Рыночная экономика: характерные черты, особенности функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы исследование функционирования рыночной системы и ее эволюции.
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие, основные элементы, функции, структуру рыночной экономики;
- исследовать эволюцию рыночных систем, историю возникновения и развития;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..……… 3
1. Рыночная экономика: понятие, основные элементы, функции, структура…………………………………………………………………………..5
2. Эволюция рыночных систем. История возникновения и развития……...13
3. Сравнительные характеристики основных моделей рыночной экономики………………………………………………………………………..16
3.1. Зарубежные модели………………………………………………………16
3.2. Белорусская модель развития экономики……………………..………..21
Заключение……………………………….………………..……………………..29
Список использованных источников…….………………………..……………33

Файлы: 1 файл

++ Рыночная экономикаКР.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

– смешанная экономика  характеризуется более или менее  значительным государственным сектором;

 – осуществляется государственное  регулирование не только макроэкономических  процессов, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов;

– социальная ориентация экономики, существенный патернализм (отеческое  отношение) государства реализуется  по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким путем гарантии определенного уровня удовлетворения потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;

– направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов  в немногих руках, создание новых  хозяйственных единиц;

 – регулирование занятости  населения с ориентацией на  минимизацию безработицы;

 – большой удельный вес  госбюджета в ВВП (хотя ФРГ  находится в середине развитых  капиталистических стран по этому  показателю);

– регулирование экономики в  основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую.

Шведская модель отличается сильной  социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства  за счет перераспределения национального  дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональной социализации», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующий на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни – на государство.

Шведская модель в ее классическом виде – это социальная модель, для  которой характерен высокий уровень  социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов  и распространении многообразных  «свободных ассоциаций».

В целом шведскую модель можно определить как модель, сочетающую полную занятость населения и стабильность цен путем проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.

Доминирование в целях модели полной занятости и выравнивания доходов  объясняется уникальной силой шведского  рабочего движения, в Швеции также  сильно развито стремление к равенству.

Специфическим фактором, присущим Швеции, является ее внешнеполитический нейтралитет [8, с.100].

Швеция, избравшая принцип всеобщего  благосостояния, расширила государственный  сектор до такого размера, что сделало  страну уникальной в этой области: 1/3 самодеятельного населения была занята в государственном секторе, что отражалось в высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные доходы, включающие, как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, превышали 60% ВВП Швеции, что вывело ее на первое место в мире по расходам. Эта часть шведской модели характеризуется как социализация основных потребностей, таких как образование, здравоохранение.

Меньших успехов достигла Швеция в  других областях, в частности, цены росли быстрее, чем в ряде западноевропейских государств. Почти не увеличивалась  производительность труда. Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали своего рода оплатой полной занятости и политики равенства.

Выделим специфические черты шведской модели:

-низкая безработица;

-профсоюзная политика солидарности  в области зарплаты;

-централизованные переговоры по  зарплате;

-значительный государственный  сектор;

-тяжелое налоговое бремя.

Социал-демократическая модель близка к предыдущей, а ее особенность состоит в предельной социализации, возможной в рыночной экономике:

-значительна роль госсектора, в  структуре которого преобладают  объекты социального назначения;

-доля госбюджета в ВВП превышает  50%, в расходной части бюджета  доминируют статьи, по которым финансируется социальная сфера;

-регулирование трудовых отношений  не на уровне предприятий и  отраслей, а на национальном уровне;

-государственная социальная политика  включает средства, минимизирующие  уровень безработицы и дифференциацию  населения по уровню доходов;

-развитая система производственной  демократии.

Такая модель присуща экономикам государств Северной Европы, прежде всего скандинавским  странам. Эта экономическая система  известна как шведская модель.

В Японии сложилась система взаимоотношений государства и общества, предусматривающая жесткую опеку жизни  и деятельности человека. Она сыграла положительную роль, превратив страну в великую державу при скудных природных ресурсах.

Японская модель – модель регулируемого  корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала [5, с.60].

Японская модель экономики отличается развитым планированием, координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы,  ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества), поскольку в этих странах нет японских традиций.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком , самосознании, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Одной из особенностей японской модели является социальная организация общества в Японии, предусматривающая гармонизацию отношений в обществе на всех его уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. На базе этих моральных ценностей сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества.

Итак, проведя анализ  описных  выше моделей рыночной экономики, можно  прийти к выводу, что при наличии  частных различий для всех развитых стран характерен ряд общих закономерностей:

-господство частной собственности  и частной инициативы;

-рыночная экономика играет решающую  роль в их развитии;

-основными производителями являются  крупные объединения, контролирующие  движение капитала;

-государственное регулирование  экономики стало необходимым  условием экономического роста,  и государство стало активным субъектом экономики;

-наблюдается тенденция к формированию  социально-ориентированных систем;

-стремление к открытой экономике. 

Характеризуя современные рыночные модели, следует отметить, что все  они являются моделями более высокого уровня в сравнении с рыночной экономикой свободной конкуренции: это модели организованного рынка, они развиваются и функционируют  в условиях  различных форм экономического монополизма, государственного регулирования экономики.

 

 

  • 3.2  Белорусская модель развития экономики
  •  

     

    О национальных моделях государственного управления принято говорить, когда  они успешны либо в плане быстрого выхода из кризиса, либо  обеспечения  длительного устойчивого развития страны.

    Успешными модели бывают тогда, когда  руководство страны хорошо понимает  суть госуправления,     знает свою страну,    действует в интересах абсолютного большинства населения страны, принимая тактические решения по обеспечению повседневных потребностей людей и, одновременно, концентрирует организационные усилия и госресурсы на стратегически важных «точках роста»   экономики  с учетом собственных возможностей и внешней конъюнктуры.

    Составные части модели: лидер государства,  форма госуправления и структура  органов власти,    законодательство,   контроль за национальными ресурсами и госсобственностью, инвестиции, фундаментальная роль преемственности социально-экономических процессов.

    Каждое государство создает  собственную модель национально-экономического развития, которая формируется на базе синтеза региональных тенденций и мирового опыта.

    Каждая страна стремится к общим  целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем, исходя из национальных интересов, постоянно действуют  и долговременных факторов (территории, населения, природных ресурсов, климата и др.), исторического пути, особенностей культуры, традиций, обычаев, психического склада, типа мировосприятия, или менталитета, народа, а также общей стратегии развития.

    Магистральный путь, избранный в  Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 годы, -- построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики, вхождение в мировое рыночное хозяйство.

    Фундаментом ее построения является действующая национальная экономическая  система республики; ориентиром –  стратегические цели  устойчивого развития страны; предпосылками и условиями – ресурсный потенциал (природный, физический, человеческий) и общесистемные характеристики мировоззренческого, идеологического, политического характера, или институционального-правовое пространство. В общетеоретическом плане под системной моделью национальной экономики рыночного типа  следует понимать  совокупность базовых элементов, целей, принципов, требований (императивов)  к системе, структуре народного хозяйства, к режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающих рыночный характер экономики (в процессе эволюционной трансформации), ее социально ориентированное, ресурсоэффективное и экологозащитное развитие.

    В прикладном плане системная модель национальной экономики рыночного типа – это способ организации и функционирования народного хозяйства на рыночных принципах, соответствующий режим работы важнейших отраслей и сфер экономики, конкретные направления преобразований и виды деятельности для достижения стратегических целей, необходимые для этого ресурсы и средства, потенциалы и механизмы  развития, система управления и регулирования [11, с. 461].

    Впервые четкую формулировку основных особенностей белорусской модели дал  в марте 2002 г. Президент РБ А.Г. Лукашенко в выступлении на заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Ее особенности заключаются в следующем [23]:

    1. построение сильного и эффективного государства. Сильная и авторитетная государственная власть рассматривается как гарант недопущения олигархического беспредела, разграбления народных богатств, разрушения национальной экономики и прорыва криминала к рычагам системы управления. Сильная государственная власть понимается как обязательное условие для обеспечения политической стабильности, социальной справедливости и экономической эффективности, а также как залог национальной безопасности, территориальной целостности и суверенитета страны;

    2. обеспечение равноправия всех форм собственности, всех форм хозяйствования. Это означает создание одинаково благоприятных социально-экономических и правовых условий для развития государственного и частного секторов. При этом главным приоритетом для предприятий всех форм собственности должны быть национальные интересы;

    3. осуществление индивидуальной, продуманной приватизации, которая должна быть нацелена на повышение эффективности производства. Приватизация рассматривается, прежде всего, как средство формирования эффективно действующего собственника. При этом руководство Беларуси считает необходимым сохранять государственную собственность на стратегически важные предприятия, осуществлять государственную поддержку приоритетных, с точки зрения усиления их позиций на мировом рынке, производств;

    4. развертывание широких интеграционных процессов со странами СНГ, прежде всего с Россией, в сфере экономики, здравоохранения, образования, науки, обороны, культуры. Однако Беларусь готова поддерживать интеграцию только в рамках Союза равноправных государств и не согласна поступаться чем-либо в области своего суверенитета и независимости;

    5. многовекторность внешнеэкономических связей. Беларусь должна присутствовать в тех регионах мира, где это экономически выгодно и отвечает ее национальным интересам;

    6. проведение сильной социальной политики государства. Сегодня только социально ориентированная экономика может пониматься как эффективная. При этом социальная ориентация экономики подразумевает приоритетное инвестирование в сферу образования, здравоохранения, культуры, а также оказание адресной социальной помощи экономически уязвимым слоям населения. Основная задача белорусской экономической модели – на основе высокой эффективности производства обеспечить достойный материальный уровень жизни, как для всего общества, так и для отдельных его групп.

    Белорусская модель получила название социально ориентированной многоукладной рыночной экономики.

    Белорусская модель социально ориентированной  рыночной экономики в ее завершенном  виде – это высокоэффективная  экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей [10].

    Информация о работе Рыночная экономика: характерные черты, особенности функционирования