Рыночная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретико-методологических основ, эффективных форм и методов государственного регулирования важнейших сфер национальной экономики. Указанная цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:
- обосновать объективную необходимость и особенности государственного регулирования национальной экономики в период становления рыночных отношений;
- определить инструменты государственного регулирования и выявить их тенденция и противоречия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 6
ГЛАВА 2 ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИКУ 14
ГЛАВА 3 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Файлы: 1 файл

Курсовая_гос_регулир_Минск.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

Нарождающаяся национальная экономическая система должна иметь свою «экономическую конституцию». Поэтому в переходный период процесс законотворчества, приобретая особое значение, должен быть направлен на:

а) защиту прав собственности  и формирование режима экономической свободы;

б) обеспечение надежности контрактов хозяйствующих субъектов, договоров и соглашений, закрепление  в обществе атмосферы законопослушания;

в) сохранение единства внутреннего  национального рынка, сдерживание  тенденций «теневой экономики»;

г) развитие свободной конкуренции и недопущение проявлений монополизма [8, с.642].

Процесс законотворчества должен быть направлен также на недопущение  произвола чиновников, ликвидацию криминала  в экономических отношениях. Принимаемые  законодательные акты должны проходить тщательную проверку на антикоррупционность, быть стабильными и внутренне непротиворечивыми.

Следует специально подчеркнуть  важность выработки в таких условиях антимонопольного законодательства. Создавая в переходный период новые «правила игры» и обеспечивая их соблюдение всеми субъектами хозяйствования, государство контролирует наличие равных условий для конкуренции, не допускает появления на рынке монополистических тенденций.

Сильную антимонопольную  нагрузку должны нести программы  разгосударствления и приватизации, а также процессы либерализации национальной экономики и развития рыночной инфраструктуры. Особая роль принадлежит государству в развитии инфраструктуры малого бизнеса.

Безусловно, создание ассоциаций и предпринимательских гильдий  не нуждается в специальной государственной опеке. Но государство создает фонды поддержки мелкого бизнеса, которые используются на возвратной основе для развития частного сектора. Бизнес-инкубаторы, помогают начинающим предпринимателям освоить бухгалтерский учет, правила налогообложения, организовать маркетинг и разработать бизнес-планы. Технопарки, кроме специальных услуг, предоставляют в аренду оборудование и производственные площади.

В рамках проводимой государством экономической политики развитие получают торгово-промышленные палаты, агентства по поддержке предпринимательства, а также специализированные лизинговые компании, товарищества по взаимному кредитованию, внешнеторговые ассоциации и т. п.

Важным фактором развития рыночных отношений выступают контакты белорусских производителей с внешним миром. Поэтому здесь также необходимо рационально использовать потенциал государства.

Отдавая предпочтение тем  или иным экономическим союзам, государство определяет внешние условия развития национальной экономики, ее интеграции в систему международного разделения труда, а также степень открытости внутреннего рынка.

В идеале рынок свободной  конкуренции в состоянии самостоятельно определить перечень товаров, которые  выгоднее или импортировать, или  экспортировать с учетом уровня издержек производства. Но в переходный период следует учитывать низкую конкурентную способность местного производителя по сравнению с иностранным поставщиком. Поэтому белорусское государство стремится разработать и осуществить оптимальную стратегию внешней экономической деятельности (тарифы, квотирование, льготы экспортерам, регулирование обменного курса, программа импортозамещения и т. д.).

Существенные коррективы в данную работу требуется вносить  с учетом подготовки Беларуси к вступлению в ВТО.

Накопленный опыт показывает, что на внешних рынках белорусским производителям зачастую приходится сталкиваться, например, с так называемыми антидемпинговыми процедурами (удобрения, металлы, химволокно, текстиль). Такие процедуры чаще всего заканчиваются повышением ввозных таможенных пошлин, что резко снижает конкурентную способность национального экспорта по ценовому фактору.

При этом в ход идут и прямые квоты, которые резко  ограничивают поступление иностранной  валюты и загрузку соответствующих  белорусских предприятий.

Согласование таких  позиций на международной арене  предполагает активное участие белорусского государства в отстаивании интересов  отечественного производителя.

Республика Беларусь вступила в новый, XXI в. как молодое суверенное социальное государство, создающее открытую управляемую социально- ориентированную экономику. Более 60 % валового внутреннего продукта страны непосредственно связано с экспортом-импортом, т. е. внешними рынками [12].

Относительно неблагоприятные  условия экономической жизнедеятельности (бедность природных ископаемых, неустойчивая, рисковая зона земледелия и т.п.) и вместе с тем квалифицированный трудовой потенциал все больше выводят Беларусь на новый, а именно интеллектуально-инновационный путь развития. А этот путь напрямую связан с социализацией человека и экономики, т. е. выходом на ее социальную ориентацию. И если первая обусловленность — открытость экономики, как и вторая — интеллектуально-инновационная основа будущего развития, прямо связаны с природно-географической и исторической особенностями Беларуси, то третья обусловленность ее переходных процессов и развития — в социокультурной сфере.

Под влиянием основной цели — формирование социального государства  на базе социальной рыночной экономики, а также специфических условий  нашей страны складывается белорусская модель переходной экономики и социально-экономического развития. Каковы же ее особенности этой модели?

Во-первых, особенностью положения Республики Беларусь, сказавшейся  на ее модели, является серьезная экологическая озабоченность. Она объективно обусловлена катастрофой на Чернобыльской АЭС. В связи с этим важнейшими задачами государства признаны: оздоровление пострадавших граждан, защитные мероприятия в сельском и лесном хозяйстве, обеспечение занятости населения, повышение эффективности производственной деятельности, активная государственная поддержка семьи, рост доходов и качества жизни населения [5, с.12].

Во-вторых, особенностью белорусской модели следует назвать социально-щадящий характер реформирования и развития. Эта особенность вытекает, прежде всего, из первой и является ее развитием.

В-третьих, особенностью белорусской модели нужно признать ее интеллектуально-инновационную основу, которая вписывается в общемировую направленность развития экономики в XXI в. Фундаментальной базой этого развития является новая экономика, основанная на интеллектуальном капитале.

Основной признак новой экономики — знания становятся главным ресурсом и главным источником богатства как на микро-, так и на макроуровне экономики. Знания и их использование создают превалирующую часть ВВП (до 80-90 % в современных, прогрессивных отраслях).

У республики есть возможности  и необходимость «вписаться»  в этот контекст мирового прогресса. Данное направление обусловлено  и особенностями ресурсной базы экономики страны. Ее относительная бедность природными ископаемыми, особенно энергетическими ресурсами, и рисковая зона сельскохозяйственного производства вызывают необходимость обратиться к ресурсам интеллекта и сделать именно их основой экономического и социального развития.

Ресурсы и условия  для осуществления научных исследований и разработок (НИОКР) в Беларуси представлены достаточно широко. НИОКР осуществляют свыше 300 научных организаций, вузов  и крупных предприятий. В них  занято более 30 тыс. человек. Численность докторов и кандидатов наук, несколько снизившаяся в начале переходного периода, в последние годы активно возрастает [6, с.7].

В-четвертых, еще одной  особенностью модели преобразований экономики  в Республике Беларусь является их последовательность и постепенность. Дело в том, что шоковый вариант на фоне чернобыльской катастрофы, а также в условиях монополизированного характера исходной для реформирования постсоветской экономики в принципе не мог дать позитивных результатов. Это обусловило другой — градуалистский путь. Постепенность, эволюционность (в науке — градуализм) у нас проявляется, частности, в особенностях процессов приватизации государственной собственности.

В-пятых, особенностью белорусской  модели перехода и развития можно  считать учет менталитета и ценностных приверженностей населения. Эта особенность означает сохранение исторических и социально-культурных основ, на которых сформировалось и держится социально-экономическое ядро нашего общества.

В-шестых, смешанность экономической системы — еще одна черта нашей модели. При этом под смешанностью понимают современную обусловленность сочетания, совмещения в экономике страны двух разных форм хозяйства — рыночной (прибыльной) и нерыночной (не сориентированной на прибыльность), а также двух механизмов регулирования — рыночного и государственного.

Смешанный тип экономики  при ее социальной ориентации опирается  прежде всего на сочетание разных форм собственности, на многоукладность. Как показывают факты, государственная  и прочая (негосударственная) формы собственности сочетаются в отношении, приближающемся к 1:1.

Для социально ориентированной  экономики характерно то, что государство  озабочено в ней и социальными  проблемами, заботится не только о  субъектах рынка, но и обо всех группах граждан. Следовательно, без смешанной экономики у такого государства не будет достаточной экономической базы. Чтобы решать такие задачи, ему нужна для этого и неприбыльная зона экономики. В целом это должна быть не просто рыночная, а смешанная экономика.

В-седьмых, еще одной исторически обусловленной особенностью белорусской модели развития следует назвать приверженность социальной справедливости, особенно в социально-трудовых отношениях. Здесь социальная справедливость ассоциируется с адекватностью, трудового вклада и вознаграждения за него.

В-восьмых, особенностью белорусской модели (так уж сложилось  после распада СССР) приходится назвать опору на собственные силы. В формирующейся открытой экономике это означает преимущественную ориентацию на собственные ресурсы и факторы, в том числе на свои конкурентные преимущества.

Все эти и другие особенности  белорусской модели связывает, цементирует ориентация на значительный рост благосостояния и социальное развитие своего народа. Важно подчеркнуть еще раз, что такая социальная ориентация не есть проявление только гуманизма общества, его человечности.

Согласно данным Национального  статистического комитета Республики Беларусь:

На протяжении последних  лет разрыв в соотношении доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения в Беларуси увеличивается незначительно. В мировой практике предельно критическим значением этого показателя считается 10–12 раз. В 2009 году данный показатель по Беларуси составил 5,9 раз, а в 2010 г. – 6,1 раза. В Российской Федерации соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения в 2009 году составило 16,9 раза, а в 2010 г. – 17,2 раза [3]. Мировой кризис сделал богатых еще богаче, а бедных беднее.

Среди стран СНГ по величине среднемесячной заработной платы  в долларовом эквиваленте Беларусь в 2010 году была на третьем месте после России и Казахстана. Так, в России в 2010 году зарплата составляла $694 в эквиваленте, в Казахстане — $505, в Беларуси — $412, в Украине — $343. По размеру пенсии в конце 2010 года Беларусь опередила Россию. В пересчете на доллары США средний размер назначенной месячной пенсии на конец 2010 года в Беларуси составил $177, в России — $154,7 [21, с.30].

В Беларуси возросла компьютерная оснащенность домашних хозяйств, особенно с детьми до 18 лет. В 2010 году на 100 домашних хозяйств, имеющих детей, приходилось 52 персональных компьютера против 40 в 2009-м. В минувшем году каждое пятое домашнее хозяйство имело доступ в Интернет со своего компьютера [15, с.54].

Согласно данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, по итогам 2010 года (к уровню 2009 года) Беларусь опередила практически все страны СНГ по такому показателю, как рост ВВП (110,2 %), за исключением Азербайджана (110,8 %), а по росту производства промышленной продукции (110,8 %) уступила лишь Кыргызстану (114,9 %) и Узбекистану (112,4 %). По последнему показателю Беларусь также сохранила безусловное лидерство (97,7 %) среди стран СНГ в январе-июне 2011 года (по сравнению с аналогичным периодом 2010 года), несмотря на ухудшившуюся внешнеэкономическую конъюнктур [11].

В 2010 г. (к уровню 2009 г.) по росту ВВП (100,2 %) Беларусь сдала свои позиции уступив Азербайджану (109,3%), Кыргызстану (102,3%), Таджикистану (103,4 %) и Узбекистану (108,1 %) [3].

Таким образом, социально  ориентированная модель развития Республики Беларусь, как видим, обусловлена и историей страны, и менталитетом ее народа, и социально-гуманистическими предпочтениями, исходными особенностями экономики, объективной основой новой, постиндустриальной экономики, современным уровнем жизни населения, резко упавшим в перестроечные 90-е гг. во всех странах СНГ, в том числе и в Беларуси, а также общей приверженностью мирового сообщества идее устойчивого развития, обязывающей к ответственности за упрочение взаимосвязи основ общей устойчивости: экономики, социальной сферы и окружающей среды.

Для того, чтобы идти в  ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные  конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические связи.

Информация о работе Рыночная экономика