Особенности формирования и развития рыночных отношений в переходной экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Переход от одной экономической системы к другой — не прогулка по Невскому проспекту. Такого рода переходы, если они формационного типа (а именно таков характер реформирования российской экономики), полны явных и скрытых противоречий и сопровождаются крутым противоборством общественных сил, острыми идеологическими, да и не только идеологическими, столкновениями. Противоречия не являются только результатом огрехов в поведении, в том числе хозяйственном, людей, их ошибок в выборе решений в тех или иных ситуациях в области производства товаров и услуг, торговли, финансовых операций, потребления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1. Формирование рыночной экономики в России……………………...5
1.1 Реформа отношений собственности в России………………………5
1.2 Результаты приватизации…………………………………………….8
2. Государство в переходной экономике России……………………….15
2.1 Финансовая стабилизация в переходной экономике……………….15
2.2 Рост бартерных сделок в переходный период………………………20
Заключение………………………………………………………………...26
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

перех.эк.Россиии 1.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)


29

 

 

Курсовая работа

По дисциплине

«Экономическая теория»

Тема «Особенности формирования и развития рыночных отношений в переходной экономики России»


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..3

1. Формирование рыночной экономики в России……………………...5

1.1 Реформа отношений собственности в России………………………5

1.2 Результаты приватизации…………………………………………….8

2. Государство в переходной экономике России……………………….15

2.1 Финансовая стабилизация в переходной экономике……………….15

2.2 Рост бартерных сделок в переходный период………………………20

Заключение………………………………………………………………...26

Список литературы………………………………………………………..28

 


Введение

 

Переход от одной экономической системы к другой — не прогулка по Невскому проспекту. Такого рода переходы, если они формационного типа (а именно таков характер реформирования российской экономики), полны явных и скрытых противоречий и сопровождаются крутым противоборством общественных сил, острыми идеологическими, да и не только идеологическими, столкновениями. Противоречия не являются только результатом огрехов в поведении, в том числе хозяйственном, людей, их ошибок в выборе решений в тех или иных ситуациях в области производства товаров и услуг, торговли, финансовых операций, потребления. С такими «вульгарными» противоречиями практика сталкивается на каждом шагу, с ними постоянно имеет дело любой хозяйствующий субъект. Их общая причина — отсутствие полной адекватности субъективной оценки и объективного содержания данной конкретной ситуации. Действие этой гносеологической причины ослабляется благодаря применению эффективных методов изучения реальных процессов, прогнозирования, использованию достоверной, точной и по возможности полной информации, и т.п.

Но есть и противоречия другого рода. Они возникают и действуют (как и экономические законы) объективно — на почве производственных отношений и определенных специфически-исторических экономических систем. Эти противоречия не зависят от сознания, воли и поведения отдельных людей и социальных групп, если даже ими понята суть соответствующих противоречивых процессов. Конечно, и такие противоречия возникают и действуют не автоматически, не без участия людей, но они — результат их массовидной деятельности и разрешаются благодаря ей. От подобного рода противоречиях экономики переходного периода в России на фоне противоречий в современной мировой экономике, в том числе и в СНГ, главным образом идет речь.

Переход от одной экономической системы к другой, если он совершается в рамках естественно-исторической закономерности и имеет формационный характер, объясним лишь с позиций вызревания (и обострения) основного противоречия и невозможности его разрешения посредством эволюционной модернизации прежней системы на ее собственной фундаментальной основе...

Все эти вопросы имеют отношение и к российской проблематике, в том числе воспроизводственной, включая тему экономического роста. С этой точки зрения может быть рассмотрен вопрос о предпосылках, причинах и факторах всеобщего трансформационного кризиса российской общественной системы в целом и ее базисной — экономической — «подсистемы», в том числе о предпосылках, причинах и факторах его проявления в виде глубочайшего кризисного спада производства и потребления в 90-х годах. Этот спад нельзя отнести к классическим закономерным периодическим кризисам промышленных циклов, сопровождающимся громадным перепроизводством товаров. В советской же экономике 80-х, особенно в самые последние годы десятилетия, сложилась ситуация огромного недопроизводства, «товарного голода» при высоком платежеспособном спросе населения на продовольственные и промышленные товары. В данной курсовой будет рассмотрены особенности переходной экономики в России и республики Татарстан.

Курсовая состоит из двух глав, введения и заключения. При работе использовались современные печатные издания журналы: «МЭМО», «Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», «Экономист».


1. Формирование рыночной экономики в России

 

1.1   Реформа отношений собственности в России

 

На рубеже 90-х годов в России (входившей в состав СССР) начался переход от плановой (административно-командной, планово-распределительной и т.д.) системы к рыночной экономике. Как показал опыт, он оказался чрезвычайно тяжелым и, по-видимому, продлится не одно десятилетие.

В течение переходного периода происходит более или менее продолжительная ликвидация административно-командной системы (АКС) и складывается система основных рыночных институтов.

Началом переходного периода принято считать смену политического строя, которая открывает путь для глубоких социально-экономических преобразований. В России коренное изменение политической системы произошло в результате подавления августовского путча 1991 г. и последовавшего за ним распада СССР.

Наиболее общими условиями завершения переходного периода являются формирование целостной системы рыночных институтов, начало устойчивого экономического подъема, активное включение национальной экономики в мирохозяйственные связи, преобладание среднего класса в социальной структуре общества. По сути, речь идет о коренном преобразовании всех сторон жизни общества. Проводимые в переходный период преобразования представляют собой системные реформы. Такие реформы направлены на изменение самих основ социально-экономической системы в отличие от внесистемных реформ, которые проводятся в рамках сложившейся системы, внося в нее лишь частичные коррективы, пусть даже очень серьезные.

Главные сферы системных реформ в переходной экономике:

• отношения собственности (преобладание государственной или частной собственности);

• роль государства в экономике (монополия или регулирование);

• экономическая среда, в которой действуют хозяйствующие субъекты (каким образом принимаются решения по поводу объема, номенклатуры производимой продукции, поставщиков, покупателей, цен);

• организация денежно-кредитной и налогово-бюджетной сфер;

• система распределения материальных благ и социальных услуг населению;

• организация и регулирование внешнеэкономических отношений.[1]

Переход от одной экономической системы к другой предполагает прежде всего изменения в господствующих формах собственности. Трансформация отношений собственности осуществляется с целью создания более эффективной, чем плановая, рыночной хозяйственной системы.

Преобразования собственности включают как переход от одних форм собственности к другим, так и перераспределение прав в рамках одной и той же формы собственности (например, в рамках государственной собственности — передача права принятия хозяйственных решений от центральных органов на уровень предприятий).

Приватизация представляет собой процесс замещения государственной собственности собственностью частной путем ее перераспределения или продажи.

В ходе преобразования отношений собственности приватизация является только одной из форм такой трансформации. Приватизация в массовом масштабе служит для создания режима свободного предпринимательства.

В условиях административно-командной системы в СССР в конце 80-х годов сложилось следующее соотношение форм собственности: государственная — 88,6%; колхозная — 8,7; кооперативная — 1,5 и частная — 1,2%. Преодолеть монополию государственной собственности в начале рыночных реформ предполагалось на основе развития различных форм собственности и многообразия хозяйствующих субъектов в ходе приватизации.

Главными целями приватизации являлись:

• формирование широкого слоя частных собственников;

• повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятий;

• создание конкурентной среды и содействие демонополизации экономики;

• привлечение в реальный сектор экономики инвестиций, в том числе иностранных;

• уменьшение дефицита государственного бюджета вследствие увеличения доходов и уменьшения расходов государства.

Массовая приватизация в России в 90-е годы является одним из крупнейших в мировой экономической истории фактов перераспределения собственности (табл. 1.1.1).

Всего за 1992-1997 гг. было приватизировано около 127 тыс. хозяйственных объектов. Количество государственных предприятий сократилось более чем в два раза. Малая приватизация привела к переходу в частную собственность за указанный период 88,6% розничной торговли и общественного питания.

В результате доля частного и полугосударственного (приватизированного) секторов в производстве ВВП в 1997 г. составила около 70%, в численности занятых — 60, в объеме инвестиций — 74%.

Таблица 1.1.1

 

Основные показатели хода приватизации в России на 1 января[1]

Изменения нарастающим итогом с 1 января 1992 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

Госпредприятия на самостоятельном балансе

204998

156635

138619

126846

90778

Число предприятий, подавших заявки на приватизацию

102330

125492

137501

143968

147765

Приватизированные госпредприятия

46815

88577

103796

112625

118797

Акционированные госпредприятия

2376

14073

20298

24048

27040

Предприятия на аренде с выкупом

13868

14978

15658

12806

12198

 

В процессе приватизации жилья исходная идея заключалась в том, что жильцы, проживающие в арендуемых у государства квартирах, должны иметь возможность приобрести свою квартиру по крайне низкой цене или совсем бесплатно, так как они и ранее были их фактическими владельцами.

Принятый в июле 1991 г. Закон о приватизации жилья устанавливал, что граждане России и их семьи, проживающие в государственных квартирах, могли по желанию приобрести законные права собственности на свою квартиру, включая право продать, сдать внаем или завещать свою квартиру. В ходе приватизации установленная законом минимальная норма передавалась бесплатно, а площадь сверх нормы — по умеренным ценам.

К концу 1994 г. было приватизировано 10,4 млн квартир (31% жилья, предназначенного для приватизации), в том числе свыше 90% квартир было передано в собственность бесплатно. К середине 1999 г. в России было приватизировано около 60% квартир.[1]

 

 

1.2 Результаты приватизации.

 

Результаты приватизации в России представляются неоднозначными. К числу положительных результатов следует отнести следующие:

1) ликвидирована абсолютная монополия государственной собственности, возникло многообразие форм собственности;

2) новый класс частных собственников не только сформировался, но и превратился во влиятельную социальную и политическую силу;

3) возник российский фондовый рынок;

4) созданы объективные предпосылки для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций;

5) грандиозное по своим масштабам перераспределение собственности произошло без глубоких социальных потрясений.

Вместе с тем приватизация в России принесла и целый ряд отрицательных результатов:

1) не сформировался «эффективный собственник». В подавляющем большинстве приватизированные предприятия не имеют определенного собственника; на них возникло сложное переплетение прав собственности между государством, директорским корпусом, трудовым коллективом и внешними инвесторами;

2) не произошло сколько-нибудь заметного повышения экономической эффективности приватизированных предприятий. В переходной экономике влияние формы собственности на эффективность хозяйствования в конечном счете оказывается меньшим, чем воздействие государственной экономической политики в целом (налоговая, денежно-кредитная, валютная и др.). Только в отношении мелких предприятий подтвердился тезис о большей эффективности частных предприятий по сравнению с государственными. Что касается средних и крупных предприятий, то успешное их функционирование в переходной экономике больше зависит от качества управления, а не от форм собственности. Контроль за управляющими со стороны частного собственника (зачастую — коммерческого банка) далеко не всегда является более эффективным, чем со стороны государства;

Информация о работе Особенности формирования и развития рыночных отношений в переходной экономики России