Рыночные структуры и проблема рыночной власти в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее влияния на поведение фирмы и на экономику в целом, характеристика различных моделей рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотрение проблемы монополизации экономики страны, а так же определение основных путей решения этой проблемы. Рассмотрим положение предприятия и его поведение в условиях различных структур рынка. Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и так далее.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и классификация рыночной структуры…………………….5
1.1. Понятие и общая характеристика рыночных структур……………………5
1.2. Рыночная власть и рынки совершенной и несовершенной конкуренции……………………………………………………………………...13
Глава 2. Проблема рыночной власти в российской экономике…………….16
2.1. Государственное регулирование экономики в России…………………...16
2.2. Антимонопольное законодательство……………………………………....20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...25
Приложение……………………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 123.91 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

    1. Антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство - законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольные органы действуют на одном из важнейших направлений государственного управления. От результатов их работы в современных российских условиях напрямую зависит судьба рыночных реформ и успешность их реализаци Чтобы избежать негативных явлений, связанных с существованием монополий, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.

Административный  контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выделить, в  частности, финансовые санкции, применяемые  в случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда  фирма, уличенная в систематическом  использовании методов нечестной  конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную  профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы  сделать монополистическое поведение  для крупного бизнеса невыгодным. Это – снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот поддержка  малого бизнеса, упрощение процедуры  лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать  с товарами монополий, и т.д.

Наиболее  эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель – регулирование структуры  отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно  ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе.

В России основным законом, регулирующим антимонопольную  деятельность, является Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» 1991 года. В хозяйственной практике российской экономики важно понятие "доминирующее положение на рынке" хозяйствующего субъекта. Согласно определению, хозяйствующий  субъект, доля которого на рынке определенного  товара превышает ежегодно устанавливаемую  величину (которая не может быть ниже 35%), оценивается как занимающий доминирующее положение.

Ограничение монополистической деятельности –  процесс формирования и реализации условий, не позволяющих доминирующим на рынке хозяйствующим субъектам  злоупотреблять своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию и ущемляя  интересы других хозяйствующих субъектов  или граждан. Сюда относятся, например, такие функции антимонопольного органа как ведение реестра хозяйствующих  субъектов, контроль за экономической концентрацией, проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства.

Федеральный антимонопольный орган принимает  участие в федеральных программах демонополизации, программах развития конкуренции и поддержки предпринимательства.

Федеральный антимонопольный орган входит в  структуру федеральных органов  исполнительной власти, формируемую  в порядке, установленном ст.112 конституции  Российский Федерации и Федеральным  конституционным законом №2-ФКЗ  от 17 декабря 1997 года «О Правительстве  Российской Федерации», а также учрежденным  Указом Президента России №314 от 9 марта 2004 года.

В состав Федеральной  антимонопольной службы РФ входят:

- управление  центрального аппарата ФАС;

- территориальные  органы ФАС.

Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства  и демонополизации федеральный  антимонопольный орган может  направлять соответствующим федеральным  органам исполнительной власти, органам  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:

- о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;

- об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;

- о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;

- о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

- о привлечении иностранных инвестиций, создании организации с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;

- о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;

- о внесении изменении в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

На протяжении эволюции экономической мысли относительно моделей несовершенной конкуренции  с каждым разом учитывалось все  больше обуславливающих её факторов. Однако ни одна из приведенных моделей  несовершенной конкуренции не позволяет  ответить на все вопросы, связанные  с поведением фирм на подобных рынках.

Степень несовершенства рынка зависит от разновидности  несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя. Близкие к совершенной конкуренции условия существуют во многих секторах экономики, где преобладает новый частный бизнес. Совершенно иная картина наблюдается в отраслях, где преобладают приватизированные предприятия. Эти отрасли экономики, как правило, в высокой степени монополизированы. В монополизированной отрасли эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии существуют лишь там, где размеры создают крупные преимущества в издержках.

Высокий уровень  монополизации и его резко  отрицательное влияние на экономику  делает необходимым проведение в  нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия. Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы, путем разукрупнения. Так же особую проблему представляют собой естественные монополии. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное положение  между крайними случаями совершенной  конкуренции и полной монополии. Полезно время от времени проводить  различия между характерными чертами  чисто конкурентного рынка и  особенностями других основных моделей  рынка: чистой монополией, монополистической  конкуренцией и олигополией.

Монополия сопряжена  с целым букетом резко отрицательно последствий для экономики страны: недопроизводство, завышенные цены, неэффективное  производство. Клиент фирмы-монополиста  вынужден мириться с высокими ценами, соглашаться с плохим качеством  продукции, ее устарелостью (замедлением  технического прогресса), отсутствием  сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то, что монополия  полностью блокирует механизмы  саморегуляции рынка. С помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы.

  1. Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахпалов И.К. / Конкуренция и антимонопольное регулирование/ Логос-1999 г.
  2. Булатов А.С. / Экономика, 3-е изд. / М.:Юристъ, 2002.
  3. Максимова В.Ф. /Микроэкономика: учебник, 6-е издание/ М.: Маркет ДС, 2008.
  4. Максимова В.Ф. /Рыночная экономика, Том-1. Теория рыночной экономики. Микроэкономика/ Соминтекс,1992.
  5. Нуреев Р.М. / Курс микроэкономики, 2-е издание/ Норма-2007.
  6. Нуреев Р.М./ Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство/Вопросы экономики, 1995.
  7. Сажина М.А. / Чибриков Г.Г., Экономическая теория, НОРМА 2003.
  8. http://ru.wikipedia.org/
  9. http://www2.newsanons.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения.

Q

P

0

D=MR=AR

PE

QE

MC

AC

AVC

Е

Рис.1 Равновесие фирмы в краткосрочном  периоде в условиях совершенной  конкуренции

MC


ATC

MR

P

Q

0

P=MC=minATC (нормальная прибыль)

Q

P

Рис.2. Положение долгосрочного равновесия конкурентной фирмы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P

P

Q

D

MR

0

МС

AVC

Q1

P1

Рис. 3 Равновесие в долгосрочном периоде  фирмы-монополиста.

Рис. 4. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции  в краткосрочном периоде.

Рис.5. Равновесие фирмы при монополистической  конкуренции в долгосрочном периоде.

P – цена.

Q – объем продукции.                       E – т. равновесия.

MR – предельная выручка.               Pe – равновесная цена.

MC – предельные издержки.             Qe – равновесный объем

AC – средние издержки.                    продукции.

AR – средняя выручка.

AVC – средние переменные издержки.

ATC – средние общие издержки.

 


Информация о работе Рыночные структуры и проблема рыночной власти в российской экономике