Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 22:54, курсовая работа
Объектом данной курсовой работы является проблема обмена товарами: товар – деньги – товар, и этому хорошо способствовали ярмарки. Они стали неотъемлемой часть товарооборота. А предметом курсовой является роль ярмарок в развитии российской экономики.
Цель работы: Узнать, что означает слово «ярмарка»? Зачем устраивали их? Какие товары продавались? Получение выгоды со стороны продавца и покупателя на ярмарках и учёт интересов обеих сторон.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
САРАТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет учёта статистики и информационных технологий
Направление подготовки /Специальность «Экономика»
Профиль / Специализация / Магистерская программа «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Дисциплина «Экономическая история»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Российские ярмарки и их роль в развитии товарно-денежных отношений»
Автор работы:
Студент 1 курса
Очной формы обучения
Голикова Наталья Леонидовна
Подпись____________________
Должность, ученая степень
д.и.н., профессор
Фролкин Павел Петрович
Оценка______________________
Подпись____________________
«______»___________20______г.
Саратов 2014 г.
Содержание.
Введение.
Объектом данной курсовой работы является проблема обмена товарами: товар – деньги – товар, и этому хорошо способствовали ярмарки. Они стали неотъемлемой часть товарооборота. А предметом курсовой является роль ярмарок в развитии российской экономики.
Цель работы: Узнать, что означает слово «ярмарка»? Зачем устраивали их? Какие товары продавались? Получение выгоды со стороны продавца и покупателя на ярмарках и учёт интересов обеих сторон.
Задачи:
Для написания данной курсовой работы использовалась следующая литература:
Слово "ярмарка" ("fair") пришло от латинского слова "феерия", что означило "праздничный день" или "свято".
Ярмарка – это ежегодно повторяющиеся рыночные мероприятия, проходящие в определенный период времени, где представляются и реализуются товары и услуги фирм-участников одной или нескольких отраслей промышленности, нацеленных на заключение прямых торговых сделок по представленным образцам в национальном и международном масштабах.
Россия долго сохраняла традиционный уклад торговой и промышленной жизни. И главной её чертой были ярмарки. Только они могли дать необходимый импульс экономике страны, где крестьяне составляли большую часть населения и производство оставалось мелким, а торговля была слабо специализирована. Именно ярмарки давали мелкому производителю право и возможность заключения самостоятельных сделок, свободного выбора партнёра, избавляя его от экономически разорительной зависимости от скупщика и торговца. Таким образом, тема «Российские ярмарки и их роль в развитии товарно-денежных отношений» была, остается и будет достаточно актуальна.
Ярмарки на Руси зародились с древнейших времён. Возникали они всегда на пересечении наиболее важных торговых путей, так как люди жилы в отдельных хуторах, поселках, больших собственных домах и точек продажи в то время не было.
Торговля производилась в особые базарные дни на специальной площади, которую не разрешалось использовать для других целей.
Большинство товаров выращивалось, производилось для собственного потребления, но после хорошего урожая оставалось много запасов, которые некуда было девать. И поэтому ремесленники стали изготавливать все больше своего товара для продажи на ярмарках. Так появилась возможность продать товары и покупать необходимые. В следствии чего и появились ярмарки.
РАЗДЕЛ 1.
Ярмарки
появились в Европе в раннее средневековье
в период
господства натурального хозяйства и
экономического недопонимания, когда
торговля была нестабильной редкостью
и обслуживала в большой степени
богатые слои общества, предоставляя им
редкие и дорогостоящие импортные продукты.
Узкий ассортимент рынка и незащищённость
торговых путей
побуждали купцов объединяться в караваны
с целью общей торговли,
создавались в специально выбранных местах,
где собирались значительные
массы людей: на пересечении торговых
путей и в местах, в которых
проходили народные собрания, большие
церковные праздники и другие
публичные события. В раннее средневековье,
особенно в таких местах, где
города не были сформированы как центры
ремесла и торговли, ярмарки
играли значительную роль, как единственные
крупные пункты
Значение ярмарок возросло в X – XI века с возникновением и формированием городов, увеличением производства городских ремёсел, возникновением внутреннего рынка и усилением международных торговых связей, развитием сухопутных дорого и средств общения.
Наряду с крупными ярмарками — центрами оптовой торговли, где росла роль тяжёлых товаров (хлеб, вино, руда и металлы, соль, сукно), существовали также и областные (региональные) и мелкие местные ярмарки, где реализовывалась сезонная продукция.
Необходимость регулирования ярмарочной торговли привела к появлению специальных ярмарочных прав. Ярмарки давали владельцу территории, высокую прибыль (в виде торговых пошлин и поборов). Следовательно, возможность организовывать или разрешать ярмарки стала одной из основных феодальных привилегий. Её получали различные города, духовные или светские сеньоры, как правило от королей.
Часто ярмарки имели определённую специализацию. Так, итальянские славились дорогими тканями и восточными товарами; французские — вином и сукном; английские — шерстью, грубым сукном, свинцом, оловом, углем; южно-германские — вином; датские — сельдью; шведские — железом и медью.
Основные ярмарки были центрами международной торговли. В XIII – середине XIV века такими выставками, где сосредоточивались торговля и денежные операции Европы, стали называться Шампанскими ярмарками. К середине XIV века огромную славу приобрели ярмарки в Северной Франции и Нидерландах.
В начале XV века общеевропейское значение получили ярмарки Женевы, в XV- XVI века - ярмарки в Лионе, куда из Женевы переместился центр европейского денежного рынка.
В XVI веке международным ярмарочным и кредитным центром стал г. Медина-дель-Кампо. Стали появляться ярмарки и в Антверпене. В XVIII в. международное значение приобретают известные ещё с XIII века ярмарки в Лейпциге.
Ярмарки сыграли главную роль в формировании средневековой торговли, денежного обращения, денежного рынка и кредита. Здесь расположились фирмы менял, производивших ссудные и кредитные операции. В связи с оптовым характером ярмарочной торговли, неудобством и угрозой транспортировки крупных сумм наличных денег, заинтересованностью купцов в торговом кредите на ярмарки всё чаще производились безналичные торговые операции, возникли денежные заёмные и доверенные письма, которые постепенно превращались в векселя.
В период становления капитализма ярмарочная торговля потеряла прежнее значение. Прямой сбыт товара сменился продажей по образцам, а затем и по стандартам. В 19 века крупные оптовые ярмарки превратились в выставки товарных образцов, где торговля производилась, как на товарной бирже.
После Второй мировой войны 1939-1945 стали развиваться международные торговые ярмарки, представляющие собой выставочные мероприятия коммерческого характера. По своей структуре и целям, они ничем не отличались от обычных коммерческих выставок.
Лейпцигская ярмарка в 1969 была
реорганизована из универсальной в
многоотраслевую и стала местом встреч
деловых кругов и крупнейшим
международным центром научно-технической
и экономической информации. Основные
направления деятельности международных
ярмарок
Согласно историческим источникам, возникновение российских ярмарках относятся к XVI веку, однако они существовали и раньше и назывались торжками или торговлей.
На одном из таких торгов, на реке Мологе, при городке Холопьем побывал немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн, путешествовавший по России в начале XVI в., и в своих «Записках о московских делах» он назвал этот торг привычным для себя словом «jahrmarkt» – «ярмарка».
Холопий городок, или как его ещё называли Старый Холопий городок, старинный русский город XIV—XVI вв., и торговый центр на берегу реки Молога, в 50 км от города Молога, где жили пленные аланы, занимавшиеся строительными работами, ремеслами и торговлей. Они организовали здесь бартер–ярмарку с присущим ему кавказским размахом, куда стали съезжаться их давние торговые партнеры.
Для продажи своей продукции в Холопий городок стали приезжать торговцы из северо-восточных и южных стран. По словам Тимофея Каменевича-Рвовского - иеродиакона Холопьего монастыря, только от одних торговых пошлин Холопий городок выручал 180 пудов (почти 3 тонны) серебра за 4 навигационных месяца.
Иван Калита, купив у внука Глеба Васильковича - Романа Белозерское княжество, перенес ярмарку из Холопьего городка к самому устью реки Молога. Это была первая ярмарка Руси.
1.3. Ярмарка и развитие купечества.
Показателем развития торговли стало появление крупного купечества. Крупное купечество – гостиная и суконная сотни – производили основную торговлю не только внутри края, но и далеко за её пределами и пользовались значительными привилегиями.
Многие мещане и крестьяне, занимавшиеся торговлей в различных объемах, не записывались в купечество. Поэтому число живущего торговлей населения не ограничивается купечеством. Так, в 1864 году доходами от торговли жила большая часть приказчиков, торгующих мещан и крестьян. Помогала свести концы с концами мелочная и разносная торговля оставшейся частью горожанам.
С увеличением оборотов капитала к концу века уменьшается число купцов, самостоятельно ведущих торговлю с портами и столицами. Многие торговцы превращаются в местных агентов-комиссионеров иногородних купцов, получающих определённый процент от суммы закупа. Они, таким образом, не рискуют собственным капиталом, но и не получают серьезной прибыли, теряют торговую самостоятельность.
Большинство купцов ограничивалось сбытом товара крупным экспортёрам в Архангельске или продажей его вологодским и архангельским купцам, известно, что были и у нас торговые люди, ведущие непосредственные отношения с иностранными рынками. Таким купцом стал во 2-ой половине XIX века. Яков Прозоров, направлявший свои товары прямо в Англию и Голландию. Это было и выгоднее, и надёжнее, так как скупщики, покупая товар по дешёвке, нагревали на сделках руки. А купцы были люди сметливые, ведь почти все они – выходцы из крестьян и достигли благополучия исключительно своим трудом и оборотливостью.
Известен факт встречи вятской депутации, в которую входили купцы Машковцев, Калинин, Рязанцев и Хохряков, с императором Павлом I в 1789г.
Из обработанных продуктов известен вывоз нефти, которой в год основания вятского наместничества было вывезено до 3000 пудов. Промышленность фабрично-заводского типа развита было довольно слабо, качество кустарных изделий не могло удовлетворить развитие страны. Гораздо выгодней было торговать сырьём после первичной обработки.
Например, конце XVIII века в Вятке значилось 106 купеческих домов, на каждого купца приходилось лишь около 70 душ городского населения.
Велико было давление на купечество
со стороны местной бюрократии. 1789
– 1797 годы – эпидемия банкротств среди
торговых людей Вятки. За эти годы в городе
обанкротилось 43 человека. Любопытно,
что небывалая по
строгости и честности сенаторская ревизия
Вятского наместничества прошла именно
в 1795 – 1796 годах. Возглавлявший «строжайшую
ревизию» сенатор Савва Иванович Маврин,
командированный сюда по указу самой
Информация о работе Российские ярмарки и их роль в развитии товарно-денежных отношений