Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 23:05, реферат
В данном реферате нужно проанализировать рыночную экономику и социальную политику государства. Задачами данного реферата являются:
1. Выявить основные рычаги рыночной экономики
2. Выявить взаимодействие рыночного и государственного сектора
3. Определить социальную политику государства
1.Введение
2. Рыночная экономика
3.Государственное регулирование и рынок
а) Влияние государства в рыночную экономику
б) Основные функции государства в рыночной экономике
4.Государственное управление и социально-экономическая политика
а) Программы по увеличению дохода
б) Программы, направленные на устранение причин бедности и экономически неблагоприятных условий.
в) Основные социальные гарантии
5.Заключение
6.Список литературы
Приложение
Реферат
Рыночная экономика и государственная система социальной защиты
Специальность:
Специализация:
Выполнила:
Студентка группы: 12-Г-12Н
Михайлова Анна Сергеевна
Научный руководитель:
Старший преподаватель
Сироткина Ирина Николаевна
Чебоксары - 2012
Содержание
1.Введение
2. Рыночная экономика
3.Государственное регулирование и рынок
а) Влияние государства в рыночную экономику
б) Основные функции государства в рыночной экономике
4.Государственное
управление и социально-
а) Программы по увеличению дохода
б) Программы, направленные на устранение причин бедности и экономически неблагоприятных условий.
в) Основные социальные гарантии
5.Заключение
6.Список литературы
Приложение
Введение
В данном реферате нужно проанализировать рыночную экономику и социальную политику государства. Задачами данного реферата являются:
Товары и услуги, используемые ежедневно, производятся различными предприятиями и работающими на них людьми. Они обеспечивают электричеством и водой, предоставляют услуги телевидения и телефонной связи, удовлетворяют потребности людей в жилье еде, одежде, отдыхе и развлечениях. Производители ориентируются на запросы потребителей и стараются наилучшим образом использовать имеющиеся у них ограниченные производственные ресурсы. Хотя на рынке предлагается огромное количество разнообразных товаров и услуг, ввиду ограниченности ресурсов покупатели не имеют возможности удовлетворить все свои запросы. Поэтому они интересуются ценами и на основании полученной информации приобретают набор товаров и услуг, максимально удовлетворяющий их потребности, желания и возможности. В условиях рыночной экономики решения множества производителей и покупателей о том, что производить, как производить и кто получит произведенную продукцию, принимаются в процессе их взаимодействия на рынке товаров и услуг.
В современном мире практически все реально существующие экономические системы являются смешанными. Многие из них сочетают частную собственность, свободу предпринимательства, конкуренцию, ценовой рыночный механизм с элементами государственного регулирования экономической деятельности. Участие государства в экономической жизни общества связано с необходимостью поддержания самой рыночной системы. Для того чтобы могли быть реализованы такие фундаментальные концепции, как частная собственность, свобода выбора потребителей и свобода предпринимательства, на которых основана рыночная экономика, необходима разработка соответствующих правовых норм и законодательства, обеспечивающего эти права. Кроме того, необходимо создание государственных органов, осуществляющих управление и контроль за соблюдением всеми членами общества выработанных законов.
Рыночная экономика
Рыночная система, которую также называют свободным предпринимательством или капитализмом, предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов и их свободный выбор. Экономические решения принимаются децентрализованно и предопределяются личными экономическими интересами и личной ответственностью за последствия решений. Главными участниками рынка являются продавцы - производители товаров и услуг и покупатели - потребители, между которыми существует тесная связь и взаимозависимость, поскольку решения одних влияют на решения других. Рыночная экономика - форма организации экономики, при которой координация экономической деятельности осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. Основными принципами рыночной системы являются частная собственность, ценовая система (рыночный механизм цен), конкуренция и предпринимательство.
В Конституциях различных государств собственность определяется как одно из основных прав граждан. Свободное распоряжение собственностью гарантируется законами. Различаются частная, государственная, муниципальная и иные виды собственности. Под частной собственностью понимается собственность граждан, их объединений и юридических лиц, не являющихся государственными и муниципальными организациями и предприятиями.
Право
частной собственности
Частная собственность на факторы производства (производственные ресурсы) и финансовые средства означает, что владельцы (собственники) могут использовать их в соответствии с собственным выбором и получать доходы от владения. В рыночной экономике каждый собственник независимо от формы собственности и сферы деятельности по своему усмотрению приобретает и использует экономические ресурсы в производстве тех товаров и услуг, которые он считает нужным производить и которые, по его мнению, принесут максимальную выгоду. Владельцы земли решают, будут ли обрабатывать ее самостоятельно, сдадут ли в аренду или продадут в зависимости от того, какое решение сочтут наиболее выгодным для себя. Владельцы денежных сбережений размещают их под наиболее выгодные для себя процентные ставки. Работники обладают свободой выбора трудовой деятельности, стремятся продать свой труд и получить высокую зарплату и хорошие условия работы. Потребители могут выбирать, как использовать принадлежащие им денежные средства и покупать товары и услуги, чтобы в пределах их доходов в максимальной степени удовлетворять разнообразные потребности и желания.
Право владеть и распоряжаться частной собственностью дает владельцам стимулы использовать свои ресурсы максимально эффективно и получать доходы от принадлежащих им ресурсов в виде прибыли, процентов, ренты и заработной платы.
В рыночной экономике различные решения о том, что производить, как производить и кто будет использовать произведенные товары и услуги, проявляются через цены, которые устанавливаются на товары, услуги и ресурсы. Цены - «невидимая рука» рынка - информируют участников рынка об условиях обмена на рынках ресурсов, товаров и услуг и соединяют их в единую систему - они находят друг друга, совершают обмен и вместе дают ответы на вопросы: что из товаров и услуг будет произведено и в каком объеме; как будут произведены товары и услуги; кто их получит, то есть, как будут распределены произведенные товары и услуги.
Цены помогают производителям понять, какова ценность определенных товаров и услуг для потребителей, и являются важными стимулами, под влиянием которых доступные ресурсы используются в производстве тех товаров или услуг и в тех объемах, которые оказываются наиболее выгодными. Желание потребителей приобрести большее количество какой-либо продукции приводит к повышению цен на нее и увеличению объема производства.
Потребители также реагируют на информацию, которую несут цены. Рост цен заставляет их покупать меньше товаров и услуг или искать более дешевые заменители. Если какой-либо рынок оказывается перенасыщенным, продавцы могут снизить цены, и определенные блага окажутся доступными большему числу покупателей.
Таким образом, цены являются сигналами и стимулами, которые определяют поведение и основные решения производителей и потребителей, а взаимодействие производителей и потребителей на рынках, в свою очередь, определяет цены на товары и услуги.
Аналогичным образом цены координируют механизм функционирования рынков факторов производства, например рынка труда. В рыночной экономике высокая или растущая заработная плата (цена труда) в определенной отрасли привлекает новых работников. Производители в этой ситуации будут заинтересованы в повышении производительности труда, которая поможет избежать роста рабочих мест и сократить издержки на заработную плату работникам. Снижение ставки заработной платы вызывает отток работников.
Более высокие цены ведут к снижению числа покупок и увеличивают объем производства. Низкие цены стимулируют потребление и сокращают выпуск продукции. Ценовая система (рыночный ценовой механизм) обеспечивает координацию основных экономических решений миллионов свободных в выборе производителей и потребителей, которые взаимодействуют на рынках ресурсов товаров и услуг. Вот почему рыночную экономику называют ценовой системой.
На
экономические решения
Эффективность рыночной системы в использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей в товарах и услугах в значительной мере определяет рыночная конкуренция. Конкуренция возникает и существует, принимая самые разные формы, именно в силу ограниченности доступных ресурсов и невозможности удовлетворения всех потребностей общества. В условиях рынка покупатели и продавцы выбирают, с кем и на каких условиях производить обмен, активно соревнуются за наиболее выгодные условия.
Основой успешного функционирования рыночной экономики является наличие в обществе условий для деятельности предпринимателей - лиц, готовых проявлять инициативу в соединении производственных ресурсов в единый производственный процесс; идти на риск создания и управления новыми предприятиями; внедрять новаторские идеи и технологии в производство и управление; брать на себя ответственность за хозяйственные решения; вкладывать способности, силы и средства с целью получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.
Хозяйственная деятельность предпринимателей должна быть подкреплена системой получения заказов на товары и услуги и обеспечена необходимыми производственными и финансовыми ресурсами. Рынок предоставляет возможности для развития предпринимательства с помощью рыночных сигналов и стимулов. Если потребителям не нравится товар, они не покупают его, и предпринимателям приходится разрабатывать новые продукты или совершенствовать уже имеющиеся. Если определенные ресурсы становятся более ограниченными и дорогими, предприниматели ищут другие ресурсы или товары, которыми можно бы было их заменить. Если издержки, связанные с производством продукции, или цены, по которым ее реализуют, слишком высоки, предприниматели внедряют новые технологии, методы производства, управления и организации труда, чтобы снизить их. Творческая энергия и воображение предпринимателей, их инициатива в создании новых продуктов, потребность в успехе, стремление к умножению богатства и готовность к риску способствуют росту и развитию рыночной экономики.
Частная собственность, ценовая система, рыночная конкуренция и предпринимательство - важнейшие принципы, на которых основан успех рыночной экономической системы.
2-1 Производство и обмен
Диаграмма показывает, как действуют предприятия, обеспечивающие нас хлебом и другими хлебобулочными изделиями. Каждый символ на диаграмме представляет отдельное предприятие. Фермерское хозяйство производит пшеницу и продает ее (обменивает на деньги) мукомольной фабрике. Фабрика перерабатывает пшеницу в муку и продает хлебозаводу. Хлебозавод производит хлеб и другие продукты и продает их булочной. Все предприятия добровольно, без принуждения или централизованного управления, участвуют в производстве и обмене в собственных целях, и каждое предприятие - фермерское хозяйство, мукомольная фабрика, хлебозавод и булочная - извлекает прибыль. Потоки денег и товаров между предприятиями показывают, как рынки организуют и координируют производство и обмен.
На этой диаграмме
представлен кругооборот
На 2-1 диаграмме представлена булочная, которая продает продукт и получает прибыль только от обмена с покупателями, а это значит, что все предприятия, включенные в процесс производства продукта, а также работники этих предприятий зависят, в конечном итоге, оттого, захотят ли его купить потребители.
Диаграмма 2-2, представляющая модель кругооборота экономической системы, учитывает и, работников предприятий, и покупателей в качестве членов домашних хозяйств.
В экономической системе домашние хозяйства играют двоякую роль. С одной стороны, они выступают на рынке как покупатели или потребители товаров и услуг, производимых предприятиями; с другой стороны, они являются владельцами ресурсов (труда и других факторов производства) и предоставляют их для производства товаров и услуг.
Модель кругооборота рыночной экономики поможет понять, как домохозяйства (потребители) и предприятия (производители) взаимодействуют друг с другом на рынках, определяя, что из товаров и услуг производить, как производить и кто получит товары и услуги.
В кругообороте участвуют два типа рынков. В верхней части диаграммы расположены рынки товаров и услуг, в нижней части - рынки ресурсов или факторов производства.
На рынках товаров и услуг домашние хозяйства покупают товары и услуги, принадлежащие предприятиям, которые их производят и продают. На рынках ресурсов предприятия покупают факторы производства, которые продают их владельцы - домашние хозяйства. Домашние хозяйства используют доходы от продажи труда и других ресурсов (заработная плата, рента, проценты) для покупки товаров и услуг у предприятий. Предприятия используют часть доходов от продажи товаров и услуг на оплату факторов производства. Остаток представляет собой прибыль собственников фирм, одновременно являющихся членами домашних хозяйств. Цены на рынках товаров и услуг, устанавливаемые предприятиями, а также цены на рынках ресурсов, устанавливаемые домашними хозяйствами, несут информацию о том, при каких условиях предприятия и домашние хозяйства вступают в добровольный обмен.
Информация о работе Рыночная экономика и государственная система социальной защиты