Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:16, курсовая работа
Рынки принимают самые разные формы. Восточный базар и отечественная "толкучка" представляют собой шумное токовище, где каждый продавец надеется заполучить покупателя на свой товар и по возможности обмануть его. Организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д. Многие развозят или разносят свой товар по домам и квартирам в удобное для хозяев время. Представитель крупной фирмы помогает выпускникам Университета получить работу.
Введение
1. Общая характеристика рынка.
2. Рыночный Спрос.
3. Рыночное Предложение.
4. Рыночная цена и равновесие рынка.
Список литературы
---рынок потребительских товаров (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т.п.)
---рынок средств производства (здесь приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырьё, топливо и др.)
---рынок услуг (сюда входят многообразные виды сервиса)
---рынок труда (для работодателей и наемных работников)
---рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях)
---рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход)
---рынок валют (национальные и международные учреждения, чрез которые производятся покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные с другими государствами)
---рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.)
Широкое и глубокое развитие рыночных отношений необычайно повысили их активную экономическую роль. Рынок обеспечивает производство всем комплексом субъективных, материальных, научно-технических, интеллектуальных и финансовых условий развития. Теперь все крупные производственные отрасли сильно завися от специализированного рыночного воздействия. Не случайно национальное хозяйство получило название рыночной экономики. Этим не отрицается вообще значение товарного производства. Речь идет только о новом состоянии экономического организма, когда все его клеточки испытывают воздействие рыночных отношений.
Во второй половине ХХ в. степень развития каждой национальной системы рыночных связей получила новое измерение. Сейчас различают закрытое и открытое национальное хозяйство.
Закрытая макроэкономика отличается
тем, что все блага и услуги
производятся и потребляются внутри
страны. Открытым является такое хозяйство
страны, в котором часть продукции
создается для внутреннего
Переход от закрытой к открытой экономике связан с развитием форм и типов взаимодействия участников как национального, так и мирового рынка.
Спрос и факторы, определяющие его величину
Важнейшим инструментом рыночной экономики являются спрос и предложение. "Научите попугая произносить слова "Спрос и Предложение" - и перед вами экономист!" - такое значение придают этим категориям Кемпбел Р. Макконнелл и Стенли Брю в понимании экономических процессов.
В этой язвительной шутке большая доля правды, так как по существу, эти простейшие экономические рычаги способны дать глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но также и о функционировании всей экономической системы в целом.
Каждый может убедиться в том, что количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цены: чем выше цена товара, тем меньше его покупают, и чем ниже его рыночная цена, тем будет куплено, при прочих равных условиях, больше единиц этого товара. Между ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Эта взаимосвязь называется кривой спроса. Количество и цена находятся в обратной зависимости: когда цена падает, количество возрастает, когда цена возрастает до небес, покупать копченную колбасу и сыры в состоянии лишь богатые люди (дорогую сельскохозяйственную технику лишь очень богатые колхозы).
Действует закон постепенного убывания
спроса. Покупатель приобретает то
количество данного товара, которое
ему нужно. За пределами этого
количества "ценность" этого товара
для него уменьшается. Полезность, которую
приносит каждая последующая единица
данного товара, оказывается меньше
полезности предыдущей единицы. Ее называют
предельной полезностью. Первые два
яблока человек может съесть с
аппетитом, третье - с меньшим желанием,
а четвертое может вызвать
у него неприятные ощущения. С увеличением
количества яблок предельная полезность
убывает, т.е. каждое дополнительное яблоко
все меньше приносит дополнительное
удовлетворение. Предположение об убывающей
предельной полезности позволяет нам
объяснить поведение
К числу факторов, смещающих кривую спроса, относятся: изменение вкусов покупателей, их числа, изменение доходов и цен на сопряженные товары. Например, забота о здоровье привела во многих странах к повышению спроса на кроссовки и велосипеды. Изменение доходов в европейских странах привело к повышению спроса на более ценные и в то же время менее калорийные продукты и снизило спрос на такие товары низшей категории, как картофель, капуста, репа.
Мы подошли к понятию
Предложение и спрос: рыночное равновесие
Для того, чтобы установить, как
определяется конкурентная рыночная цена,
нужно объединить анализ спроса с
анализом предложения, выйти на взаимодействие
решений домохозяйств о покупке
продукта и решений производителей
о его продаже. До сих пор мы
рассматривали цены как возможные.
Мы говорили: если цена такая-то, то и
сумма будет иной. Условно предполагалось,
что взаимодействие идет между единичным
покупателем и единичным
На рынке продавцов и
Способность конкурентных сил предложения
и спроса устанавливать цену на уровне,
на котором решения о продаже
и купле синхронизируются, называется
уравновешивающей функцией цен. Равновесная
цена не оставляет обременительный
излишек у продавцов и не создает
ощутимых нехваток для потенциальных
покупателей. Взаимодействие спроса и
предложения представляет собой
процесс взаимного
При достаточно большом числе участников обмена рынок представляет собой на редкость стабильную систему, способную противостоять сильнейшим потрясениям. Важнейшим условием существования такого набора цен, который приводит к установлению состояния равновесия на всех рынках, является выпуклость множества производственных возможностей и множества потребительских предпочтений.
Взаимодействие конкуренции и рыночного механизма.
Истории давно известны два противоположных
вида взаимоотношений субъектов
рынка – конкуренция и
Конкуренция - соперничество между
участниками рыночного
Чтобы лучше понять конкуренцию, её нужно сравнить с монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношений участников рынка является несимметричными. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка. Конкуренция представляет собой нормальное состояние рынка. Да разве можно назвать естественным такое положение, когда все рыночное пространство захватывает один продавец, который никого не допускает к торговой деятельности и сам диктует цены на продаваемые товары?
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру и в) по методам соперничества.
По характеру развития конкуренция подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.
По методам введения рыночное соперничество делится: 1) на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и 2) неценовое (победу одерживают путём повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т.п.).
Теперь подробнее рассмотрим характер развития рыночного противоборства:
Свободная конкуренция
Свободная конкуренция, естественно,
соответствует периоду
При первоначальном знакомстве с конкуренцией можно предположить, что свободное соперничество вносит в рыночные отношения полную неорганизованность, беспорядок. В значительной мере это соответствует стихийному развитию рынка. Между тем во всех существующих видах конкуренции в большей или меньшей мере соблюдается писаные и неписаные правила рыночного соперничества.
Правила конкурентного поведения.
Рыночное соперничество
А. Индивидуальная конкуренция.
Как известно, особенностью свободной конкуренции является то, что продавцы и покупатели являются мелкими собственниками. Никто из них, естественно, не может в одиночку захватить рыночное пространство и установить для всех свою цену. Это решающее обстоятельство предопределяет правила конкурентной “игры”, ведущие к победе или поражению.
Первое правило. Товаровладельцы
должны учитывать уровень равновесной
цены (отражающей равенство спроса
предложения) как норматив рационального,
разумно обоснованного
Тогда через какое – то время
придётся снижать цену или даже распродавать
товары по ценам приемлемым для покупателей.
А это сопряжено с
Второе правило. Чтобы, как говорится,
“обхитрить” равновесную цену,
товаропроизводитель старается
затратить на единицу продукции
меньше ресурсов и создавать товары
по более низкой цене. Однако он продаёт
эти изделия по общей для всех
равновесной цене. В итоге образуется
дополнительный доход в виде разницы
между равновесной и
Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно – техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек (Великобритания) сделал важное обобщение: общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей. Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей цивилизации. Конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи.