Рыночная экономика и государственная система социальной защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 23:05, реферат

Описание работы

В данном реферате нужно проанализировать рыночную экономику и социальную политику государства. Задачами данного реферата являются:
1. Выявить основные рычаги рыночной экономики
2. Выявить взаимодействие рыночного и государственного сектора
3. Определить социальную политику государства

Содержание работы

1.Введение
2. Рыночная экономика
3.Государственное регулирование и рынок
а) Влияние государства в рыночную экономику
б) Основные функции государства в рыночной экономике
4.Государственное управление и социально-экономическая политика
а) Программы по увеличению дохода
б) Программы, направленные на устранение причин бедности и экономически неблагоприятных условий.
в) Основные социальные гарантии
5.Заключение
6.Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Рыночная экономика и государственная система социальной защиты.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Процесс производства и обмена создает два круговых потока, показанных на диаграмме. Черные стрелки показывают деньги, которые текут по часовой стрелке от домохозяйств к предприятиям в обмен на товары и услуги и от предприятий к домохозяйствам в обмен на ресурсы. Красные стрелки показывают, как в противоположном направлении в обмен на деньги от домохозяйств текут к предприятиям ресурсы, а от предприятий к домохозяйствам - товары и услуги. Деньги текут в одном направлении, а ресурсы, товары и услуги - в другом.

В условиях рынка индивидуальные предприниматели и предприятия частного сектора имеют возможность по своему усмотрению приобретать и использовать экономические ресурсы, производить и продавать те товары и услуги, которые считают нужными, и осуществляют подбор клиентов по своему выбору. В этом заключается свобода предпринимательства, которая в рыночной экономической системе может быть ограничена двумя факторами: государственным регулированием экономики (например: запрет на виды деятельности, наносящий ущерб безопасности и здоровью людей, защита окружающей среды и др.), а также свободой выбора потребителей (домохозяйств), стремящихся максимально удовлетворить свои потребности.

Собственность, цены, конкуренция и деятельность предпринимателей позволяют определить, что из товаров и услуг следует производить, как добиться наиболее эффективного производства и кто получит произведенные товары и услуги в обмен на полученные доходы в условиях рыночной экономики. В различных экономических системах существуют различные модели ответов на эти основные экономические вопросы.

Может показаться, что эффективность рынка - довольно сомнительная идея. В рыночной системе действуют множество  покупателей и продавцов, которых  беспокоит, прежде всего, собственное  благополучие. В общем экономическом  благополучии никто лично не заинтересован. Но, несмотря на децентрализованные экономические решения и личные интересы участников рынка, темпы экономического роста – роста реального производства товаров и услуг во времени с целью удовлетворения потребностей общества – в странах с развитой рыночной экономикой, а также в странах, которые применяют элементы рыночной системы, показывают, что рынок является весьма эффективным механизмом при распределении ограниченных ресурсов и решении основных вопросов экономики, стоящих перед каждым обществом. Частная собственность, ценовая система, конкуренция и предпринимательство способствуют росту эффективности производства и повышению уровню жизни.

С ростом эффективности движутся быстрее  и изменяются качественно потоки денег, ресурсов, товаров и услуг, вовлеченные в кругооборот рыночной системы. Общество может потреблять больше товаров и услуг. Увеличивается объем предоставляемых общественных благ (медицина, образование). Мощные персональные компьютеры, высокотехнологичная бытовая техника, сложное медицинское оборудование и препараты, - эти и многие другие продукты, которые сегодня воспринимаются как должное, - не были доступны несколько лет назад.

С течением времени  меняются виды и качество ресурсов. Чуть более ста лет назад, например вязкая, черная жидкость, вытекающая из-под земли, считалась никому ненужной. Сегодня нефть — это один из наиболее ценных видов ресурсов во всем мире. Ценным стал песок, из которого производится кремний для компьютерных микросхем.

Меняются методы производства и управления. Применяются все более эффективные методы комбинирования экономических ресурсов. Разрабатываются и внедряются новые, более эффективные технологии производства и сверхновые материалы. Изобретаются новые продукты и системы. Сокращаются производственные издержки и информационные затраты. Развиваются интернет-технологии и электронная торговля. Меняются методы оплаты: все больше распространение получают электронные деньги и платежи. Ресурсы направляются в производство тех товаров и услуг, в которых общество нуждается больше всего.

Это только некоторые из признаков роста  рыночной экономики и роста ее эффективности. Однако экономика не существует и не развивается сама по себе. Рост эффективности происходит только тогда, когда существует свобода выбора и предпринимательства, которые позволяют, несмотря на то, что каждый отдельный участник рынка преследует собственные эгоистические интересы, сделать выбор, наиболее эффективный с точки зрения всего общества.

 

 

 

 

 

Государственное регулирование и  рынок

Совокупность  государственных органов, институтов и учреждений, регулирующих общенациональные интересы, принято называть государственным  сектором. Государственный сектор играет важную роль в экономике страны. Государственные расходы составляют значительную часть ВВП. Государственные закупки (от скрепок до самолетов) осуществляются в целях выполнения государственных программ, включая охрану безопасности и правопорядка, национальную оборону, научные исследования, оплату труда государственных служащих. Государство является крупнейшим работодателем, соперничающим с бизнесом за привлечение квалифицированной рабочей силы. Тысячи людей работают в государственном секторе и получают заработную плату из средств бюджетного финансирования. Государство является крупнейшим собственником, которому принадлежит имущество, находящееся в федеральной собственности и собственности субъектов федерации, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, либо муниципальных образований. В современных условиях государство само стало важнейшим хозяйственным субъектом и предпринимателем. Государство также перераспределяет часть национального дохода, направляя его на социальное обеспечение и предоставление трансфертов - различных адресных целевых безвозмездных выплат домохозяйствам (гражданам) без предоставления со стороны последних каких-либо товаров или услуг.

Отношение общества к вмешательству государства  в рыночную экономику было и остается неоднозначным. Рыночный механизм хозяйствования имеет целый ряд очевидных преимуществ и достоинств и в целом оказывает на экономическую жизнь общества положительное влияние, но, оценивая достоинства рыночной экономики, нельзя игнорировать ее недостатки и ситуации, которые экономисты определяют как «несостоятельность рынка». Иногда по самым разным причинам рыночный механизм не срабатывает. Очевидно, что и рыночные механизмы, и государственное регулирование имеют сильные и слабые стороны, и нельзя ни недооценивать, ни преувеличивать их влияние на экономическую и социальную жизнь общества. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о длительной эволюции государственного регулирования рынка, под которым понимается вмешательство государства саморегулирующиеся рыночные механизмы с целью повышения их эффективности, перспективного воздействия на развитие производства в нужном обществу направлении и решения социальных проблем.

Часто общественный и частный секторы  рассматривают как независимые  компоненты экономической системы. Однако на самом деле государство и бизнес находятся в постоянном взаимодействии, которое находит отражение в корректирующем государственном регулирование деятельности предприятий. Степень государственного влияния в экономике непосредственно  связана с целями общественного развития и функциями, исполнение которых берет на себя государство. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Для стран с планово-централизованной экономикой характерен широкий диапазон исполняемых государством функций и доля национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет, велика. В рыночной экономике степень государственного вмешательства значительно ниже, соответственно ниже и доля централизованно распределяемого национального дохода. Как правило, в период экономического спада характерно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики предпочтение отдается «игре рыночных сил».

Государство контролирует многие виды экономической  деятельности, обеспечивая правовую базу, способствующую нормальному развитию рынка, поддерживая конкуренцию, перераспределяя доходы посредством налогообложения, направленного на сокращение неравенства в обществе и поддержку беднейших слоев населения, сокращая безработицу, координируя разрозненные рыночные решения и действия в социально-экономическую политику государства. Рыночные механизмы обеспечивают взаимодействие производителей и потребителей, стимулируют рост производства, ускоряют ход его развития, повышают эффективность производства, определяют рациональное использование ресурсов. Влияние государства в рыночную экономику:

  • Частные предприятия, как правило, получают тем большую прибыль, чем менее конкурентными являются рынки, на которых они функционируют. Государственное регулирование направлено на сохранение и развитие конкуренции.
  • Частные фирмы заинтересованы в максимизации прибыли и производят  продукты, которые будут востребованы и оплачены потребителями. Экономическая политика государства ставит целью справедливое распределение доходов и контроль над хозяйственной деятельностью производителей.
  • Частные фирмы заинтересованы в эффективном использовании ограниченных ресурсов, поскольку важнейшим стимулом их деятельности является минимизация издержек и получение прибыли. Государственные органы всех уровней действуют в рамках бюджетов. Однако бюджетные ограничения – не одно и то же, что эффективное распоряжение ресурсами.
  • Потребители платят частным фирмам за продукты, которые покупают для личного конечного пользования. Налогоплательщики, обеспечивающие поступления в государственный бюджет, оплачивают общественные товары и услуги, пользоваться которыми в большинстве случаев они могут лишь в силу внешних эффектов.

•Государственные  чиновники могут не иметь информации о запросах потребителей. В частном  секторе покупатели «голосуют» своими деньгами за нужные им товары и услуги и предоставляют бизнесу информацию о своих запросах и предпочтениях, покупая одни продукты и не покупая другие.

В последнее  столетие наблюдалась ярко выраженная тенденция к усилению роли государства. Если в начале XX века государство фактически исполняло лишь функцию управления и обеспечения безопасности и доля централизованно распределяемого национального дохода не превышала 10 %, то сейчас в большинстве развитых стран государство все в возрастающей степени берет на себя исполнение социально-экономических программ и увеличивает свое участие в экономике. С одной стороны, данная тенденция отражает возрастание социальной ориентации развития рыночных процессов, с другой - перераспределяет средства из частного сектора в государственный.

Обычно  выделяют следующие основные функции  государства в рыночной экономике:

  • Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.
  • Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.
  • Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.
  • Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.
  • Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки.
  • Предоставление общественных товаров и услуг.

Основными средствами государственного регулирования являются административно-правовая деятельность, государственное управление и социально-экономическая политика, бюджетно-налоговое и кредитно-денежное регулирование.


Свободное предпринимательство не всегда обеспечивает открытость рынков для конкуренции. Если компании на определенном рынке ограничивают конкуренцию и повышают цены, у потребителей сужается выбор, а производители теряют мотивацию, побуждающую их сокращать издержки и повышать эффективность производства. Государство должно играть активную роль в поддержании и защите конкуренции, которая является важным принципом рыночной системы экономики. Преимущества рынка связаны с функционированием конкурентных рынков, т.е. рынков, где цены выступают в качестве механизма распределения ресурсов и благ, причем механизма, приводящего к эффективному распределению. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. А эти последние, в свою очередь, определяют выбор благ потребителями и пропорции распределения ресурсов между различными отраслями.

Когда монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок  и манипулировать ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Монопольная цена, как правило, выше той, которая устанавливается на совершенно конкурентном рынке, а количество выпускаемой монопольной продукции - меньше конкурентного. Последнее означает, что наличие монополии приводит к неэффективному распределению ресурсов и благ в сравнении с конкурентным рынком. Кроме того, в условиях монополии суверенитет потребителя заменятся диктатом производителя на рынке.

Это предопределяет вмешательство государства  в работу рынков с сильной монопольной  властью посредством проведения тех или иных антимонопольных мер, разработки антимонопольного законодательства и создания специальных государственных органов, контролирующих деятельность фирм, обладающих мощной монопольной властью. Там, где сама технологическая потребность производства обусловливает необходимость существования крупных предприятии, используется экономическое регулирование правительством деятельности этих крупных предприятий или институт государственной собственности.

Система государственного антимонопольного регулирования  существует во всех странах с рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс экономических, административных и юридических мер, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможностей производителей монополизировать рынки. Антимонопольное регулирование направлено на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке, и включает регулирование уровня концентрации производства, ценовое и налоговое регулирование. Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в России в 1991 году. В настоящее время государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства РФ осуществляется Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, регулирования деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте. В функции министерства входит также формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, регулирование тарифов естественных монополий, защита прав потребителей, контроль над рекламой, поддержка предпринимательства.

Информация о работе Рыночная экономика и государственная система социальной защиты