Российские деньги-обычное и необычное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:49, доклад

Описание работы

Деньги... Нет более популярного слова у населения, в каждой семье, в мыслях людей. Стремление к обладанию деньгами стимулирует труд и творчество, и в то же время в погоне за деньгами кое-кто порой прибегает к различным махинациям и даже преступлениям. Но главное состоит в том, что деньги являются важнейшим средством торговли и экономических отношений в обществе. Это великое экономическое изобретение человечества, которое способствует прогрессивному развитию мира.

Содержание работы

1. Введение.
2. Тезисы из истории бумажных денег с 1769 по 1914 года.
3. Бумага, которая используется для изготовления денег.
4. Изготовление бумажных денег.
5. Печатание денег.
6. Как подделывают бумажные деньги России.
7. Как отличать фальшивые деньги от подлинных.
8. Перспективы бумажных денег.

Файлы: 1 файл

Российские деньги.docx

— 54.04 Кб (Скачать файл)

         

 

Реферат по экономике  на тему: «Российские деньги-обычное и необычное»

Бумажные деньги России


 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                       Выполнила ученица

 

Преподаватель:

 

 

                                           

  1. Введение.
  2. Тезисы из истории бумажных денег с 1769 по 1914 года.
  3. Бумага, которая используется для изготовления денег.
  4. Изготовление бумажных денег.
  5. Печатание денег.
  6. Как подделывают бумажные деньги России.
  7. Как отличать фальшивые деньги от подлинных.
  8. Перспективы бумажных денег.

 

                

 

 

1.Введение.

Деньги... Нет более  популярного слова у населения, в каждой семье, в мыслях людей. Стремление к обладанию деньгами стимулирует  труд и творчество, и в то же время  в погоне за деньгами кое-кто порой  прибегает к различным махинациям и даже преступлениям. Но главное  состоит в том, что деньги являются важнейшим средством торговли и  экономических отношений в обществе. Это великое экономическое изобретение  человечества, которое способствует прогрессивному развитию мира.

Бумажные денежные знаки — в определенной мере показатель культуры, технического и экономического развития, благосостояния народа, его  общественного и политического  устройства, зеркало, в котором отражается история государства. В художественном отношении они часто представляют образцы оригинального графического искусства.

Бумажные денежные знаки нашей страны мы считаем  российскими деньгами. Это объясняется  следующими обстоятельствами. Во-первых, бумажные деньги всегда, в том числе  и в периоды существования  СССР, отражали российскую тематику и  в основном содержали русский  текст. Назывались они русским словом "рубль". Во-вторых, они создавались  российскими художниками и специалистами  и изготовлялись в России. В-третьих, почти вся история изготовления бумажных денег связана с созданием  и развитием российской Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг, ныне Гознака, который монопольно вот  уже 175 лет печатает деньги.

После Октябрьской  революции и образования в 1922 году Союза ССР российские деньги трансформировались в общесоюзные. Для придания деньгам общесоюзной символики на них печатались герб СССР и некоторые надписи на языках республик. Введение общей рублевой денежной системы диктовалось тесными политическими и экономическими связями между республиками и централизацией управления союзным государством.

После распада  Союза в 1991 году республики провозгласили  себя самостоятельными независимыми государствами. Некоторые из них стали вводить  свои собственные денежные знаки, а  другие продолжали оставаться в рублевой зоне. В этих условиях рубль вновь  становится в основном российским денежным знаком.

Бумажные деньги всегда вызывали повышенный интерес  у населения. Это обусловлено  не только их важным значением в жизни людей, но и историческими связями денег с той эпохой, в которую они появлялись.

 

2.Тезисы об истории бумажных денег с 1769 по 1914 года.

Деньги в своей  натуральной форме как самостоятельная  ценность, известны с незапамятных времен.

Первые бумажные деньги, как и сама бумага, были изготовлены  в Китае. Их подробно описал посетивший Китай в конце XIII века знаменитый итальянский путешественник Марко  Поло, проживший там 17 лет. Во время  правления династии Юань (1271 — 1368 гг.) они печатались в больших количествах  и были главным средством денежного  обращения в Китае.

В Северной Америке  и Западной Европе денежные знаки  стали выпускаться позже: в североамериканском штате Массачусетс — в 1690 г., во Франции — в 1718 г., в Австрии  — в 1762 г. в Пруссии — в 1765 г.

В России первые бумажные деньги (ассигнации) были выпущены в период царствования Екатерины II, в 1769 году. Выпуск их был обусловлен рядом причин. Монетное обращение  в период царствования Елизаветы (1741 — 1761 гг.) и в последующие годы базировалось на медных деньгах, так  как серебра и золота в то время  было недостаточно. Расширение торговых связей, охвативших огромную территорию России, требовало большого количества денег более удобных, чем медные монеты, которые преобладали в  обращении, но были непригодны для крупных  торговых сделок. Платеж в сумме 100 рублей в пятикопеечных медных монетах  весил более 6 пудов (около одного центнера).

Выпуск бумажных денег тесно связан с техническими и материальными условиями, уровнем  производительных сил государства. К ним относится изобретение  и совершенствование бумажного  производства, создание печатных и  других полиграфических машин, наличие  специалистов, способных осуществить  изготовление денег. Необходимо для  этого и создание специального предприятия. В России до начала XIX века таких  условий не было, и это сдерживало введение бумажных денег. Тем не менее, согласно Манифесту Екатерины II от 29 декабря 1768 года, в России в 1769 году стали выпускать первые бумажные деньги в виде ассигнаций. Они мало походили на деньги в нашем представлении. Это были скорее всего банковские обязательства-расписки на получение монеты.

Ассигнации заменили крайне неудобные медные деньги, пользовались большим успехом и весьма способствовали торговле. Ими выплачивалось жалованье  государственным служащим. Сначала  все выпущенные ассигнации были обеспечены монетой и, приносимые частными лицами в банк, они немедленно обменивались на медные, серебряные и золотые  монеты. Но вскоре количество ассигнаций стало превышать запасы монет, и  в связи с чрезмерным выпуском, особенно в период войны с Турцией, их курс по отношению к монете стал падать. В последний год царствования Екатерины II за ассигнационный рубль  давали 68,5 копейки. Бумага для ассигнаций изготовлялась на Красносельской мануфактуре (а позже на бумажной мануфактуре в Царском Селе), имела водяные знаки. Печать осуществлялась в Сенатской типографии.

Качество первых ассигнаций было невысоким как из-за плохой бумаги, так и по полиграфическому исполнению. Печатное изображение состояло в основном из текста и нумерации. Ввиду простоты выделки ассигнаций вскоре после выпуска началась их подделка. Распространение фальшивых  ассигнаций заставило правительство  ввести бумажные деньги нового образца. Однако и новые ассигнации, выпущенные в 1786 году, оставались примитивными. Кроме  купюр в 100, 50 и 25 руб. стали выпускать  ассигнации 10 руб., которые печатались на красной бумаге, и 5 руб. — печатались на синей бумаге (отсюда берут начало народные термины: 10 руб. — "красненькая", 5 руб. — "синенькая").

В 1814 — 1815 гг. курс бумажного рубля упал до 20 копеек. Ввиду сложившегося положения министр  финансов Д. Гурьев представил Александру I доклад, в котором указал на необходимость  замены существующих ассигнаций и устройства особого заведения для изготовления бумажных денег. Получив согласие императора, Д. Гурьев обратился к "сведущему  во всех технических производствах" генерал-лейтенанту А. А. Бетанкуру с предложением выяснить условия и способы приготовления новых денежных знаков. Бетанкур рекомендовал создать для изготовления бумажных денег специальное предприятие. Летом 1815 года в Петербурге, на левом берегу реки Фонтанки, Министерство финансов купило участок земли и некоторые расположенные на нем строения. К этому времени Бетанкур разработал проект строительства нового бумагоделательного и типографского производства, которое впоследствии было названо Экспедицией Заготовления Государственных Бумаг.

4 марта 1816 года  представленный Бетанкуром план устройства Экспедиции получил высочайшее утверждение Александра I.

Не ожидая официального открытия предприятия, 30 марта 1818 года приступили к изготовлению новых  ассигнаций, а к осени 1818 года первая партия ассигнаций достоинством в 25 руб. была отпечатана. 21 августа (по старому  стилю) 1818 года Государственный совет  утвердил проект учреждения и временный  штат Экспедиции Заготовления Государственных  Бумаг. Это мнение было утверждено краткой  и окончательной резолюцией Александра I: "Быть по сему".

Новые ассигнации, изготовленные Экспедицией в 1818 — 1819 гг., существенно отличались от старых (образца 1786 года), отпечатанных в Сенатской типографии, и были значительно сложнее. Образцы ассигнаций, разработанные Бетанкуром и Хованским, утверждены Александром I. Их номиналы составили 100, 50, 25, 10 и 5 руб. Водяные знаки стали более высокого качества, по четырем сторонам купюр высвечивался текст "Государственная банковская сторублевая (или другого достоинства) ассигнация". Рисунок на ассигнациях выполнен в стиле ампир (парадный, монументальный). Они имели сетку. Рисунки выполняли граверы.

Шли годы и десятилетия. Россия все больше нуждалась в  бумажных деньгах. Объем работы Экспедиции постоянно возрастал. Кроме производства денежных знаков выполнялись многие заказы частных предпринимателей на изготовление ценных бумаг.

В 1839 — 1843 гг. министр  финансов Е. Ф. Канкрин провел денежную реформу, которая установила систему серебряного монометаллизма с обращением устойчивых бумажных денег.

С 1 января 1840 года на всем пространстве империи единственной монетной единицей определен серебряный рубль, на который обменивались по определенному  курсу бумажные деньги. В 1843 году выпущены новые кредитные билеты, сменившие  прежние ассигнации. Эти деньги были лучше по качеству и рисунку, но в  производстве преобладал ручной труд, граверные работы оставались на довольно низком уровне, и в обращении вновь  появилось много фальшивых денег. Стремясь повысить качество внешней  отделки и сложность рисунка  бумажных денег, Экспедиция не только заменяла устаревшее оборудование, но и регулярно приглашала талантливых  художников и граверов.

Важнейшим техническим  усовершенствованием явилось применение открытой в 1838 году русским ученым Якоби  гальванопластики для изготовления печатных форм. Гальванопластика ускорила их изготовление и обеспечила полную идентичность воспроизведения рисунка  денежных знаков. Впервые гальванопластические формы из меди применили для кредитных  билетов образца 1843 года. В 1880 году Экспедицией  разработан способ изготовления гальваноформ из железа, что повысило их тиражеустойчивость. Гальванопластика прочно вошла в технологию денежного производства.

В 1866 — 1867 гг. выпущены новые кредитные билеты, при изготовлении которых впервые применена металлографская  печать. На билетах были нанесены новые  водяные знаки с полутонами, гильоширные типографские и металлографские розетки. С этого времени металлографская печать с гравюры стала основной для изготовления денег и других наиболее ценных бумаг.

В 1890 году идея Орлова о печатании многокрасочного  рисунка с одного клише была одобрена и принята управляющим Экспедицией. В 1891 году Орлов сконструировал печатную машину, которую изготовили в Петербурге на заводе "Однер".

Впервые орловскую  печать применили при изготовлении кредитных билетов 25-рублевого достоинства  образца 1892 года и 10-рублевого —  образца 1894 года. С этих пор орловская  печать прочно вошла в технологию производства бумажных денег.

Главная особенность  и оригинальность орловской печати состоит в том, что при воспроизведении  многокрасочного оригинала достигается  абсолютно точное совпадение (приводка) элементов рисунка, печатаемых разными  по цвету красками, что недостижимо  при печатании обычным типографским и другими способами печати. Это  преимущество орловской печати позволило  получать многокрасочные оттиски, красивые в художественном отношении и, главное, не поддающиеся подделке обычными полиграфическими приемами.

В конце XIX и начале XX вв. стали изготавливать кредитные  билеты с портретом Петра I достоинством в 500 руб. и Екатерины II — в 100 руб. Портреты выполнены путем гравировки, а на белом купоне повторены в  виде водяного знака.

 

3.Бумага, которая  используется для изготовления  денег.

Бумага — это  весьма необычное, специфическое изделие, сложное в изготовлении.

Для изготовления денег применяется специальная  высокосортная бумага, обладающая высокими техническими и потребительскими свойствами. Она является основой денежного  знака и в значительной мере определяет качество и особенно износоустойчивость денег. Денежная бумага изготовляется на Ленинградской и Краснокамской фабриках Гознака на современном оборудовании и по прогрессивной технологии.

Важнейшим требованием  к денежной бумаге является износоустойчивость. Принято считать основным показателем, характеризующим износоустойчивость, сопротивление излому и разрыву, которые нормируются техническими условиями. Бумажные деньги в обращении многократно сгибаются (складываются) и разгибаются. Поэтому при испытании на приборе фальцере образцы бумаги должны выдерживать (не разрываться) несколько тысяч двойных перегибов (обычные печатные бумаги выдерживают до двадцати двойных перегибов). Высокая прочность должна быть и на разрыв. Она определяется на динамометре и выражается расчетной длиной в метрах полосы бумаги, которая разрывается от собственного веса. Разрывная длина денежной бумаги исчисляется тысячами метров (значительно больше, чем у обычных бумаг). Кроме этих важнейших показателей износоустойчивость бумаги характеризуется также и сопротивлением надрыву кромки. Этот показатель высок, но техническими условиями не нормируется.

В процессе печатания  типографским и орловским способами  прочность бумаги частично снижается , особенно при плохо отрегулированном натиске (давлении). Для обеспечения высокого качества и прочности печатного рисунка денежная бумага обладает необходимой степенью белизны, непрозрачности, гладкости, светопрочности. Она не должна изменять своего цвета (белизны) и снижать механическую прочность под воздействием света, солнечных лучей. Стойкость к "старению" наибольшая у бумаг, изготовленных из волокон льна и хлопка. Красочный слой на бумаге должен хорошо закрепляться и быть достаточно прочным на истирание.

Информация о работе Российские деньги-обычное и необычное