Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:01, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее влияния на поведение фирмы и на экономику в целом, характеристика различных моделей рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотрение проблемы монополизации экономики страны, а так же определение основных путей решения этой проблемы. Рассмотрим положение предприятия и его поведение в условиях различных структур рынка. Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и так далее.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и классификация рыночной структуры…………………….5
1.1. Понятие и общая характеристика рыночных структур……………………5
1.2. Рыночная власть и рынки совершенной и несовершенной конкуренции……………………………………………………………………...13
Глава 2. Проблема рыночной власти в российской экономике…………….16
2.1. Государственное регулирование экономики в России…………………...16
2.2. Антимонопольное законодательство……………………………………....20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...25
Приложение……………………………………………………………………...26
Равновесие в долгосрочном периоде:
Из-за сравнительной
свободы на рынок монополистической
конкуренции неизбежно
Олигополия - это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. Наряду с монополистической конкуренцией, существенное место среди рыночных структур в современной экономике занимает олигополия или структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких продавцов.
Характерные черты:
Олигополистические структуры могут формироваться как на региональном, так и местных уровнях хозяйствования.
Ценообразование при олигополии:
Невозможность однозначно предсказать поведение соперничающих фирм усложняет теоретическое определение объема производства и цены, при которых олигополист максимизирует прибыль.
Выделяют две общие характеристики ценообразования в условиях олигополии:
Рыночная власть заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на рыночную ситуацию, складывающуюся в связи с реализацией определенного вида товара, не имеющего заменителя, посредством цены товара или объема выпуска.
Следует заметить, что на совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить. Следовательно, рыночной власти на этом рынке существовать не может.
Рыночная власть имеет две формы проявления: монополия и монопсония. Эти понятия противоположны совершенной конкуренции. Монополия означает исключительное право на конкретную деятельность в определенной области государства. В нашем случае монополия предполагает сосредоточение в руках одного производителя (продавца) всех средств влияния на ценообразование. При этом он производит товар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом на максимальную прибыль. В целом предложение у монополиста будет меньше, чем предложение в условиях свободной конкуренции, а цена больше, чем конкурентная цена (и больше, чем предельные издержки). Это связано с определенными издержками для общества, так как меньше потребителей покупают продукт, а те, кто покупают, платят за него больше. Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть.
Монопсоническая власть - власть потребителя или покупателя . В отличие от цены на рынке свободной конкуренции цена, которую монопсонист платит, представляет собой функцию его спроса. Проблема монопсониста заключается в выборе количества, которое максимизирует чистую прибыль от покупки, - ценность товара минус уплаченная за него цена. Чистая монопсония - тоже редкое явление. Но на многих рынках действуют лишь несколько покупателей, которые могут приобрести товар за меньшую цену, чем они заплатили бы в условиях свободной конкуренции. Такие покупатели обладают монопсонической властью. Обычно это происходит на рынках факторов производства. Власть покупателя может проявиться в том, что он может отказаться от приобретения и возвратить товар в случае его ненадлежащего качества, в том, что предприятие-покупатель может выбирать поставщика, может повлиять на изменение условий договора поставки и т.п. Например, три крупные автомобилестроительные компании в США обладают монопсонической властью на рынках шин, аккумуляторов и других автомобильных деталей.
Власть монополий и монопсоний - это две формы рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой рыночной властью (фактически на большинстве мировых рынков), мы должны понять механизм действия рыночных сил и их влияния на фирмы и потребителей. Основная проблема фирм-монополистов и монопсонистов — использование своей рыночной власти как можно эффективнее, т. е. с учетом характеристик рыночного спроса, издержек производства, определения оптимальных объемов выпуска, качества продукции и цены. Основная цель рыночной стратегии фирм с рыночной властью — захватить потребительский излишек и превратить его в дополнительную прибыль. Наиболее распространенным способом такого превращения является диверсификация цен.
Диверсификация цен может принять три формы в зависимости от дохода покупателя, объема потребления, категории товара:
Таким образом, на практике (за исключением условий совершенной конкуренции) все продавцы и покупатели в той или иной степени обладают определенной рыночной властью.
Глава 2. Проблема рыночной власти в российской экономике.
Одним из важнейших направлений деятельности государства в современной рыночной экономике является регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики — это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально экономическое развитие общества.
Государственное
регулирование экономики
Государственное
регулирование экономики
9) Фискальная политика — это сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения определенных макроэкономических целей. Если экономика действует ниже своих возможностей, то государство проводит расширительную фискальную политику. Она осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к росту бюджетного дефицита. Для преодоления инфляционных разрывов используется ограничительная фискальная политика, которая предполагает сокращение правительственных расходов и рост налоговых ставок.
10) Поддержка малого бизнеса. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике, созданию рабочих мест. Государство оказывает поддержку развитию малого бизнеса посредством налоговой, кредитной политики, оказания услуг (образовательных, консультационных и др.).
11) Регулирование внешнеэкономической деятельности. Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит либо политику либерализации, либо протекционизма. Государственное регулирование внешней среды происходит с помощью комплекса мер, которые можно подразделить на таможенные тарифы и нетарифные меры регулирования.
12) Поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно технической и инновационной политики. Неотъемлемым ее признаком является постоянное создание новой техники, технологий, являющихся результатом достижений научно технического прогресса. Развитие изобретательства, появление пионерских и крупных изобретений являются существенным фактором инновации.
13) Обеспечение экологической безопасности – важная функция государства в социальной рыночной экономике. Экстенсивное развитие экономики сопровождается рядом отрицательных последствий (разрушение экосистем, потери ВВП).
Несмотря
на то, что государство берет на
себя функции по устранению негативных
социально экономических
Информация о работе Рыночные структуры и проблема рыночной власти в российской экономике