Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:01, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее влияния на поведение фирмы и на экономику в целом, характеристика различных моделей рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотрение проблемы монополизации экономики страны, а так же определение основных путей решения этой проблемы. Рассмотрим положение предприятия и его поведение в условиях различных структур рынка. Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и так далее.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и классификация рыночной структуры…………………….5
1.1. Понятие и общая характеристика рыночных структур……………………5
1.2. Рыночная власть и рынки совершенной и несовершенной конкуренции……………………………………………………………………...13
Глава 2. Проблема рыночной власти в российской экономике…………….16
2.1. Государственное регулирование экономики в России…………………...16
2.2. Антимонопольное законодательство……………………………………....20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...25
Приложение……………………………………………………………………...26
Антимонопольное законодательство - законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольные органы действуют на одном из важнейших направлений государственного управления. От результатов их работы в современных российских условиях напрямую зависит судьба рыночных реформ и успешность их реализаци Чтобы избежать негативных явлений, связанных с существованием монополий, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.
Административный
контроль монополизированных рынков объединяет
способы воздействия на монополизированное
производство. Можно выделить, в
частности, финансовые санкции, применяемые
в случае нарушения антимонопольного
законодательства. Бывают случаи, когда
фирма, уличенная в систематическом
использовании методов
Организационный
механизм имеет своей целью
Наиболее
эффективной и развитой формой государственного
регулирования монопольной
В России основным
законом, регулирующим антимонопольную
деятельность, является Закон РФ «О
конкуренции и ограничении
Ограничение
монополистической деятельности –
процесс формирования и реализации
условий, не позволяющих доминирующим
на рынке хозяйствующим субъектам
злоупотреблять своей рыночной властью,
ограничивая конкуренцию и
Федеральный
антимонопольный орган
Федеральный
антимонопольный орган входит в
структуру федеральных органов
исполнительной власти, формируемую
в порядке, установленном ст.112 конституции
Российский Федерации и Федеральным
конституционным законом №2-
В состав Федеральной антимонопольной службы РФ входят:
- управление центрального аппарата ФАС;
- территориальные органы ФАС.
Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:
- о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;
- об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;
- о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;
- о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
- о привлечении иностранных инвестиций, создании организации с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;
- о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;
- о внесении изменении в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.
Заключение.
На протяжении
эволюции экономической мысли
Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя. Близкие к совершенной конкуренции условия существуют во многих секторах экономики, где преобладает новый частный бизнес. Совершенно иная картина наблюдается в отраслях, где преобладают приватизированные предприятия. Эти отрасли экономики, как правило, в высокой степени монополизированы. В монополизированной отрасли эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии существуют лишь там, где размеры создают крупные преимущества в издержках.
Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия. Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы, путем разукрупнения. Так же особую проблему представляют собой естественные монополии. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной монополии. Полезно время от времени проводить различия между характерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.
Монополия сопряжена
с целым букетом резко
Список используемой литературы.
Приложения.
Q
P
0
D=MR=AR
PE
QE
MC
AC
AVC
Е
Рис.1 Равновесие фирмы в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции
MC
ATC
MR
P
Q
0
P=MC=minATC (нормальная прибыль)
Q
P
Рис.2. Положение долгосрочного равновесия конкурентной фирмы.
P
P
Q
D
MR
0
МС
AVC
Q1
P1
Рис. 3 Равновесие в долгосрочном периоде фирмы-монополиста.
Рис. 4. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде.
Рис.5. Равновесие фирмы при монополистической конкуренции в долгосрочном периоде.
P – цена.
Q
– объем продукции.
MR – предельная выручка. Pe – равновесная цена.
MC – предельные издержки. Qe – равновесный объем
AC – средние издержки. продукции.
AR – средняя выручка.
AVC – средние переменные издержки.
ATC – средние общие издержки.
Информация о работе Рыночные структуры и проблема рыночной власти в российской экономике