Российские ярмарки и их роль в развитии товарно-денежных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной курсовой работы является проблема обмена товарами: товар – деньги – товар, и этому хорошо способствовали ярмарки. Они стали неотъемлемой часть товарооборота. А предметом курсовой является роль ярмарок в развитии российской экономики.
Цель работы: Узнать, что означает слово «ярмарка»? Зачем устраивали их? Какие товары продавались? Получение выгоды со стороны продавца и покупателя на ярмарках и учёт интересов обеих сторон.

Файлы: 1 файл

История.docx

— 51.97 Кб (Скачать файл)

Вторая половина XIX века знаменовалась упадком вятской торговли.  Впрочем, торговля внутри самого города, небольшая по объемам, оставалась    более или менее стабильной. Что же продавали городские торговцы? В 1806   году в городе насчитывалось лавок с красным товаром – 24. москательных    неважных – 20, с разными мелочами – 17, шапочных и башмачных -10, с             хлебными припасами – 23, рыбных – 21, с кожаным товаром -15,                            кузнечным и щепным- 18. Трактиров и гостиниц было 5, харчевен – 2             ренсковых погребов – 4, питейных домов – 15.

В 1796 году в Вятке 99 купеческих семейств, разделенных на 3 гильдии по объему капитала. В первой гильдии числилось 3 семейства (14 душ                мужского пола), во второй гильдии 10 семейств (35 душ мужского пола), а в третьей гильдии 86 семейств (253 мужчины и мальчика). То есть в 99                    купеческих семействах – более 600 человек обоего пола. В среднем каждая          семья насчитывала 6 человек. Практически все городские купцы жили в                      собственных ломах, так как в городе в этом году зарегистрировано 93               купеческих дома.

С развитием ярмарок, а значит и торговли на вятских ярмарках                     появлялись купцы, что способствовало популярности вятских товаров у             купцов зарубежья. Переделать на Русь!

 

РАЗДЕЛ 2.

2.1. Российские ярмарки в XIX – начале XX века.

Ярмарочная торговля в России XIX – начала XX века была чрезвычайно развита. В 1904 году на её территории действовала 18 тысяч оптовых и                 розничных ярмарок с товарообором в миллиард рублей. Некоторые ярмарки, длившиеся до полутора месяцев, имели всероссийское значение. Среди них      были наиболее известными Нижегородская (Макарьевская) Ярмарка, которая проводилась ежегодно с 15 июля по 25 августа, Ирбитская Ярмарка – с 25           января по 1 марта. На них собирались купцы со всей Российской Империи,       предприниматели из многих стран Западной Европы и Азии, заключались         многомиллионные оптовые сделки

Широкое распространение в стране имели маленькие ярмарки,                        длившиеся от одного дня до недели, с розничной торговлей, которая не                облагалась подоходным налогом и пошлиной. В 90-х годах XIX в. Небольшие выставки составляли 96,9 % от общего объёма российских ярмарок.                        Главными среди них были ярмарки с однодневным периодом, где                            предоставлялась возможность крестьянам и ремесленникам для сбыта своей     продукции или приобретения необходимых товаров. В каждой губернии              существовала густая сеть ярмарок, проводившаяся в определённое время,            которое устанавливала местная власть. Они проходили поочередно,                       практически, во всех населённых пунктах, где находились церкви, и                        распространялись на расстояние в радиусе двух-трёх часов езды на лошади        от крупного села. С помощью такой системе ярмарочная торговля проходила на той или ной территории последовательно в течение всего года.

Большая популяризация ярмарок в России связана с формированием в        деревнях фиксированной торговли. Магазинов и лавок в сельской местности    было очень мало, не более 22,9 % от общего их количества в стране.                        Единственным недостатком этих лавок было то, что они никак не могли               удовлетворить все потребности деревенского и городского населения.                 Отсутствие неподвижной торговли было обусловлено слабой сетью железных дорог. Ярмарки проводились на площади у церкви для гуляний, праздничных сборищ и мирских сходок. Помещения для торговли строились только на             время проведения ярмарок, и назывались они по-разному: амбары, лавки, прилавки, полки, шалаши, столы, рундуки. Многие купцы продавали свой товар   прямо с телег или саней, раскладывали его на земле или торговали с лотков,     закреплённых на грудь.

Для каждого товара был предназначен свой собственный ряд: красный      ряд, в котором продавалось сукно, шёлк, ситец, платки и тому подобное; ряд щепетильников, продавцов галантерейного товара: поясов, ниток, тесемок,        лент, дешёвых женских украшений, пуговиц, косметических                                       принадлежностей; пряничный ряд, в котором торговали пряниками, коврижками, орехами,   изюмом; ряд холстовников, где продавался крестьянский холст; ряд по продаже деревянной посуды; ряды с шорным товаром, с                                                  сельскохозяйственными орудиями. Между рядами ходили лоточники, предлагавшие квас, пиво, пирожки, семечки и прочие ярмарочные продукты.

Реализация продукта сопровождалась громкими призывами,                             своеобразной устной рекламой.

На ярмарках также собирались и различные мастеровые: сапожники,            лудильщики, брадобреи, чистильщики сапог, часовщики. Все они, как и                торговцы, громко созывали ярмарочный народ.

Ярмарки предлагали людям множество развлечений, которые были              недоступны в обычное время: карусели, на них катались не только дети, но и молодёжь; американские горы; огромное колесо обозрения. Но большую             радость доставляли вожаки, прибывавшие на ярмарку с дрессированными         медведями, которые выполняли разные трюки: плясали, кланялись,                         показывали, как девушки в зеркало глядятся, как маленькие дети лезут горох воровать. Комментарии вожака к действиям медведя, имитировавшего                человека, вызывали радостный смех зрителей, искреннее удивление талантам лесного артиста.

Самые сильные впечатления у людей оставляли балаганы, райки,                    кукольные театры. Балаганы – передвижные театры, составляющие                       необходимую принадлежность ярмарок. Они устанавливались артистами,           кочующими с одной ярмарки на другую, довольно быстро: ставились                    деревянные щиты-стены, натягивалась крыша из полотна, внутри                            сооружалась сцена с кумачовым занавесом, расставлялись скамьи для                   зрителей. Зрители приглашались зазывалами:     «Эй, господа, пожалуйте             сюда!». Здесь зрители могли посмотреть на чудеса, которые не увидишь в           деревне. Ещё можно было увидеть небольшие пьески из жизни заморских           императоров, фараонов, знаменитых разбойников, пантомимы, где играли         обыденные события такие, как рекрутский набор, отправка на войну, ссора        мужа с женой, взаимоотношения с барином. Популярным на ярмарках был и   кукольный театр. Кукольник и его подручные под звуки шарманки                           показывали представление, в котором участвовали от двух до пяти кукол,          разыгрывавших небольшую весёлую пьеску.  Главным героем был Петрушка, постоянно попадавший в нелепые ситуации и удачно из них выбиравшийся.

Все эти забавные аттракционы доставляли большое удовольствие людям, удовлетворяли их любопытство и потребность в познании необычного,                заморского, редкостного. Ярмарка, как говорил Н.А. Некрасов, «хмельно,           горласто, празднично, пёстро, красно кругом», превращала жизнь в сказку,          наполняла её радостью, весельем, шутками, отключала от повседневной                жизни.

Значение ярмарки в крестьянском быту определялось не только                        представлявшейся перспективой, но и возможностью поддержать знакомство, обменяться новостями, обсудить важные вопросы. Они работали на                        упрочнение связей между поселениями, способствовали поддержанию и             возобновлению экономических и семейно-родственных взаимосвязей,                 межсемейных отношений жителей далеко расположенных друг от друга сёл,    то есть выполняли системообразующую функцию.

В 1894 г. в России было проведено более 18000 ярмарок с оборотом 1100 миллиона руб. Среди них однодневные ярмарки составили более 64%,                   длившиеся от 2 до 7 дней – 32,6%, остальные продолжались более недели.

 

2.2. Ярмарки в  Советском Союзе.

История ярмарок в России закончилась с революцией. Попытки                       возродить их предпринимались в период НЭПа – в 1926 году в РСФСР было   проведено около 7 тыс. ярмарок.

В последние десятилетия советского периода проводились межрайонные и межреспубликанские ярмарки. Тем не менее, они не были похожи на                  классические русские ярмарки, поскольку здесь заключались сделки между       государственными предприятиями.

Осенью 1999 г. в ярмарке принимали участие более 800 предприятий и       организаций многих регионов России и зарубежные фирмы из десятка стран   мира. На ней насчитали до 200 продовольственных товаров, которые были          доступны для покупателей: растительное масло из Ростовской и                               Волгоградской областей, кубанские овощи, знаменитые астраханские арбузы, вологодское сливочное масло, башкирский, алтайский и кавказский мед,             брянский и псковский картофель, мука из хлебных регионов и т.д. Качество – высокое, вкус - отменный, цены – ниже рыночных.

Руководители промышленных предприятий, разработчики и создатели     новых машин и оборудования, изучая спрос на свои продукцию, принимали     стратегические решения по изменению системы производства или                           значительному улучшению. Часто предлагалось следовать тому, что                       выявлялась на предыдущей. Например, ярмарка в Санкт-Петербурге                       способствовала тому, что более 30 предприятий военно-промышленного             комплекса стали выпускать сельскохозяйственную технику и другие товары   для колхозов.

Многие фермеры и другие сельскохозяйственные товаропроизводители     ездили на ярмарку не столько за тем, чтобы продать сыр или колбас, машину арбузов или помидоров, сколько для оценки ситуации и получения важной         коммерческой информации о том, что завтра сажать, сеять, а также для                  развития отношений в деловых кругах и поиска потенциальных партнеров.       Итак, массовая продажа качественной продукции способствует снижению цен не только в Санкт-Петербурге, но и в других регионах СССР.

Благодаря ярмаркам, в сознании российских граждан стало                               формироваться положительное представление о фермерском хозяйстве.              С каждым годом фермер увеличивал свою долю в производстве                                 продовольствия.

Участие в ярмарках зарубежных фирм, специалистов и гостей                           способствует укреплению взаимосвязей советских фермеров с зарубежными   коллегами. Выходу на престижные европейские ярмарки (в Германии,                 Англии, во Франции и др.) Россия обязана именно ярмарке «Российский             фермер».

Следует отметить, что ярмарки «Российский фермер» позаимствовали из опыта выставок-ярмарок начала ХХ в., причем не только в принципах их организации, но и во многих деталях.

 

2.3. Современная ярмарочная деятельность России.

На современном этапе экономических преобразований в Российской          Федерации выставочно-ярмарочная деятельность стала важным сегментом        рынка. В стране создана выставочная индустрия, тесно связанная с рядом           отраслей промышленности, имеющая собственную инфраструктуру,                    материально-техническую базу, специализированные кадры.

Выставки и ярмарки являются инструментом макроэкономической и           инвестиционной политики. Сегодня ярмарки обеспечивают мобильность            рынка, создают необходимое информационное поле, формируют                               значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход    в бюджеты всех уровней. Выставки показывают взаимосвязь между                       внутренними и международными рынками и привлекают иностранные                 инвестиции для реализации инвестиционных проектов российских                         организаций.

По экспертным оценкам, оборот в сфере выставочно-ярмарочной                   деятельности составляет около 200-300 миллионов долларов в год.

Важным аспектом выставочно-ярмарочной деятельности является                социально-экономическая направленность, выражающаяся в создании новых рабочих мест.

Количество сотрудников в выставочных организациях составляет                 примерно 20 тысяч человек, а с учетом вторичной занятости (инфраструктура производительности сезона) около 150 тысяч человек.

Положительную роль в развитии выставочно-ярмарочной деятельности     играют:

    • положительные изменения в экономике;
    • обновление и развитие межрегиональных и кооперационных связей;
    • увеличение объема инвестиций в российскую экономику;
    • рост числа выставочных организаций и, как следствие, образование конкурентной среды, стимулирующей повышение уровня выставочного сервиса и современной выставочной инфраструктуры;
    • повышение внимания федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации к проблемам выставочно-ярмарочной деятельности.

 

РАЗДЕЛ 3.

3. Как повлияли  ярмарки на развитие товарно-денежных  отношений.

 

Развитие товарно-денежных отношений в средневековье.

Рост городов в XI—XV вв. способствовал развитию внутренней и                 внешней торговли. В городах, где существовали рынки, на которых                          городские ремесленники снабжали своей продукцией крестьян и покупали у     них сельскохозяйственные продукты и сырье. Таким образом, деревня стала   участвовать в торговом обороте, что способствовало развитию товарно-              денежных отношений.

Внешняя торговля была сосредоточена на двух основных направлениях в Европы: в бассейне Средиземного моря и на Балтийском и Северном морях.    Средиземноморская торговля объединяла Испанию, Францию и Италию,           которые торговали между собой, а также с Византией и Востоком.                           Наибольшее влияние в этой торговле имели купцы Генуи, Венеции, Марселя и Барселоны. С Востока в Европу везли предметы роскоши, вино, пряности,    фрукты.

В торговле по Северному и Балтийскому морям участвовали                             северогерманские города, Нидерланды, скандинавские страны, северная             Франция, Англия, западные земли Русского государства (Новгород, Полоцк, Псков).

Торговля в Европе в XII—XV вв. была сложной и опасной, и купцы              часто подвергались нападениям. На морях на низ нападали пираты, а на суше – рыцари и крупные феодалы. Из-за этого купцы из разных городов                                    объединялись в союзы-гильдии для обеспечения безопасности и                                             установления монополии оптовой торговли. В середине XIV в. был образован союз северных городов — Ганза, который объединял более 70 городов                     Европы. Ганзейские купцы везли из Северной и Восточной Европы хлеб,                             рыбу, мед, пеньку, строевой лес, смолу, деготь, меха в обмен на сукно из                       Англии и Фландрии, немецкие металлические изделия, французские вина.

Информация о работе Российские ярмарки и их роль в развитии товарно-денежных отношений