Рыночный механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Рынки принимают самые разные формы. Восточный базар и отечественная "толкучка" представляют собой шумное токовище, где каждый продавец надеется заполучить покупателя на свой товар и по возможности обмануть его. Организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д. Многие развозят или разносят свой товар по домам и квартирам в удобное для хозяев время. Представитель крупной фирмы помогает выпускникам Университета получить работу.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика рынка.
2. Рыночный Спрос.
3. Рыночное Предложение.
4. Рыночная цена и равновесие рынка.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Рыночный механизм..docx

— 47.49 Кб (Скачать файл)

---рынок потребительских товаров (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т.п.)

---рынок средств производства (здесь приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырьё, топливо и др.)

---рынок услуг (сюда входят многообразные виды сервиса)

---рынок труда (для работодателей и наемных работников)

---рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях)

---рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход)

---рынок валют (национальные и международные учреждения, чрез которые производятся покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные с другими государствами)

---рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.)

 

Широкое и глубокое развитие рыночных отношений необычайно повысили их активную экономическую роль. Рынок обеспечивает производство всем комплексом субъективных, материальных, научно-технических, интеллектуальных и финансовых условий развития. Теперь все крупные производственные отрасли  сильно завися от специализированного  рыночного воздействия. Не случайно национальное хозяйство получило название рыночной экономики. Этим не отрицается вообще значение товарного производства. Речь идет только о новом состоянии экономического организма, когда все его клеточки испытывают воздействие рыночных отношений.

Во второй половине ХХ в. степень  развития каждой национальной системы  рыночных связей получила новое измерение. Сейчас различают закрытое и открытое национальное хозяйство.

Закрытая макроэкономика отличается тем, что все блага и услуги производятся и потребляются внутри страны. Открытым является такое хозяйство  страны, в котором часть продукции  создается для внутреннего потребления, а оставшаяся доля продаётся за рубежом. Вместе с тем государство закупает товары и услуги в иных странах.

Переход от закрытой к открытой экономике  связан с развитием форм и типов  взаимодействия участников как национального, так и мирового рынка.

 

 

Спрос и факторы, определяющие его величину

 

 

Важнейшим инструментом рыночной экономики  являются спрос и предложение. "Научите  попугая произносить слова "Спрос  и Предложение" - и перед вами экономист!" - такое значение придают  этим категориям Кемпбел Р. Макконнелл и Стенли Брю в понимании экономических  процессов.  

В этой язвительной шутке большая  доля правды, так как по существу, эти простейшие экономические рычаги способны дать глубокое представление  не только об отдельных экономических  проблемах, но также и о функционировании всей экономической системы в  целом.  

Каждый может убедиться в  том, что количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цены: чем  выше цена товара, тем меньше его  покупают, и чем ниже его рыночная цена, тем будет куплено, при прочих равных условиях, больше единиц этого  товара. Между ценой товара и тем  его количеством, на которое предъявляется  спрос, всегда существует определенное соотношение. Эта взаимосвязь называется кривой спроса. Количество и цена находятся  в обратной зависимости: когда цена падает, количество возрастает, когда  цена возрастает до небес, покупать копченную  колбасу и сыры в состоянии  лишь богатые люди (дорогую сельскохозяйственную технику лишь очень богатые колхозы).  

 

Действует закон постепенного убывания спроса. Покупатель приобретает то количество данного товара, которое  ему нужно. За пределами этого  количества "ценность" этого товара для него уменьшается. Полезность, которую  приносит каждая последующая единица  данного товара, оказывается меньше полезности предыдущей единицы. Ее называют предельной полезностью. Первые два  яблока человек может съесть с  аппетитом, третье - с меньшим желанием, а четвертое может вызвать  у него неприятные ощущения. С увеличением  количества яблок предельная полезность убывает, т.е. каждое дополнительное яблоко все меньше приносит дополнительное удовлетворение. Предположение об убывающей  предельной полезности позволяет нам  объяснить поведение потребителя, максимизирующего общую полезность и определить тем самым характер зависимости спроса от цены. Потребитель  стремится получить максимальное субъективное удовлетворение, или полезность, используя  свой ограниченный доход. Если цена какого-либо товара повышается, он старается заменить его другими товарами. Приличная  кожаная куртка стоит около 200 долларов. Многие молодые люди хотели бы иметь  такой вид одежды, но ограничиваются покупкой более простой и дешевой  куртки. Приобретение кожаной связано  с ограничением удовлетворения других более насущных потребностей, т.е. с определенными жертвами.

 

К числу факторов, смещающих кривую спроса, относятся: изменение вкусов покупателей, их числа, изменение доходов  и цен на сопряженные товары. Например, забота о здоровье привела во многих странах к повышению спроса на кроссовки и велосипеды. Изменение  доходов в европейских странах  привело к повышению спроса на более ценные и в то же время  менее калорийные продукты и снизило  спрос на такие товары низшей категории, как картофель, капуста, репа.

 

Мы подошли к понятию интенсивности  реакции покупателя на изменение  цен. Если небольшое изменение цены сильно изменяет объем покупок, то говорят, что спрос эластичен. Но если даже большое изменение цены лишь немного  изменяет объем покупок, то спрос  неэластичен. Ценовая эластичность спроса определяется как частное  от деления процентного изменения  величины спроса на процентное изменение  цены. Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос эластичен. Если предприниматель уверен, что  снижение цены не увеличит объема продажи, то он не будет снижать цену. Но он не будет и повышать цену, если это  не приведет к росту продажи. Пример с солью является подтверждением не эластичности спроса. У нее мало заменителей, объем потребления  постоянен, удельный вес расходов на ее покупку в бюджете семьи  малый. А в принципе объем покупок  и цена всегда будут двигаться  в противоположных направлениях. Люди желают большего или меньшего определенного благ, если оно им обходится дешевле или дороже.

 

Предложение и спрос: рыночное равновесие

 

Для того, чтобы установить, как  определяется конкурентная рыночная цена, нужно объединить анализ спроса с  анализом предложения, выйти на взаимодействие решений домохозяйств о покупке  продукта и решений производителей о его продаже. До сих пор мы рассматривали цены как возможные. Мы говорили: если цена такая-то, то и  сумма будет иной. Условно предполагалось, что взаимодействие идет между единичным  покупателем и единичным продавцом. Частный собственник предъявляет  спрос или предлагает свой товар  на продажу в зависимости от структуры  цен, структуры имеющихся у него запасов и характера предпочтений. Реализация желаний может натолкнуться на препятствие: то нужного товара нет, то он есть, но в недостаточном количестве, то цена оказывается неподходящей.  

 

На рынке продавцов и покупателей  много. Каждый из них имеет определенную кривую спроса или предложения. При  совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей  не способен оказать существенного  влияния на цену товара. Численность  и состав групп продавцов и  покупателей изменяется при изменении  цены. При высокой относительной  цене данного блага на рынке появится множество продавцов; напротив, при  падении относительной цены многие решат отказаться от продажи данного  блага и, возможно, станут покупателями. Рыночное равновесие устанавливается  тогда, когда количества, представленные к продаже, совпадают со спросом  при данной цене. Равновесной ценой  и называется цена, при которой  уравновешиваются спрос и предложение. При любой цене, превышающей равновесную  цену, величина предложения окажется больше величины спроса. Этот избыток  вызовет конкурентное сбивание цены продавцами, стремящихся избавится  от своего излишка. Снижение цены сократит предложение и одновременно побудит  покупателей покупать данный продукт  в большем количестве. Любая цена ниже равновесной влечет за собой  возникновение нехватки продукта.  

 

Способность конкурентных сил предложения  и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже  и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. Равновесная  цена не оставляет обременительный  излишек у продавцов и не создает  ощутимых нехваток для потенциальных  покупателей. Взаимодействие спроса и  предложения представляет собой  процесс взаимного приспособления. При изменении цен люди меняют свое поведение.  

 

При достаточно большом числе участников обмена рынок представляет собой  на редкость стабильную систему, способную  противостоять сильнейшим потрясениям. Важнейшим условием существования  такого набора цен, который приводит к установлению состояния равновесия на всех рынках, является выпуклость множества  производственных возможностей и множества  потребительских предпочтений.

 

Взаимодействие конкуренции  и рыночного механизма.

 

Истории давно известны два противоположных  вида взаимоотношений субъектов  рынка – конкуренция и монополия.

 

Конкуренция  - соперничество между  участниками рыночного хозяйства  за лучшие условия производств, купли  и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью  каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры  и противоборством с другими  претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание  – закон рынка.

 

Чтобы лучше понять конкуренцию, её нужно сравнить с монополией. Дело в том, что как один, так и  другой вид взаимоотношений участников рынка является несимметричными. Противоположность  их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния  рынка. Конкуренция представляет собой  нормальное состояние рынка. Да разве  можно назвать естественным такое  положение, когда все рыночное пространство захватывает один продавец, который  никого не допускает к торговой деятельности и сам диктует цены на продаваемые  товары?

 

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам  развития; б) по своему характеру и  в) по методам соперничества.

 

По характеру развития конкуренция  подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.

По методам введения рыночное соперничество  делится: 1) на ценовое (рыночные позиции  соперников подрываются посредством  снижения цен) и 2) неценовое (победу одерживают путём повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей  и т.п.).

Теперь подробнее рассмотрим характер развития рыночного противоборства:

            Свободная конкуренция означает, во – первых, что на рынке  имеется множество независимых  товаровладельцев, самостоятельно  решающих, что создавать и в  каких количествах. Во – вторых, никем и ничем не ограничен  доступ на рынок и такой  же выход из него всех желающих. Это предполагает возможности  каждому гражданину стать свободным  предпринимателем и применить  свой труд и материальные средства  в интересующей его отрасли  хозяйства. Покупатели же должны  быть свободны от всякой дискриминации  (умаления прав) и иметь возможность  купить товары и услуги на  любом рынке. В – третьих,  предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического  капитализма. В более полной мере она проявилась пожалуй, только в  Англии и лишь в ХХ в. Свободное  соперничество в современных  условиях – редкое явление. Так, в  высокоразвитых странах такое явление  можно обнаружить, например, на рынке  ценных бумаг и на поприще рыночного  состязания фермеров. В ХХ в. получили развитие новые формы рыночного  соперничества – регулируемая государством конкуренция и противоборством  монополий.

При первоначальном знакомстве с конкуренцией можно предположить, что свободное  соперничество вносит в рыночные отношения полную неорганизованность, беспорядок. В значительной мере это  соответствует стихийному развитию рынка. Между тем во всех существующих видах конкуренции в большей  или меньшей мере соблюдается  писаные и неписаные правила  рыночного соперничества.

 

Правила конкурентного  поведения.

 

Рыночное соперничество существенно  различается по своим результатам  в зависимости от количества его  участников. Так, индивидуальная конкуренция  способна изменять цены только отдельных  продавцов.

 

А. Индивидуальная конкуренция.

 

Как известно, особенностью свободной  конкуренции является то, что продавцы и покупатели являются мелкими собственниками. Никто из них, естественно, не может  в одиночку захватить рыночное пространство и установить для всех свою цену. Это решающее обстоятельство предопределяет правила конкурентной “игры”, ведущие  к победе или поражению.

 

Первое правило. Товаровладельцы  должны учитывать уровень равновесной  цены (отражающей равенство спроса предложения) как норматив рационального, разумно обоснованного хозяйствования. Если, допустим, продавец установил  очень высокую цену на свою продукцию, превышающую равновесный уровень, то он неизбежно столкнется с затовариванием продуктов, не нашедших сбыта.

 

Тогда через какое – то время  придётся снижать цену или даже распродавать товары по ценам приемлемым для покупателей. А это сопряжено с непредвиденными  убытками.

 

Второе правило. Чтобы, как говорится, “обхитрить” равновесную цену, товаропроизводитель старается  затратить на единицу продукции  меньше ресурсов и создавать товары по более низкой цене. Однако он продаёт  эти изделия по общей для всех равновесной цене. В итоге образуется дополнительный доход в виде разницы  между равновесной и индивидуальной ценой.

 

Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и  технологии, находят более эффективные  формы организации труда и  производства, способы экономного использования  ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно – техническому и экономическому прогрессу. Лауреат  Нобелевской премии Ф. Хайек (Великобритания) сделал важное обобщение: общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают  своих целей. Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей цивилизации. Конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи.

Информация о работе Рыночный механизм