Российские ярмарки и их роль в развитии товарно-денежных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной курсовой работы является проблема обмена товарами: товар – деньги – товар, и этому хорошо способствовали ярмарки. Они стали неотъемлемой часть товарооборота. А предметом курсовой является роль ярмарок в развитии российской экономики.
Цель работы: Узнать, что означает слово «ярмарка»? Зачем устраивали их? Какие товары продавались? Получение выгоды со стороны продавца и покупателя на ярмарках и учёт интересов обеих сторон.

Файлы: 1 файл

История.docx

— 51.97 Кб (Скачать файл)

Венеция и Генуя вели торговлю с Востоком через гавани Сирии и Египта, куда привозились товары из Китая и Индии. Они основали фактории в                  Феодосии и Азове, ставшие центрами торговли с Россией и Польшей.                             Венецианцы и генуэзцы привозили сукно и другие изделия, покупали                             русские, восточные товары и рабов.

Товары северного и южного потоков встречались на ярмарках в центрах международной торговли. Ярмарки были наиболее распространенной формой средневековой международной торговли. В XIII — XIV вв. самым                                       оживленным местом торговли было графство Шампань (Франция), где                            ярмарки проходили круглый год. Во второй половине XIV в. ярмарочные                         центры переместились в Лион и Женеву. В Германии ярмарки проводились      во Франкфурте-на-Майне и в Лейпциге. В XV в., центром ярмарочной                        торговли в Европе стал город Брюгге во Фландрии.

Еще одним изобретением в мировой торговле стала товарная биржа –                      наиболее развитая форма регулярно функционирующего оптового рынка                        массовых заменимых товаров, продающихся по стандартам или образцам.                   Появились товарные биржи в XV — XVI вв. в Италии, Голландии и Англии, а достигли расцвета во 2-й половине XIX в.

 

Становление товарных отношений на Руси.

Киев с Прикарпатьем были связаны сухопутной дорогой, где имелись          соляные копи, снабжавшие солью южнорусские земли. Одним из                                         крупнейших ремесленных и торговых центров был Киев, насчитывавший в                   период его расцвета 100 тыс. жителей. В Киеве было восемь рынков, каждый из которых специализировался на продаже определенных товаров. Через                      Киев проходил водный путь “из варяг в греки”.

Важнейшим торговым и ремесленным центром был и Новгород. 152                 вида изделий из железа и стали, 205 видов продукции из дерева, многие из                  которых украшались затейливой резьбой - таков ассортимент изделий                        ремесленников древнего Новгорода. А гончаров было так много, что целый                район города назвался Гончарным концом. Судя по раскопкам, в Новгороде               изготовлялись различные виды кожаной обуви. Славился Новгород и своими ювелирных дел мастерами, которые для украшения своих изделий                                       использовали сложнейшие приемы: гравировку, выемчатую и                                                      перегородчатую шаль, скань, зернь, золочение и другие.

Новгород был составной частью великого водного пути древности “из       варяг в греки” — из стран Скандинавии в Византию. Новгородские купцы          вели оживленную торговлю со Скандинавией, Данией, городами Ганзейского союза.

Однако “заморская” торговля имела очень ограниченное значение для         экономики страны, так как ввозились в основном предметы роскоши,                     потреблявшиеся верхушкой феодалов и духовенства. Вывозились же главным образом продукты промыслового хозяйства.

В период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига роль        товарно-денежных отношений была невелика. Выплата татарам в виде дани     больших денежных средств и продуктов тормозила рост торговли. Между тем эти препятствия не смогли приостановить торговлю, она существовала                прежде всего внутри городов и деревень. На местные городские торги                   вывозили продукцию сельского хозяйства — зерно, муку, овощи, а также           коров, лошадей, овец, птицу, рыбу, мед, воск, ладан, сено, дрова, соль, золу,     деготь и изделия ремесленного производства — сукно, обувь, меха, хомуты,    шапки, оружие, предметы домашнего обихода.

В XIII—XIV вв. развивается торговля не только между ближайшими            городами и селами, но и отдельными территориями. Например, из Новгорода товары доходили до Твери, Суздаля, Москвы и т.д. В торговом обмене между городами и областями важное место занимала соль, которая вывозилась из         Крыма, Галицкой земли, с Заволжья, с мест поселения коми-пермяков у              Камы. Важным предметом ввоза в северные области Руси был хлеб.                      Возникали уездные рынки. Крупными центрами торговли становились               Москва, Новгород, Белоозеро, Тверь, Смоленск.

Развитию торговых отношений мешали многочисленные внутренние           таможенные пошлины: замыт (привоз товара для продажи или денег для              приобретения товара) , явка (извещение о намерении торговать) , гостиное          (при найме помещения) , весчее (при взвешивании товара) и другие.                       Освобождались от внутренних пошлин крупные монастыри, некоторые               группы населения; отдельные феодалы имели право взимать пошлину в свою пользу в своей вотчине.

Феодальное раздробление страны, монголо-татарское иго, перенесение      торговых путей на Средиземное море внесли изменения и во внешнюю                 торговлю Руси. Расширялась внешняя торговля Руси с Западом (Франция,          Северная Германия, Дания, Швеция, Польша, Чехия, Болгария) . Русские            купцы вывозили традиционные товары (меха, мед, воск, пеньку) , ввозили же в основном предметы роскоши (драгоценные металлы и камни, шелк, вина,        ремесленные изделия) .

Формировались объединения купцов, специализирующихся на торговле с отдельными странами. Так, “Ивановское сто”, объединившее новгородских купцов, осуществляло торговлю с ганзейскими городами; московские                    “гости-сурожане” вели торговлю с Крымом; “московские суконщики”,                                 соединившиеся со смоленскими торговцами, создали “суконный ряд”,                 осуществлявший торговлю с западными странами.

Среди купечества выделялась верхушка — так называемые гости                     (богатые купцы, ростовщики) , которые выдавали ссуды князьям, феодалам и путем ростовщичества подчиняли себе мелких купцов и торговцев.

В период феодальной раздробленности сократились обращение                                 металлических денег и их чеканка. Однако Новгород, добывавший серебро        в уральских рудниках, пользовался серебром в слитках во внешней торговле. Выпуск серебряных монет начал Новгород, где был основан монетный двор. В Москве чеканка монет начинается в XIV в. при князе Дмитрии Донском,         который приказал перечеканивать монгольскую серебряную монету.                     Возникают русская денежная система и денежная металлическая единица –        рубль и копейка.

В XVIII в. расширению внутренней и внешней торговли ощутимо                  препятствовало слабое развитие путей сообщения и средств транспорта.              Весенняя и осенняя распутицы делали непроходимыми многие сухопутные       дороги, соединявшие районы страны и пересекавшиеся в Москве.                             Государство видело выход из этой ситуации в строительстве каналов. Так,        Вышневолоцкий канал (1703—1708) соединил Волгу с Балтийским морем.        Обводной Ладожский канал (1732) пропускал уральское железо к Волге, а           затем в Петербург или Москву.

Промышленное и ремесленное производство, совершенствование путей   сообщения, выход в Балтийское море стимулировали внутреннюю и                      внешнюю торговлю. В 1711 г. Петр I разрешил всем и везде торговать                   любыми товарами, уплатив пошлины.

Углублению процесса формирования единого всероссийского рынка            способствовало усиление хозяйственной специализации и торгового обмена     между отдельными регионами страны. Заслуженной славой пользовались           российские ярмарки. Важную роль в торговле, в том числе внутренней,                играли Москва, Нижний Новгород, Казань, Самара, Пенза и др.

Хозяйственный подъем и экономическая политика второй половины         XVIII в. способствовали в значительной степени расширению российской           торговли, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Сложился Всероссийский рынок. В начале 50-х гг. были сняты                         внутренние таможенные барьеры. Преобладали ярмарочные формы торговли. Сказывалось отсутствие железных дорог. В то же время ярмарочная торговля все более совершенствовалась, приобретая постоянный (лавочный), а не              сезонный характер. Усилилась роль крупных ярмарок: Макарьевской (под         Нижним Новгородом), Свенской (под Брянском), Ирбитской (на Урале),            Кролевецкой (Польша). Уже к 70-м годам ярмарок и торговых сел в стране         насчитывалось более 1,5 тыс. При этом государство сохраняло за собой                монополию на торговлю вином, солью, табаком, дегтем, смолой, икрой.

Своеобразны торговые регламенты этого периода. Так, Таможенным           уставом (1755) отечественным купцам дозволялось внутри страны торговать   беспошлинно, иностранным разрешалась только оптовая торговля. Для                дворян была позволительна любая торговля без ограничения, а сельским              торговцам – не ближе пяти верст (верста равна 1,1 км) к городу. В середине      70-х годах была провозглашена свобода торгово-промышленной деятельности. В соответствии с “Жалованной грамотой городам” (1785) устанавливался                имущественный ценз для зачисления в разряд купечества. Размер капитала         определял градацию купцов на гильдии. Так, купцы первой гильдии,                      располагавшие 10-тысячным капиталом, наделялись правом торговать на            ярмарках, в городах, портах, а также инвестировать капитал в                                     промышленность.

Средоточием главных торговых маршрутов оставалась Москва.

В первой половине XIX века внутренняя торговля осуществлялась                           преимущественно в виде ярмарок, которые имелись в каждом                                   сколько-нибудь крупном экономическом районе страны. Большинство                  ярмарок (около 4 тысяч) были мелкими; обороты 60 крупных ярмарок                превышали миллионы рублей. Самой крупной была Нижегородская ярмарка, обороты которой были свыше 100 млн. руб. в год. У ярмарочной торговли,           характерной для феодального способа производства, имелись существенные недостатки: частая порча товаров из-за невозможности обеспечить                           правильное хранение, потери времени продавца и покупателя, резкие                          колебания цен на одни и те же товары на разных ярмарках.

В течение XIX в. шло развитие другой, более прогрессивной формы               торговли — магазинной. Значение ярмарочной торговли снижалось, шел                 перенос ярмарок на окраинные районы страны. Однако абсолютное число                      ярмарок неуклонно росло и в середине столетия составило 6 тыс., а в конце –18 тысяч.

Довольно интенсивно — по российским меркам — развивались и биржи, число которых к началу XX в. достигло 90. Руководство биржами было                сосредоточено в Министерстве торговли и промышленности, за                                     исключением фондового отдела Санкт-Петербургской биржи — он                               находился в ведении Министерства финансов.

Это свидетельствовало о том, что состояние внутреннего рынка                           менялось, хотя и медленно. В середине века в количественном отношении в               стране продолжали господствовать натуральные отношения. Торговые связи между отдельными частями страны по-прежнему не были достаточно                               крепкими, что проявлялось прежде всего в значительных колебаниях хлебных цен в различных регионах империи: разница в ценах на хлеб в местах его                        производства и потребления была огромна и могла составлять 10 и более раз. В первой половине столетия на рынок ориентировались преимущественно          помещики, в пореформенный период — фермеры.

 

Заключение.

Таким образом, начавшийся процесс создания единого Русского               государства благотворно повлияло на хозяйственное развитие страны.           Существенные изменения происходят в сельском хозяйстве и торговле, идет интенсивное развитие промыслов и ремесла, складывание рыночных              товарно-денежных отношений, оживление внешних торговых связей.

Отделение ремесла от торговли приводит к появлению торговых рядов,   торжков, рынков и ярмарок в крупных городах: Москве, Новгороде, Пскове, Рязани. Иностранцы поражались размерами московских торгов. Английский путешественник Ченслер был поражен размерами московской ярмарки и отметил в своих записках: «длинный обоз ежедневно везет в Москву до 700 – 800 саней с хлебом. Из Колмогор в Новгород, Вологду везут скот и соленую        рыбу. Из Вологды в Ярославль везут кожу, сало, хлеб и воск».

В старой России ежегодно устраивалось множество ярмарок. Они                   различались по профилю (лесные, хмелевые, конные, степные, так                              называемые скотские), по продолжительности (от 1 до 30 дней и более), по             значению.

На протяжении XVI-XVIII вв. развитие торговли России                                             характеризовалось постепенным расширением внутреннего рынка.                             Катализаторами данного процесса выступали ярмарки, число и торговые               обороты которых неуклонно возрастали. Надо сказать, что петербургская               «Торгово-промышленная газета» (1893- 1918 гг.) - регулярно публиковала              прогнозы своих экспертов по наиболее крупным отраслям ярмарочной                            торговли, следила за ее ходом, подводила итоги сезона, выявляла                              «анормальности», сообщала о новых веяниях. В центре внимания этого                    правительственного издания неизменно находились три самые крупные                     ярмарки: Ирбитская (25 января - 1 марта), Киевская контрактовая (1 февраля–1 марта) и, конечно же, Нижегородская (15 июля - 25 августа).

Информация о работе Российские ярмарки и их роль в развитии товарно-денежных отношений