Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 22:54, курсовая работа
Объектом данной курсовой работы является проблема обмена товарами: товар – деньги – товар, и этому хорошо способствовали ярмарки. Они стали неотъемлемой часть товарооборота. А предметом курсовой является роль ярмарок в развитии российской экономики.
Цель работы: Узнать, что означает слово «ярмарка»? Зачем устраивали их? Какие товары продавались? Получение выгоды со стороны продавца и покупателя на ярмарках и учёт интересов обеих сторон.
Вторая половина XIX века знаменовалась упадком вятской торговли. Впрочем, торговля внутри самого города, небольшая по объемам, оставалась более или менее стабильной. Что же продавали городские торговцы? В 1806 году в городе насчитывалось лавок с красным товаром – 24. москательных неважных – 20, с разными мелочами – 17, шапочных и башмачных -10, с хлебными припасами – 23, рыбных – 21, с кожаным товаром -15, кузнечным и щепным- 18. Трактиров и гостиниц было 5, харчевен – 2 ренсковых погребов – 4, питейных домов – 15.
В 1796 году в Вятке 99 купеческих семейств, разделенных на 3 гильдии по объему капитала. В первой гильдии числилось 3 семейства (14 душ мужского пола), во второй гильдии 10 семейств (35 душ мужского пола), а в третьей гильдии 86 семейств (253 мужчины и мальчика). То есть в 99 купеческих семействах – более 600 человек обоего пола. В среднем каждая семья насчитывала 6 человек. Практически все городские купцы жили в собственных ломах, так как в городе в этом году зарегистрировано 93 купеческих дома.
С развитием ярмарок, а значит и торговли на вятских ярмарках появлялись купцы, что способствовало популярности вятских товаров у купцов зарубежья. Переделать на Русь!
РАЗДЕЛ 2.
2.1. Российские ярмарки в XIX – начале XX века.
Ярмарочная торговля в России XIX – начала XX века была чрезвычайно развита. В 1904 году на её территории действовала 18 тысяч оптовых и розничных ярмарок с товарообором в миллиард рублей. Некоторые ярмарки, длившиеся до полутора месяцев, имели всероссийское значение. Среди них были наиболее известными Нижегородская (Макарьевская) Ярмарка, которая проводилась ежегодно с 15 июля по 25 августа, Ирбитская Ярмарка – с 25 января по 1 марта. На них собирались купцы со всей Российской Империи, предприниматели из многих стран Западной Европы и Азии, заключались многомиллионные оптовые сделки
Широкое распространение в стране имели маленькие ярмарки, длившиеся от одного дня до недели, с розничной торговлей, которая не облагалась подоходным налогом и пошлиной. В 90-х годах XIX в. Небольшие выставки составляли 96,9 % от общего объёма российских ярмарок. Главными среди них были ярмарки с однодневным периодом, где предоставлялась возможность крестьянам и ремесленникам для сбыта своей продукции или приобретения необходимых товаров. В каждой губернии существовала густая сеть ярмарок, проводившаяся в определённое время, которое устанавливала местная власть. Они проходили поочередно, практически, во всех населённых пунктах, где находились церкви, и распространялись на расстояние в радиусе двух-трёх часов езды на лошади от крупного села. С помощью такой системе ярмарочная торговля проходила на той или ной территории последовательно в течение всего года.
Большая популяризация ярмарок в России связана с формированием в деревнях фиксированной торговли. Магазинов и лавок в сельской местности было очень мало, не более 22,9 % от общего их количества в стране. Единственным недостатком этих лавок было то, что они никак не могли удовлетворить все потребности деревенского и городского населения. Отсутствие неподвижной торговли было обусловлено слабой сетью железных дорог. Ярмарки проводились на площади у церкви для гуляний, праздничных сборищ и мирских сходок. Помещения для торговли строились только на время проведения ярмарок, и назывались они по-разному: амбары, лавки, прилавки, полки, шалаши, столы, рундуки. Многие купцы продавали свой товар прямо с телег или саней, раскладывали его на земле или торговали с лотков, закреплённых на грудь.
Для каждого товара был предназначен
свой собственный ряд: красный
ряд, в котором продавалось сукно, шёлк,
ситец, платки и тому подобное; ряд щепетильников,
продавцов галантерейного товара: поясов,
ниток, тесемок, лент,
дешёвых женских украшений, пуговиц, косметических
Реализация продукта сопровождалась громкими призывами, своеобразной устной рекламой.
На ярмарках также собирались и различные мастеровые: сапожники, лудильщики, брадобреи, чистильщики сапог, часовщики. Все они, как и торговцы, громко созывали ярмарочный народ.
Ярмарки предлагали людям множество развлечений, которые были недоступны в обычное время: карусели, на них катались не только дети, но и молодёжь; американские горы; огромное колесо обозрения. Но большую радость доставляли вожаки, прибывавшие на ярмарку с дрессированными медведями, которые выполняли разные трюки: плясали, кланялись, показывали, как девушки в зеркало глядятся, как маленькие дети лезут горох воровать. Комментарии вожака к действиям медведя, имитировавшего человека, вызывали радостный смех зрителей, искреннее удивление талантам лесного артиста.
Самые сильные впечатления у людей оставляли балаганы, райки, кукольные театры. Балаганы – передвижные театры, составляющие необходимую принадлежность ярмарок. Они устанавливались артистами, кочующими с одной ярмарки на другую, довольно быстро: ставились деревянные щиты-стены, натягивалась крыша из полотна, внутри сооружалась сцена с кумачовым занавесом, расставлялись скамьи для зрителей. Зрители приглашались зазывалами: «Эй, господа, пожалуйте сюда!». Здесь зрители могли посмотреть на чудеса, которые не увидишь в деревне. Ещё можно было увидеть небольшие пьески из жизни заморских императоров, фараонов, знаменитых разбойников, пантомимы, где играли обыденные события такие, как рекрутский набор, отправка на войну, ссора мужа с женой, взаимоотношения с барином. Популярным на ярмарках был и кукольный театр. Кукольник и его подручные под звуки шарманки показывали представление, в котором участвовали от двух до пяти кукол, разыгрывавших небольшую весёлую пьеску. Главным героем был Петрушка, постоянно попадавший в нелепые ситуации и удачно из них выбиравшийся.
Все эти забавные аттракционы доставляли большое удовольствие людям, удовлетворяли их любопытство и потребность в познании необычного, заморского, редкостного. Ярмарка, как говорил Н.А. Некрасов, «хмельно, горласто, празднично, пёстро, красно кругом», превращала жизнь в сказку, наполняла её радостью, весельем, шутками, отключала от повседневной жизни.
Значение ярмарки в крестьянском быту определялось не только представлявшейся перспективой, но и возможностью поддержать знакомство, обменяться новостями, обсудить важные вопросы. Они работали на упрочнение связей между поселениями, способствовали поддержанию и возобновлению экономических и семейно-родственных взаимосвязей, межсемейных отношений жителей далеко расположенных друг от друга сёл, то есть выполняли системообразующую функцию.
В 1894 г. в России было проведено более 18000 ярмарок с оборотом 1100 миллиона руб. Среди них однодневные ярмарки составили более 64%, длившиеся от 2 до 7 дней – 32,6%, остальные продолжались более недели.
2.2. Ярмарки в Советском Союзе.
История ярмарок в России закончилась с революцией. Попытки возродить их предпринимались в период НЭПа – в 1926 году в РСФСР было проведено около 7 тыс. ярмарок.
В последние десятилетия советского периода проводились межрайонные и межреспубликанские ярмарки. Тем не менее, они не были похожи на классические русские ярмарки, поскольку здесь заключались сделки между государственными предприятиями.
Осенью 1999 г. в ярмарке принимали участие более 800 предприятий и организаций многих регионов России и зарубежные фирмы из десятка стран мира. На ней насчитали до 200 продовольственных товаров, которые были доступны для покупателей: растительное масло из Ростовской и Волгоградской областей, кубанские овощи, знаменитые астраханские арбузы, вологодское сливочное масло, башкирский, алтайский и кавказский мед, брянский и псковский картофель, мука из хлебных регионов и т.д. Качество – высокое, вкус - отменный, цены – ниже рыночных.
Руководители промышленных предприятий, разработчики и создатели новых машин и оборудования, изучая спрос на свои продукцию, принимали стратегические решения по изменению системы производства или значительному улучшению. Часто предлагалось следовать тому, что выявлялась на предыдущей. Например, ярмарка в Санкт-Петербурге способствовала тому, что более 30 предприятий военно-промышленного комплекса стали выпускать сельскохозяйственную технику и другие товары для колхозов.
Многие фермеры и другие сельскохозяйственные товаропроизводители ездили на ярмарку не столько за тем, чтобы продать сыр или колбас, машину арбузов или помидоров, сколько для оценки ситуации и получения важной коммерческой информации о том, что завтра сажать, сеять, а также для развития отношений в деловых кругах и поиска потенциальных партнеров. Итак, массовая продажа качественной продукции способствует снижению цен не только в Санкт-Петербурге, но и в других регионах СССР.
Благодаря ярмаркам, в сознании
российских граждан стало
формироваться положительное представление
о фермерском хозяйстве.
С каждым годом фермер увеличивал свою
долю в производстве
Участие в ярмарках зарубежных фирм, специалистов и гостей способствует укреплению взаимосвязей советских фермеров с зарубежными коллегами. Выходу на престижные европейские ярмарки (в Германии, Англии, во Франции и др.) Россия обязана именно ярмарке «Российский фермер».
Следует отметить, что ярмарки «Российский фермер» позаимствовали из опыта выставок-ярмарок начала ХХ в., причем не только в принципах их организации, но и во многих деталях.
2.3. Современная ярмарочная деятельность России.
На современном этапе экономических преобразований в Российской Федерации выставочно-ярмарочная деятельность стала важным сегментом рынка. В стране создана выставочная индустрия, тесно связанная с рядом отраслей промышленности, имеющая собственную инфраструктуру, материально-техническую базу, специализированные кадры.
Выставки и ярмарки являются инструментом макроэкономической и инвестиционной политики. Сегодня ярмарки обеспечивают мобильность рынка, создают необходимое информационное поле, формируют значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней. Выставки показывают взаимосвязь между внутренними и международными рынками и привлекают иностранные инвестиции для реализации инвестиционных проектов российских организаций.
По экспертным оценкам, оборот в сфере выставочно-ярмарочной деятельности составляет около 200-300 миллионов долларов в год.
Важным аспектом выставочно-ярмарочной деятельности является социально-экономическая направленность, выражающаяся в создании новых рабочих мест.
Количество сотрудников в выставочных организациях составляет примерно 20 тысяч человек, а с учетом вторичной занятости (инфраструктура производительности сезона) около 150 тысяч человек.
Положительную роль в развитии выставочно-ярмарочной деятельности играют:
РАЗДЕЛ 3.
3. Как повлияли
ярмарки на развитие товарно-
Развитие товарно-денежных отношений в средневековье.
Рост городов в XI—XV вв. способствовал развитию внутренней и внешней торговли. В городах, где существовали рынки, на которых городские ремесленники снабжали своей продукцией крестьян и покупали у них сельскохозяйственные продукты и сырье. Таким образом, деревня стала участвовать в торговом обороте, что способствовало развитию товарно- денежных отношений.
Внешняя торговля была сосредоточена на двух основных направлениях в Европы: в бассейне Средиземного моря и на Балтийском и Северном морях. Средиземноморская торговля объединяла Испанию, Францию и Италию, которые торговали между собой, а также с Византией и Востоком. Наибольшее влияние в этой торговле имели купцы Генуи, Венеции, Марселя и Барселоны. С Востока в Европу везли предметы роскоши, вино, пряности, фрукты.
В торговле по Северному и Балтийскому морям участвовали северогерманские города, Нидерланды, скандинавские страны, северная Франция, Англия, западные земли Русского государства (Новгород, Полоцк, Псков).
Торговля в Европе в XII—XV вв.
была сложной и опасной, и купцы
часто подвергались нападениям. На морях
на низ нападали пираты, а на суше – рыцари
и крупные феодалы. Из-за этого купцы из
разных городов
Информация о работе Российские ярмарки и их роль в развитии товарно-денежных отношений