Рыночная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретико-методологических основ, эффективных форм и методов государственного регулирования важнейших сфер национальной экономики. Указанная цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:
- обосновать объективную необходимость и особенности государственного регулирования национальной экономики в период становления рыночных отношений;
- определить инструменты государственного регулирования и выявить их тенденция и противоречия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 6
ГЛАВА 2 ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИКУ 14
ГЛАВА 3 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Файлы: 1 файл

Курсовая_гос_регулир_Минск.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование оптимальной  макроэкономической структуры, обеспечивающей динамизм производительных сил и  сбалансированность внутреннего рынка, предполагает наличие системы централизованного  регулирования, в частности такого института, каким является государство. В условиях рыночных отношений важное значение имеет поддержание на необходимом уровне степени государственного вмешательства в экономику, достижение оптимальности правового регулирования общественных отношений, в том числе – отношений предпринимательства, во всех отраслях и сферах народного хозяйства.

Проблема государственного регулирования экономики в рыночных условиях остается предметом дискуссий. Как показывает мировой опыт, современная  экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти. Роль и значение государственных методов управления экономикой в трансформационный период в известном смысле возрастает.

Разумеется, формы управления изменяются. Это объясняется тем, что «стихийный» нерегулируемый переход к рыночным отношениям чреват тяжелыми социально-экономическими последствиями. Об этом свидетельствует, например, практика так называемых новых индустриальных стран, где переход на рельсы рыночной экономики и ее стремительное развитие произошли при самом активном участии и поддержке государства.

Говоря о роли белорусского государства в экономике, нельзя не отметить и то, что значительная доля ее сегментов ныне вообще не управляется. Поспешная ликвидация административных инструментов воздействия на них привела к тому, что они оказались выведенными из сферы рыночного управления в теневой оборот, бартер, неплатежи и т.п. Все это говорит о том, что выбранная для исследования тема является актуальной и требует разработки концептуальных основ эффективного государственного регулирования рыночной экономики для экономического роста.

Целью курсовой работы является изучение теоретико-методологических основ, эффективных форм и методов государственного регулирования важнейших сфер национальной экономики. Указанная цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:

- обосновать объективную  необходимость и особенности  государственного регулирования национальной экономики в период становления рыночных отношений;

- определить инструменты государственного регулирования и выявить их тенденция и противоречия;

- изучить взаимосвязь государственного регулирования и саморегулирования рыночной экономики;

- рассмотреть роль государства в формировании социально-ориентированной модели национальной экономики Республики Беларусь.

Объектом курсовой работы являются экономические отношения и процессы, имеющие место в рыночной экономике.

Предметом работы выступают политэкономические аспекты преобразования отношений, складывающихся в процессе государственного регулирования рыночной экономики.

Информационной базой  исследования явились учебные пособия  по макроэкономике, а также материалы  периодических изданий, таких как  «Вопросы экономики», «Белорусский банковский бюллетень», «Белорусский экономический журнал» и другие. Необходимо отметить, что в учебной и научной литературе данная тема освещена в достаточном объеме, что создало необходимую информационную базу для проведения полноценного исследования.

Курсовая работа имеет чёткую структуру и последовательность изложения. Работа состоит из 39 страниц, на которых размещены: содержание, введение, основная часть, заключение, список используемых источников, приложения. Основная часть состоит из 3-х глав.

 

ГЛАВА 1  
ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 

Вопрос о роли государства  в регулировании экономических  отношений носит весьма проблематичный характер. Одни ученые-экономисты считают  необходимым жестокое государственное регулирование всех отношений в сфере экономики, другие же – отбрасывают необходимость такого регулирования вообще. Отрицательными являются последствия как чрезмерного регулирования государством экономических отношений, так и полного невмешательства его в сферу экономики.

Мировой опыт экономической  практики доказывает, что нет, и не может быть эффективной социально  ориентированной рыночной экономики, основывающейся на современных научно-технических  достижениях, без активной регулирующей роли государства. Реальная рыночная экономика никогда, даже на первых этапах ее становления не обходилась без вмешательства государства. Менялись лишь задачи, формы, инструментарии такого вмешательства и его масштабы.

Экономическая роль государства  еще в начале ХХ века была предельно ограниченной. Положение изменилось в период первой мировой войны, когда вначале в Германии, а затем в странах Антанты государство начало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь с целью мобилизации ограниченных ресурсов для достижения военной победы. Отмеченные меры носили, однако, чрезвычайный, военно-мобилизационный характер, а потому с окончанием войны государственное вмешательство в хозяйственную жизнь сошло на нет.

К началу 30-х годов  среди западных экономистов господствовало мнение о том, что экономические спады (кризисы) объясняются случайными причинами, что механизм рыночного саморегулирования в принципе обеспечивает соответствие между совокупными спросом и предложением, следовательно, и автоматический выход экономики из кризиса и последующий ее подъем на базе обновления основного капитала и ликвидации нерентабельных предприятий. Однако во время глубокого кризиса и затяжной депрессии 30-х годов стало очевидно, что механизм рыночного саморегулирования не справляется со своими функциями, не обеспечивает автоматический выход из кризиса, что требует перехода к активному государственному регулированию экономики. Такое регулирование на практике стало осуществляться в США с 1933г. командой президента Ф.Д. Рузвельта, разработавшей и реализовавшей так называемый «Новый курс». Теория государственного регулирования была создана Дж.М. Кейнсом и его последователями. Кейнс сделал справедливый вывод о том, что выход из глубокого кризиса, рост объемов производства и уровня занятости невозможны без активного участия государства [20, с.337].

Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная  сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода. При этом последователи А. Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции [1, с.102].

К числу проблем, которые  не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив [1, с.103].

Кроме того, вне рыночного  регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки  зрения законов рынка, приводит к  неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует  иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами [7, с.15].

Важный этап в теоретическом  осознании роли государства в  рыночной экономике был связан с  именем выдающегося английского  экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “Кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

В практическом плане  экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий  кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран [4, с.17].

На современном этапе  в преобладающем большинстве  стран мира функционирование народного хозяйства характеризуется, в первую очередь, ростом регулирующей роли государства по отношению как к государственному сектору экономики, так и к частному, и к их взаимодействию, что обусловлено определенным уровнем осознания необходимости не только разграничения частных и публичных интересов в обществе, но и поддержания оптимального баланса между ними. В то же время всем хорошо известны последствия отказа публичной власти от регулирования экономических отношений в процессе перехода от административно-командной системы хозяйствования и управления к смешанной. Примеры Украины, России и других стран СНГ, скорее всего, войдут во все учебники и хрестоматии начала ХХI века, как яркие иллюстрации того, к чему может привести вытеснение государства на начальном этапе проведения рыночных реформ.

Особенно важно определение  роли государства в регулировании  экономики на так называемых «переходных» этапах его развития (подобных тому, какой переживала наша страна в переходный период - когда осуществляется переход от административно-командного порядка общественной жизни к демократическому, когда в общественных интересах, ориентациях и мотивах поведения людей, социальных ценностях отражаются черты, присущие именно смешанной форме социально-экономических процессов и структур - от остаточных административно-командных до разнообразных частных). При определении роли государства необходимо учитывать состояние экономики, уровень ее зависимости от государства, социальный фактор и менталитет народа, особенно – при переходе от командно-административной системы к рыночной экономике.

Особую актуальность в условиях трансформации общества приобретают проблемы реализации таких  закономерностей, как сбалансированность экономических интересов и достижение адекватного этому процессу правового механизма их регулирования в направлении достижения оптимальности соотношения экономических интересов различных форм собственности и правовых норм, институтов государственной и частной собственности.

В странах, осуществляющих трансформацию к рыночной экономике (в еще большей мере, чем в странах с уже развитой рыночной экономикой), проявляется необходимость государственного регулирования экономики в этот период. Это объясняется тем, что самоорганизация (а рынок представляет собой классический образец самоорганизации) свойственна достаточно устойчивым системам и малоэффективна в период перехода от одной системы к другой. Важно иметь в виду, что в условиях социально-экономической трансформации принцип самоорганизации способствует усилению защитной функции, возврату экономики в предыдущее состояние, ускорению старых тенденций. А это очень опасно.

Некоторые ученые, отмечая  необходимость государственного регулирования  экономики, подчеркивают необходимость  его ограничения, подчиненности  рыночному саморегулированию. Направление государственного регулированию экономики должно, во-первых, отражать границы переходного периода и не быть определяющими, во-вторых, оно должно быть подчинено цели ограничения методов государственного регулирования экономики, методам ее рыночного регулирования [20, с.339].

Преобладающее большинство  ученых признают необходимость государственного регулирования экономики. Отличия  в их позициях заключаются в определении  степени и форм такого регулирования  и его соотношения с рыночным саморегулированием.

В системе  «свободного» рынка нельзя обойтись без государства. Оно берет на себя функции, которые принципиально  не может осуществить сам рынок. Это по крайней мере три функции:

  1. обеспечение экономики нужным количеством денег;
  2. регулирование так называемых «внешних» (или побочных) эффектов;
  3. удовлетворение потребностей в «коллективных благах» (или в «общественных товарах»).

Указанные выше функции  – это максимум того, что может  делать государство в условиях свободного рынка, и одновременно минимум того, что оно делает в реальной рыночной экономике.

Государственное вмешательство  в экономику связано с ограниченностью  самого рыночного механизма. Обычно в учебниках выделяют три глобальные функции государства: эффективность, справедливость и стабильность [1, с.129].

Информация о работе Рыночная экономика