Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:59, курсовая работа
Цель работы: охарактеризовать рыночные элементы и изучить механизм установления рыночного равновесия, изучая модель рыночного равновесия Леона Вальраса. В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
- Определить понятие рынка;
- Определить рыночные спрос и предложение;
- Определить равновесную цену и равновесное количество;
- Установить причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия;
- Рассмотреть модель рыночного равновесия, описанного Л. Вальрасом;
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования рыночного механизма……….4
1.1. Рынок: понятие, структура, основные элементы и условия его возникновения..4
1.2. Характеристики рынка и ограниченность ресурсов рынка………………………7
Глава 2. Рыночный механизм………………………………………………………….10
2.1. Рыночный спрос……………………………………………………………………10
2.1.1. Функция спроса и его графическая интерпретация…………………………...10
2.1.2. Эластичность спроса по цене…………………………………………………...12
2.2. Рыночное предложение……………………………………………………………13
2.2.1. Функция предложения и кривая предложения………………………………...14
2.2.2. Эластичность предложения по цене……………………………………………15
Глава 3. Рыночное равновесие………………………………………………………...16
3.1. Равновесная цена и равновесный объём ………………………………………...17
3.1.1. Существование и единственность рыночного равновесия…………………....19
3.2. Устойчивость равновесия…………………………………………………………21
3.3. Модель рыночного равновесия по Вальрасу…………………………………….22
3.4. Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия………………………...25
3.5. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах………………………..26
Заключение……………………………………………………………………………...27
Список использованной литературы………………………………………………….28
Объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем меньше, чем выше цена на товар, то есть между предложением и ценой существует прямая зависимость. Эта зависимость называется законом предложения.
Как и в случае спроса существует индивидуальное и рыночное предложение. Объем предложения можно записать как сумму объема предложения i – того продавца:
QS = ∑ QSi19
Между ценой товара и тем его количеством, которое предлагают производители, существует зависимость, называемая кривой предложения.
2.2.1. Функция предложения и кривая предложения
Количество товара, которое производители готовы продать при каждом данном уровне цен показывает кривая предложения рис.2.4. Продавцу выгодно совершать продавать лишь в левой верхней зоне, но убыточно – в правой нижней, так как кривая предложения демонстрирует множество минимальных цен для продавца.
Рис.2.4. Рынок продавца - Кривая предложения.
Функцией предложения называют зависимость объема предложения от определяющих его факторов: от цены данного товара (P) и цен других товаров (Pa,Pb…), от характера применяемой технологии, от налогов и дотаций, природно-климатических условий. В общем виде функция предложения имеет вид:
QS = f (P, Pa, Pb,…K, C, Z)20,
где QS – объем предложения данного товара;
K – характер применяемой технологии;
C – налоги и дотации;
Z – природно-климатические условия.
Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены рассматриваемого товара (P), предположить неизменными, то от функции предложения (5) можно перейти к функции предложения от цены, которая характеризует зависимость объема предложения данного товара лишь от его цены:
Q = f (P)21
По более высокой цене на рынке предлагается большее количество единиц товара, то есть объем предложения увеличивается, когда увеличивается цена. На рис.1.5 изображена кривая предложения (S) некоторого товара. При движении вдоль этой линии вправо вверх повышению цен соответствует увеличение объема предложения. Цене P2>P1 соответствует объем предложения Q2>Q1. чем выше цена товара, тем прибыльнее его производство, тем большее количество его производители готовы произвести и продать на рынке.
Рис.2.5. Кривая предложения
Реакция предложения на изменение
цены также характеризуется
2.2.2. Эластичность предложения по цене
Эластичность предложения
по цене22 – показатель степени чувствительности,
реакции предложения (∆QS) на изменение
цены товара (∆p). Она рассчитывается по
формуле:
ES = ∆QS%/∆p%23
Различают следующие формы эластичности предложения:
- Эластичное предложение (ES>1) – величина предложения изменяется на больший процент, чем цена.
- Неэластичное предложение (ES<1) – величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена.
- Совершенно эластичное предложение (ES = ∞) имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены.
- Совершенно не эластичное предложение (ES = 0) имеет место тогда, когда величина предложения равна нулю, то есть величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены.
Рис.2.6. Формы эластичности предложения по цене.
На эластичность предложения
оказывают влияние различные
факторы: цены на сырье и уровень
заработной платы, ставка процента, наличие
резервных производственных мощностей,
характер продукции. Важнейшее значение
для эластичности предложения имеет
фактор времени, то есть период, в течение
которого производители имеют
- Кратчайший рыночный период, который настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. В этом периоде все факторы производства постоянны, а значит, и объем предложения фиксирован;
- Краткосрочный период, когда производственные мощности остаются неизменными, но может меняться интенсивность их использования, то есть переменными становятся некоторые факторы производства – сырье, рабочая сила и другие;
- Долгосрочный период, достаточный для изменения производственных мощностей, организации новых предприятий, когда переменными становятся все факторы производства.
Проанализировав рыночные составляющие, можно перейти к их непосредственному взаимодействию.
Глава 3. Рыночное равновесие
Выше были рассмотрены спрос и предложение по отдельности. Теперь предстоит объединить эти две стороны рынка. Взаимодействие спроса и предложения порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие.
Иными словами, рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению.
Совместим линии спроса и предложения на одном графике рис.2.1. и покупателю и продавцу выгодно совершать сделки лишь в зоне, расположенной под кривой спроса, но над кривой предложения. Данная зона демонстрирует все возможные на данном рынке ситуации обмена. Это и есть рынок одновременно как продавцов, так и покупателей. Любая точка, принадлежащая данному пространству, может выражать сделку купли-продажи. Причем все точки, кроме одной, в этой зоне характеризуют неоптимальные условия обмена, то есть такие условия, которые больше выгодны для одной из сторон торговой сделки. И лишь точка E, которая лежит на пересечении спроса и предложения, иллюстрирует ситуацию, максимально выгодную как для продавца, так и для покупателя одновременно. Данная точка E на пересечении спроса и предложения называется точкой равновесия. Точка PE - цена, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил. Точка QE – величина товарной массы, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил.
Рис.3.1. Рыночное равновесие
3.1. Равновесная цена и равновесный объём
Равновесная цена является одним из механизмов установления рыночного равновесия. Равновесная цена – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, иначе говоря, это единственная цена, соответствующая условию:
PE = PD = PS
При данной цене на рынке устанавливается и равновесное количество предлагаемых на рынке товаров:
QE = QD = QS
Равновесная цена выполняет важнейшие функции:
- Информационную – ее величина служит ориентиром для всех субъектов рынка;
- Нормирующую – она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем предложения товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы;
- Стимулирующую – она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась еще какая-то прибыль.
Чтобы окончательно определить понятие рыночного равновесия нужно рассмотреть его свойства.
3.1.1. Существование и единственность равновесия
Из выше сказанного неявно предполагались следующие допущения:
- На рынке отдельного товара равновесие существует;
- Равновесие существует только при единственном сочетании значений цены и объема.
Однако можно привести примеры, в которых эти допущения нарушаются:
- Объем предложения и объем спроса не равны между собой при любом неотрицательном значении цены;
- Существует более чем одно сочетание цена-объем, при котором достигается равновесие на рынке.
Рассмотрим существование
равновесия на рынке. Оно возможно,
если имеется одна или более неотрицательных
цен, при которых объемы спроса и
предложения равны и
На рис.3.2 изображены две ситуации, в которых линии спроса и предложения не имеют общих точек.
На рис.3.2 а) объем предложения превышает объем спроса при любой неотрицательной цене.
На рис.3.2 б) цена спроса меньше цены предложения24 при любом неотрицательном объеме выпуска; сумма денег, которую потребители готовы заплатить за данный товар недостаточна, чтобы компенсировать затраты на его производство. Производство такого товара технологически вполне возможно, но экономически нецелесообразно.
Рисунок 3.2. Объем предложения превышает объем спроса при любой неотрицательной цене а); цена предложения превышает цену спроса при любом неотрицательном объеме б).
На рис.3.3. а) линия спроса имеет нормальный вид, то есть характерный отрицательный наклон. В то же время линия предложения меняет знак наклона при росте цены, что приводит к существованию двух положений равновесия – в точках E1 и E2.
На рис.3.3. б) представлен случай, когда кривые спроса и предложения совпадают в отрезке NM. Равновесие на рынке достигается при любой цене в диапазоне от P1 до P2 и равновесном объеме QE. Изменение цены в указанном диапазоне недостаточно чувствительно, чтобы вызвать у потребителей изменение объема спроса, а у производителей – изменение объема предложения.
На рис.3.3. в) кривые спроса и предложения также имеют общий отрезок: в этом случае равновесие устанавливается при любом объеме в интервале от Q1 до Q2 и равновесной цене PE. Изменение объема в этом интервале не вызывает изменения цены спроса и равной ей цене предложения.
Рисунок 3.3. Неединственность равновесия. а) линия спроса и предложения имеют две общие точки; б) линия спроса и предложения имеют общий отрезок; в) равновесие устанавливается при любом объеме в интервале от Q1 до Q2.
3.2. Устойчивость равновесия
Устойчивое равновесие достигается тогда, когда отклонение цен спроса от цен предложения постепенно погашается, стремясь к равновесной цене PE, а объем предложения приспосабливается к объему спроса. В точке равновесия цена спроса совпадает с ценой предложения (PD = PS) и объем спроса равен объему предложения (QD = QS). Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым, локальным и глобальным. Устойчивое равновесие, в свою очередь, бывает абсолютным и относительным. Отложим на оси абсцисс время T, а на оси ординат цену P. Когда отклонения от равновесной цены (например, P1,P2) постепенно выравниваются на уровне PE, на рынке складывается устойчивое равновесие. Абсолютное равновесие имеет место в случае установления единой равновесной цены рис.3.4 а), относительное – при небольших отклонениях от нее рис.3.4 б).
Если равновесие достигается
лишь в определенных пределах колебания
цены, то говорят о локальной
Рисунок 3.4. Локальная а) и глобальная б) устойчивость равновесия
Анализ рыночного равновесия
с точки зрения его устойчивости
требует определенного
3.3. Модель рыночного равновесия по Л. Вальрасу
Существует два подхода к исследованию установления равновесной цены: Л.Вальраса и А.Маршалла.
Главным в подходе А.Маршалла является разность цен P1 и P2. А. Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены. Согласно версии А.Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели. Цель Маршалла положить в основу теории ценности закон спроса и предложения, что он и называл "фундаментальной симметрией". Это подразумевает зависимость между издержками производства и произведенным количеством блага, источником которой "закон непропорциональных продуктивностей", являющийся необходимым условием согласованности теории Маршалла. Именно на этот закон в конце 1920 гг. в основном была направлена критика молодого итальянского экономиста Пьеро Сраффа. Эта дискуссия была продолжена в 1960 гг. в споре двух Кембриджей о капитале. Целью моей работы является рассмотрение модели рыночного равновесия, созданного ученым-экономистом Леоном Вальрасом.