Рыночная экономика и государственная система социальной защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 23:05, реферат

Описание работы

В данном реферате нужно проанализировать рыночную экономику и социальную политику государства. Задачами данного реферата являются:
1. Выявить основные рычаги рыночной экономики
2. Выявить взаимодействие рыночного и государственного сектора
3. Определить социальную политику государства

Содержание работы

1.Введение
2. Рыночная экономика
3.Государственное регулирование и рынок
а) Влияние государства в рыночную экономику
б) Основные функции государства в рыночной экономике
4.Государственное управление и социально-экономическая политика
а) Программы по увеличению дохода
б) Программы, направленные на устранение причин бедности и экономически неблагоприятных условий.
в) Основные социальные гарантии
5.Заключение
6.Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Рыночная экономика и государственная система социальной защиты.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Государственное управление и социально-экономическая  политика

Рынок не является идеальным механизмом и  лишь в определенной мере способен обеспечить эффективное распределение ресурсов и создать саморегулирующуюся систему, в которой каждый занимает свою нишу. Рыночная экономика достаточно нестабильна и часто испытывает подъемы и спады, которые приводят к нарушению равновесия рынка и нестабильности рыночной экономической системы, имеющей следствием такие отрицательные явления, как рост цен, инфляция, снижение уровня жизни определенных слоев населения и безработица. В этом случае государственное регулирование должно быть направлено на обеспечение эффективности и справедливости в распределении экономических ресурсов и благ.

Социальная политика государства - это действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества.

Принято различать функциональное и персональное распределение доходов. Функциональное распределение означает распределение национального дохода между собственниками различных факторов производства. Персональное распределение  - это распределение национального дохода между гражданами страны.

Особая  роль в программах «государства благосостояния»  отводится трансфертам. Трансферт – это безвозмездная передача части дохода или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц.

Цель  многих правительственных программ - перераспределение доходов людей, с избытком зарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных слоев населения. Работники платят налоги, в том числе, взимаемые с их заработной платы в соответствии с программами социального страхования и медицинской помощи, а государство аккумулирует денежные средства с помощью системы налогообложения, а затем распределяет их по целевому назначению в виде трансфертных платежей малоимущим слоям населения. Во многих стран государственные программы перераспределения доходов делятся на две основные категории.

I Программы по увеличению дохода: социальное страхование, пенсионные программы, государственные пособия, продовольственные талоны и страхование по безработице являются примерами таких программ.

II Программы, направленные на устранение причин бедности и экономически неблагоприятных условий. Целью данных программ является обеспечение социальных и экономических условий для развития образования, здравоохранения и инвестиций в человеческий капитал.

Рыночный  механизм не в состоянии гарантировать  всем членам общества достаточное количество пищи и одежды, крышу над головой, образование и медицинскую помощь. Рыночная экономика вознаграждает тех, чей более производительный труд создает больший «кусок экономического пирога». Люди, обладающие большим количеством ресурсов или более производительными ресурсами, как правило, больше зарабатывают, потому что больше производят. Это значит, что рыночная экономика распределяет малую часть прибыли (если вообще распределяет) среди людей, неспособных внести вклад в национальное производство. В результате такие категории населения, как пенсионеры, инвалиды, сироты, и другие категории населения оказываются без достаточных социально-экономических гарантий.

Объектами социальной защиты являются основные показатели уровня жизни человека - доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т.п. Конкретные формы социальной защищенности многообразны. К основным социальным гарантиям в соответствии с Конституцией РФ ст.7 п.1, которые государство предоставляет населению, относятся:

  • минимальная оплата труда;
  • пенсии по старости, пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии инвалидам;
  • пособия при рождении ребенка, на период отпуска по уходу за ребенком, ежемесячные пособия на детей одиноких матерей, пособия детям-сиротам;
  • стипендии студентам и учащимся в сфере профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства;
  • индексация доходов в условиях инфляции;
  • компенсация потерь от стихийных бедствий, частичная компенсация потерь сбережений населения;
  • пособия по безработице, а также компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпусках без сохранения содержания в связи с вынужденным прекращением работы предприятий и организаций;
  • медицинское страхование;
  • защита условий труда;
  • социальное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов, оказание медицинских услуг.

Многие (но не все) экономисты считают, что  участие государства в перераспределении  доходов позволяет добиться большей справедливости. Однако реализация политики, направленной на более справедливое распределение доходов, порой приводит к искажению стимулов труду, изменению поведения людей и снижению эффективности использования ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Задачи, поставленные в данном реферате полностью раскрыты.

Частная собственность, ценовая система, рыночная конкуренция  и предпринимательство необходимы для успешного функционирования рыночной экономической системы. Право на владение имуществом и на его обмен, а также на получение доходов, которые приносит собственность, дает домохозяйствам и производителям стимулы для разумного распоряжения своими ресурсами. Цены обеспечивают потребителей и производителей информацией, необходимой для принятия экономических решений, и регулируют экономическую деятельность участников рынка. Рыночная конкуренция, как и частная собственность, является стимулом для разумного распоряжения ресурсами и производства товаров и услуг, которые людям нужны и за которые они будут платить. Предпринимательство играет важную роль в развитии экономики. Предпринимательство - желание и способность увидеть новые возможности и выгоды, превратить их в новые товары и технологии и предложить на рынке, чтобы получить прибыль. Предприниматели готовы к риску и ответственности. Они имеют хорошее чувство перспективы и организаторские навыки.

Экономисты  используют модель кругооборота с целью выделения основных черт рыночной экономики. Модель показывает, как добровольный обмен между домохозяйствами (потребителями) и предприятиями (производителями) помогает участникам рынка ответить на вопросы что? как? и кто? и создает потоки ресурсов, товаров, услуг и денег.

Деньги облегчают обмен на рынках ресурсов и рынках товаров и услуг. Деньги - это средство обмена и обращения, средство измерения стоимости, а также средство сбережения в современной хозяйственной жизни, практически вытеснившие бартер. Торговля и платежи сегодня могут осуществляться в электронной форме, но какую бы форму ни принимали деньги, они делают обмен легче и способствуют развитию специализации и торговли.

В современном  мире ни одна экономическая система не существует в чистом виде. Смешанная экономическая система представляет собой сочетание элементов рыночной, командной и традиционной экономических систем. В странах с развитой рыночной экономикой правительства играют важную роль не только в политике, но и в хозяйственной жизни. Соотношение частного предпринимательства и государственного сектора - экономическая реальность современного мира.

Несмотря  на децентрализованные экономические  решения и личную заинтересованность участников рынка, темпы экономического роста в странах с развитой рыночной экономикой, а также в странах, которые применяют элементы рыночной системы, показывают, что рынок оказывается весьма эффективным механизмом распределения ограниченных ресурсов и решения основных вопросов экономики, стоящих перед каждым обществом.

Обычно  рынок эффективно координирует экономическую  деятельность. В тех ситуациях, когда рыночная система оказывается несостоятельной, становится необходимым вмешательство государства. Главная функция государства в современном обществе заключается в регулировании и обеспечении эффективности экономической деятельности и справедливом распределении экономических благ.

Практически все реально существующие сегодня  экономические системы являются смешанными. Многие из них сочетают частную собственность, свободу предпринимательства, конкуренцию, ценовой рыночный механизм с элементами государственного регулирования экономической деятельности. Участие государства в экономической жизни общества связано с необходимостью поддержания самой рыночной системы. Под государственным регулированием рынка понимается вмешательство государства в саморегулирующиеся рыночные механизмы с целью повышения их эффективности, перспективного воздействия на развитие производства в нужном обществу направлении и решения социальных проблем. К основным функциям государства в рыночной экономике относятся: установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности; решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами; поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей; стимулирование экономического роста и стабилизация экономики; распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки; предоставление общественных товаров и услуг.

Отношение общества к вмешательству государства  в рыночную экономику было и остается неоднозначным. Рыночные механизмы и государственное регулирование имеют сильные и слабые стороны, и нельзя ни недооценивать, ни преувеличивать их влияние на экономическую и социальную жизнь общества. В настоящее время в большинстве стран с развитой рыночной экономикой государство все в возрастающей степени берет на себя исполнение социально-экономических программ и увеличивает свое участие в экономике. С одной стороны, данная тенденция отражает возрастание социальной ориентации развития рыночных процессов, с другой - перераспределяет средства из частного сектора в государственный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации .-М.: «Мартин», 2007.-48 с.
  2. Велихов Е.П. прикладная экономика: Учебное пособие .- М.: Артель-Сервис, 2003.-272с.
  3. Курс экономической теории: учебник/под.ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А/ - Киров: «Аса», 2003. – 832 с.
  4. Липсиц К.А. Экономика. – М.: Вече, 2005. – 160 с.
  5. www.gks.ru
  6. www.rg.ru

Информация о работе Рыночная экономика и государственная система социальной защиты