Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 01:53, реферат
Определение, место и роль рыночной инфраструктуры в экономике региона. Задачи статистического изучения рыночной инфраструктуры в регионе.
Классификация и группировки видов, типов и форм рыночной инфраструктуры региона. Классификация инфраструктуры по следующим признакам: по обслуживанию рынков, по отраслевому признаку, по формам собственности, по уровню развития, по функциональному признаку, по иерархии управления.
Определение, место и роль рыночной инфраструктуры в экономике региона. Задачи статистического изучения рыночной инфраструктуры в регионе.
Классификация и группировки видов, типов и форм рыночной инфраструктуры региона. Классификация инфраструктуры по следующим признакам: по обслуживанию рынков, по отраслевому признаку, по формам собственности, по уровню развития, по функциональному признаку, по иерархии управления.
Система статистических показателей рыночной инфраструктуры региона. Построение систем показателей инфраструктуры потребительского рынка в регионе. Система показателей региональных товарных бирж.
Некоторые аспекты анализа рыночной инфраструктуры региона.
Региональная экономика представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных производств, расположенных на отдельной территории и образует отдельную систему социально-экономических отношений. Экономика региона – сложное и комплексное многоотраслевое хозяйство, для которого в той ил иной степени необходимо решать почти все проблемы развития экономики страны в целом.
Эти отношения охватывают не только производство, распределение, обмен и потребление внутри экономической территории, но межотраслевые и межрегиональные экономические связи.
В этих условиях, основной формой организации общественного производства является производственная инфрастуктура как самостоятельное звено общественного производства. Инфраструктура региона становится мощным фактором повышения эффективности производства и жизненного уровня населения. Хотя статистическая проблематика рыночной инфраструктуры всегда имела большую значимость, в экономико-статистической литературе она мало освещена.
Инфраструктура (лат.infra – ниже, под и structura – строение, расположение) – это комплекс отраслей и хозяйствующих звеньев, обслуживающих производство и жизнедеятельность людей.
Исходным моментом исследований экономической сущности инфрастуктуры является анализ деятельности по созданию общих условий производства, что выделяет обособленную от непосредственного процесса производства функцию и образует комплекс производственной инфрастуктуры.
Основу комплекса инфрастуктуры составляют такие отрасли как транспорт, связь, материально – техническое снабжение и заготовки. Деятельность по созданию общих условий производства многообразна, но ее объединяет в единое целое то, что она оказывает услуги производству.
Следует отметить, что отрасли и предприятия, осуществляющие техническое обслуживание, ремонт средств производства, в которых также оказываются услуги производству, не относятся к инфраструктуре, так как их функциональное назначение заключается в восстановлении стоимости различного рода средств производства, а не в обслуживании производства.
Деятельность производственной инфраструктуры направлена на ранее созданные материальные блага, электроэнергию, информацию, которые являются способами существования материи. В экономической литературе отмечено, что функциональное назначение инфраструктуры, состоящее в обеспечении общих условий производственной деятельности, определяет правомерность выделения в сложном конгломерате, который представляет собой материально- - техническую базу производства, комплекса объектов и сооружений, наделенных инфраструктурными признаками. Именно общность, выполняемых объектами инфраструктуры функций позволяет рассматривать ее в качестве определенной подсистемы экономики, призванной обслуживать экономический оборот в народном хозяйстве, все формы движения продукции от стадии производства до стадии потребления. Поэтому главным компонентом инфраструктуры следует признать материально – техническое сооружение производственных отраслей сферы обращения.
При статистическом анализе рыночного инфраструктурного комплекса необходимо исходить из того, что в современном понимании, региональный воспроизводственный процесс осуществляется в единстве внутрирегиональных и межрегиональных связей (материально–технических, финансово–кредитных, трудовых и информационных), обеспечивающих последовательную систему его фаз: производство, распределение, перераспределение и использование. Таким образом, рыночная инфраструктура региона формирует экономическую среду, необходимую для нормального функционирования воспроизводственного процесса.
Интеграцию производственных процессов на уровне предприятий с воспроизводственным процессом в регионе обеспечиваются внутри региональными связями. В результате смены фаз воспроизводственного цикла складывается общеэкономическая система региона. При этом материально–вещественные связи опосредуют процессы воспроизводства основного и оборотного капитала; финансово – кредитные связи предопределяют движение денежного эквивалента материально – вещественных потоков, а также формирование финансовых ресурсов производственного накопления; трудовые связи обеспечивают процесс воспроизводства рабочей силы.
Межрегиональные и международные связи, являющиеся необходимой составной частью регионального воспроизводственного процесса наряду с внутри региональными связями обеспечивают его взаимодействие с экономикой страны и с остальным миром. Эти связи отражают меру участия регионов в формировании общегосударственных ресурсов, в производстве ВВП страны и влияют на формирование ресурсов региона за счет межрегионального и международного обмена. Таким образом, уровень социально–экономического развития каждого региона зависит от результатов воздействия системы вертикальных (внутренних) и горизонтальных (межрегиональных и международных) связей имеющих место в его экономике.
Вертикальные связи меняются в зависимости от особенностей исторического этапа развития страны и от уровня регионализации управленческих решений. Специфика горизонтальных связей состоит в том, что размещенные на территории предприятия региона являются не только элементами отраслевых систем, но и элементами региональной экономической системы. Вертикальные связи наиболее эффективны в том случае, если они согласуются с горизонтальными связями.
В связи с этим у предприятий при решении отраслевых задач объективно проявляется заинтересованность в комплексном и наиболее эффективном использовании услуг региональной инфраструктуры и сбалансированной инфраструктурной базы.
Рационально организованное, специализированное и централизованное обслуживание базовых отраслей, обеспечиваемое инфраструктурным комплексом, освобождает промышленные и другие предприятия от некоторых крупных затрат, позволяет значительно увеличить оборачиваемость средств, сократить численность занятого персонала, более эффективно использовать материальные ресурсы и основные фонды. Высокоразвитая рыночная производственная инфрастуктура способствует снижению запасов сырья, полуфабрикатов и топлива, сохранению качества производимой продукции, повышению мобильности трудовых ресурсов.
Уровень инфраструктурного обслуживания всегда рассматривался и управляющими органами, и частным бизнесом в качестве одного из решающих факторов регионального развития. Программы региональной политики, разработанные в большинстве капиталистических стран, были по существу планами оснащения инфраструктурными сооружениями отсталых в промышленном отношении территорий.
В связи с главенствующей ролью фазы производства в региональном воспроизводственном процессе соответствующее значение имеет рыночная инфраструктура в создании условий, необходимых для развития производства товаров и услуг. Торгово-посредническая инфраструктура должна обеспечить предприятия сырьем, материалами, оборудованием и другими товарами и услугами и организацией сбыта производственной продукции по разным каналам сферы обращения. В функцию финансово– кредитной, информационной и экономическо-правовой инфраструктуры входит обеспечение предприятий услугами финансового, информационного и правового характера.
Совокупность материальных элементов (наличие и функционирование комплекса зданий и помещений, оснащенных необходимым оборудованием, транспортными средствами, складской сетью, средствами информации и связями и т.д.), призванных обслуживать все процессы, связанные с экономической деятельностью в регионе, образуют региональную рыночную инфраструктуру.
Создание и обеспечение высокоэффективного функционирования рыночной инфраструктуры региона связано с крупными материально-финансовыми и трудовыми затратами. В связи с этим, необходим постоянный статистический анализ состояния, развития и использования инфраструктуры. Статистическими методами необходимо вести учет наличия элементов материально-технического и трудового потенциала инфраструктуры разных отраслей экономики, оценить ее стоимость и техническое состояние, отмечать тенденции развития и структурных изменений, измерить влияние инфраструктуры на базовые отрасли производства, тем самым охарактеризовать эффективность ее использования.
При этом важно определить, где начинается и где кончается рыночная инфраструктура региона.
Рыночная инфраструктура определяется, а именно комплекс видов и сфер деятельности, обслуживающих хозяйственную деятельность – это шоссе, дороги, каналы, аэродромы, энергетическое и складское хозяйство, транспорт, общее и профессиональное образование, здравоохранение и т.д.
Рыночная инфраструктура региона – это весьма сложная категория его экономики; к её представлению можно использовать два подхода ограничительный и расширенный.
В первом случае, инфраструктуру региона можно рассматривать как совокупность суб-отраслей, подразделений предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке в регионе.
Во втором случае, рыночная инфрастуктура определяется как экономическая система, обеспечивающая устойчивое развитие всей системы рынков в регионе. В этом случае рыночная инфраструктура региона включает, с одной стороны, её экономический потенциал в его материально – вещественном содержании, о котором шла речь в первом подходе, и, с другой стороны, комплекс экономических отношений, связанных с деятельностью субъектов рынка.
Следует отметить, что рыночная инфраструктура вносит существенный вклад в развитие производительных сил общества посредством повышения эффективности процессов товарного обращения в экономике и оказания комплекса рыночных услуг хозяйствующим субъектам, создающим благоприятное условие для развития отраслей и секторов экономики региона. Состояние рыночной инфраструктуры региона должно соответствовать уровню развития производительных сил в регионе на всех этапах его развития.
Предметом изучения статистики инфраструктуры вообще, и рыночной инфраструктуры региона в частности, является характеристика вспомогательных специализированных и обслуживающих подразделений и средств, обеспечивающих основную экономическую деятельность отраслей и секторов экономики региона по производству товаров и услуг, а также обеспечивающую жизнедеятельность людей.
Различают производственную и социально–бытовую инфраструктуру.
Производственная инфрастуктура включает все отрасли или хозяйственно самостоятельные звенья, не входящие в состав производственных подразделений, организационно отдельно от них и обслуживающих собственно производство. Производственная инфрастуктура включает все виды грузового транспорта и транспортного хозяйства в целом (железнодорожные станции, морские и речные порты, доки, депо, объекты, обеспечивающие бесперебойное функционирование нефте- и газопроводов, промышленный транспорт и т.п.); линии электропередач, формирующих энергосистемы различного масштаба; совокупность взаимодействующих средств передачи и обработки информации; объекты, обеспечивающие рациональное использование природных ресурсов и других систем и сооружений, которые непосредственно не используются в производстве материальных благ, но без которых не может обеспечиваться нормальное производство.
Социально–бытовая инфраструктура, обслуживающая жизнедеятельность людей включает отрасли, услуги, такие как торговля, здравоохранение, образование и культура, все виды пассажирского транспорта и связь (занятые обслуживанием населения), городские коммуникационные сооружения, гостиничное хозяйство, общественное питание, систему учреждений отдыха и туризма и другие подразделения непроизводственной сферы.
По мере роста производительных сил роль производственной инфраструктуры неуклонно возрастает. Возникают принципиально новые виды транспорта и связи, которые развиваются не только в рамках отдельных стран, но и в международных масштабах.
Инфраструктура – необходимая предпосылка дальнейшей интенсификации производства, и решения социальных задач, связанных с удовлетворением растущих материальных и духовных потребностей общества и активизацией человеческого фактора. По мере углубления международного разделения труда и развития рыночной экономики и международной интеграции.
Большое значение приобретает согласованное развитие и совершенствование взаимосвязанных элементов инфраструктуры отдельных стран, формируется, таким образом, материальная инфраструктура международного сотрудничества как совокупность национальных элементов инфраструктуры.
Международная производственная инфраструктура – это совокупность национальных элементов транспортных систем, систем информации и связи, обслуживающих внешнеэкономическую деятельность и международное общение, и многие объекты и сооружения обеспечивающих охрану окружающей среды, оперативный обмен информацией метеослужб, рациональное использование естественных ресурсов, нормальное функционирование совместных объектов. Совершенствование и развитие инфраструктуры стран создает благоприятные условия для углубления взаимного разделения труда и расширения хозяйственных международных взаимовыгодных связей.