Рыночный механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Рынки принимают самые разные формы. Восточный базар и отечественная "толкучка" представляют собой шумное токовище, где каждый продавец надеется заполучить покупателя на свой товар и по возможности обмануть его. Организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д. Многие развозят или разносят свой товар по домам и квартирам в удобное для хозяев время. Представитель крупной фирмы помогает выпускникам Университета получить работу.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика рынка.
2. Рыночный Спрос.
3. Рыночное Предложение.
4. Рыночная цена и равновесие рынка.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Рыночный механизм..docx

— 47.49 Кб (Скачать файл)

International Center of Modern Education

Международный Центр Современного Образования

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТ

Туризм и  гостиничное хозяйство                          

 

Специальность Менеджмент в туризме

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика

Тема: Рыночный механизм.

 

                                                                                              выполнила студентка 3 курса

Анна Кахиани.

«20»  июля  2013 г

проверила: к.э.н., доцент Сурикова_____

Наталья Геннадьевна_______

«____»___________________2012 г

оценка _______________________

 

Содержание

Введение

  1. Общая характеристика рынка.
  2. Рыночный Спрос.
  3. Рыночное Предложение.
  4. Рыночная цена и равновесие рынка.

 

Введение

Научите попугая произносить слова «спрос и предложение» и перед вами экономист! 

В этой язвительнойшутке  заключена  большая доля  правды,  так  как,  по  существу, простейшие  экономические  рычаги  спрос ипредложение способны дать нам глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, нотакже  и  о работе 

экономической  системы  в целом.

 

Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции. 

 

Рынки принимают самые разные формы. Восточный базар и отечественная "толкучка" представляют собой  шумное токовище, где каждый продавец надеется заполучить покупателя на свой товар и по возможности обмануть его. Организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов  предметов искусства, антикварных  ценностей, скаковых лошадей и т.д. Многие развозят или разносят свой товар по домам и квартирам  в удобное для хозяев время. Представитель  крупной фирмы помогает выпускникам  Университета получить работу. Он связывает  потенциальных покупателей с  потенциальными продавцами рабочей  силы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный  характер. Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории  выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской  деятельности, активно воздействовал  на формирование производственных и  личных потребностей населения. Конкуренция  между продавцами вела к тому, что  нежизнеспособный предприниматель  выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового  процесса и опускался на "дно" неумелый, мало знающий или нерадивый  работник. Механизм рынка - это механизм прогресса. Его оборотная сторона  заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора.  

 

На экономическом рынке постоянно  совершаются революции. Выросли  цены на мясо и другую продукцию  животноводства, - покупатель переключился на картофель и хлеб; выросли цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернулся в исходное для общества положение - сам добывает себе пропитание на неудобных землях. У потенциального продавца в связи с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг. 

 

 

Рынок выполняет определенные функции:

 

- выдает сигналы производству  по выработке определенных товаров  и услуг, их увеличению или  сокращению;  

- уравновешивает спрос и предложение;   

- обеспечивает сбалансированность  экономики;  

- на основе дифференциации товаропроизводителей  ведет к утверждению нового, прогрессивного  в жизни общества;  

- это своеобразный двигатель  научно-технического прогресса;   

- объективно формирует корпус  умелых предпринимателей, дисциплинирует  субъектов рыночных отношений.   

Свободный рынок характеризуется  следующими чертами:  

- неограниченным числом участников  рыночных отношений и свободной  конкуренцией между ними;  

- свободным доступом к любым  видам хозяйственной деятельности  всех членов общества;  

- неограниченной свободой продвижения  капитала и рабочей силы;  

- наличием у каждого участника  полной информации о рынке;   

- стихийным установлением цен  в ходе свободной конкуренции;   

- на свободном рынке ни один  участник не в состоянии изменить  рыночную ситуацию по своему  усмотрению.  

 

В известной мере можно говорить, что свободный рынок представляет саморегулирующийся механизм. Однако, любая система наряду с достоинствами  имеет и свои недостатки. Применительно  к свободному рынку эти недостатки заключаются в следующем:  

- Рынок ведет к дифференциации  доходов, а следовательно, и  уровней жизни населения;  

- Не создает условий для реализации  права на труд;  

- Не гарантирует полную занятость  населения;  

- Не создает стимулов для  производства товаров и услуг  коллективного пользования;  

- Не создает мотиваций для  фундаментальных научных исследований;  

- Не защищает среду обитания  человека от загрязнения;  

- Рынок готов удовлетворить  любую потребность, вплоть до  патологической.

 

 

 

Рыночный механизм и  его элементы

 

 

 

Рынок-это совокупность сделок купли  и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд в общественном транспорте. Если иметь  в виду территориальные границы  данного явления, то различают:

А) Местный (в пределах села, города, региона)

Б) Национальный (внутренний)

В) Мировой

 

Роль и функции рынка можно  правильно понять, если рассмотреть  его в рамках более широкой  системы товарно-рыночного хозяйства. Оно состоит из двух подсистем: а) товарного производства и б) рынка, которые воссоединяются с помощью  прямых и обратных связей. Исходное звено общей системы производство товаров оказывает прямое воздействие  на рынок по нескольким направлениям: а) в производственной сфере постоянно  создаются полезные продукты, которые  затем поступают в рыночный обмен, б) в самом производстве создаются  ожидаемые доходы участников рыночных сделок, в)в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создаётся необходимость  самого рыночного обмена продуктами.

 

Рынок можно рассматривать по географическому  положению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру и объему продажи (розничная, оптовая торговля), по товарному  ассортименту (рыбный, мясной, рынок  одежды, обуви, жилья) и по ряду других признаков. Нас же, прежде всего, интересует деление рынков по видам или объектам производственных ресурсов:  

 

1. Рынок средств производства  

 

Торговля средствами производства - это грандиозный рынок, на котором  взаимодействуют между собой  непосредственные производители продукции. Все предприятия органически  связаны друг с другом как поставщики и потребители машин, оборудования, сырья, топливных ресурсов. Товары производственного  назначения покупаются и продаются  обычно оптом, большими партиями. Оптовая  торговля выступает посредником  между предприятиями-производителями  и предприятиями-потребителями продукции.

 

2. Рынок рабочей силы  

 

Рынок рабочей силы теснейшим образом  связан с рынком средств производства. Они возникли и развивались одновременно, параллельно, дополняли друг друга. Рынок рабочей силы является самым  сложным из всех существующих в экономике. В течение тысячелетий шла  торговля рабами и крепостными, а  неизменными спутниками капитализма  стали биржи труда.  

Рыночный спрос на труд есть сумма  спроса фирм. Эластичность спроса на труд зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы, от производительности труда и от легкости и эффективности  замены живого труда машинами.

 

3. Рынок капитала и финансов  

 

В движении капитальной стоимости  денежная форма ка-питала является наиболее чувствительной ко всем сбоям  в процессе реализации и расширенного воспроизводства. Потребность в  заемном капитале существовала всегда. Кредит - непременное условие всякой предпринимательской деятельности. В качестве продавцов капитала (дача взаймы на определенный срок за определенную плату - процент) выступали и выступают  ростовщики, владельцы крупных капиталов, банки. В XIX столетии получил развитие и ныне процветает рынок ценных бумаг - акций и облигаций. Торговля капиталом  обеспечивает постоянное его передвижение между видами предпринимательской деятельности. Тем самым, создается, суживается или расширяется та деятельность или отрасль, где вырабатываются товары или услуги для удовлетворения производственных и личных потребностей. Рынок капиталов придает пропорциональность, сбалансированность всему хозяйству.  

 

4. Рынок потребительских товаров  

 

На нем взаимодействует все  население с производителями  и продавцами продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка  зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения. Это сосудистая система общества, посредством которой  обеспечивается доставка всего необходимого человеку для жизнедеятельности, в  соответствии с его покупательской способностью.  

 

5. Рынок информационных материалов и информационных услуг  

 

Для рыночного хозяйства достаточно высокая степень неопределенности. Затраты и выгоды, влияющие на решения, связанные со спросом и предложением, это всегда ожидаемые затраты  и выгоды. Производители и потребители, продавцы и покупатели принимают  решения, исходя из ожидаемых условий. Качество принимаемого решения тем  выше, чем больше информации имеется  при принятии решения.  

 

Основной способ избежать ошибочного решения - получить больше информации прежде, чем начать действовать. На рынках, где информации недостаточно, появляются посредники, которые собирают и продают информацию, создаются  фирмы, специализирующиеся на сборе  информации о спросе и предложении. Информация - это дорогое благо. Вы хотите продать дом по самой высокой  цене. Вам надо найти того единственного  покупателя, который готов заплатить  такую цену. Без посредника не обойтись ни продавцу, ни покупате. В предполагаемой сделке они оба могут выиграть от его услуг. Посредник сведет их, предоставит в их распоряжение необходимую  информацию.

 

- кто готов купить  данный товар или услугу;  

- почему потребитель  будет покупать именно ваш  товар или услугу;  

- в каком виде потребитель  желает получать ваш товар;   

- в какое время он  намерен покупать ваш товар;   

- где он хотел бы  покупать ваш товар; 

 

Для успешной конкуренции на рынке  любой фирме прежде всего необходим  точный и тщательный анализ круга  покупателей и их потребностей.

 

Любой рынок, независимо от его конкретного  вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.  

Цена - это язык рынка, его сигнальная система. Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цена - это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя). Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В цене находят отражение все  три подхода к установлению стоимости  товара: предельная полезность, издержки производства, спрос и предложение. Стихийное действие предпринимателей приводит к установлению более или  менее оптимальных экономических пропорций.

Системы рынков.

 

 

Система рынков - это единая совокупность множества рынков различного назначения. Такая совокупность образовалась под  воздействием ряда факторов.

Во-первых, в условиях индустриального  и постиндустриального производства многократно расширилось рыночное пространство в следующих направлениях:

---натуральное производство в широких масштабах превратилось в товарное хозяйство;

---рабочая сила основной части трудящихся стала предметом купли-продажи;

---быстро развивалась сфера оплачиваемых услуг;

конечные результаты научных исследований (научные и опытно-конструкторские  разработки) превратились в товарный продукт.

 

Во-вторых, современное производство создаёт огромное количество полезных благ, удовлетворяющих потребности  всесторонне развитого человека.

В-третьих, усилившееся во второй половине ХХ в. общественное разделение труда  вышло за пределы производства и  охватило рыночную сферу. В ней возникли специализированные рынки, которые  продвигают особые товары и услуги до их потребителей.

В-четвертых, широкое развитие акционерных  обществ привело к тому, что  акции и другие ценные бумаги продаются  на рынке ценных бумаг.

  

        Наконец, ускорившийся  рост международных экономических  связей потребовал создания развитого  рынка иностранных валют. 

 

Стало быть, развившийся во второй половине нынешнего столетия рынок  немыслим без системы разделения труда в сфере обращения. В  последней проявляются крупные  виды дифференциации хозяйственной  деятельности: общее (между крупными отраслями и сферами) и частное (между подотраслями и видами торговых предприятий) разделение труда. В системе  рынков достаточно определённо выделяются следующие отрасли:

Информация о работе Рыночный механизм