Российская модель рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение условий и путей формирования экономики в переходный период, ее содержание и перспективы развития.
Задачи работы:
•Изучить правительственные документы по стабилизации экономики и созданию российской модели рыночной экономики в 1990 - 2015 гг.;
•Проанализировать результаты осуществленной системной трансформации в российской экономике;
•Рассмотреть перспективы развития российской модели рыночной экономики в 2000 - 2015 гг.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………....3
Задание 1. Российская модель рыночной экономики …………………………….…4
Задание 2. Структурно-логическая схема……………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………………..20
Список использованных источников…………………………………………………21

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

Третье направление  — обеспечение военной безопасности страны. Уровень прогнозируемых в период с 2000 по 2010 год военных угроз, а также требования военно-технологической безопасности требуют увеличения расходов на национальную оборону по сравнению с бюджетом 1998 года в 2,2 раза, до 175-180 миллиардов рублей. Нормализация расходов на оборону подразумевает, в частности:

  • поддержание численности вооруженных сил, необходимой для ведения одного-двух вооруженных конфликтов средней интенсивности на различных театрах военных действий, то есть не менее 1,2 миллиона человек (это потребует не менее 54 миллиардов рублей, исходя из ежегодных расходов на одного военнослужащего в 45 тысяч рублей);
  • значительное увеличение в структуре военного бюджета доли инвестиционной компоненты — закупок вооружений и военной техники, оборонных НИОКР, капитального строительства.

Четвертое направление (поддержание и развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей воспроизводство  человеческого капитала».

Пятое направление  — сохранение и развитие инновационного потенциала.

Поддержка инновационного потенциала страны означает, прежде всего, стимулирование эффективного спроса на инновации.

В то же время  необходимо резкое повышение расходов на науку. За последнее десятилетие  валовой продукт науки и научного обслуживания снизился с 3% ВВП (1989-1990 годы) до 0,6-0,8% Для того чтобы обеспечить нормальное функционирование гражданских и военных НИОКР, соответствующие расходы должны быть увеличены не менее, чем втрое.

Шестое направление  — обеспечение внешней платежеспособности страны. Для того чтобы гарантированно обеспечить платежеспособность страны и иметь возможность наращивания валютных резервов (не прибегая к чрезвычайным мерам в валютной и внешнеэкономической сферах) в ближайшее десятилетие, необходимо иметь активное сальдо торгового баланса по товарам и услугам на уровне не менее 15-20 миллиарда долларов США при сокращении вывоза капитала как минимум вдвое.

Создание новой  модели экономики и выход на траекторию динамичного роста потребуют  изменений основных макроструктурных пропорций.

1. Переориентация  производства на внутренний спрос  и сокращение доли импорта  в его покрытии. В ближайшие  один-два года основным источником  роста со стороны конечного  спроса останется импортозамещение, в дальнейшем — производственные  инвестиции, и, в меру ослабления финансовых ограничений, государственный спрос, во второй половине десятилетия — потребительские расходы.

2. Разблокирование  источников роста внутреннего  спроса, прежде всего — увеличение  доходов и накоплений реального  сектора, замороженных в неденежных формах расчетов.

3. Обеспечение  опережающего, по сравнению с  конечным потреблением, роста валовых  сбережений и инвестиций.

4. Изменение  структуры товарного производства  в пользу обрабатывающей промышленности.

5. Опережающий  по сравнению с динамикой производства и инфляции рост денежной массы с одновременным изменением её структуры в пользу средств на счетах предприятий.

Формирование  качественно новой модели российской экономики предполагает осуществление  ряда ключевых условий. Следует подчеркнуть, что эти условия сами по себе еще не создают импульс динамичного экономического развития — они лишь образуют требуемый формат конструктивной среднесрочной стратегии.

Ключевая особенность  перехода к новой модели экономики  состоит в том, что он требует в первоочередном порядке форсированного наращивания инвестиций.

В среднесрочной  перспективе существует три основных ограничения для перехода к наращиванию инвестиций.

Первое —  недостаток экономических и финансовых институтов, ориентированных на расширение инвестиций. Одним из главных факторов, сдерживающих рост капиталовложений, является не нехватка ресурсов, а низкий инвестиционный спрос со стороны предприятий и отсутствие мотиваций со стороны потенциальных инвесторов. Для того чтобы ослабить это ограничение, необходима концентрация капитала — создание мощных хозяйственных структур, способных в рамках реализации крупных проектов замкнуть весь инвестиционный цикл. Кроме того, необходимо обеспечить реальную защиту прав инве­сторов и создать механизмы снижения инвестиционных ков (страхование, предоставление гарантий).

Второе —  социальные ограничения. Критически низкий уровень жизни основной массы  населения не позволяет увеличивать  инвестиции за счет снижения потребления. Более того, в среднесрочной перспективе решение неотложных социальных задач потребует значительных экономических ресурсов, со­кращающих инвестиционные возможности экономики. Не менее 20% ВВП должно направляться на финансирование социальных нужд: социальные трансферты, содержание социальной сферы, субсидии жилищнокоммунальному хозяйству и тому подобное.

Третье —  недостаток свободных финансовых ресурсов для инвестиций. Между тем имеющийся  финансовый потенциал российской экономики  позволяет удвоить ресурсы капиталовложений.

Самым крупным  резервом является повышение обеспеченности хозяйственного оборота денежными средствами и сокращение бартера. За счет высвобождения доходов предприятий реального сектора, «замороженных» в неденежных формах расчетов, инвестиционные ресурсы могут быть увеличены к 2005 году на 2,5-3% ВВП, а к 2010 году на 4-4,5% ВВП.

Важнейшим преимуществом  российской экономики является наличие  собственного инновационного и высокотехнологичного машиностроительного потенциала, сосредоточенного, главным образом, в отраслях оборонного комплекса. Его использование позволит в перспективе наполнять инвестиционный спрос за счет развертывания собственного производства конкурентоспособной машиннотехнической продукции, не ухудшая платежный баланс.

Прогнозные  расчеты показывают, что реализация отмеченных базовых условий может обеспечить в среднесрочной перспективе экономический рост с темпами, значительно более высокими, чем в «потребительски-ориентированном» и «экспортоориентированном» вариантах — на уровне 4,5% в среднем за год. Еще больше увеличить темпы роста оказывается практически невозможно из-за ограничений со стороны снижающихся производственных мощностей, инерционного развития сырьевой базы (сельское хозяйство, топливный сектор), нагрузки со стороны внешнего долга и необходимости поддерживать социальные и оборонные расходы.

Объективные цели, ограничения и ресурсные возможности  определяют общую схему реализации антикризисной стратегии.

Переход к новой  модели российской экономики предполагает три последовательных этапа с  различными задачами, источниками и секторами экономического оживления.

Главная задача первого этапа — поддержать процесс  оживления экономики, начавшийся в 1998-1999 годах. Основными факторами  ее решения в этот период могут  стать импортозамещение, расширение финансовой базы товарного производства (вытеснение неплатежей и бартера, нормализация оборотного капитала), а также некоторое расширение экспорта промежуточных товаров.

 

Вторая задача — запуск механизмов, обеспечивающих процесс консолидации власти и основных экономических субъектов, преодоление разрыва между федеральным центром и субъектами Федерации.

Третья задача — активизировать создание институциональных  предпосылок экономического роста. Необходимо ускорить формирование крупных  промышленных корпораций, способных  взять на себя основную тяжесть санации производства и реструктуризации основного капитала.

Развитие системы  банков и корпораций позволит задействовать  дополнительные резервы экономического роста. Они состоят в сокращении издержек, обусловленных низкой загрузкой  мощностей и неэффективным использованием рабочей силы.

Четвертая задача — создать финансовую базу расширенного производства за счет повышения монетизации экономики. К концу данного этапа необходимо снизить уровень бартера в продажах про­мышленности не менее чем на пять процентных пунктов.

Пятая задача —  повышение сбалансированности бюджета. К концу этапа необходимо увеличить уровень налоговых поступлений в консолидированный бюджет (включая целевые бюджетные фонды) с сегодняшних 25% до как минимум 26-27% ВВП. В то же время необходимо обеспечить устойчивый первичный профицит бюджета на уровне 3—4% ВВП.

Шестая задача — добиться поступательного снижения уровня инфляции. К концу периода  уровень инфляции не должен превышать  значений, подавляющих инвестиционную активность и склонность к сбережению — около 10% за год.

В целом данный этап будет характеризоваться следующими параметрами.

Особенности российского  национального хозяйства - наличие  незагруженных конкурентоспособных  производственных мощностей, ограничения  со стороны платежеспособного конечного  спроса — позволяют обеспечить лишь относительно умеренный рост экономики за три года на 11-12%. В то же время произойдет значительное улучшение экономического климата, проявляющееся в ослаблении региональ­ного сепаратизма, монетизации хозяйственного оборота и улучшении финансового положения производителей. Последнее позитивно отразится на росте валовых национальных сбережений, которые к 2002 году могут составить 30-31% ВВП.

Это позволит уже  на данном этапе оживить инвестиционный процесс. Прирост капиталовложений за весь период может составить 9-10%. Рост реальных доходов и потребления населения будет соответствовать расширению ВВП и составит за три года 11-12%.

Второй этап: 2003-2006 годы

Главная задача этого периода — максимально  возможное ускорение обновления материально-технической базы российской экономики, повышение эффективности и конкурентоспособности производства.

В результате, к  концу периода норма валовых  национальных сбережений может возрасти до 32-33% ВВП, а накопления основного  капитала (за счет ограничения вывоза капитала за рубеж) — с 16% до 20-21% ВВП.

Общие темпы  экономического роста в этот период могут составить 4,7-5,1%, повышения  конечного потребления домашних хозяйств — 3,5-4%. Более высокие темпы  практически недостижимы — во-первых, из-за ресурсных ограничений, во-вторых, вследствие необходимости поддерживать относительно высокий уровень первичного профицита бюджета (около 3% ВВП). Тем не менее, на этом этапе (с 2003 по 2004 год) население сможет восстановить средние объемы потребления до уровня, предшествующего финансовому кризису 1998 года. Инфляция стабилизируется на уровне около 7-8% в год.

На рубеже 2005-2006 годов российская экономика столкнется с ужесточением ресурсных ограничений. Производство выйдет на нормальную загрузку конкурентоспособных мощностей, после  чего «мощностной фактор» станет сдерживать дальнейшее ускорение его роста.

Усиление ресурсных  ограничений будет означать завершение второго и переход к третьему этапу.

Третий этап: 2007-2010 годы

На этом этапе  неизбежно некоторое снижение темпов экономического роста. Главными задачами становятся: поддержание роста в условиях ужесточения ресурсных ограничений и перенос центра тяжести с инвестиций на потребление.

Необходимо  подчеркнуть, что эти две задачи тесно связаны между собой. Структурный  маневр в сторону неэнергоемкого и некапиталоемкого потребительского спроса является единственной возможностью «вписаться» в предложение первичных ресурсов, сохранив при этом динамичный экономический рост.

Заключительный  этап антикризисной стратегии характеризуется  следующими макроэкономическими параметрами.

Произойдет  снижение среднегодовых темпов роста  ВВП до 4,4-4,7%, в основном за счёт замедления динамики капитальных вложений.

Рассматриваемый вариант близок к оптимальному с  точки зрения целей, угроз и ресурсных  возможностей российской экономики в предстоящее десятилетие. Он позволяет не только сохранить, но и расширить конкурентоспособный промышленный потенциал страны: несмотря на высокую норму выбытия, про­изводственные мощности за десятилетие снизятся всего на 10%, а в машиностроении и пищевой промышленности останутся примерно на уровне 2000 года.

В значительной степени будет решена проблема сохранения и развития «человеческого капитала». Конечные расходы государственных  учреждений возрастут более чем  в полтора раза, что гарантирует качественное улучшение отраслей социальной сферы.

Будет обеспечен  также необходимый, с точки зрения безопасности страны, рост оборонных  расходов.

Что касается уровня жизни, то, хотя его повышение и  не достигнет необходимы: значений, он будет неуклонно и динамично возрастать. Будут созданы материальные предпосылки для того, чтобы обеспечить достойные условия жизни для основной массы граждан России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

 

 

Схема 1 – Переход к рыночной экономики

 

 

Схема 2 - Механизм регулирования рыночной экономики

Информация о работе Российская модель рыночной экономики