Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 08:29, курсовая работа
Переход от одной экономической системы к другой — не прогулка по Невскому проспекту. Такого рода переходы, если они формационного типа (а именно таков характер реформирования российской экономики), полны явных и скрытых противоречий и сопровождаются крутым противоборством общественных сил, острыми идеологическими, да и не только идеологическими, столкновениями. Противоречия не являются только результатом огрехов в поведении, в том числе хозяйственном, людей, их ошибок в выборе решений в тех или иных ситуациях в области производства товаров и услуг, торговли, финансовых операций, потребления.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Формирование рыночной экономики в России……………………...5
1.1 Реформа отношений собственности в России………………………5
1.2 Результаты приватизации…………………………………………….8
2. Государство в переходной экономике России……………………….15
2.1 Финансовая стабилизация в переходной экономике……………….15
2.2 Рост бартерных сделок в переходный период………………………20
Заключение………………………………………………………………...26
Список литературы……………………………
29
Курсовая работа
По дисциплине
«Экономическая теория»
Тема «Особенности формирования и развития рыночных отношений в переходной экономики России»
Введение…………………………………………………………
1. Формирование рыночной экономики в России……………………...5
1.1 Реформа отношений собственности в России………………………5
1.2 Результаты приватизации…………………………………………….
2. Государство в переходной экономике России……………………….15
2.1 Финансовая стабилизация в переходной экономике……………….15
2.2 Рост бартерных сделок в переходный период………………………20
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Переход от одной экономической системы к другой — не прогулка по Невскому проспекту. Такого рода переходы, если они формационного типа (а именно таков характер реформирования российской экономики), полны явных и скрытых противоречий и сопровождаются крутым противоборством общественных сил, острыми идеологическими, да и не только идеологическими, столкновениями. Противоречия не являются только результатом огрехов в поведении, в том числе хозяйственном, людей, их ошибок в выборе решений в тех или иных ситуациях в области производства товаров и услуг, торговли, финансовых операций, потребления. С такими «вульгарными» противоречиями практика сталкивается на каждом шагу, с ними постоянно имеет дело любой хозяйствующий субъект. Их общая причина — отсутствие полной адекватности субъективной оценки и объективного содержания данной конкретной ситуации. Действие этой гносеологической причины ослабляется благодаря применению эффективных методов изучения реальных процессов, прогнозирования, использованию достоверной, точной и по возможности полной информации, и т.п.
Но есть и противоречия другого рода. Они возникают и действуют (как и экономические законы) объективно — на почве производственных отношений и определенных специфически-исторических экономических систем. Эти противоречия не зависят от сознания, воли и поведения отдельных людей и социальных групп, если даже ими понята суть соответствующих противоречивых процессов. Конечно, и такие противоречия возникают и действуют не автоматически, не без участия людей, но они — результат их массовидной деятельности и разрешаются благодаря ей. От подобного рода противоречиях экономики переходного периода в России на фоне противоречий в современной мировой экономике, в том числе и в СНГ, главным образом идет речь.
Переход от одной экономической системы к другой, если он совершается в рамках естественно-исторической закономерности и имеет формационный характер, объясним лишь с позиций вызревания (и обострения) основного противоречия и невозможности его разрешения посредством эволюционной модернизации прежней системы на ее собственной фундаментальной основе...
Все эти вопросы имеют отношение и к российской проблематике, в том числе воспроизводственной, включая тему экономического роста. С этой точки зрения может быть рассмотрен вопрос о предпосылках, причинах и факторах всеобщего трансформационного кризиса российской общественной системы в целом и ее базисной — экономической — «подсистемы», в том числе о предпосылках, причинах и факторах его проявления в виде глубочайшего кризисного спада производства и потребления в 90-х годах. Этот спад нельзя отнести к классическим закономерным периодическим кризисам промышленных циклов, сопровождающимся громадным перепроизводством товаров. В советской же экономике 80-х, особенно в самые последние годы десятилетия, сложилась ситуация огромного недопроизводства, «товарного голода» при высоком платежеспособном спросе населения на продовольственные и промышленные товары. В данной курсовой будет рассмотрены особенности переходной экономики в России и республики Татарстан.
Курсовая состоит из двух глав, введения и заключения. При работе использовались современные печатные издания журналы: «МЭМО», «Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», «Экономист».
1. Формирование рыночной экономики в России
1.1 Реформа отношений собственности в России
На рубеже 90-х годов в России (входившей в состав СССР) начался переход от плановой (административно-командной, планово-распределительной и т.д.) системы к рыночной экономике. Как показал опыт, он оказался чрезвычайно тяжелым и, по-видимому, продлится не одно десятилетие.
В течение переходного периода происходит более или менее продолжительная ликвидация административно-командной системы (АКС) и складывается система основных рыночных институтов.
Началом переходного периода принято считать смену политического строя, которая открывает путь для глубоких социально-экономических преобразований. В России коренное изменение политической системы произошло в результате подавления августовского путча 1991 г. и последовавшего за ним распада СССР.
Наиболее общими условиями завершения переходного периода являются формирование целостной системы рыночных институтов, начало устойчивого экономического подъема, активное включение национальной экономики в мирохозяйственные связи, преобладание среднего класса в социальной структуре общества. По сути, речь идет о коренном преобразовании всех сторон жизни общества. Проводимые в переходный период преобразования представляют собой системные реформы. Такие реформы направлены на изменение самих основ социально-экономической системы в отличие от внесистемных реформ, которые проводятся в рамках сложившейся системы, внося в нее лишь частичные коррективы, пусть даже очень серьезные.
Главные сферы системных реформ в переходной экономике:
• отношения собственности (преобладание государственной или частной собственности);
• роль государства в экономике (монополия или регулирование);
• экономическая среда, в которой действуют хозяйствующие субъекты (каким образом принимаются решения по поводу объема, номенклатуры производимой продукции, поставщиков, покупателей, цен);
• организация денежно-кредитной и налогово-бюджетной сфер;
• система распределения материальных благ и социальных услуг населению;
• организация и регулирование внешнеэкономических отношений.[1]
Переход от одной экономической системы к другой предполагает прежде всего изменения в господствующих формах собственности. Трансформация отношений собственности осуществляется с целью создания более эффективной, чем плановая, рыночной хозяйственной системы.
Преобразования собственности включают как переход от одних форм собственности к другим, так и перераспределение прав в рамках одной и той же формы собственности (например, в рамках государственной собственности — передача права принятия хозяйственных решений от центральных органов на уровень предприятий).
Приватизация представляет собой процесс замещения государственной собственности собственностью частной путем ее перераспределения или продажи.
В ходе преобразования отношений собственности приватизация является только одной из форм такой трансформации. Приватизация в массовом масштабе служит для создания режима свободного предпринимательства.
В условиях административно-командной системы в СССР в конце 80-х годов сложилось следующее соотношение форм собственности: государственная — 88,6%; колхозная — 8,7; кооперативная — 1,5 и частная — 1,2%. Преодолеть монополию государственной собственности в начале рыночных реформ предполагалось на основе развития различных форм собственности и многообразия хозяйствующих субъектов в ходе приватизации.
Главными целями приватизации являлись:
• формирование широкого слоя частных собственников;
• повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятий;
• создание конкурентной среды и содействие демонополизации экономики;
• привлечение в реальный сектор экономики инвестиций, в том числе иностранных;
• уменьшение дефицита государственного бюджета вследствие увеличения доходов и уменьшения расходов государства.
Массовая приватизация в России в 90-е годы является одним из крупнейших в мировой экономической истории фактов перераспределения собственности (табл. 1.1.1).
Всего за 1992-1997 гг. было приватизировано около 127 тыс. хозяйственных объектов. Количество государственных предприятий сократилось более чем в два раза. Малая приватизация привела к переходу в частную собственность за указанный период 88,6% розничной торговли и общественного питания.
В результате доля частного и полугосударственного (приватизированного) секторов в производстве ВВП в 1997 г. составила около 70%, в численности занятых — 60, в объеме инвестиций — 74%.
Таблица 1.1.1
Основные показатели хода приватизации в России на 1 января[1]
Изменения нарастающим итогом с 1 января 1992 г. | 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. |
Госпредприятия на самостоятельном балансе | 204998 | 156635 | 138619 | 126846 | 90778 |
Число предприятий, подавших заявки на приватизацию | 102330 | 125492 | 137501 | 143968 | 147765 |
Приватизированные госпредприятия | 46815 | 88577 | 103796 | 112625 | 118797 |
Акционированные госпредприятия | 2376 | 14073 | 20298 | 24048 | 27040 |
Предприятия на аренде с выкупом | 13868 | 14978 | 15658 | 12806 | 12198 |
В процессе приватизации жилья исходная идея заключалась в том, что жильцы, проживающие в арендуемых у государства квартирах, должны иметь возможность приобрести свою квартиру по крайне низкой цене или совсем бесплатно, так как они и ранее были их фактическими владельцами.
Принятый в июле 1991 г. Закон о приватизации жилья устанавливал, что граждане России и их семьи, проживающие в государственных квартирах, могли по желанию приобрести законные права собственности на свою квартиру, включая право продать, сдать внаем или завещать свою квартиру. В ходе приватизации установленная законом минимальная норма передавалась бесплатно, а площадь сверх нормы — по умеренным ценам.
К концу 1994 г. было приватизировано 10,4 млн квартир (31% жилья, предназначенного для приватизации), в том числе свыше 90% квартир было передано в собственность бесплатно. К середине 1999 г. в России было приватизировано около 60% квартир.[1]
1.2 Результаты приватизации.
Результаты приватизации в России представляются неоднозначными. К числу положительных результатов следует отнести следующие:
1) ликвидирована абсолютная монополия государственной собственности, возникло многообразие форм собственности;
2) новый класс частных собственников не только сформировался, но и превратился во влиятельную социальную и политическую силу;
3) возник российский фондовый рынок;
4) созданы объективные предпосылки для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций;
5) грандиозное по своим масштабам перераспределение собственности произошло без глубоких социальных потрясений.
Вместе с тем приватизация в России принесла и целый ряд отрицательных результатов:
1) не сформировался «эффективный собственник». В подавляющем большинстве приватизированные предприятия не имеют определенного собственника; на них возникло сложное переплетение прав собственности между государством, директорским корпусом, трудовым коллективом и внешними инвесторами;
2) не произошло сколько-нибудь заметного повышения экономической эффективности приватизированных предприятий. В переходной экономике влияние формы собственности на эффективность хозяйствования в конечном счете оказывается меньшим, чем воздействие государственной экономической политики в целом (налоговая, денежно-кредитная, валютная и др.). Только в отношении мелких предприятий подтвердился тезис о большей эффективности частных предприятий по сравнению с государственными. Что касается средних и крупных предприятий, то успешное их функционирование в переходной экономике больше зависит от качества управления, а не от форм собственности. Контроль за управляющими со стороны частного собственника (зачастую — коммерческого банка) далеко не всегда является более эффективным, чем со стороны государства;