Рыночная экономика: характерные черты, особенности функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы исследование функционирования рыночной системы и ее эволюции.
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие, основные элементы, функции, структуру рыночной экономики;
- исследовать эволюцию рыночных систем, историю возникновения и развития;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..……… 3
1. Рыночная экономика: понятие, основные элементы, функции, структура…………………………………………………………………………..5
2. Эволюция рыночных систем. История возникновения и развития……...13
3. Сравнительные характеристики основных моделей рыночной экономики………………………………………………………………………..16
3.1. Зарубежные модели………………………………………………………16
3.2. Белорусская модель развития экономики……………………..………..21
Заключение……………………………….………………..……………………..29
Список использованных источников…….………………………..……………33

Файлы: 1 файл

++ Рыночная экономикаКР.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

Особенности Белорусской модели:

-  мощная и эффективная государственная  власть;

- развитие частного сектора  наряду с государственным, но  не в ущерб национальным интересам;

- приватизация государственной собственности, но не превращение ее в самоцель, а рассмотрение в качестве средства повышения эффективности развития как приватизируемого объекта, так и народного хозяйства в целом;

- ориентация на интеграционные  процессы со странами СНГ, в  первую очередь с Россией;

- приоритет развитию социальной  сферы [5, с. 26].

Развитие белорусской экономики  находит свое отражение в идеологии  белорусского государства. Ее главные  ориентиры, стратегические направления  и приоритеты воплощены в таких  программных документов как:

Национальная стратегия устойчивого  развития Республики Беларусь до 2020 года;

Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года;

Концепция и Основные направления  социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года;

Комплексном прогнозе до 2020 года и  др.[23].

В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. дальнейшее развитие получили основные положения действующих вышеперечисленных прогнозных документов, утвержденных Президентом или Советом Министров Республики Беларусь.

Белорусская модель гарантирует высокий  уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов. Она базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.

Помимо этих, типичных для развитых стран с рыночной экономикой черт и принципов, белорусская модель включает специфические черты, отражающие историю страны, традиции народа, его менталитет с преобладанием таких черт, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость. Она исключает такие составляющие как эгоцентризм, эксплуатация чужого труда, обвальная безработица, резкая социальная дифференциация населения по доходам.

Сложившиеся тенденции, глобальный и  национальный императивы определяют стратегическую цель устойчивого развития Республики Беларусь как динамичное повышение  уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

Основными источниками устойчивого  развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами – "высокий интеллект – инновации – благосостояние" [23].

В основе Белорусской модели лежит создание социально ориентированной рыночной экономики, высокоэффективной, с адекватной рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования, обеспечивающими расширенное воспроизводство, восприимчивость к научно-техническому прогрессу и стимулирующими работников к высокопроизводительному труду [5, с. 37].

С 2001 по 2005 год ВВП в Беларуси увеличивался со среднегодовыми темпами 7%, а рост в таких жизненно важных секторах как обрабатывающая промышленность и индустрия составлял в среднем почти 10% в год. Такие темпы роста сохранились и во второй половине десятилетия.

Многие критики белорусской экономической модели отмечали, что практически весь рост ВВП, демонстрируемый последние годы, обусловлен нефтяными и газовыми преференциями со стороны России. Но влиянием России вряд ли можно объяснить способ и пропорции распределения полученных таким образом доходов.

Однако, с наступлением экономического кризиса в белорусской  экономики начались серьезные проблемы. К концу 2011 года инфляция превысила 100 процентов, а курс белорусского рубля по отношению к доллару поднялся с 3050 рублей в начале года до 8680 в конце.

Эти проблемы начались накануне президентских выборов, когда были значительно увеличены социальные расходы, увеличены зарплаты и пенсии с целью сохранения лояльности сторонников и избирателей. Такой скачок расходов в сочетании с высокими мировыми ценами на энергоресурсы оказал мощную нагрузку на финансовую систему страны и создал серьезный дефицит валютных резервов. Это стало еще одним поводом для критики белорусской  модели экономики.

Проблема заключается  в том, что экономический рост в последнее десятилетие обеспечивался  в Беларуси, главным образом, за счет факторов, которые не свидетельствовали  о повышении конкурентоспособности национальной экономики. Одной из главных причин экономического роста в Беларуси являлись дешевые энергоносители.

На протяжении всего  периода 2001-2010 годов экономическая  модель опиралась на поставки энергоносителей  из России по заниженным ценам, причем среднегодовой размер условно начисленной субсидии превышал 13 процентов ВВП. Выходит, что объемы российских субсидий, предоставленные белорусской экономике, были примерно в 1,5 раза выше достигнутых среднегодовых темпов экономического роста в Беларуси (8%).

В 2001-2005 гг. «движущей  силой» экономического роста в Беларуси были внешние факторы: поставки энергоносителей  из России по заниженным ценам, высокие  темпы экономического роста в  странах — основных торговых партнерах  Беларуси, рост цен на экспортируемые товары.

После 2005 года превалирующим фактором экономического роста в Беларуси стало увеличение внутреннего спроса.

Начиная с середины 2000-х  годов экономический рост в Беларуси в меньшей степени обеспечивался  за счет роста экспорта, поскольку республика не сумела диверсифицировать свою экспортную продукцию и рынки, чтобы найти другие источники дохода и преодолеть зависимость экономики от поставок энергоносителей по заниженным ценам. Для сохранения экономической модели приходилось стимулировать внутренний спрос.

Стимулирование внутреннего  спроса достигалось за счет увеличения доходов населения, а также в  значительной степени — за счет накачивания экономики дешевыми (эмиссионными) кредитами. По оценкам  Всемирного банка, свыше 60% всех банковских кредитов, выданных в Беларуси к концу 2010 года, были связаны с кредитованием в рамках государственных программ.

Благодаря стимулированию внутреннего спроса Беларуси удалось  добиться сравнительно высоких темпов экономического роста ВВП в 2006-2010 гг., но цена этого «достижения» оказалась слишком высокой. Из-за эмиссионного кредитования госпрограмм и неадекватного повышения зарплат отрицательное сальдо счета текущих операций в платежном балансе росло слишком быстрыми  темпами.

Рисунок 3.1 – Сальдо счета текущих операций и рост ВВП в 2003-2011 гг.

Источник: [22].

 

Хотя экономика сумела обеспечить высокие темпы роста, это было связано с источниками  серьезной внешней уязвимости и за последние три года привело к двум кризисам: первый из них являлся непосредственным результатом мирового финансового кризиса 2008-2009 годов, а второй (макроэкономический кризис 2011 года) был прямым результатом мягкой макроэкономической политики, проводимой в 2010-2011 годах.

Добиваясь высоких темпов экономического роста любой ценой, белорусские власти не заботились о  повышении конкурентоспособности  национальной экономики, необходимые  реформы не проводились.

В последние годы, отмечают эксперты Всемирного банка, стали очевидны негативные последствия отсрочки структурных реформ, которые проявились в виде замедления роста производительности, неэффективного распределения ресурсов, расширения разрыва между ростом реальной заработной платы и ростом производительности труда, снижения конкурентоспособности.

Экономисты Всемирного банка приходят к выводу, что экономический  рост в Беларуси в будущем взаимоувязан с глубокими структурными реформами, которые де-факто подразумевают  пересмотр существующей в Беларуси экономической модели.

Необходимо формирование более эффективной структуры экономики, что позволит восстановить и поддерживать экономический рост в средне- и долгосрочной перспективе.

Отличительные черты  белорусской экономики сегодня заключаются в следующем: малая роль частного сектора в экономике, низкий вклад сектора услуг в экономический рост, усиление концентрации энергоемкого экспорта и рынков.

В этой связи экономисты Всемирного банка предлагают провести ряд реформ, которые позволили  бы сделать белорусскую экономику более эффективной, в том числе — увеличить долю частного сектора, обеспечить рост сектора услуг, диверсифицировать экспорт и рынки сбыта.

Беларусь нуждается  в новой стратегии роста, которая  поможет стране изменить направление  тенденций, состоящих в снижении производительности и ослаблении конкурентоспособности.

Чтобы новая стратегия  была успешной, полагают эксперты Всемирного банка, Беларуси необходимо принять  конкретные шаги по улучшению делового климата, созданию условий для конкурентной и прозрачной приватизации. Плюс к этому белорусскому правительству рекомендовано развивать сектор услуг, в том числе путем освобождения госпредприятий от непрофильной деятельности. Одновременно с этим Всемирный банк предлагает белорусским властям делать конкретные шаги с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Одна из важнейших  рекомендаций Всемирного банка, адресованная белорусским властям, состоит в  необходимости перераспределения  потоков финансовых и трудовых ресурсов. По мнению экспертов банка, ранее эти ресурсы распределялись в Беларуси неэффективно: кредитные ресурсы направлялись в менее производительные сектора экономики, на госпредприятиях наблюдалась избыточная занятость.

Хотя политика правительства  в отношении рынка труда обеспечивала сохранение практически полной занятости, она привела к высокой степени неэффективному распределению трудовых ресурсов.

В этой связи они рекомендуют  белорусским властям перераспределить финансовые и трудовые ресурсы в  пользу более производительных секторов экономики.

Следует отметить, что  такого рода рекомендации, подразумевающие  структурные реформы, давались белорусским  властям и ранее, однако экономическая  модель в Беларуси пока так и не претерпела существенных изменений.

Однако не стоит отрицать того, что рост уровня жизни широких масс, часто достигался без роста производительности их труда. Теперь ясно, что этот рост происходил за пределами возможностей экономики. Вернуть утраченные позиции силами имеющейся модели невозможно, но и невозможно смириться с отступлением.

Учитывая сложность  ситуации, любой разумный пакет реформ для Беларуси неизбежно должен был  бы включать в себя комплекс мер  по стабилизации рынка труда. Но дело в том, что обеспечение занятости не является приоритетом ни для внешнего инвестора, ни для международных финансовых структур и по большому счету нужно прежде всего самим белорусам. 

Таким образом, экономическая политика Беларуси создает условия и предпосылки  для вывода республики на новый интеллектуально-инновационный  путь развития, напрямую связанный с социализацией экономики, с выходом ее на социальную ориентацию. Тем не менее, перед руководством республики сегодня стоит еще множество актуальных проблем. Среди них: необходимость увеличения престижа науки и образования; создание системы стимулирования высококвалифицированного и качественного труда; снижение непроизводительных государственных расходов и уменьшение на этой основе налогового пресса; укрепление национальной денежной единицы; создание стимулирующего механизма инвестирования и ценообразования; завершение создания необходимой законодательно-правовой базы для реформирования экономики и повышения ее эффективности и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Рыночная экономика - это такая  экономическая система, где координация действий осуществляется на основе взаимодействия производителей и потребителей с минимальным вмешательством государства.

Главный признак экономики рыночного  типа – раскрепощение от внешнего вмешательства, подчинение законам  и воле людей формы и способы экономической деятельности,  дающие возможность в полной мере проявляться хозяйственной самостоятельности.

Фундаментальной характеристикой  рыночной системы является частная  собственность, которая позволяет  отдельным лицам или предприятиям по своему усмотрению приобретать, контролировать, применять и реализовывать материальные ресурсы. На основе частной собственности реализуются свобода предпринимательства и свобода выбора.

В основе свободы выбора лежит личный интерес. Каждая экономическая единица  в состоянии делать то, что выгодно  ей самой. Предприниматели стремятся  получить большую прибыль, владельцы материальных ресурсов — более высокую цену при продаже или сдаче в аренду этих ресурсов, работающие — большую оплату за свой труд, потребители продукции или услуг — приобрести это благо по самой низкой цене.

Информация о работе Рыночная экономика: характерные черты, особенности функционирования