Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:59, курсовая работа
Цель работы: охарактеризовать рыночные элементы и изучить механизм установления рыночного равновесия, изучая модель рыночного равновесия Леона Вальраса. В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
- Определить понятие рынка;
- Определить рыночные спрос и предложение;
- Определить равновесную цену и равновесное количество;
- Установить причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия;
- Рассмотреть модель рыночного равновесия, описанного Л. Вальрасом;
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования рыночного механизма……….4
1.1. Рынок: понятие, структура, основные элементы и условия его возникновения..4
1.2. Характеристики рынка и ограниченность ресурсов рынка………………………7
Глава 2. Рыночный механизм………………………………………………………….10
2.1. Рыночный спрос……………………………………………………………………10
2.1.1. Функция спроса и его графическая интерпретация…………………………...10
2.1.2. Эластичность спроса по цене…………………………………………………...12
2.2. Рыночное предложение……………………………………………………………13
2.2.1. Функция предложения и кривая предложения………………………………...14
2.2.2. Эластичность предложения по цене……………………………………………15
Глава 3. Рыночное равновесие………………………………………………………...16
3.1. Равновесная цена и равновесный объём ………………………………………...17
3.1.1. Существование и единственность рыночного равновесия…………………....19
3.2. Устойчивость равновесия…………………………………………………………21
3.3. Модель рыночного равновесия по Вальрасу…………………………………….22
3.4. Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия………………………...25
3.5. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах………………………..26
Заключение……………………………………………………………………………...27
Список использованной литературы………………………………………………….28
Минобрнауки России
федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный
(технический университет)»
УГС (код, наименование) 080000 Экономика и управление
Направление подготовки (код, наименование) 080200.62 Менеджмент
Профиль (наименование) Производственный менеджмент
Факультет Экономики и менеджмента
Кафедра Менеджмента и маркетинга
Учебная дисциплина Микроэкономика
______________________________
Курс 1 курс Группа 620зсм
Курсовая работа (курсовой проект)
Тема «Рыночное равновесие по Л. Вальрасу»
______________________________
Студент
_______12.05.13
Руководитель,
_______________
____________
(подпись, дата)
(должность)
Оценка за курсовую работу
(курсовой проект)
(подпись руководителя)
Санкт-Петербург
2013
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования рыночного механизма……….4
1.1. Рынок: понятие, структура, основные элементы и условия его возникновения..4
1.2. Характеристики рынка
и ограниченность ресурсов
Глава 2. Рыночный механизм…………………………………………………………
2.1. Рыночный спрос…………………………………………………………………
2.1.1. Функция спроса и его графическая интерпретация…………………………...10
2.1.2. Эластичность спроса по цене…………………………………………………...12
2.2. Рыночное предложение…………………………………………………
2.2.1. Функция предложения и кривая предложения………………………………...14
2.2.2. Эластичность предложения по цене……………………………………………15
Глава 3. Рыночное равновесие……………………………………………………
3.1. Равновесная цена и равновесный объём ………………………………………...17
3.1.1. Существование и единственность рыночного равновесия…………………....19
3.2. Устойчивость равновесия……………………………………………………
3.3. Модель рыночного равновесия по Вальрасу…………………………………….22
3.4. Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия………………………...25
3.5. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах………………………..26
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………….
Введение
Под равновесным функционированием национальной экономики предпологается установление равенства спроса и предложения на всех взаимосвязанных рынках.
Цель работы: охарактеризовать рыночные элементы и изучить механизм установления рыночного равновесия, изучая модель рыночного равновесия Леона Вальраса.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
- Определить понятие рынка;
- Определить рыночные спрос и предложение;
- Определить равновесную цену и равновесное количество;
- Установить причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия;
- Рассмотреть модель рыночного равновесия, описанного Л. Вальрасом;
- Рассмотреть равновесие в коротком и длительном периодах.
Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 12 источников.
Идея общего экономического равновесия уходит своими корнями к работам экономистов-классиков. А. Смит выдвинул идею о том, что в условиях свободного взаимодействия производителей и потребителей действует не хаос, а экономический порядок индивидуумов, преследующих интересы личной выгоды, который приводит к установлению общего равновесия, выгодного для всех.
Принципиальная возможность
достижения общего равновесия в условиях
совершенной конкуренции в
Цель Маршалла положить в основу теории закон спроса и предложения, что он и называл "фундаментальной симметрией". Это подразумевает зависимость между издержками производства и произведенным количеством блага, источником которой "закон непропорциональных продуктивностей", являющийся необходимым условием теории Маршалла. Именно на этот закон в конце 1920 гг. в основном была направлена критика молодого итальянского экономиста Пьеро Сраффа. Эта дискуссия была продолжена в 1960 гг. в споре двух Кембриджей о капитале. Целью написания данной работы является комплексное исследование модели рыночного равновесия, описанный Леоном Вальрасом.
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования рыночного механизма.
В oбщeм виде рынoк мoжнo oпрeдeлить кaк стихийный поoрядок. Учитывaя, чтo в крaткoм oпрeдeлeнии нeвoзмoжнo oсвeтить всe грaни этoй вaжнeйшeй экoномичeской кaтeгории, мoжнo скaзaть, чтo рынoк – этo спoсoб взaимoдeйствия прoизвoдитeлeй и пoтрeбитeлeй, oснoвaнный нa дeцeнтрaлизoвaннoм, беeзличнoстнoм мeхaнизмe цeнoвых сигнaлoв1.
Рынок — это саморегулируемая, система отношений между продавцом и покупателем по поводу обмена, купли-продажи товаров.
Рынок, основанный на товарном производстве на микро- и макроуровнях, отражает экономические отношения, складывающиеся между товаропроизводителями, продавцами и покупателями в процессе обмена (купли-продажи) товаров2.
Границы рынка, его функции и роль в системе экономических отношений и связей в воспроизводстве материальных благ на микро- и макроуровнях во многом зависят от господствующей социально-экономической системы.
Рынок обслуживает экономическую реализацию различных форм собственности, входит в хозяйственный механизм, способствующий повышению эффективности производства.
В условиях исследуемой формы хозяйства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. Участниками рынка являются и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т. д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство3.
Домашнее хозяйство – основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и других факторов производства деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей (а не для наращивания прибыли).
Бизнес – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Бизнес предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве4.
Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.
Один и тот же человек
(взрослый член общества) может быть
в составе и домашнего
Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация. Первая из этих категорий означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг. Специализация, в свою очередь, определяется принципом сравнительного преимущества, т. е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости. Сравнительное преимущество является одним из центральных понятий в экономической теории. Производители обладают разными навыками, умением, по-разному обеспечены ограниченными ресурсами5.
Условием возникновения рынка является экономическая обособленность, или хозяйственная автономия субъектов рынка. Ведь обмениваются благами, созданными на основе общественного разделения труда и специализации, полностью независимые, самостоятельные в принятии хозяйственных решений производители. Хозяйственная автономия означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности. На последнем выводе необходимо остановиться подробнее6.
Может ли вообще возникнуть
рынок какого-либо товара, если в
обществе отсутствуют «правила игры»,
наделяющие субъектов хозяйства
теми или иными правомочиями из «пучка
прав». Кто станет специализироваться,
например, на производстве картофеля
с целью последующего обмена его
на другую необходимую продукцию, если
по закону земельный участок в
любое время может быть конфискован
в пользу государства или других
лиц; если производитель картофеля
лишен права на доход (должен бесплатно
сдавать продукцию государству)
Для возникновения рынка какого-либо продукта важна и величина трансакционных издержек. Допустим, вы решили заняться выпечкой пирожных у себя дома с целью их последующей продажи в самых оживленных точках вашего города. Но необходимо получить разрешение санэпидемстанции на подобную деятельность, лицензию от муниципалитета, вероятно, придется платить дань рэкетирам, если речь идет о нынешних российских условиях и т. п. Если все эти трансакционные издержки для желающих заняться производством пирожных на продажу, по предварительным расчетам, окажутся выше предполагаемого дохода, то рынок пирожных так и не будет создан. Таким образом, трансакционные издержки определяют условия и границы рыночной деятельности7.
Важным условием возникновения рынка является свободный обмен ресурсами. Ведь общественное разделение труда, специализация и обмен могут существовать и в иерархических системах, где Центр определяет кому и что производить, кому и с кем обмениваться произведенной продукцией. Только свободный обмен, существующий в спонтанных (стихийных) порядках, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.
В рыночном механизме можно выделить следующие основные элементы8.
Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.