Россия и международный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Международный туризм быстро растет и видоизменяется. Этот факт, с одной стороны, открывает новые возможности, с другой - постоянно создает проблемы людям, занятым в индустрии, ставшей сейчас крупнейшей в мире.
Общности и компании, уже имеющие опыт в вопросах стимулирования международного туризма, так же как и те, кто хочет прийти на этот сегмент, сталкиваются с тем, что туристская индустрия меняется.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
1.Место России в системе международного туризма……………………
1.1.Развитие туризма в России в период реформирования ее экономики....
1.2.Характеристика въездного и выездного туризма в России……..
1.3.Государственное регулировании сферы туризма в России…………
2.Анализ и оценка места России в системе международного туризма……
2.1.Анализ состояния международного туристского рынка……………
2.2.Оценка места России в системе международного туризма………
2.3.Анализ факторов формирующих негативный имидж России на международном рынке…………………………………………………………
3.Пути повышения имиджа России на международном туристском рынке........................................................................................................................
3.1.Рекомендации по продвижению российского туристического продукта на международный рынок и по повышению его конкурентоспособности…….
3.2.Расчет экономического эффекта от внедрения рекомендаций………..
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………...........

Файлы: 1 файл

Курсовая Экономика туризма.docx

— 34.80 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………

1.Место России в системе  международного туризма……………………

1.1.Развитие туризма в России в период реформирования ее экономики....

1.2.Характеристика въездного и выездного туризма в России……..

1.3.Государственное регулировании сферы туризма в России…………

2.Анализ и оценка места  России в системе международного  туризма……

2.1.Анализ состояния международного  туристского рынка……………

2.2.Оценка места России  в системе международного туризма………

2.3.Анализ факторов формирующих  негативный имидж России на  международном рынке…………………………………………………………

3.Пути повышения имиджа  России на международном туристском  рынке........................................................................................................................

3.1.Рекомендации по продвижению  российского туристического продукта  на международный рынок и по  повышению его конкурентоспособности…….

3.2.Расчет экономического эффекта от внедрения рекомендаций………..

Заключение…………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………...........

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Международный туризм быстро растет и видоизменяется. Этот факт, с одной стороны, открывает новые  возможности, с другой - постоянно  создает проблемы людям, занятым  в индустрии, ставшей сейчас крупнейшей в мире.

Общности и компании, уже  имеющие опыт в вопросах стимулирования международного туризма, так же как  и те, кто хочет прийти на этот сегмент, сталкиваются с тем, что  туристская индустрия меняется.

Повышение уровня жизни людей  и расширение возможностей свободного передвижения по миру способствуют появлению  новых миллионов международных  туристов;

Для привлечения туристов предлагаются новые услуги. Компании-перевозчики  стали предоставлять более разнообразные  удобства и предлагать новые экзотические маршруты в надежде перевести  на себя часть финансовых потоков  от растущего бизнеса. Предприниматели, пытаясь расширить свой бизнес, разрабатывают  новые комбинации, позволяющие совмещать  покупки с отдыхом, образование  с просвещением, бизнес с культурной программой и др.

Новые обслуживающие фирмы, сначала претендовавшие на монопольное  владение «волшебной формулой» успеха на международном рынке, теперь дают возможность другим компаниям вступать в конкурентную борьбу за международных  туристов.

Современные информационные технологии - от Интернета до виртуальной  реальности - открывают новые пути для торговли услугами, бронирования мест, а также изучения различных  туристских центров (дестинаций) и достопримечательностей. Мы полагаем, что программы виртуальной  реальности в будущем будут отнесены к основным средствам получения  удовольствий, что позволит уберечь  экологически чистые территории от чрезмерного  туристского использования.

Чрезвычайно возросла популярность круизного туризма. Туристы научились  получать удовольствие от изобилия еды  и развлечений при переезде из одной экзотической дестинации в другую. В то же время все больше и больше туристов ищут защиты от бесконтрольных цен на некоторых курортах и дестинациях. По этой причине снова становятся популярными отпускные туры по системе «все включено».

Важно отметить, что в  XXI веке международный туристский бизнес видоизменился, расширился и преобразовался.

Туристская индустрия  настолько велика и разнообразна, а перемены происходят так быстро, что появление чего-то нового в  каком-либо одном уголке мира может  стать тенденцией развития на другом конце света, по пути неизбежно преобразуясь и меняясь в соответствии с  особенностями восприятия и методами реализации, присущими различным  культурам на Земном шаре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Место России в системе международного туризма

 

1.1. Развитие туризма в России в период реформирования ее экономики

 

 

Формирование российского  туристского рынка началось с 1990 г. Одновременно шло три процесса:

-распад предприятий старого  типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий);

-создание новых предприятий,  которые впоследствии стали называться  туроператорами или турагентами; 

-модификация старых туристских  предприятий путём перестройки  на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского  потребителя.  На первом этапе  развития рынка разрабатывались  в основном выездные туры. Многолетний  дефицит выездного туризма в  СССР сформировал повышенный  спрос на внешний туристский  продукт. Некоторые страны ввели  ряд мер по привлечению российских  туристов: безвизовый въезд в  страны бывшего социалистического  содружества (Китай, Чехия, Венгрия,  Болгария и др.); упрощение визовых  формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для  российских туристов в некоторые  страны (Франция, Испания). Большим  спросом пользовались шоп-туры, туры  познавательного характера, отдых  в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный  и молодёжный туризм, образовательный  и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы. Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами: новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР); упрощение порядка выезда; расширение внешних деловых контактов; увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами; доступность цен на выездные туры; большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).  Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998 г.). Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.

 Наиболее приоритетными  направлениями внутреннего туризма  стали средняя полоса и юг  России. Разрабатываемые туры в  основном отличались непритязательностью:  отдых в курортных местах России  и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс,  Ялта и др.), познавательный туризм  в культурно-исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический  туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение. Приоритетные  направления въездного туризма:  познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские  круизы на Дальнем Востоке. 

 Недостатки, тормозящие  развитие въездного и внутреннего  туризма: 

-несоответствие дорожно-транспортной  инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется  старых аэропортов, авто- и железнодорожных  вокзалов, автостоянок с высоким  сервисом обслуживания (заправка, ремонт  и мойка машин);

-несоответствие гостиничной  базы мировым стандартам, в частности,  классности гостиниц и уровню  сервиса в них; 

-завышенные цены на  гостиничные и ресторанные услуги  в городах; 

-несовершенство законодательного  и экономического стимулирования  российского въездного и внутреннего  туризма на государственном и  местном уровне;

-недостаточно квалифицированная  организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж  как конкретному туристскому  центру, так и стране в целом; 

-недостатки в политике  государства и местных властей  по созданию положительного имиджа  России как страны привлекательной  для туризма. 

 Однако, в последние  годы наблюдается тенденция улучшения  развития туризма в России: увеличивается  поток желающих посетить не  только зарубежные страны, но  и достопримечательные отечественные  места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются  всевозможные детские поездки  на морские курорты, в различные  лагеря (от палаточных до комфортабельных)  и зарубежные страны с познавательной  целью и т.д., разрабатываются  новые маршруты туров.

В настоящее время все  еще наблюдается недостаток в  предложении услуг в столицах и курортных зонах стран СНГ, поэтому иностранные компании стремятся  внедриться на этот рынок, чтобы извлечь  выгоду. Однако, как и раньше, их сдерживают две причины: первая - недостаточно четко определены права собственности, вторая причина заключается в  несоответствии принципов и стандартов бухгалтерского учета западным.

С началом экономических  преобразований сфера составления  туристского продукта и его реализации в России и других странах СНГ  кардинально изменилась, и сейчас ее представляют негосударственные  компании. На рынке Российской Федерации, по данным ГКФТ России, работает около 8000 фирм, 6000 из которых имеют лицензии на международную туристскую деятельность (только в Москве действуют 3000 таких  фирм). Из них лишь 1,5% используют иностранный  капитал, а 0,3% фирм основаны полностью  на иностранном капитале. Значительное большинство российских туристских фирм специализируется на отправке туристов за рубеж. Они предлагают такие туристские продукты, как отдых у моря, шоп-туры, познавательный туризм, поездки на обучение, бизнес-туризм, морские круизы и др.

1.2. Характеристика въездного и выездного туризма в России

 

 

Въездному туризму в России мешают высокие цены, отсутствие рекламы  за рубежом, а также темный имидж нашей страны. Въездной туризм в России развивается слишком медленно и тяжело. На долю туристического бизнеса в ВВП Россия занимает 138 место в мире. Доля туризма в мировом ВВП занимает около 6 %, а если учесть вклады смежных отраслей, то можно предположить, что 3-5 туристов создали бы одно рабочее место.

Один из главных показателей  – огромный рост цен на услуги внутри России. Цены за номера в гостинице  и другие услуги, которыми пользуются туристы, находятся на слишком завышенном уровне. Основная проблема – это  соотношение цена и качество. Недельный  тур в Россию стоит более 1500 евро. Это дороже туров в Восточную  Европу, Китай, Индию и даже Западную Европу.

Сдерживающими факторами, влияющими  на развитие въездного туризма, является недостаточная реклама туристских возможностей нашей страны. По данным журнала Forbes Россия находится в десятке  самых опасных для туризма  стран.

Внутренний и въездной туризм в России имеет прямую связь  со строительной отраслью. Внутренний и въездной туризм в России выступает  одним из самых перспективных  направлений. Как известно, многие города представляют собой в целом историческую ценность. Например, Санкт-Петербург  называют культурной столицей России. Москву нарекают третьим Римом и  настоящим средоточием искусства.

Число иностранных граждан, въехавших в Россию в 2012 года, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года увеличилось на 15% и составило почти 13,2 миллиона человек.

Всего за первое полугодие 2012 года в России побывало более 13 миллионов  человек, из которых три миллиона - с деловыми целями. Число туристов, прибывших в Россию по делам, выросло на 16% в сравнении с аналогичным показателем 2011 года. Увеличение числа туристических поездок составило 22% по отношению к прошлому году и почти достигло миллиона.

Лидерами по числу въездов  в Россию стали граждане Польши. Число туристов из этой страны выросло  на 60% (483,1 тысячи человек). Однако этот прирост произошел в основном за счет деловых туристов. Второе место  по общему числу въездов занимает Финляндия (623 тысячи человек, но всего 51 тысяча из них - с туристическими целями). На третьем месте - Китай (436,9 тысячи, из этого числа 112,8 тысяч поездок  совершено с целью туризма). На четвертом месте - Германия, откуда приехало 285 тысяч человек. Из них 143,6 тысяч - с целью туризма.

На 39% вырос въезд в  Россию из Филиппин - до 60 тысяч, там  доли делового и обычного туризма  вполне сопоставимы. Высокий рост показала Чехия, которая обеспечила России 27 тысяч гостей (34%), но с преобладанием  служебных поездок. Турпоток с Кубы превысил 2,3 тысячи человек (30%), а из Японии - 34,1 тысячи человек (29%). Причем в обоих случаях преобладали  гости, посетившие Россию исключительно  с туристическими целями. На 24% вырос  турпоток из Турции (135,6 тысячи человек) и Египта (6 тысяч человек).

Выездной туризм

Всего в 2012 году россияне совершили за рубеж 47 млн. 813 тыс. поездок, это на 9,3% больше, чем в 2011. С целью туризма наши сограждане съездили за границу 15332,1 тыс. раз. Это больше, чем в 2011 году, однако мы давно не наблюдали столь вялого роста на выездном рынке: увеличение составляет всего 5,8%. В 2011 году по сравнению с 2010-м рост был 15%, а средний показатель за последние 5 лет (с 2008 года) - 11%.

Причины «вялости» могут  быть разные. Во-первых, поутихли демпинговые  войны 2011 года, когда, глядя на копеечные  цены, отдыхать за рубеж отправлялись даже те, кто вроде бы и не мог  себе это позволить. В 2012 году стоимость  турпакетов подросла, приблизившись  к рыночной, и это, конечно, притормозило спрос на массовых направлениях. Во-вторых, многие специалисты отмечают общее снижение покупательской способности россиян и говорят о признаках кризиса в экономике.

Рейтинг, по-прежнему, возглавляет  Турция: 2516,1 туристических прибытий из России. Можно сказать, страна упрямо цепляется за свое первое место: если по абсолютным цифрам ее догнать все  еще сложно, то динамика турпотока  ухудшается с каждым годом. В 2010 году рост въездного турпотока составил 20,4%, в 2011-м – 13,3%, а в 2012-м въезд  в Турцию снизился на 6,2%. Между прочим, эта цифра не так уж далека от показателя кризисного 2009 года, когда  турпоток в Турцию показал минус 11%.

Интересно, что и по данным агентской сети «Горячие туры» доля Турции в общем объеме продажи  турпродукта с каждым годом уменьшается. Например, в 2005 году она составляла 46,6%, а в 2012 – 26,3%.

В числе причин снижения спроса эксперты называют цены на перелет  и отели – Турция перестала  быть, скажем так, легкодоступным направлением. Особенно на фоне Греции и Испании, которые, конкурируя между собой, оттянули на себя часть турецкого потока.

Информация о работе Россия и международный туризм