Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 23:34, курсовая работа
Объект исследования - анализ процесса вступления России во Всемирную торговую организацию, а также его последствий для страны в целом и отдельных отраслей и регионов.
Предмет исследования - изучение процедуры и этапов вступления России в ВТО, необходимость выполнения при этом международных торгово-экономических условий и изменение конкурентоспособности национальной экономики.
Цель работы заключается в анализе и изучении основных правовых и экономических трудностей, стоящих перед Россией в связи со вступлением в ВТО, и в прогнозировании состояния российской экономики в результате присоединения к этой организации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Всемирная Торговая Организация и её роль в международной торговле……………………………………………………………………………8
1.1 Возникновение и развитие ВТО. Особенности ВТО как международной организации…………………………………………………………………...8
1.2 Процедура вступления в ВТО………………………………………………12
Глава 2. Россия и Всемирная Торговая Организация…………………………16
2.1. Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса………………………………………………………………………….16
2.2. Последствия вступления России в ВТО…………………………………...22
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………...32
Начало завершающей стадии переговоров еще не свидетельствует об их скором окончании. Следует исходить из объективных реальностей. Необходимо решить, по крайней мере, три сложные, или, как говорят, «системные», проблемы, по которым пока не удается найти решение: о предельно допустимом масштабе субсидирования сельского хозяйства России, о допуске на российский рынок иностранных поставщиков услуг (прежде всего - банковских, страховых и телекоммуникационных) и о сближении внутренних и экспортных цен на энергоносители. Их нерешенность ухудшает атмосферу завершающей стадии переговоров, несмотря на заверения ведущих политических лидеров Запада о поддержке присоединения России к ВТО.
Необходимым условием членства в ВТО является также приведение делового законодательства России в соответствие с положениями документов этой организации, что записано в статье XVI соглашения об ее учреждении. Эта сложная работа, в результатах которой, кстати, заинтересованы российские предприниматели независимо от участия страны в ВТО, успешно ведется нарастающими темпами уже не первый год. Правительство и парламент уделяют ей должное внимание, но большой объем (речь идет, по некоторым оценкам, о 100 законах и примерно тысяче ведомственных инструкций) не позволяет быстро справиться с поставленной задачей.
К настоящему времени в Государственную Думу внесены и находятся на разных стадиях рассмотрения практически все законопроекты, необходимые для выполнения Россией обязательств по присоединению к ВТО. Наиболее важными среди них являются федеральные законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О валютном регулировании», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» и Таможенный кодекс.
Стоит отметить, что по заявлению главы российской делегации по присоединению к ВТО программа по приведению законодательства страны в соответствие с требованиями торговой организации российской стороной выполнена уже практически на 99%.
Присоединение состоится, когда все проблемы будут урегулированы без нанесения ущерба интересам России. Желательно, однако, чтобы это произошло до окончания ведущихся в рамках ВТО многосторонних торговых переговоров. В ином случае, России придется корректировать ранее согласованные условия и, кроме того, договариваться по новым вопросам, которые будут достигнуты в итоге этих переговоров.
Членство России в ВТО не является самоцелью и не может быть достигнуто любой ценой. Оно должно отвечать задачам экономического развития страны, содействовать успешному продвижению реформ и более глубокой интеграции России в ВТО, и оно возможно лишь при том, что:
- условия членства обеспечат более благоприятные, чем в настоящее время, условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки;
- позволят устранить их дискриминацию на этих рынках, приведут к безусловному наделению России всеми правами, которыми обладают другие члены ВТО;
- Россия должна иметь равные со странами ВТО возможности по защите своих торгово-экономических интересов в рамках многостороннего механизма разрешения торговых споров.
Правительство РФ предпринимает конкретные меры по интенсификации переговоров о присоединении России к ВТО. В тоже время это не означает, что Россия готова присоединиться к ВТО на любых условиях. Условия присоединения по всем параметрам (тарифы, доступ на рынок услуг, обязательства в области сельского хозяйства, системные вопросы и др.) будут основываться на реальном положении российской экономики, обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.
В долгосрочной перспективе присоединение России к ВТО должно оказать положительное воздействие на ход экономических реформ, будет способствовать структурной перестройке экономики, ориентированной на более активное включение в международное разделение труда.
Подробностей о содержании достигнутых двусторонних договорённостей по всем направлениям переговоров в России публикуется немного. Материалы, которые публикуются, носят общий характер и не годятся для содержательного анализа. Однако важно отметить следующие результаты:
1. Обязательства по товарам. Предполагается снижение импортных тарифов на промышленную продукцию в течение переходного периода (5-7 лет) с момента вступления в ВТО. Средний импортный тариф должен уменьшиться с 10,5% до 7,5-8,0%.
2. Обязательства по сельскому хозяйству. Уровень таможенной защиты не уменьшится ни по одному из сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право увеличить на переходный период ставки таможенных пошлин. На период до 2009 г. включительно Россия может использовать тарифные квоты на говядину, свинину, мясо птицы в нынешних объёмах плюс 2,0-2,5% годового роста и при достаточном уровне тарифной защиты. Самым драматичным на переговорах по сельскохозяйственной проблематике остаётся вопрос о внутренней государственной поддержке аграрного сектора и уровне экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. На протяжении всего периода переговоров Россия была вынуждена периодически снижать заявленный уровень.
3. Обязательства по услугам определяют условия доступа иностранных услуг и поставщиков на российский рынок. Цельного представления о результатах переговоров по этому направлению нет. Основные противоречия на переговорах касаются энергоресурсов, финансов, транспорта.
Как ранее уже было отмечено, результатом многосторонних переговоров (переговоров по системным вопросам) должен стать Доклад Рабочей группы, содержащий описание торгового режима и законодательства, а также обязательства, которые страна будет выполнять после присоединения.
Важно также заметить, что на конференции в Гонконге вокруг переговоров по поводу вступления России в ВТО выявились проблемы, которые могут осложнить этот процесс и затянуть его сроки. В ВТО существуют правила, опираясь на которые, ряд стран (Молдавия, Грузия и ЕС, протоколы с которыми уже были подписаны) предъявили к России претензии. Грузия обвиняет Россию в том, что она открыла два незаконных таможенных пункта на границе с Абхазией и Южной Осетией, через которые ввозятся безакцизные сигареты и идёт контрабанда. Пока на эти пункты не будут допущены грузинские таможенники, Грузия останется не согласной на вступление России в ВТО. Россия признала, что проблема отчасти существует и её надо решать путём переговоров МИДа России с грузинскими коллегами.
2.2. Последствия вступления России во Всемирную Торговую Организацию.
Наиболее значимые требования, предъявляемые России на переговорах о вступлении в ВТО, таковы:
1. Либерализация доступа иностранной рабочей силы на российский рынок труда
2. Либерализация доступа иностранных фирм (в первую очередь финансовых, а также строительных, торговых, туристических и иных) на отечественных рынок услуг.
3. Снижение ставок импортных пошлин до уровня, значительно более низкого, чем установленный в странах ЕС, в США, а тем более в Китае и некоторых других странах – членах ВТО.
4. Отмена мер нетарифного регулирования импорта.
5. Выравнивание внутренних и мировых цен на энергоносители.
6. Полная либерализация экспорта.
7. Предоставление нерезидентам национального налогового режима.
8. Распространение на страны СНГ принципа взимания НДС в стране назначения, в том числе в отношение экспорта нефти и газа.
9. Отказ от различных субсидий производителям на федеральном и региональном уровнях, а также других мер господдержки, составляющих основу ее российской системы.
10. Отказ от сколько - нибудь значимой поддержки сельского хозяйства.
11. присоединение к необязательным соглашениям и секторальным инициативам в области импорта гражданской авиатехники (что приведет к прекращению производства самолетов в России), к соглашению о правительственных закупках (что чревато закупками иностранной продукции за счет российских налогоплательщиков.
12. Следование нормам ВТО при участии в торговых соглашениях, зонах свободной торговли и таможенных союзах.
13. Приведение порядка лицензирования алкогольной и фармацевтической продукции в соответствии с положениями Соглашения по импортному лицензированию (что еще более сузит возможности государства по пресечению нелегального оборотов этих видов продукции и реализации недоброкачественной продукции населению).
14. Отмена нормы о локальном компоненте (т.е. о закупках операторами товаров и услуг у российских компаний) в законодательстве, касающемся соглашений о разделе продукции.
15. Либерализация нынешнего режима валютного регулирования.
16. Исключение возможности применять фиксированные цены.
17. Следование нормам многосторонних соглашений ВТО о технических барьерах в торговле, о санитарных и фитосанитарных мерах, по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС) и по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), причем от России требуют выполнение этих норм и вытекающих из них обстоятельств в полном объеме с момента присоединения и без какого-либо переходного периода. Это привело бы, в частности, к исчезновению с российского рынка дешевых аналогов (производимых отечественными и восточноевропейскими производителями) дорогих патентованных лекарственных препаратов, а также открыло иностранным компаниям свободный доступ к неиспользуемым российским научно-техническим разработкам, выполненным за государственный счет.
Кроме того, от России требуют «добровольных» ограничений прав члена ВТО на применение мер по защите своего рынка до тех пор, пока она не трансформирует соответствующие механизмы в адекватные Антидемпинговому кодексу, Соглашению по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ) и Соглашению по защитным мерам. По сути речь идет о длительном запрете на использование антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин. Наконец, нас вынуждают принять обязательство, позволяющее подходить к России как к стране с нерыночной экономикой и продолжать в течение длительного переходного периода в отношении РФ практику интенсивных антидемпинговых и компенсационных расследований – при том, что одновременно выдвигается условие нераспространения на нашу страну действия статей 27-29 ССКМ, предусматривающих ряд льгот для государств с переходной экономикой и возможность сохранения действующих на момент присоединения программ промышленной поддержки.
В случае удовлетворения всех предъявленных требований в России произойдет резкий рост цен на энергоносители (с очевидными последствиями социально-политического и экономического характера), руководителями большинства отечественных предприятий станут граждане ведущих капиталистических стран, а их работниками – преимущественно иммигранты азиатского происхождения.
Довольно длительный период согласования ставок импортных пошлин сопровождается дискуссиями о таможенно – тарифной защите российских товаропроизводителей от импорта. Однако гораздо серьезнее повлияло бы на народное хозяйство выполнение системных и «дополнительных» условий вступления России в ВТО (связанных с изменением общих условий хозяйствования, форм и механизмов государственного регулирования экономики). К сожалению, таковые до недавнего времени почти не осознавались, не анализировались и не обсуждались даже представителями отраслей экономики, которые пострадают больше всего.
Требования выравнивания цен на энергоносители выглядит противоречащим принципам рыночной конкуренции и как таковое принято быть не может. Заставлять Россию приводить внутренние цены на газ в соответствии с мировыми – все равно что требовать у Испании компенсации за большое количество солнечных дней, или требовать от Греции продавать на рынках оливки по той же цене, что и в Норвегии. Относительно дешевые энергоносители являются естественным преимуществом России и следствием естественно сложившейся структуры нашей экономики, и определение уровня цен на газ или свет является исключительно прерогативой нашей страны.
Большинство сложившихся в России форм поддержки экономики запрещены правилами ВТО, а создание новых будет невозможным после фиксации в договоре нынешних мизерных объемов государственной поддержки сельского хозяйства, сферы услуг и обрабатывающей промышленности. Поскольку Конституцией РФ установлено главенство международных договоров над национальным законодательством, наше присоединение к ВТО повлечет за собой немедленно упразднение соответствующих норм российского законодательства и вступление в силу огромного количества норм данной организации. К чему это приведет, никому не известно, ибо попытки полного сопоставления соответствующих нормативных систем не предпринимались.
Угроза российскому обществу от нашествия нелегальных мигрантов, наконец-то, осознана, предпринимаются робкие попытки выстроить систему миграционного регулирования и контроля, аналогичную действующим в западных странах. Учитываю острейшую демографическую ситуацию в соседних азиатских странах, свобода иммиграции в Россию абсолютно неприемлема с позиции поддержания нашей национальной безопасности.
Следует уделить особое внимание чувствительности многих регионов страны к угрозам, возникающим вследствие присоединения России к ВТО. И без того гипертрофированная социально-экономическая дифференциация этих регионов существенно усилиться после присоединения, о котором идет речь. В связи с этим государство должно предпринять особые условия по оздоровлению и повышению конкурентоспособности в первую очередь регионов Севера, Дальнего Востока, Сибири и Северного Кавказа, юг Урала и Поволжья. Их ресурсное и стратегическое значение исключительно велико. Каждый из них имеет вою специфику, которую необходимо учитывать при определении мер по подготовке нашей страны к присоединению к ВТО.