Рыночные структуры и проблема рыночной власти в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее влияния на поведение фирмы и на экономику в целом, характеристика различных моделей рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотрение проблемы монополизации экономики страны, а так же определение основных путей решения этой проблемы. Рассмотрим положение предприятия и его поведение в условиях различных структур рынка. Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и так далее.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и классификация рыночной структуры…………………….5
1.1. Понятие и общая характеристика рыночных структур……………………5
1.2. Рыночная власть и рынки совершенной и несовершенной конкуренции……………………………………………………………………...13
Глава 2. Проблема рыночной власти в российской экономике…………….16
2.1. Государственное регулирование экономики в России…………………...16
2.2. Антимонопольное законодательство……………………………………....20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...25
Приложение……………………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 123.91 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Московский  государственный университет экономики,

статистики  и информатики (МЭСИ)

Кафедра экономической теории и инвестирования

 

Курсовая работа по дисциплине «Микроэкономика»

на тему: «Рыночные  структуры и проблема рыночной власти

в российской экономике»

Руководитель:   

Вершинина А.А.

                           Выполнил: Парлюк А.П.  студентка

Группы ДЭЭ-104

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2011

 

План.

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.  Понятие и классификация рыночной структуры…………………….5

1.1. Понятие и общая характеристика рыночных структур……………………5

1.2. Рыночная власть и рынки совершенной и несовершенной конкуренции……………………………………………………………………...13

Глава 2. Проблема рыночной власти в российской экономике…………….16

2.1. Государственное регулирование экономики в России…………………...16

2.2. Антимонопольное законодательство……………………………………....20

Заключение……………………………………………………………………….23

Список используемой литературы……………………………………………...25

Приложение……………………………………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Целью данной работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее влияния на поведение фирмы и на экономику в целом, характеристика различных моделей рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотрение проблемы монополизации экономики страны, а так же определение основных путей решения этой проблемы. Рассмотрим положение предприятия и его поведение в условиях различных структур рынка. Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и так далее.

Знание структуры  рынка необходимо для того, чтобы  определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и  как поведут себя фирмы-конкуренты  под воздействием предпринимаемых шагов. Можно сказать, что структура рынка определяет степень его конкурентности. Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. В настоящее время по данному критерию выделяют следующие типы рынков: совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. За исключением совершенной или так называемой чистой конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции. Чистая монополия и совершенная конкуренция это два крайних случая рыночной структуры, которые встречаются в экономической практике чрезвычайно редко. Промежуточной и гораздо более реалистичной стадией является монополистическая конкуренция и олигополия. В этом случае фирмы, хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других фирм, входящих в отрасль или уже существующих продавцов, но обладают некоторой властью над ценами на свои товары. Для этой рыночной структуры характерна дифференциация товаров, т.е. многие фирмы предлагают похожие, но не идентичные, а так же взаимозаменяемые товары. Кроме того данные структуры имеют место на сырьевых рынках и в случае конкуренции абсолютно различных товаров (борьба за "карман" покупателя, между секторами рынка). Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Совершенная конкуренция – это рыночная ситуация, при которой существует большое число независимых фирм, производящих стандартизированный продукт. Отсутствуют основания для неценовой конкуренции, обеспечивается легкий вход в отрасль и отсутствует контроль над ценой. В реальной действительности не существует ни совершенной конкуренции, ни совершенных рынков. В то время как термин «несовершенная конкуренция» используется, как общие названия для обозначения рыночных структур, которые отклоняются от чисто конкурентной модели рынка.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и классификация рыночных структур.

1.1 Понятие и общая характеристика  рыночных структур.

Рыночная  структура - это форма организации рынка, характеризующаяся определённым способом взаимодействия между рыночными агентами. Под термином "рыночная структура" понимают совокупность условий, в которых протекает рыночная конкуренция. Под конкуренцией понимается способность отдельной фирмы оказывать воздействие на рынок товара. Рыночная структура характеризуется следующими параметрами: количеством и размерами фирм в отрасли; характером продукции; условиями вхождения и выхода из конкретного рынка; доступностью информации; контролем над ценой. В соответствии с этими параметрами выделяют четыре главных типа рыночных структур:

  1. совершенная конкуренция;
  2. монополистическая конкуренция;
  3. олигополия;
  4. чистая монополия.

Таблица 1. Характеристика рыночных структур.

 

Совершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

число фирм

очень много

много

несколько

одна

характер продукции

Гомогенная (стандартная)

дифференци-рованная

стандартная или дифференцированная

уникальная, нет близких заменителей

условия вступления в рынок

Очень легкие

сравнительно легкие

наличие существенных препятствий

блокировано

доступность экономической информации

полная доступность

некоторые ограничения

существенные ограничения

недоступна

контроль над ценой

отсутствует

некоторый, но ограниченный

ограниченный взаимной зависимостью, значительный при сговоре

значительный

примеры

сельское хозяйство

розничная торговля, производство одежды, обуви и т.д.

производство стали, автомобилей, многих бытовых электроприборов

РЖД, метрополитен, Газпром


 

Совершенная конкуренция - это рыночная структура, которая характеризуется большим количеством мелких фирм, которые предлагают однородную (стандартизированную) продукцию многим покупателям, возможностью свободного входа и выхода из рынка, отсутствием контроля над ценами и равной для всех участников рынка доступностью информации.

В совершенноконкурентном рынке самая высокая степень конкурентности.

Такой рынок  характеризуется:

  1. Большим количеством производителей и покупателей в отрасли (сотни фирм производят один и тот же товар).
  2. Фирмы производят однородный или стандартизированный товар (гомогенный продукт) по качеству, по внешним признакам он абсолютно одинаковый.
  3. Совершенно свободный вход и выход в отрасль:

А) нет никаких искусственных барьеров.

Б) фирме для начала производства необходимо иметь только ресурсы, не прибегая к  использованию рекламы. Это означает, что любая фирма, если пожелает, может начать производство данного товара и войти в отрасль, либо прекратить выпуск этого товара и выйти из отрасли. Фирмы, объединенные в отрасль, не оказывают никакого воздействия на эти решения.

4. Степень воздействия на цену: никто из продавцов и покупателей  не может воздействовать на  цену. Отдельная фирма отрасли при совершенной конкуренции является принимающей цену, т.е. она продает любой объем выпущенной продукции по той цене, которая сложилась на отраслевом рынке под воздействием спроса и предложения.

5. Отдельные фирмы не рассматривают конкурентов как угрозу их рыночной доле продаж, а поэтому не интересуются производственными решениями друг друга.

6.  Информация о ценах, технологии, прибыли доступна. Фирмы имеют возможность быстро реагировать на изменение рыночных условий.

Равновесие  в краткосрочном периоде:

В условиях совершенной конкуренции, когда фирма не может влиять на цены реализуемого товара, единственной ее возможностью приспособиться к изменениям рынка является изменение объема производства. Поскольку в краткосрочном периоде количество отдельных факторов производства остается неизменным, то благополучие фирмы будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы. Существуют два универсальных правила, применимых к любой структуре рынка. Первое из них гласит, что фирме имеет смысл продолжать функционирование, если при достигнутом уровне производства ее доход превосходит переменные издержки. Фирме следует прекратить производство, если суммарный доход от продажи произведенного ею товара не превосходит переменных издержек или хотя бы не равен им (см. приложение, рис.1).

В долгосрочном периоде фирма должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. На основании этих правил можно сделать вывод, что фирма будет вводить такое количество переменных факторов, чтобы при любом объеме производства уравнять свои предельные издержки с ценой товара, если при этом цена превосходит средние переменные издержки. Если цена на рынке производимого фирмой товара и издержки производства остаются неизменными, то максимизирующей свою прибыль фирме не имеет смысла ни уменьшать, ни увеличивать производство (см. приложение, рис.2).

Полной противоположностью совершенноконкурентного рынка является монополия.

Итак, монополия (от греческого "monos polein"-"единственный продавец") - это рыночная структура, при которой весь рынок обслуживается одним продавцом, реализующим некоторое изделие при полном отсутствии его близких заменителей.

Абсолютно монополизированный рынок характеризуется следующими признаками:

а) товар  на рынке продает единственный продавец, иначе говоря, отрасль представлена одной фирмой;

б) товар  уникален в том смысле, что не имеет близких заменителей. Для  покупателя это означает отсутствие альтернативы, так как он должен либо купить товар у монополиста, либо вынужден обойтись без этого  товара;

 в) продавец  торгует только своим товаром;

 г) продавец  диктует цену рынку в силу  полного контроля над ним. Этот  факт предопределяет и место  рекламы, которая в большей  степени носит информационный характер, не предполагает больших затрат. Однако цена производимого монополистом товара зависит от спроса на этот товар и ограничивается им, соответственно и прибыль монополист будет получать в зависимости от объективной рыночной ситуации (изменение спроса, цен на ресурсы);

 д) вступление  в отрасль заблокировано, т. е. монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм.

Такой рынок  по аналогии с совершенноконкурентным представляет абстракцию и практически в жизни не встречается, но он вполне может рассматриваться как модель, к которой приближаются высокомонополизированные рынки.

Равновесие  фирмы-монополиста в долгосрочном периоде:

Прибыль, получаемая монополистом, будет привлекать в  отрасль другие фирмы, поэтому монополист обеспечит равновесие в долгосрочном периоде только в том случае, если он сможет удержать контролируемую им отрасль от проникновения в нее  других фирм (см. приложение, рис. 3). Препятствия, которые выдвигает монополист на пути проникновения в отрасль иных фирм, называются входными барьерами.

Входные барьеры бывают:

  1. Естественные барьеры. Они возникают тогда, когда

а) какой-то фирме удается добиться низких средних  издержек;

б) условия спроса на товар отрасли позволяют удержаться в отрасли только одной фирме (естественная монополия);

в) монополизированные отрасли имеют значительный выпуск продукции и конкуренту необходимо сразу осуществлять очень большие инвестиции, подготавливать квалифицированные кадры, создавать обширную систему сбыта продукции и т.д.

2. Искусственно создаваемые барьеры могут возникнуть:

а) вследствие действия государства (гарантирование патентных прав на изобретение, предоставление особых привилегий (лицензий), обеспечение секретности отдельных разработок, контроль над расходом важных стратегических ресурсов);

б) при  нечестных целенаправленных действиях фирм-монополистов (давление на органы местного самоуправления, давление на владельцев ресурсов, угроза силы потенциальных конкурентов и т.д.).

Монополистическая конкуренция - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Характерными чертами для такого рынка являются:

  1. Значительное количество независимых друг от друга фирм;
  2. Выпуск дифференцированного товара, который чем-либо отличается от товара конкурента;
  3. Низкие входные барьеры. Эти барьеры обусловлены необходимостью делать дополнительные вложения (реклама, вывески, дизайн упаковки, местоположение фирмы и т.д.);
  4. Возможность у производителя ограниченно влиять на цену товара. Влияние на цену определяется степенью дифференциации товара;
  5. Неценовая конкуренция, которая возникает на основе дифференциации товара и реализуется в трех направлениях:

а) изменение качественных характеристик  товара под вкусы потребителя;

б) формирование вкусов потребителя под  уже существующие характеристики товара (реклама);

в) изменение условий продажи (продажа  в кредит, послепродажное обслуживание и т.д.).

Краткосрочное равновесие в монополистичекой конкуренции:

Кривая спроса фирмы монополистического конкурента менее эластична, чем кривая спроса при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у монополиста. На рынке монополистической конкуренции фирма выбирает объем выпуска и цену так же, как это делает монополист, т.е. выбирает такой объем производства, при котором предельные издержки будут ниже цены. В краткосрочном периоде этот тип рыночной структуры схож с чистой монополией, различия здесь будут только количественные, в размере цены и сверхприбыли (см. приложение, рис.4).

Информация о работе Рыночные структуры и проблема рыночной власти в российской экономике