Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 23:34, курсовая работа
Объект исследования - анализ процесса вступления России во Всемирную торговую организацию, а также его последствий для страны в целом и отдельных отраслей и регионов.
Предмет исследования - изучение процедуры и этапов вступления России в ВТО, необходимость выполнения при этом международных торгово-экономических условий и изменение конкурентоспособности национальной экономики.
Цель работы заключается в анализе и изучении основных правовых и экономических трудностей, стоящих перед Россией в связи со вступлением в ВТО, и в прогнозировании состояния российской экономики в результате присоединения к этой организации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Всемирная Торговая Организация и её роль в международной торговле……………………………………………………………………………8
1.1 Возникновение и развитие ВТО. Особенности ВТО как международной организации…………………………………………………………………...8
1.2 Процедура вступления в ВТО………………………………………………12
Глава 2. Россия и Всемирная Торговая Организация…………………………16
2.1. Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса………………………………………………………………………….16
2.2. Последствия вступления России в ВТО…………………………………...22
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………...32
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Всемирная Торговая Организация и её роль в международной торговле…………………………………………………………
1.1 Возникновение и развитие ВТО. Особенности ВТО как международной организации…………………………………………………
1.2 Процедура вступления в ВТО………………………………………………12
Глава 2. Россия и Всемирная Торговая Организация…………………………16
2.1. Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса…………………………………………………………
2.2. Последствия вступления России в ВТО…………………………………...22
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Необходимость повышения конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках, укрепления экспортной базы страны, создание благоприятных торгово-политических условий, обеспечивающих доступ российской продукции на эти рынки, вызывают требования увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры. Вступив на путь экономических реформ, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями. В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной торговой палаты (МТП), а в настоящее время готовится к вступлению в одну из самых авторитетных - Всемирную торговую организацию (ВТО).
Как известно, переговоры о присоединении России к ВТО ведутся уже второй десяток лет, и все это время не прекращаются дискуссии в общественных, деловых и научных кругах о последствиях более полного включения страны в многостороннюю торговую систему.
Актуальность данной работы заключается в том, что, с одной стороны, в последнее время роль ВТО значительно возросла: расширилась компетенция этой организации за счёт торговли услугами, интеллектуальной собственностью, инвестициями, продукцией сельского хозяйства. Практически все крупные государства мира являются членами ВТО. Кроме того, идёт процесс её расширения за счёт стран Центральной и Восточной Европы; ряд развивающихся стран также ведёт переговоры о присоединении к мировой торговой системе.
С другой стороны, внешняя торговля является одним из важнейших секторов российской экономики, определяя динамику многих макроэкономических параметров. И хотя в условиях мирового финансового кризиса объем международных торговых операций уменьшился, важно создать условия для дальнейшего развития внешнеэкономических связей и их эффективного использования в целях роста конкурентоспособности экономики и повышения стандартов уровня жизни населения.
Объект исследования - анализ процесса вступления России во Всемирную торговую организацию, а также его последствий для страны в целом и отдельных отраслей и регионов.
Предмет исследования - изучение процедуры и этапов вступления России в ВТО, необходимость выполнения при этом международных торгово-экономических условий и изменение конкурентоспособности национальной экономики.
Цель работы заключается в анализе и изучении основных правовых и экономических трудностей, стоящих перед Россией в связи со вступлением в ВТО, и в прогнозировании состояния российской экономики в результате присоединения к этой организации.
В рамках настоящей работы поставлены следующие задачи:
Во-первых, рассмотреть особенности деятельности Всемирной торговой организации в исторической ретроспективе, определить её цели, функции, совершенствование механизма работы в начале XXI века, а также проанализировать её основные соглашения.
Во-вторых, необходимо изучить этапы процесса присоединения России к ВТО, а также определить их результаты и вновь возникающие трудности.
В-третьих, проанализировать особенности конкурентоспособности российской экономики в преддверии вступления, и определить последствия и перспективы внешнеторговой либерализации.
Проведенный анализ предлагаемых России системных условий присоединения к ВТО и их «поштучная» оценка с точки зрения степени приемлемости позволяют утверждать, что реальные преимущества вступления нашей страны в эту организацию сводятся к следующему.
1. Присоединение к ВТО станет мощны фактором стабилизации российского внешнеторгового и общеэкономического законодательства, превращения «правил игры»в постоянные и предсказуемые, что будет способствовать развитию внешней торговли и конкурентной среды. Кроме того, будет радикально решена задача приведения законодательств субъектов Федерации в соответствие с федеральным законодательством.
2. Россия станет полноправным участником нового раунда переговоров и сможет самостоятельно или в коалиции с другими государствами отстаивать приемлемые для себя позиции. В противном случае мы будем вынуждены непрерывно вести переговоры относительно приведения своего законодательства в соответствие с нормами перманентно обновляющейся организации, причем не имея возможности влиять на принимаемые решения.
3. Жесткое временное ограничение переходного периода заставит отрасли промышленности и отдельные предприятия активнее заниматься развитием производства и повышением конкурентоспособности.
Перечень же вероятных негативных последствий присоединения России к ВТО на предлагаемых системных условиях с учетом всего вышеизложенного представляется таким.
1. Удовлетворение Россией требования отменить с момента присоединения и не применять впредь все федеральные и региональные субсидии, подпадающие под действие ССКМ, повлечет за собой полный пересмотр нынешних правил и порядка господдержки отечественных товаропроизводителей путем прямого и косвенного субсидирования из федерального бюджета и из бюджетов субъектов Федерации.
2. Принятие Россией обязательства, позволяющего подходить к ней как к стране с нерыночной экономикой, означает наше согласие на продолжение задействования против РФ односторонних санкций при невозможности использования защиты российских интересов существующего в ВТО механизма разрешения торговых споров. Присоединение к ВТО не приведет к автоматической отмене уже действующих в отношении нашей страны торговых санкций, в том числе введенных с нарушением норм этой организации, что ставит под вопрос значительные выгоды, которые рассчитывают получить от членства в ней России производители ряда отраслей промышленности, в то числе черной металлургии, химической и текстильной индустрии.
3. Согласие РФ не применять меры в области защиты своего рынка до приведения соответствующих механизмов в полное соответствие с Антидепенговым кодексом, ССКМ и с Соглашением по защитным мерам означает отказ от использования важных инструментов государственной поддержки промышленности.
4. Принятие российской стороной обязательств с момента присоединения к ВТО выполнять без изъятий и переходного периода все требования таких многосторонних соглашений, как Соглашение по процедурам импортного лицензирования, Соглашения по техническим барьерам в торговле, Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам, и др., тождественно отказу от применения существующих в настоящее время в России механизмов господдержки промышленности в виде процедур лицензирования и сертификации, стандартов, ограничений на иностранные инвестиции в отдельные отрасли, и т.п.
5. Присоединение России к СТГА заблокирует перспективу сохранения за Россией роли одной из ведущих авиационных держав.
6. Ослабление прямого государственного регулирования внутренних цен на энергоносители и на транспортные услуги, сближение их с уровнем мировых цен вызовет неизбежный рост затрат в материальном производстве, особенно в базовых отраслях, следствием чего станет снижение ценовой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности.
7. Серьезными угрозами чреваты отказ от взимание экспортных пошлин и пересмотр существующих соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, в том числе в рамках СНГ.
Необходимо отдавать себе отчет в следующем: даже если России удастся добиться существенной корректировки этой совокупности условий по линии отказа от большинства дополнительных требований, то выполнение непременных обязательств, вытекающих из многосторонних соглашений ВТО, все равно повлечет за собой значительное изменение российского законодательства и серьезно повлияет на общие условия хозяйствования в нашей стране, на формы, методы и механизмы госрегулирования экономики, в первую очередь касающиеся поддержки предприятий.
Глава 1. Всемирная Торговая Организация и её роль в международной торговле.
1.1. Особенности ВТО как международной организации.
Создание ВТО стало исключительно важным событием в современных международных экономических отношениях, играющих все большую роль в повышении эффективности национальных хозяйств. Речь идет об учреждении впервые в мире постоянно действующей многосторонней организации, распространяющей свое влияние на всю торговлю и смежные сектора. Совокупность документов ВТО (около 60 соглашений, договоренностей, решений и деклараций на уровне министров) представляет собой правовую основу системы регулирования этих отношений.
Весь пакет этих договоренностей ВТО рассматривается как единое целое, каждая страна-член ВТО обязана принять его целиком, без каких-либо изъятий и привести свое национальное законодательство, а также практику его исполнения в полное соответствие с правилами ВТО. Сопряжение национальных правовых норм с нормами ВТО создает во многом единое правовое поле для развития международной торговли.
К основным многосторонним соглашениям ВТО по торговле товарами относят:
- Генеральное соглашение по тарифам и торговле (в редакции 1994 г.);
- Соглашение по сельскому хозяйству;
- Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;
- Соглашение по текстильным изделиям и одежде;
- Соглашение по техническим барьерам в торговле;
- Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС);
- Соглашение по применению статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговая пошлина);
- Соглашение по применению статьи VII ГАТТ-94 (Оценка товаров в таможенных целях);
- Соглашение по предотгрузочной инспекции;
- Соглашение по правилам происхождения;
- Соглашение по процедурам импортного лицензирования;
- Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;
- Соглашение по (чрезвычайным) защитным мерам;
- Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и др.
Основными задачами ВТО являются обеспечение выполнения правовых документов, входящих в круг ее ведения, либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Кроме того, ВТО периодически организует многосторонние переговоры в интересах содействия развитию мировой торговли, контролирует проведение национальной внешнеторговой политики стран-членов и обеспечивает соблюдение ими коллективно согласованных правил торговли, выполняет обязанности международного третейского суда, позволяющего разрешать конфликты в случае нарушении этих правил, сотрудничает с другими многосторонними экономическими организациями в формировании глобальной экономической политики. Тем самым, ВТО обеспечивает определенную стабильность, гласность и предсказуемость международной торгово-политической системы.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание единой организационной структуры - многосторонней межправительственной организации, обслуживающей все соглашения и договоренности, входящие в итоговый пакет документов Уругвайского раунда.
Межгосударственную организационную структуру ВТО возглавляет Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников Торговой организации. Сессии этого органа собираются как минимум один раз в два года. Конференция обладает всеми правами ВТО, может осуществлять все ее функции и принимать все решения.
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Он делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.