Рынки факторов производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 08:32, курсовая работа

Описание работы

Цельa моейaработы - рассмотреть рынки факторов производства; изучить спрос и предложение, aценообразованиеaна этих рынках и анализ современного состоянияaрынка труда вaРоссии. Для целедостижения моей цели в каждой части моей работыaставилисьa определенные целиaи задачи, содержание которыхaизложена ниже. aВ первой части моей работы я даю характеристика производства, aэкономические причиныaaрынка , особое внимание уделяется их отличиям и особенностям.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы рынка труда, капитала и природных
ресурсов 6
1.1 Рынок труда 6
1.2 Рынок природных ресурсов 10
1.3 Рынок капитала 15
Глава 2. Система цен на рынках производства в России 20
2.1 Система цен на рынках производства 20
2.2 Предложение и спрос на рынках производства 23
2.3 Экономическое развитие и благосостояние России в общем 26
Глава 3. Направленность по улучшению регулирования факторов
производства 33
3.1 Решение проблем на рынке труда , реальность и перспективы 33
Заключение 44
Список использованной литературы 47

Файлы: 1 файл

Рынки факторов производства.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

В структуре рынка факторов производства особое место занимает рынок труда (рабочего класса). Главным поставщиком рабочего класса являются домашние хозяйства как экономическая основа (функционирования) существования семьи. Семья выполняет главную функцию детородную, самовоспроизводящий она «производит» способность человека к труду. Государство в этом важном для общества процессе участвует через систему образования и медицинского обслуживания. Однако работник «вносит» на рынок свою способность к труду непосредственно из семьи.

Восстановление  и развитие рынка труда в современной  России началось с 80х годов XX в. Нарушение соответствия между спросом и предложением на рынке труда проявляется в динамике уровня занятости и безработицы. Безработица (постоянное наличие на рынке труда лиц, не имеющих работы и стремящихся ее получить) - непременное свойство рынка труда [8, с. 138-147].

В прошлом власть официально заявляла об отсутствии безработицы  в СССР, поэтому не было системы  учета утратевших место работы. Более того, утверждались решения борьбы с теми, кто уклонялся от общественно полезного труда, кого стали называть лентяями. Чтобы предоставить работу всем трудоспособным, создавали новые рабочие места там, где в этом не было целесообразности, что приводило к недоиспользованию рабочей силы, а следовательно, к недопроизводству, потере (способности) квалификации работников. Например, в литературе появлялись сообщения о том, что инженеры некоторых предприятий только 15% рабочего времени используют на выполнение прямых своих обязанностей, а остальные 85% тратят на работу, не требующей специальной подготовки, два работника выполняли то, что мог без особого напряжения один. О безработице как реальном и устойчивом явлении в России заговорили с начала экономических реформ, тогда, наблюдалось сильное сокращение производства, началась структурная перестройка общественного производства. Все регионы страны имели различные стартовые позиции к началу экономических реформ. Кроме этого, демографические, экономические, социально-психологические и политические особенности регионов, сложившиеся при плановой экономической системе, обозначили разную степень способности их приспособиться к новым условиям. Это тоже привело к разделению уровней безработицы и занятости. Там, где недостаточно развит рынок труда и объемны расходы, связанные с миграцией населения, региональные рынки труда сохраняют устойчивые различия.

Проблема занятости  в России сегодня имеет серьезную  остроту и свои особенности. В  сфере занятости осуществляются реальные трудовые отношения, формируются пропорции трудовых ресурсов между отраслями хозяйства, организациями. Изменения в занятости в какой-то мере отражают общие решения в экономике, а также закономерности изменений на рынке труда. Можно отметить ряд общих тенденций в сфере занятости в переходной экономике России.

1. Опережающий  рост занятости в частном секторе  и в сфере предпринимательства.  Например, доля занятости в частном  секторе экономней увеличилась  с 19,5% в 1992 г. до 45,3% в 1999 г. от общего числа занятых в хозяйстве страны. [8, с. 138-147]

2 Перемены в отраслевой структуре занятости проявились прежде всего в том, что доля занятых в сфере обслуживания (торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, органы управления и т.п. сферы) заметно увеличилась. За указанный период, к примеру, число занятых в торговле и общественном питании увеличилось с 7,9% до 14,9%.

3. Увеличения масштабов так называемой неполной занятости в двух ее основных формах. Первая - вынужденные, инициированные, администрацией оплаченные частично или неоплаченные отпуска. Вторая форма - применение режима неполного рабочего времени. Неполная занятость, с одной стороны, - один из факторов застойных явлений и большого количества неэффективных рабочих мест с вытекающими из этого негативными последствиями. С другой неполная занятость - альтернатива открытой безработицы, что позволяет отдельным предприятиям сохранить их трудовой потенциал, зарезервировать производственные мощности на период нестабильности.

4. Употребление особой формы компенсации снижения реального уровня жизни трудящихся. Это вторичная занятость, которая проявляется в занятости на двух или более рабочих местах или в порядке совместительства по основному месту работы или на других организаций. Следовательно, дополнительная работа приносит дополнительный доход работнику, компенсируя снижение его реального дохода из-за роста цен.

5. Развитие неформальной  занятости, т.е. занятость юридически  неоформленными трудовыми отношениями,  занятость на незарегистрированных фирмах или юридически не оформленная самостоятельная деятельность. По некоторым оценкам в неформальную занятость вовлечено до 27 млн. человек - в сфере услуг населению по облагораживанию, ремонту, пошиву одежды и обуви, уличная торговля. Значит, часть населения имеет возможность иметь дополнительные заработки в неподконтрольной государству сфере хозяйства. Однако неформальная занятость увеличивает зону социальной и правовой незащищенности работников, создает устойчивую базу для криминалитета, ведет к сокрытию доходов и нехватки средств в бюджет [7, с. 85-90].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Направленность по улучшению регулирования факторов производства

 

1.3 Решение проблем на рынке труда , реальность и перспективы

 

Исследование  земельной реформы как правовую категорию лучше всего путем разъяснения этого понятия. В специальной, в том числе юридической литературе, среди практиков и на наших уровнях правовой деятельности встречаются многие подходы к пониманию земельной реформы. Приведу некоторые из них:

  • земельная реформа как составляющая аграрной реформы;
  • земельная реформа как переустройство отношений собственности на землю;
  • земельная реформа как качественное правовое упорядочение земельных отношений;
  • земельная реформа и переустройство в сфере охраны окружающей природной среды;
  • земельная реформа как форма предложений, направленных на перемену земельных отношений;
  • земельная реформа как составляющая экономической, экологической и правовой реформы. [10.30]

Функция современной земельной реформы отвечают четырем основным направлениям переустройство, т.е. четырем направлениям деятельности государства в лице уполномоченных им органов и других субъектов по улучшению земельных правоотношений и правовых норм, которые их регулируют. (Реформа – это изменение состояния общества и условий его жизнедеятельности путем изменяемой деятельности государственного аппарата, то есть, является государственным управлением). Таким коллективизм являются экономическое, экологическое, структурно-функциональное и концентрирование [11.15]

Основой идеологии и методологии улучшения земельных отношений и проведения земельной реформы стала необходимость внедрение земель в рыночную экономику, т.е. платное пользование земли (налоги и арендные платежи), употребление земель в сделках (купля-продажа, залог, дарение, право на обмен) и переход к различным видам собственности.

Земля как вид недвижимости должна иметь цену, земле использования должно быть плановым (налог и арендные платежи), войти в уставный фонд производства.

Земельные реформа проводиться по следующим основным направлениям:

- устройства характера земельных отношений;

- новые подходы  к плате за аренду земли;

- введение земельного  рынка;

- улучшение новой системы землепользователей;

- комплектование новой структуры применением сельскохозяйственных  земель.

По темпам и  методам превращение земельных отношений можно выделить следующие этапы:

Первый этап определяется долгим образованием области земельных отношений в 1988-1993 гг., тогда были приняты следующие законодательные акты: «О крестьянском хозяйства »(1990г.), «О земельной реформе в РФ»(1991 г.), «О земельной налоге»(1991 г.). Воздействие их на применении определило передачу земель в ведение сельской административной власти в соответствии с их полномочиями , определенной законодательством. Было положено начало рекомбинация сельскохозяйственного земельного фонда республики в процессе комплектование разнообразных форм хозяйствования, для которых созданы необходимые организационные, экономические и социальные условия. Негосударственная форма сельскохозяйственных организаций к концу 1996 г. стала главнейшей и по удельному весу земель занимала 77%, а по колличеству землеипользователей 99,8%.

Земельный кодекс гласил все земли являются государственной собственностью. Новыми положениями в нем были введение права пожизненного наследуемого владения земельными участками, предоставленными для предприятий крестьянского хозяйства, личного

подсобного  хозяйства, садоводства, животноводства, дачного строительства и т.д. 

Хозяева и пользователи земли, изготавлевающие сельскохозяйственную продукцию, имеющие права самостоятельного хозяйствования на земле. Они могли по своему желанию распоряжаться произведенными товарами и доходами от их продажи, употреблять плодородную почву и имеющиеся на земельном участке полезные общераспространенные ископаемые, возводить жилые и производственные сооружения, сдавать земельный участок в аренду, получать процент затрат на повышение плодородия земли в случаях ее изъятия для государственных нужд.

Закон «О земельном  налоге» создал законодательную базу для введения платы за землю в виде земельного налога, базовые ставки которого установлены в зависимости от качества, местоположения, водообеспеченности земельного участка, но не зависят от результатов хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Необходимо  было убрать имеющиеся недостатки и дальше осваивать земельные отношения на новом этапе реконструкций. В 1994-1996 гг. началась работа по перерегистрация государственных сельскохозяйственных организаций в кооперативы и частные крестьянские хозяйства вида собственности. Это событием знаменуется 2 этап развития земельных отношений. Указы поддержали практический передел и юридическое оформление прав на землевладение, и аренду земли. В стране впервые был введен институт купли-продажи права землепользования, тем самым земля была введена в рыночные отношения.

Знаменательным  моментом развития земельных отношений на втором этапе является то, что роль земельных паев в формировании собственности увеличилась: расширялись права по распоряжению ими.

За исследоваемое время выявились и негативные моменты в развитии земельных отношений – были разрушены сложившиеся на протяжении многих лет системы севооборотов, отсутствие материально-технической базы привело к выевлению неиспользуемых и нерационально используемых земель. Началась тенденция перехода к натурально-потребительскому хозяйству, даже в бывших экономически сильных формированиях начали сильно развиваться личные подсобные хозяйства, а имеющиеся земельные паи стали использоваться для производства кормов личному скоту и под

огороды. Общественное животноводство сворачивается и частями переходит в частный сектор в порядке обмена. Многими организациями руководят бывшие специалисты хозяйств, которые, пользуясь своим служебным положением, получили в собственность активную часть техники и лучшие земли.

В декабре 1996 г. был принят Указ имеющий силу закона, «О земле», предусматривающий государственную и частную собственность на землю и положивший начало третьему этапу переустройство земельных отношений. Указ решил одну из главных проблем, препятствовавших проведению активной инвестиционной политики в производство. Он определил пределы и условия отдачи земель в частную собственность граждан и юридических лиц и открыл дорогу к земельному рынку. По мнению некоторых специалистов из ближнего и дальнего зарубежья, Указ в значительной мере интегрирован в мировую законодательную структуру , касающихся земельных отношений, и имеет большие демократические начала.

В рамках предприятий  происходит распределение участков в одних или немногих руках. В значительной части хозяйств более половины земельных долей переходит к руководителям. В составе владельцев земельных долей увеличивается число неработающих в сельском хозяйстве пенсионеров и людей, занятых в других сферах экономики.

Хуже становится использование крестьянских земель и их плодородие. За период с 1992 г. по 1999 г. площади пашни сократились в целом по республике на 6,5 млн.га, или 18,5%, посевные площади аграрных культур сократились на 13,1 млн.га, или 37,6%, что было определено переходом экономики на интенсивную форму рыночного хозяйствования. Частично этот процесс обозначен выводом из оборота низко продуктивных земель, не оправдывающих затрат на их обработку. Однако в значительной степени  это происходит из-за недостатка материально-технических ресурсов на обработку земли и выращивание культур. В 1,5-2 раза понизился урожай. Ухудшается использование орошаемых земель и их мелиоративное состояние, не обновляются ирригационные системы. Не соблюдаются севообороты, не разрываются проекты землеустройства новых модернизаций.

Информация о работе Рынки факторов производства