Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 01:53, реферат
Определение, место и роль рыночной инфраструктуры в экономике региона. Задачи статистического изучения рыночной инфраструктуры в регионе.
Классификация и группировки видов, типов и форм рыночной инфраструктуры региона. Классификация инфраструктуры по следующим признакам: по обслуживанию рынков, по отраслевому признаку, по формам собственности, по уровню развития, по функциональному признаку, по иерархии управления.
Подразделение рыночной инфраструктуры по иерархии управления показывает место и роль региональной и межрегиональной инфраструктуры в общем национальном и международном комплексе рыночной инфраструктуры.
Е. По уровню развития рыночной инфраструктуры могут быть выделены следующие группы региона:
Для формирования инфраструктуры, соответствующей условиям развитых рыночных отношений, необходимы большие затраты и достаточно длительный период времени.
Эту задачу можно осуществлять при активном участии региональных органов управления на основе экономических и правовых методов регулирования развития региональной экономики. Регионы существенно различаются по уровню развития их инфраструктуры.
Классификация подсистем и видов рыночной инфраструктуры региона позволяет:
во–первых, сформировать представление о рыночной инфраструктуре региона и системе всей экономики страны, о многообразии видов, функций и значимости инфраструктуры в современном обществе;
во–вторых, ее можно расширить, дополнить новыми видами инфраструктуры (например, видами социальная инфраструктура или инфраструктура рынка труда и т.д.);
в–третьих, классификация позволяет разработать систему статистических показателей отражающих уровень, структуру и динамику разных подсистем инфраструктуры вообще и инфраструктуру региона в целом, выявить и измерить влияние инфраструктуры на развитие экономики, определить отраслевую инфраструктуру по формам собственности и т.д.;
в–четвертых, создает условия для проведения комплексного анализа, выявления взаимозависимости и пропорциональности между инфраструктурой и основным производством региона.
Рассмотрение особенностей развития отдельных видов и компонентов рыночной инфраструктуры региона необходимо с точки зрения выявления особенностей каждого вида и комплексного анализа развития экономики деятельности региона.
Переход к международной методологии учета и статистики внес существенные изменения в содержание многих понятий. Это относится и к новой категории - рыночной инфраструктуре региона.
Так в новых условиях рыночной экономики было пересмотрено отношение к сфере производства услуг и её участию в общественном производстве, уточняется классификация отраслей экономики по сферам деятельности, вводится новое для отечественной практики деление экономики на сектора.
Для осуществления анализа рыночной инфраструктуры региона, основанного на принципах системного подхода и рассмотрению ее в качестве динамично развивающейся системы необходимо определить систему измерителей данного процесса и проводить классификацию и группировку подсистем рыночной инфраструктуры.
Система статистических показателей рыночной инфраструктуры региона должна характеризовать, с одной стороны, масштабы, динамику и структурные изменения в самой инфраструктуре, а с другой – влияние инфраструктуры на развитие базовых отраслей экономики региона и определение соответствия структуры основного производства и производственной инфраструктуры, а также соответствия социальной инфраструктуры потребностям населения региона.
В системе необходимо выделять блоки показателей, описывающих все стороны процесса воспроизводства данной сферы деятельности: показатели материально-технического и трудового потенциала рыночной инфраструктуры региона и их носителей, его качества и степень использования; наличие и использование трудовых ресурсов, рабочего времени и фонда оплаты труда по компонентам; показатели, характеризующие развитие «сети» производственного обслуживания; показатели, характеризующие производственные результаты функционирования отраслей инфраструктуры; показатели, характеризующие производственные затраты, себестоимость производимых услуг; показатели, характеризующие процесс интенсификации производства отраслей инфраструктуры, факторы, влияющие на повышение его эффективности, внедрение в инфраструктуру достижений НТП; показатели, отражающие соответствие уровня и структуры инфрастуктуры региона требованиям основного производства нуждающихся в услугах инфраструктуры; показатели межрегионального и международного сопоставления развития инфраструктуры. Каждый из указанных выше блоков содержит конкретный перечень абсолютных и относительных показателей специфических каждому блоку.
Данная система должна включать и блок обобщающих сводных показателей конечных результатов, интенсификации и эффективности функционирования рыночной инфраструктуры региона, ее влияние на развитие экономики региона и всей страны.
Для анализа фактических показателей, характеризующих деятельность рыночной инфраструктуры реального сектора региона используются и ряд нормативных показателей, таких как: основные фонды производственной инфраструктуры в расчете на душу населения региона и на численность занятых в базовых отраслях экономики: на 1000 кв.км экономически активной территории, на 1000 га пашни, отношение основных фондов инфраструктуры региона к валовому региональному выпуску и валовому региональному продукту, валовой и чистой продукции промышленности сельского хозяйства; отношение капитальных вложений, выделенных на развитие инфраструктуры региона к валовой добавленной стоимости и ВРП; доли видов инфраструктуры региона по основным фондам, капиталовложениям, численности занятых – предназначены для определения обеспеченности территории региона и страны в целом объектами инфраструктуры, уровня и эффективности ее развития.
По такой же схеме строится и система статистических показателей социальной инфраструктуры региона. Социальная инфраструктура региона объединяет отрасли услуг, которые обеспечивают общие условия жизнедеятельности людей – здравоохранение, систему образования и культуры, систему учреждений отдыха, туризм и др. Таким образом, социальная инфраструктура региона обеспечивает рост жизненного уровня народа, условия для всестороннего развития физических и умственных способностей людей – членов домохозяйств. В соответствии с этим определяется и система статистических показателей этого вида инфраструктуры.
В статистике разработан конкретный перечень показателей каждого блока показателей. Данную систему необходимо непрерывно обновлять, совершенствовать в соответствии новыми задачами, стоящими перед развитием экономики региона
Для примера рассмотрим построение фрагментов системы показателей, характеризующих рыночную инфраструктуру, состоящую из блоков показателей по двум совместным признакам: отраслевому и функциональному.
Статистика торгово-посреднической инфраструктуры региона
Торгово-посредническая инфраструктура занимает первое место в распределении объектов инфраструктуры по отраслевому признаку и по характеру обслуживания рынка в регионах. В функцию торгово-посреднической инфраструктуры входит обеспечение предприятий сырьем, материалами, оборудованием и другими товарами и услугами и организация сбыта произведенной продукции по различным каналам сферы обращения.
Реализация экономических связей в системе регионального воспроизводственного процесса осуществляется посредством обмена деятельности, товаров и услуг индивидуального и коллективного потребления, а также производственно-технического назначения, объединяющего специализированные виды трудовой деятельности в единое целое. Постоянное возобновление производства предполагает реализацию ранее произведенных товаров через каналы сферы обращения*. В свою очередь сфера обращения подразделяется на две относительно самостоятельные подсистемы: сфера обращения потребительских товаров и сфера обращения средств производства; первая обслуживает домашние хозяйства, вторая обслуживает предприятия по производству товаров и услуг. Все объекты рыночной инфраструктуры, будучи взаимосвязаны, должны составлять единое целое, чтобы обеспечить высокую эффективность ее функционирования как непременного условия развития экономики региона. Для нормального функционирования торгово-посреднической инфраструктуры обязательное условие является создание материально-технической базы, формирующей экономический потенциал данной инфраструктуры.
Статистический анализ развития материально-технической базы торгово-посреднической инфраструктуры (оптово-розничные предприятия, региональные коммерческие центры, посреднические торгово-заготовительные организации, биржи, брокерские фирмы и конторы, ассоциации оптовой торговли и др.) подразумевает анализ количественных и качественных показателей наличие и состояние складских помещений, хранилищ, распределительных холодильников, торговых помещений, торгового оборудования, специализированного транспорта, тарно-контейнерного хозяйства, погрузочно-разгрузочных средств, механизмов и др. Среди них требует рассмотрения, в первую очередь, материально-техническая база оптовой и розничной торговли, которая должна обеспечить не только нормальный ход процесса обращения, но и сохранность потребительских качеств реализуемой продукции.
а) Статистика инфраструктуры потребительского рынка в регионе
Важная роль в формировании и деятельности рыночной инфраструктуры принадлежит региональному потребительскому рынку, представляющий собой территориальную организацию сферы обращения, обеспечивающий удовлетворение необходимых потребностей населения и способствующих эффективному функционированию региональной экономики и повышению уровня жизни населения.
Потребительский рынок региона включает в себя следующие укрупненные сегменты: рынок продовольственных товаров; рынок предметов длительного пользования населения; рынок потребительских услуг; рынок недвижимого имущества. Данные виды (сегменты) потребительского рынка взаимодействуют между собой, на основе взаимосвязанной системы сделок купли-продажи и обеспечивают на этой основе жизненные потребности населения.
В систему показателей состояния и развития инфраструктуры потребительского рынка региона входят следующие:
Показатели, отражающие емкость рынка потребительских товаров, позволяют охарактеризовать региональные различия в обеспеченности его инфраструктуры, что дает возможность определить место каждого региона в экономике России.
Динамический аспект изучения обеспеченности инфрастуктуры потребительского рынка в регионах можно осуществить на основе разных показателей, отражающих число и размер торговых предприятий, общей площади магазинов, товарооборот, численность работников и т.д. Все показатели отчетного периода сравниваются с теми же показателями базисного периода, используя при этом разные математико-статистические расчеты.
В условиях современного рынка предприятия необходима работа служб маркетинга, применяющих научно-обоснованные методики прогнозирования структуры спроса с учетом изменения доходов населения и цен для составления текущих и перспективных заявок.
Для количественной и качественной характеристики роли торгово-посреднической инфраструктуры в процессе производства в регионе необходимо использовать ряд показателей, характеризующих ее долю в объеме ВРП, объеме капитальных вложений и в численности занятых в региональной экономике. Удельный вес валовой добавленной стоимости отраслей торгово-посреднической инфраструктуры в ВДС региона показывает роль этих отраслей в формировании данного показателя. Тенденция роста удельного веса численности занятых показывает, что торгово-посредническая инфраструктура является сферой привлечения рабочей силы, высвобождающейся из промышленности и других отраслей в процессе структурной перестройки экономики региона.
Успехи коммерческой деятельности во многом определяются развитием рекламного дела, что приводит к применению важнейших статистических характеристик процесса создания, продвижения и потребления рекламной продукции.
Основным элементом рекламной инфраструктуры выступают особые предприятия – рекламные агентства.
Рекламные агентства выполняют широкий круг видов деятельности, связанный с формированием общественного, мнения различных форм торговой деятельности, подготовкой коммерческой литературы, престижных мероприятий и др.
Система показателей статистики рекламы включает следующие основные разделы: показатели сети рекламных предприятий, организационную структуру и оснащенность активами; показатели деятельности рекламных организаций и ее эффективность и др.
На основе конкретных показателей осуществляется анализ состояния и развития рекламы, ее удельный вес в затратах населения.
б) Статистика региональных товарных бирж