Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 23:34, курсовая работа
Объект исследования - анализ процесса вступления России во Всемирную торговую организацию, а также его последствий для страны в целом и отдельных отраслей и регионов.
Предмет исследования - изучение процедуры и этапов вступления России в ВТО, необходимость выполнения при этом международных торгово-экономических условий и изменение конкурентоспособности национальной экономики.
Цель работы заключается в анализе и изучении основных правовых и экономических трудностей, стоящих перед Россией в связи со вступлением в ВТО, и в прогнозировании состояния российской экономики в результате присоединения к этой организации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Всемирная Торговая Организация и её роль в международной торговле……………………………………………………………………………8
1.1 Возникновение и развитие ВТО. Особенности ВТО как международной организации…………………………………………………………………...8
1.2 Процедура вступления в ВТО………………………………………………12
Глава 2. Россия и Всемирная Торговая Организация…………………………16
2.1. Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса………………………………………………………………………….16
2.2. Последствия вступления России в ВТО…………………………………...22
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………...32
Либерализация доступа иностранных фирм на рынок услуг способна уничтожить большинство банков, страховых и иных аналогичных институтов. При всех их недостатках, следует признать, что финансовая система – это не только продуцент услуг, но и важнейший регулятор экономики. Экономическая безопасность России превратится в фикцию, если наши платежно-расчетная и кредитная системы начнут управляться из Лондона, Нью-Йорка и Токио. Да ин надежность западных банков и других финансовых институтов в условиях глобального финансового кризиса оказалось под вопросом. В последнее десятилетие они занимались главным образом строительством финансовых пирамид. МВФ продемонстрировал неспособность, с одной стороны, обеспечить приемлемую стабильность национальных валют, а с другой, - помочь странам – должникам избавиться от долговой зависимости.
На мой взгляд, момент для вступления в ВТО вообще выбран крайне неудачно. Россия попала в «долговую ловушку» и в любом случае вынуждена снабжать Запад сырьем в счет погашения долгов. Импортировать наши несырьевые товары и услуги западные страны не намерены и не будут. Наконец, не выдержит конкуренции российская система рыночных и государственных институтов регулирования экономики – она незрела, неэффективна и недемократична.
Заключение.
В продолжающейся уже несколько лет дискуссии вокруг последствий вхождения России во Всемирную торговую организацию центральным, по-прежнему, остается вопрос выгод и издержек от присоединения к столь авторитетной организации. Разброс мнений на этот счет достаточно широк. Одни связывают ожидания от участия в ВТО с получением Россией крупных преимуществ. Другие продолжают утверждать, что подобная акция таит в себе угрозу экономических и социальных потрясений ввиду неготовности российских предприятий конкурировать на глобальном рынке. При столь полярных точках зрения анализ проблем, перспектив и последствий такого шага приобретает особую значимость.
Сделав анализ в данной работе баланса отрицательных и положительных последствий присоединения России к ВТО дифференцированно по каждой отрасли в зависимости от соотношения выгод и уступок, приобретаемых отечественными товаропроизводителями по планируемым условиям присоединения, можно сделать следующие выводы.
К числу главных угроз для российской экономики вследствие присоединения к ВТО относятся: колебание цен на энергоносители; снижение уровня таможенных пошлин на импортируемые товары; отмена государственной поддержки промышленности и сельского хозяйства; свободный доступ иностранных компаний на российский рынок, снятие нетарифных ограничений. Данный перечень угроз отражает практически весь спектр издержек от вступления России к ВТО. Все остальные негативные явления, так или иначе, входят в этот список.
Последствиями данных угроз могут стать: подавление хозяйственной деятельности предприятий вследствие экспансии иностранных фирм; значительное снижение производства целого ряда неконкурентоспособных отраслей; уменьшение доходной части бюджета вследствие падения объемов ряда производств и снижения таможенных пошлин; возможное повышение налогов; ограничение возможности применения средств таможенно-тарифного и нетарифного регулирования для защиты внутреннего рынка; ухудшение торгового и платежного баланса; дальнейшее усиление сырьевой специализации экономики; рост безработицы, падение доходов населения, продолжение имущественного расслоения; ухудшение интеграции со странами СНГ и др.
В свою очередь, можно выделить положительные эффекты от вступления РФ в ВТО: признание России страной с рыночной экономикой; адаптация законодательства к международным нормам; исключение дискриминации российских товаров на зарубежных рынках; прекращение негативного воздействия на российский экспорт тарифных и нетарифных внутренних ограничений; улучшение условий разрешения торговых противоречий и споров с помощью механизмов ВТО, более надежные гарантии предотвращения торговых войн; большая стабильность внутреннего политического и экономического режимов; усиление позиций страны в мире.
Положительными последствиями от вступления станут: приток иностранных инвестиций в страну; снижение цен на импортную продукцию; расширение конечного спроса и емкости внутреннего рынка; рост покупательной способности граждан; усиление конкуренции и повышение качества предоставляемых товаров и услуг; ослабление лоббирования, снижение коррупции среди государственных чиновников; появление новых рабочих мест и рост налоговых поступлений в бюджет за счет развития иностранных производств и сбытовых сетей на территории Российской Федерации; повышение прозрачности бизнеса; рост рентабельности конкурентоспособных отраслей экономики; развитие малого предпринимательства и сферы услуг и т.д.
Итак, в краткосрочной перспективе потери от внешнеторговой либерализации будут неизбежны и достаточно существенны. На этот период приходится действие отраслевых факторов снижения занятости в импортно-ориентированных отраслях, а также издержек межотраслевого перетока факторов производства. В то же время в краткосрочной перспективе будет проявляться и ряд выгод от присоединения к этой организации, прежде всего за счет роста иностранных инвестиций в Россию. Однако с течением времени общий баланс выгод и потерь России будет все больше складываться в ее пользу.
В этой связи представляются следующие обязательные меры и действия со стороны государства:
1. Срочная разработка и принятие научно-обоснованной промышленной политики России как базы для избирательной защиты отечественных производителей и как инструмента для переговоров и условий вступления в ВТО.
2. Достройка и ввод в действие государственной системы поощрения промышленного экспорта (без чего страна столкнется в ВТО с фактической асимметрией выгод и обязательств), в том числе в форме госкредитов, гарантий и иных форм финансирования экспортеров. Это же касается и мер поддержки российского аграрного сектора.
3. Создание механизмов временной государственной поддержки предприятий и регионов, особо пострадающих от резко возросшего импорта.
4. Создание государственной системы внешнеэкономической и правовой информации для предприятий (цены, условия торговли, механизмы разрешения споров и т.п.), с целью эффективного использования ими возможностей ВТО в международной конкуренции.
5. Подготовка специализированных кадров, владеющих тематикой ВТО, как для бизнеса, так и для госаппарата.
6. Постоянный мониторинг не только отдельных дискриминационных мер со стороны основных внешнеторговых контрагентов, но и всех торговых барьеров, создаваемых политикой этих стран.
Важно отметить и тот факт, что чаще всего результаты переговоров со странами-участницами ВТО не выносятся на обсуждение научной и деловой общественности, что делает любые оценки неполные и априорные. Тем более, что эти переговоры отнюдь не связаны с взаимовыгодностью; больше того, участники переговоров, с которыми ещё не подписаны итоговые документы, не стесняются выдвигать всё новые условия, требовать уступок в свою пользу. И хотя официальные круги сохраняют определенный оптимизм в отношении завершения переговоров в недалекой перспективе (конец 2009 - начало 2010 гг.), их конечные результаты всё ещё не ясны, как и последствия, если их рассматривать в комплексе и применительно к конкретным условиям присоединения.
В заключении хотелось бы сформулировать некоторые рекомендации относительно направления процесса присоединения России к ВТО в конструктивное русло.
1. Окончательное решение о присоединении к ВТО может быть принято исключительно не основе всесторонне аргументированного вывода о готовности к этому российских товаропроизводителей и механизмов государственного регулирования экономики. Для этого необходимо в кратчайшие сроки наладить работу по прогнозированию последствий вступления в ВТО для различных секторов экономики с учетом возможных комплексов системных условий присоединения.
2. Принятии в ходе переговоров о присоединении к ВТО каких-либо конкретных обязательств, в первую очередь по системным вопросам, допустимо только после всесторонней оценки их последствий и получения обоснованного заключения об их приемлемости для России.
3. Присоединению к ВТО должно предшествовать осуществление комплекса мер по повышению конкурентоспособности отечественных предприятий на основе обновления их технического и технологического потенциалов. Предстоит активизировать государственную поддержку научно-технических разработок и их внедрения в производство. Эти меры следует тесно сопрягать с определением приоритетов промышленной политики разработкой реализующих их механизмов господдержки, в максимальной степени обеспечивающих защиту национальных интересов и не противоречащих правилам ВТО.
4. В целях налаживания четкого контроля за ходом переговоров и обеспечения эффективного руководства процессом подготовки экономики к присоединению к ВТО представляется целесообразным создать при Президенте РФ соответствующий постоянно действующий совет, в котором по возможности должны быть представлены все отрасли российской экономики и лучшие научные силы. В его рамках желательно образовать экспертную группу, способную отслеживать и анализировать ход этой подготовки и осуществлять комплексную оценку возможных последствий принятия Россией тех или иных конкретных обязательств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрианов А. Проблемы и перспективы вступления России к ВТО// Маркетинг, 2004, №2. С.3-16
2. А.Ахмедов Вступление в ВТО и рынок труда. - Москва, 2004. - 36с
3. Васильев И. Россия и Всемирная торговая организация: проблемы и перспективы присоединения, 2002.
4.Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. - М.: Академкнига, 2003.
5.. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: Экономика, 2003
6. Комендантов С.В. Проблемы законодательного обеспечения вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию // Международное публичное и частное право. М., 2005, № 4
7. Кузяев К. Вступление в ВТО// Общество и экономика, 2006, №2. С. 136-143
8. Ливенцев Н., Лисоволик Я. Региональные аспекты присоединения России к ВТО, МЭиМО №5, 2002
9. Оболенский В. Россия и ВТО: возможности повышения конкурентоспособности отечественной продукции, МЭиМО №5, 2002.
10. Плисецкий Д.Е. Вступление России в ВТО.// Банковское дело, 2004, №1. С. 15-19
11. Чулок С. Вступление России в ВТО: аргументов «против» больше, чем «за» // РФ сегодня, 2002, №8, с 30-33
32