образовательный и культурный потенциал общества и создать благоприятную социальную среду для мотиваций к труду и предпринимательской деятельности. С другой стороны, рост благосостояния необходим и как фактор экономического оживления: запустить российскую экономику невозможно, если не будет создан эффективный платежеспособный спрос на массовую потребительскую продукцию отечественных товаропроизводителей.

В конечном счете  за десять лет требуется создать  российский «средний класс» — массовый слой обеспеченного населения с уровнем потребления не ниже дореформенного. Он должен охватить, по крайней мере, 40% населения. Одновременно следует резко, до 10-15%, сократить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума. Как показывают расчеты, для реализации таких условий средний уровень потребления должен возрасти по сравнению с сегодняшним в 1,8 раза.

Второе направление  — резкая активизация инвестиций для качественной модернизации производственно - технологического аппарата и поддержания сырьевой базы экономики. Для того, чтобы сохранить необходимые производственные мощности и при этом нормализовать процесс их качественного обновления, объем производственных инвестиций должен возрасти в 2,4 раза. При этом необходимо:

  • расширить внутренние финансовые источники инвестиций, прежде всего, за счет роста доходов и накоплений предприятий реального сектора;
  • перейти к режиму интенсивного обновления производственного аппарата;
  • обеспечить структурный маневр инвестициями в пользу обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства;
  • восстановить и развить собственную базу инвестиционных ресурсов (машин, технологического оборудова­ния), максимально задействовав имеющийся инновационный и технологический потенциал.

Информация о работе Российская модель рыночной экономики