Рыночный механизм и рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Категории спроса и предложения лежат в основе рыночного механизма, и поэтому их изучение имеет первостепенное значение для понимания рыночной экономики.
Цель моей работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные элементы, как они взаимодействуют, изучение рыночного равновесия, ее устойчивость, причины и механизмы сдвигов равновесия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Рыночный механизм……………………………………….4
1.1. Понятие, особенности и элементы рыночного механизма….4
1.2. Понятие и характеристики спроса…………………………….7
1.3. Понятие предложения на рынке………………………………10
Глава 2. Рыночное равновесие………………………………………13
2.1. Устойчивость рыночного равновесия………………………..13
2.2. Модели равновесия по Л. Вальрасу и А. Маршаллу……….14
2.3. Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия……19
Заключение…………………………………………………………….21
Список использованной литературы............................................ 23
…………………………………………. 23

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 183.48 Кб (Скачать файл)

 

Изменения спроса на товары вызывает адекватную реакцию со стороны  рыночного предложения этих товаров.

Предложение какого-либо товара или услуги – это готовность производителей продать определенное количество этого  товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Иначе, предложение -это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.

Объем предложения – то количество товара или услуги, которое  готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного  периода времени.

Цена предложения –  минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество  товара или услуги.

Зависимость между объемом  и ценой предложения выражается в законе предложения.

Закон предложения: чем выше цена товара, тем больше величина его  предложения; чем ниже цена товара, тем меньше величина его предложения.

Закон предложения показывает, что существует прямая зависимость  между ценой и объемом предложения. Тот факт, что объем предлагаемых товаров увеличивается с ростом цены на него, объясняется стремлением  производителей увеличить свою прибыль. Чем выше цена, тем больше у них  стимулов для производства и продажи  своего товара.

Основным, ведущим фактором в законе предложения выступает  цена. Для продавца цена - побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цены - сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.

 По каждому из великого  множества товаров цена свидетельствует  о необходимости либо сокращения  его выпуска, если спрос снизился, либо наращивания его производства, если спрос стабилен или повышается. От уровня цен предлагаемых  товаров выручка, доход, прибыль.  Чем они выше, тем оперативнее  растет рыночное предложение  товаров, и наоборот. В этом  смысле предложение товаров на  рынке – это сложный процесс,  требующий соответствующего вознаграждения  организации, собственно выпуска  или, при необходимости, переориентации  производства товаров в соответствии  с потребностями. Рыночное предложение  товаров имеет смысл только  тогда, когда это подтверждают  удовлетворяющие его цены. При  неудовлетворительных ценах или  тенденции к их снижению потребуется  сложная предпринимательская деятельность  по переориентации ресурсов, изменению  технологий, объемов выпуска и  продажи товаров.

Предложение товаров имеет  вид кривой с положительным наклоном, отражающей прямую зависимость между  двумя переменными – ценой  товара и его количеством, или  объемом для продажи на рынке.

Согласно закону предложения - при прочих равных условиях, чем  выше цена товаров, тем большее их количество может быть произведено  и представлено к продаже на рынках.

 Количество и объем  товаров изменяются в соответствии  с изменением их цены, не смещая  кривую предложения товаров. Понятие  «изменяющееся предложение товаров»  подразумевает смещение кривой  в ту или иную сторону. Смещение кривых, означающее изменение предложения товаров на рынках, происходит под воздействием следующих условий:

- изменение цен на факторы  производства;

- технический прогресс;

- сезонные изменения;

- налоги и субсидии;

- увеличение спроса на  другие товары;

- цены на товары;

- которые производятся  совместно с рассматриваемым  товаром;

- ожидания производителей;

- реклама, маркетинг.

Все перечисленные факторы  влияют на издержки производства данного  товара, что оказывает решающее влияние  на изменения в предложении этого  товара на рынке.

 

 

 

 

  1. Рыночное равновесие.
    1. Устойчивость рыночного равновесия.

В графической модели рынка  экономическое равновесие достигается  в точке пересечения кривых спроса и предложения. Так, в точке С  объем предложения будет равным объему спроса, благодаря чему устанавливается  цена равновесия (Р0), одинаково удовлетворяющая как покупателей, так и продавцов. При любой более низкой цене излишек спроса будет толкать цену вверх, а при цене выше равновесной, излишек предложения будет толкать цену вниз.

 

Рис. 1. Рыночное равновесие. Кривые спроса и предложения

 

В теории рынка различают 3 типа равновесия в зависимости  от наличия времени у производителей: 1) «мгновенное равновесие», когда  предложение не успевает отреагировать  на изменение спроса; 2) «краткосрочное равновесие», когда фирмы начинают производить больше продукции благодаря  приросту переменных факторов производства; 3) «длительное равновесие», когда фирмы могут ввести в действие новые производственные мощности.

Экономическая система всегда стремится к равновесию, т.е. к  состоянию сбалансированности своих  основных элементов; прежде всего к  равенству между совокупным спросом  и совокупным предложением.

Такое состояние является необходимым условием обеспечения  высокого уровня эффективности общественного  производства и его устойчивого  роста.

Рыночное равновесие называется устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния вступают в  действие рыночные силы, восстанавливающие  его. В противном случае равновесие неустойчиво. Существует две версии рыночного равновесия- по Л. Вальрасу и А. Маршаллу.

 

    1. Модели равновесия по Л. Вальрасу и А. Маршаллу.

Леон Вальрас (1834-1910)- основатель лозаннской школы, разработавший математический метод, основанный на широком использовании  алгебры для исследования экономических  явлений  и процессов, которые  рассматривал как функции, переменные или производные величины, как  задачи из теории множества и матричной  алгебры. С помощью математических методов можно осуществить экономический  анализ значительно быстрее и  полнее, чем с помощью обычных, традиционных методов.

Альфред Маршалл (1842-1924)- английский экономист, основатель кембриджской школы. Сформулировал концепцию частичного макроэкономического равновесия, концепцию  ценообразования в условиях совершенной  рыночной экономики (« Крест Маршалла»), ввел понятие «эластичности спроса и предложения». Идеи, заложенные в  работах А. Маршалла, сыграли значительную роль в последующем развитии западной экономической теории.

Они выдвигали на первый план исследования микроэкономических проблем. По их мнению, только стихийный  рынок способен установить «правильные» цены на товары и услуги, а через  цены – «здоровые» пропорции производства. Считали, что буржуазное государство  должно гарантировать неприкосновенность частной собственности и прибылей, обеспечивать устойчивость денег, соблюдение «правил конкуренции». Вмешательство  государства может вызвать нарушение равновесия, снижение экономичной эффективности.

 



Рис.2. Равновесие по Вальрасу

 

Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения на одном графике. На рис. 2,а DD — линия спроса, SS— линия предложения. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты — цены спроса и цены предложения.

Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения  линий DD и SS, которым соответствуют объем и цена Их называют соответственно равновесным объемом  ( ) и равновесной ценой ( ).

В состоянии равновесия рынок  сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от , рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.

Пусть, например, реальная рыночная цена будет несколько выше равновесной, скажем, . При такой цене объем спроса составит, очевидно, , тогда как объем предложения — .

В этом случае избыток предложения ( ) будет оказывать понижающее давление на цену . Если же реальная рыночная цена окажется ниже равновесной, скажем на уровне , объем спроса   окажется выше объема предложения .Здесь избыток спроса ( ) будет оказывать повышающее давление на цену . В первом случае это давление будет оказываться через конкуренцию продавцов, во втором – через конкуренцию покупателей. Заметим, что одно и то же лицо может выступить как покупатель при цене и как продавец того же товара при цене .

Такой подход к описанию равновесия часто называют равновесием  по Л. Вальрасу. Существует, однако, и  альтернативный подход, известный как  равновесие по А. Маршаллу. Суть его  в том, что равновесие на рынке  складывается не под влияние давления избытков спроса и предложения, а  под влиянием повышения цены спроса над ценой предложения или, наоборот, цены предложения над ценой спроса, на что продавцы реагируют соответственно увеличением или сокращением объема предложения.

Равновесие по А. Маршаллу отображено на рис. 3. Если объем предложения  ниже уровня , цена спроса выше цены предложения, например при , что побуждает продавцов увеличивать объем предложения.



Рис. 3. Равновесие по А. Маршаллу или «крест Маршалла»

 

Если объем превышает  равновесный уровень, цена предложения  выше цены спроса, например, при  , что заставляет продавцов снизить объем предложения. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения - .

Различию в этих подходах мы обязаны «обратным» расположением  осей координат на графиках спроса и предложения. А. Маршалл оперировал, прежде всего, понятиями  «цена спроса»  и «цена предложения», поэтому  функции спроса и предложения  имеют вид 

 

,    (1)

,     (2)

 

а условием равновесия являлось равенство

 

.     (3)

 

Объемы спроса и предложения, как независимые переменные, откладывались  по оси абсцисс.

Л.Вальрас же сосредоточил внимание на объемах спроса и предложения  при данных ценах. Поэтому функции  спроса и предложения у него имеют  вид 

 

,    (4)

,    (5)

 

а условием равновесия являлось равенство

 

.   (6)

Современная экономическая теория оперирует функциями спроса и  предложения по Л.Вальрасу, а их графическими отображениями по А. Маршаллу. Это  не влияет на результаты анализа взаимодействия спроса и предложения, за исключением  некоторых моментов.

Экономические процессы протекают  во времени. Описывающие их модели делятся  на два класса: динамические и статические. Динамическими обычно называют модели, непосредственно учитывающие фактор времени. В этих моделях все переменные являются функциями времени, которые  в силу этого само становится важной переменной.

Обозначив время через  t, мы можем представить процесс нащупывания равновесия по Л.Вальрасу уравнением

 

,    (7)

 

где - избыток спроса при цене Р. Очевидно, что при рыночная цена повышается, падает, при условие равновесия по Л. Вальрасу выполняется.

По А.Маршаллу процесс  взаимодействия спроса и предложения  описывается уравнением

 

,    (8)

 

где - превышение ценой спроса цены предложения при объеме продаж Q/ Очевидно, что при >0 объем предложения возрастает, <0 снижается, при =0 условие равновесия по А.Маршаллу выполняется.

 

2.3.    Причины  и механизмы сдвигов рыночного  равновесия.

Изменения в рыночном равновесии происходят вследствие изменений неценовых  факторов.

А. Реакция рынка на изменение «D».

Предположим, что «V» возрастает.

Значит, при прочих равных условиях, возрастает спрос на данный товар (если это товар нормального  качества).

Дефицит (e0 А) продукта Q при цене Р0 повысит цену до Р1. В результате установится новое равновесие в точке e1.

Рис. 4. Реакция рынка на изменение спроса.

В. Реакция рынка на изменение предложения.

Предположим, что в результате применения новых машин сократились  издержки производства у производителей и, как следствие, возросло предложение  товара Q на рынке.

Излишек (e0 В) предложения товара Q при цене Р0 вызовет падение цены до Р1 . В результате установится новое равновесие в точке e1.

Информация о работе Рыночный механизм и рыночное равновесие