Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 01:53, реферат
Определение, место и роль рыночной инфраструктуры в экономике региона. Задачи статистического изучения рыночной инфраструктуры в регионе.
Классификация и группировки видов, типов и форм рыночной инфраструктуры региона. Классификация инфраструктуры по следующим признакам: по обслуживанию рынков, по отраслевому признаку, по формам собственности, по уровню развития, по функциональному признаку, по иерархии управления.
В условиях перехода России на рыночные отношения, важная роль в оснащении средствами производства принадлежит товарным биржам.
Товарные биржи, как вид инфраструктуры региона, обеспечивают деятельность субъектов рыночной экономики путем концентрации спроса и предложения на региональном рынке, осуществляя главную цель – организацию свободных торгов.
Региональные товарные биржи определяются как добровольными самоуправляемыми объединениями, организованными для создания условий осуществления торговых, коммерческо-посреднических и иных операций. Однако сами биржи не заключают сделки и не занимаются коммерческим посредничеством, они, как было сказано выше, организуют свободные торги.
Региональные товарные биржи выполняют следующие функции: проведение торгов, аукционов; продажа контрактов; заключение хозяйственных договоров на поставку продукции; предоставление клиентам перечня информационных, рекламных и иных коммерческих услуг. Деятельностью товарных бирж характеризуется чистотой сделок, высокой ликвидностью рынка, небольшим разрывом между ценой продавца и покупателя, низкой колеблемостью цен.
В настоящее время на региональном уровне функционируют различные формы бирж: товарные, товарно-сырьевые, фондовые, товарно-фондовые, универсальные и др. Торгово-фондовые биржи занимаются и операциями с ценными бумагами.
Выполняя функцию регулирования цен на региональном уровне, товарные биржи нивелируют колебания цен на один и тот же товар с помощью котировок. Фиксируя контрольные цены и публикуя средние цены товаров, биржа осуществляет естественное регулирование цен в регионе. Котировальная цена оказывает заметное обратное воздействие на рынок, т.е. данная цена становится ориентиром не только для товарных сделок на бирже, но и за ее пределами.
Биржевые операции осуществляются не покупателями или продавцами, а биржевыми посредниками – брокерами и дилерами. Брокеры совершают сделки от имени клиента и за его счет, получая при этом комиссионное вознаграждение. Дилеры же осуществляют сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет. Они приобретают товар в собственность и заинтересованы продать его дороже, чем купили. Посредники в лице брокера или дилера получают поручение клиента на продажу или покупку, включающие три параметра: количество товара (число типовых контрактов), срок поставки и цену. Расчет с клиентом осуществляется непосредственно через расчетную палату биржи. Брокеры и другие посредники уплачивают бирже определенный процент с каждой сделки.
Для осуществления деятельности бирж в регионах требуется соответствующее материально-техническое обеспечение: компьютеризованные рабочие места, современные средства связи, оргтехника, телекоммуникационные сети и специальное оборудование для обмена большими массивами информации с товарными биржами других регионов, для хранения информации в виде крупных баз данных со сложной структурой. Это связано с накоплением информации, отражающей деловую активность участников биржи. Биржа – это атрибут рыночной экономики, поэтому она неизбежно оказывается вовлеченной в конкурентную борьбу.
На региональной товарной бирже осуществляются разные виды сделок, а именно:
Анализ деятельности региональных товарных бирж осуществляется с помощью адекватной системы статистических показателей. Данная система включает следующие блоки показателей:
Необходимая информация для расчета показателей региональной биржевой статистики обеспечивается следующими источниками: государственная статистическая отчетность, бухгалтерская отчетность, данные учетной и котировочной палаты, отчетность брокеров, данные типовых контрактов и др.
Статистическая практика других стран в этой области показывает на то, что следует разграничивать сферы действия товарных бирж от торговых домов, передав первым потребительские и другие небиржевые товары.
В процессе анализа рыночной инфраструктуры следует обратить особое внимание на балансовые пропорции и соотношения между основным производством и производственной инфраструктурой, которую можно определить путем сравнения темпов роста объема производства продукции нуждающихся в услугах инфраструктуры и темпов роста емкости специализированных складов, холодильников, мощностей перевозки и др. Соотношения между основным производством и производственной инфраструктурой выражаются в виде пропорций и коэффициентов опережения следующего типа соотношение между ростом продукции базовых отраслей и объемом инфраструктурных услуг по видам, ростом основных производственных фондов, ростом капитальных вложений, соотношение между объемами закупок сельскохозяйственной продукции и емкости хранилищ (по видам) и др.
Для комплексного анализа инфраструктуры необходимо разработать систему сводных и аналитических таблиц и балансовых построений, позволяющих решить следующие задачи:
Применение межотраслевого метода, использование системы коэффициентов прямых и полных затрат и коэффициентов распределения (по МОБ) обеспечит высокое качество анализа развития производственной инфраструктуры в системе регионального комплекса.
Следует, однако, отметить, что в системе национальных счетов инфраструктура не выделяется в отдельный блок отраслей или сектор экономики. Она отражается как отдельными отраслями или вместе с теми отраслями или секторами экономики, которые обслуживаются инфраструктурными услугами.
При составлении счетов производства и образования доходов в отраслевом разрезе выделяются как самостоятельные отдельные отрасли инфраструктуры: транспорт всех видов, торговли и общественного питания, образования и т.д. Для каждой отрасли определяются свои собственные показатели СНС: выпуск, промежуточное потребление, добавленная стоимость по элементам и др. Однако, в сводных расчетах СНС по регионам и по экономике в целом не составляется отдельный блок отраслей и подотраслей производственной или социальной инфраструктуры как самостоятельный раздел СНС. Это, конечно, затрудняет проведение анализа состояния и развития инфраструктуры и ее влияние на производство на региональном уровне, так и по экономике в целом. Инфраструктурные вопросы анализируются в больших предприятиях и в отдельных ведомствах.
В международной статистической практике проводится группировка стран на развитые и слаборазвитые страны по уровню развития отдельных отраслей инфраструктуры, таких как транспорт, дорожная сеть, складское хозяйство, средства информации и связи.
Следует отметить, что неразвитость инфраструктуры, с одной стороны, не позволяет ей в полной мере выполнять свою основную предназначенность – создать необходимые условия для нормального хода воспроизводственного процесса, углубление общественного разделения труда и налаживания рыночных отношений, а с другой – ведет к громадным прямым потерям.
В условиях, когда усиливаются системные межотраслевые, межрегиональные и международные связи, производственная инфраструктура выступает как важнейший фактор реализации внутренних резервов экономического роста, обеспечивает повышение мобильности всех видов ресурсов за счет улучшения системы их транспортировки, накопления, хранения, регулирования и обращения, за счет совершенствования инфраструктурного обеспечения экономических процессов.
Анализ показывает, что производственная инфраструктура региона является мощным фактором ресурсосбережения. Поскольку значительная часть эффекта от функционирования и развития производственной инфраструктуры проявляется вне отраслей транспорта, связи, снабжения и сбыта, при рациональных режимах работы этого комплекса можно рассчитывать на получение экономии различных видов ресурсов практически во всех отраслях и секторах экономики.
Международная и отечественная статистическая практика располагает богатым арсеналом методов и приемов исследования относительно как состояния, структуры и динамики самой инфраструктуры, так и измерения и анализа влияния инфраструктуры на базовые отрасли экономики, тем самым на повышение интенсификации и эффективность производства и жизненного уровня домашних хозяйств.
Внедрение системы национальных счетов в регионе и разработка МОБ по концепции СНС создает предпосылки для глубокого анализа состояния и развития не только производственной, но и социальной инфраструктуры на экономический рост в регионе.
При изучении состояния и развития рыночной инфраструктуры региона следует обратить внимание на вопросы интенсификации и эффективности функционирования данной инфраструктуры.
Интенсификация инфраструктуры, снижение ее совокупных затрат на создание общих условий производства, охватывающих фазы обмена, распределения и потребления, имеет все возрастающее значение. Использование в инфраструктуре высокоэффективных средств производства создает условия для роста производительности труда во всех отраслях экономики региона.
Инфраструктура каждой отрасли и экономики региона в целом имеет и свое особенное проявление косвенного эффекта. К примеру, косвенный эффект транспорта выражается в том, что налаженная его работа, высокая скорость доставки вызывает снижение потерь продукции, способствует ускорению борачиваемости, скорейшему удовлетворению потребностей производства и населения в определенном виде продукта. При этом могут быть выделены основные направления косвенного воздействия инфраструктуры на эффективность общественного производства региона.