Рыночный механизм и его функционирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Рыночный механизм, формировался тысячелетним опытом человечества, является той общечеловеческой ценностью, что стоит вне времени и политическими или идеологическими вкусами. Этот механизм не идеален, имеет свои отрицательные стороны, в частности, социальное расслоение, безработица, кризисы, банкротства и тому подобное. Но весь мировой опыт показывает, что недостатки рыночной экономики значительно покрываются ее преимуществами. К тому же современное общество научилось исправлять эти недостатки, используя позитивные стороны рынка и нейтрализовать негативные.

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 66.79 Кб (Скачать файл)

- ссудного капитала;

- финансов;

- ценных бумаг.

2. По географическому  положению:

- местный;

- региональный;

- национальный;

- мировой.

3. По проявлению конкуренции:

- свободный;

- монополистической конкуренции;

- олигополический;

- монопольный (монопсонный).

4. По объему продаж:

- розничный;

- оптовый.

5. По механизму регулирования:

- совершенной конкуренции;

- несовершенной конкуренции;

- регулируемый (под контролем  государства).

Таким образом, рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных рынков, как бы элементов единого большого рынка. Это, прежде всего, рынки ресурсов, а также другие. В свою очередь, эти рынки разбиваются на более узкие и т.д.

                   1.3 Преимущества и недостатки рынка

    Преимущества рынка.

    В условиях развитых рыночных отношений существует приоритет потребителя. Ориентация на прибыль и боязнь убытков заставляет хозяйствующих субъектов и поставщиков ресурсов ориентироваться в своей деятельности на требования потребителей.

Рыночная система хозяйствования через свой механизм обеспечивает:

- Применение наиболее производительной технологии, которая позволяет добиваться наименьших издержек.

- Информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе, и тем самым осуществляется коррекция в распределении ресурсов.

- Сочетание личных и общественных интересов. Через конкуренцию оказывается воздействие «невидимой рукой» на корыстные мотивы предприятий и поставщиков ресурсов так, чтобы стимулировать заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов.

    Основное достоинство конкурентной рыночной системы – это ее постоянное стимулирование эффективности производства10.

Приведенные выше положения позволяют сделать следующие выводы:

- Рыночная экономика представляет собой такую форму организации хозяйственной деятельности, при которой взаимодействие всех хозяйствующих субъектов и решение трех основных проблем экономики (что, как и для кого производить) обеспечивается через воздействие рынка и его механизмов.

- Отличительной особенностью рыночной системы является ее способность перестраиваться и приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий.

- Рыночная система лучше других приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей общества.

    Основой этой системы является рынок, который за длительный период убедительно доказал свои преимущества в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

    Недостатки рынка.

    Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а часто и их антагонизм неизбежно ведут к возникновению и обострению многих противоречий, затрагивающих все важнейшие ступени существования и развития общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).

Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов11.

Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия

осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

    Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

    В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.

    В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, т.е. делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.

    Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике, что подтверждает опыт России.

    Вместе с тем эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.

    В связи с наличием проблем, решение которых с помощью рыночного механизма маловероятно, возникает необходимость участия государства в хозяйственной деятельности, проведения им экономической политики, отвечающей задачам национальной экономики.12

    Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. Без государственного вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы. Именно поэтому государство берет на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства.

    Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям.

    Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.

    Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ГЛАВА 2 Сущность содержания и история происхождения теоремы Коуза

           2.1. Краткая история создания и развития теоремы Коуза

     В 1937-м году  Рональд Коуз опубликовал работу "Природа фирмы" «целью которой было объяснить существование фирмы и найти причины, предопределяющие масштабы ее деятельности» . В этой работе он впервые ввел и весьма плодотворно использовал новое понятие, за которым позднее закрепилось выражение "трансакционные издержки" и которое легло в основу нового направления в экономической теории -неоинституционализма. Коуз показал, что трансакционные издержки в реальных условиях существуют всегда и это обстоятельство порождает стимулы к введению таких форм деловой практики, которые обеспечивают "сокращение трансакционных издержек в том случае, когда затраты по выработке таких форм оказываются меньше, чем экономия на трансакционных издержках"13. Фирма, по Коузу, и является одной из таких форм.

     Понятию и  роли трансакционных издержек  отводится центральное место  в работе Коуза "Проблема социальных издержек"14, посвященной изучению влияния права на работу экономической системы и опубликованной им в 1960 году. В этой статье рассматриваются, в основном, такие действия фирм, которые оказывают вредное внешнее воздействие. До появления этой работы среди экономистов наиболее широкое распространение и признание получило то решение проблемы отрицательных внешних эффектов, которое предложил английский экономист А. Пигу. Это решение предусматривало:    

     1) возможность вмешательства правительства;

     2) признание  агента, наносящего ущерб, ответственным  за этот ущерб;

     3) наложение  специального налога, эквивалентного  нанесенному 

ущербу.

      Критикуя  существующий в то время подход  к решению проблемы, Коуз пишет:"Традиционный анализ затемнял природу предстоящего выбора.Вопрос обычно понимался так, что вот А наносит ущерб В и следует решить, как мы ограничим действия А? Но это неверно. Перед нами проблема взаимо обязывающего характера. Оберегая от ущерба В, мы навлекаем ущерб на А. Вопрос, который нужно решить, следует ли позволить А наносить ущерб В или нужно разрешить В наносить ущерб А? Проблема в том, чтобы избежать более серьезного ущерба"15. Для решения этой проблемы Коуз предлагает ориентироваться не на те действия, которые

связаны с запретом нанесения ущерба или с его компенсацией, а на действия, способные максимизировать суммарную ценность производства обоих агентов.

     Впервые теорема  Коуза была сформулирована американским  экономистом Лауреатом Нобелевской  премии по экономике 1982 года «за  новаторские исследования промышленных  структур, функционирования рынков, причин и результатов государственного  регулирования»16 Джорджем Стиглером в 1966 году на базе опубликованной в 1960 году статье Рональда Коуза «Проблема социальных издержек» («The Problem of Social Cost»17) следующим образом: «Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности». Ранее мы упомянули термин «предшественник теоремы», а не создатель, так как создателем теоремы является Дж.Стиглер, а названа она в честь родоначальника идей о нулевых транзакционных рыночных издержках.

      Теорема  Коуза представляет собой положение  новой институциональной экономической  теории (современной теории экономики, принадлежащей к неоклассическому  направлению), согласно которой при  нулевых трансакционных издержках рынок справляется с любыми внешними эффектами. Заметим, что предшественник теоремы американский экономист Рональд Гарри Коуз (Ronald Harry Coase) является основоположником институциональной экономической теории, а в 1991 г. «за открытие и прояснение точного смысла трансакционных издержек и прав собственности в институциональной структуре и функционировании экономики удостоился Нобелевской Премии по экономике.

                  2.2. Понятие, сущность и содержание теоремы Коуза

      Теорема  Коуза выдвигает утверждение: эффективность  и независимость (инвариантность) распределения  ресурсов по отношению к распределению  прав собственности (то есть структура  производства) остается той же  самой независимо от того, кто  каким ресурсом владеет. Теорема  выполняется при двух условиях: полной спецификации прав собственности  и нулевых транзакционных издержках, под которыми понимаются затраты, связанные с поиском информации, ведением переговоров, оформлением  контрактов, их юридической защитой  и т.п18.

     Теорема затрагивает  побочные результаты любой деятельности, которые касаются не непосредственных  ее участников, а третьих лиц. Существование экстерналий приводит  к расхождению между частными  и социальными издержками (по формуле–социальные издержки равны сумме частных и экстернальных, то есть возлагаемых на третьих лиц). В случае отрицательных внешних эффектов частные издержки оказываются ниже социальных, в случае положительных внешних эффектов– социальные издержки ниже частных19.

     Основная идея  Коуза состоит в следующем. Если  внешние эффекты интернализированы  в результате четкого распределения  прав собственности на все  порождающие их факторы производства, то обмен этими правами на  открытом рынке будет приводить к росту прибыли, извлекаемой из использования данных факторов производства. В результате перераспределения прав собственности и будет достигаться наиболее эффективное решение проблемы.

     Например, если  агенту А принадлежит право  на нанесение ущерба деятельности агента В, то А может либо продолжать наносить ущерб, либо продать агенту В это право и переключиться на альтернативную деятельность, не наносящую В этого ущерба. В свою очередь, агент В, максимизируя собственную прибыль, может20:

     1) выкупить  у А его право (и он это  сделает, если те издержки, которые  понесет А в результате перехода  на наилучшую альтернативную  деятельность меньше величины  ущерба, а величина ущерба ниже  издержек агента В, обусловленных  сменой его деятельности);     

     2) смириться с нанесением ему ущерба и не требовать никакой компенсации (ему будет выгодно именно это решение, если величина ущерба меньше издержек, обусловленных сменой деятельности каждого из агентов);

     3) сменить деятельность (в том случае, если соответствующие  издержки меньше и величины  ущерба, и издержек агента А  при его переходе на альтернативную  деятельность).

Информация о работе Рыночный механизм и его функционирование