Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:01, курсовая работа
Категории спроса и предложения лежат в основе рыночного механизма, и поэтому их изучение имеет первостепенное значение для понимания рыночной экономики.
Цель моей работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные элементы, как они взаимодействуют, изучение рыночного равновесия, ее устойчивость, причины и механизмы сдвигов равновесия.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Рыночный механизм……………………………………….4
1.1. Понятие, особенности и элементы рыночного механизма….4
1.2. Понятие и характеристики спроса…………………………….7
1.3. Понятие предложения на рынке………………………………10
Глава 2. Рыночное равновесие………………………………………13
2.1. Устойчивость рыночного равновесия………………………..13
2.2. Модели равновесия по Л. Вальрасу и А. Маршаллу……….14
2.3. Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия……19
Заключение…………………………………………………………….21
Список использованной литературы............................................ 23
…………………………………………. 23
План:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Рыночный механизм……………………………………….4
Глава 2. Рыночное равновесие………………………………………13
2.1. Устойчивость
рыночного равновесия……………………….
2.2. Модели равновесия по Л. Вальрасу и А. Маршаллу……….14
2.3. Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия……19
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы....................
Приложения……………………………………………………
Введение.
В условиях рыночной экономики производители
и потребители для
Как известно, равновесие означает такой
вариант выбора в экономике, который
бы устраивал всех субъектов экономической
деятельности. Оптимальный выбор
в экономике предполагает сбалансированность
способа использования
Особенность рыночного механизма в переходной экономике состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Показать как взаимодействие спроса и предложения способствует координации рыночных сил и выступает целью данной работы.
Категории спроса и предложения лежат в основе рыночного механизма, и поэтому их изучение имеет первостепенное значение для понимания рыночной экономики.
Цель моей работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные элементы, как они взаимодействуют, изучение рыночного равновесия, ее устойчивость, причины и механизмы сдвигов равновесия.
1. Рыночный механизм.
Рыночный механизм - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.
Рыночный механизм как механизм регулирования, представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы.
1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т.д.);
2) объекты (различных видов
3) экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции;
4) наличие информации о
5) механизм ценообразования.
Рыночный механизм
оптимизируется за счет
Следует выделить типы конкуренции, основанные на предмете соревнования. Следует различать ценовую и неценовую конкуренцию Ценовая конкуренция возникает за счет различия в ценах у производителей.
Ценовая конкуренция включает маневрирование ценами, систему тайных скидок и уступок по сравнению с объявленными ценами для тех или иных групп покупателей (прежде всего крупных), занижение цен, использование одинаковых цен для товаров разного качества и т.д.
А неценовая конкуренция основана на различии качества предлагаемых товаров и услуг. На практике расчленить их сложно, так как более качественный товар, предполагает более высокую цену.
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существуют в различных формах.
Экономическое значение конкуренции огромно. Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин роста эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершенствовать технологию производства.
Рыночный механизм устанавливает четкую зависимость между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого дохода. Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.
Государство обеспечивает защиту
прав производителей и потребителей;
принимает законы, обеспечивающие право
собственности; оказывает противодействие
неограниченной власти монополий, разрабатывает
антимонопольное
Государство осуществляет контроль
за состоянием окружающей среды и
утилизацией отходов
Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы.
Сам рыночный механизм порождает
ряд проблем, требующих вмешательства
государства. К ним относится
проблема справедливого распределения
доходов. Для рынка наиболее характерным
является распределение, соответствующее
вложениям в факторы
Государственное регулирование
может быть прямым, т.е. осуществляемым
посредством законодательных
Косвенное вмешательство государства осуществляется по направлениям:
Спрос – это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание его купить. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар.
Спрос – это платежеспособная
потребность покупателей в
Таким образом, спросом называется количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.
Существуют разные виды спроса в зависимости от их классификации ( табл. 1):
Таблица 1.
Признак классификации |
Вид спроса |
По числу объектов спроса |
- макроспрос- спрос всего населения на товарную группу или совокупность товаров; - микроспрос- спрос целевого
рынка на отдельный товар или
его ассортиментную |
По состоянию рынка |
- негативный спрос - отсутствующий спрос - скрытый спрос - чрезмерный спрос - полноценный спрос |
По формам образования |
- потенцильный (закрытый) - формирующийся - сложившийся - нерегулярный: сезонный, рекреационный, дневной, часовой - отложенный (накапливаемый) - панический (ажиотажный) |
По тенденциям |
- растущий (интенсивный) - стабилизировавшийся - угасающий (сокращающийся, спад спроса) |
По покупательным намерениям |
- твердосформулированный (жесткий) - альтернативный (мягкий, компромиссный) - спонтанный (импульсивный) |
По месту покупки |
- глобальный - региональный - городской - сельский - базовый - мобильный |
По степени удовлетворения |
- удовлетворенный спрос - условно удовлетворенный спрос - неудовлетворенный спрос |
Мы знаем, что на величину спроса, его структуру и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться в результате рекламы, изменения моды или вкусов покупателей. Несмотря на это, необходимо отметить, что покупатель в первую очередь интересуется тем, сколько стоит товар, который он хочет купить, соизмеряя свои желания со своим доходом. Это означает, что спрос на определенное благо в основном зависит от цен на товары и от дохода, выделяемого покупателем на потребление.
Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают. И наоборот, чем ниже его цена, тем больше единиц этого товара будет куплено при прочих равных условиях. Цена спроса - это максимальная цена, которую согласен уплатить покупатель при покупке данного товара.
Факторы, оказывающие влияние на изменение спроса.
1. Потребительские предпочтения.
Представления покупателей
о полезности блага изменяются в
благоприятном или
- Изменение потребностей.
- Мода.
- Реклама.
2. Цена на другие товары.
Поскольку потребности взаимосвязаны между собой, то и блага, их удовлетворяющие, находятся в определенной зависимости друг от друга.
3. Число покупателей. Увеличение
числа покупателей повышает
4. Ценовые ожидания покупателей.
Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем, может побудить их покупать теперь же, т.е. поднимет спрос на определенную группу товаров. Ожидание падения цен приведет к падению спроса.
5. Доход.
Воздействие спрос изменения денежного дохода более сложно. Рост дохода, как правило, ведет к повышению покупательской способности потребителей и в большинстве случаев они при тех же ценах имеют возможность купить больше, т.е. увеличивают спрос.
Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.
Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.