Рыночный механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Рынки принимают самые разные формы. Восточный базар и отечественная "толкучка" представляют собой шумное токовище, где каждый продавец надеется заполучить покупателя на свой товар и по возможности обмануть его. Организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д. Многие развозят или разносят свой товар по домам и квартирам в удобное для хозяев время. Представитель крупной фирмы помогает выпускникам Университета получить работу.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика рынка.
2. Рыночный Спрос.
3. Рыночное Предложение.
4. Рыночная цена и равновесие рынка.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Рыночный механизм..docx

— 47.49 Кб (Скачать файл)

 

Третье правило. При обострении борьбы соперники прибегают к  методу ценовой конкуренции. Если позволяют  средства, то иногда применяется демпинг  – продажа продуктов по чрезвычайно  низким ценам (как их называют “бросовым”) ценам. Добившись разорения соперника, победитель, как правило, восстанавливает  прежнюю цену и скупает имущество  неудачника.

 

Б. Национальная конкуренция.

 

Прежде всего важно уяснить, кто участвует в национальной конкуренции, которая может развертываться внутри отдельных отраслей или во всей рыночной системе.

Широк распространено представление  о том, что в рыночном соперничестве  принимают участие только отдельные  продавцы товаров. Но на самом деле на рыночной арене часто разыгрывается  “война всех против всех”.

Такое всеобщее сражение ведётся на трёх фронтах. Один фронт мы обнаруживаем среди продавцов. Все они стремятся  к выгоде от продажи товаров и  одновременно не упускают возможности  “отбить” покупателей у своих  соперников. Другой фронт развертывается среди покупателей, которые заинтересованы выгодно приобрести продукты и вместе с тем готовы “потеснить” других претендентов на нужный им товар.

 

Наконец, главный фронт “сражения” проходит между армией продавцов  и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении  уровня цены. Первая из них стремится  продать свои изделия подороже, а  вторая – купить вещи по меньшей  цене.

 

Теперь стоит задумываться над  вопросом: какая же армия выигрывает сражение?…

 

Многовековой опыт рыночного противоборства учит следующему. Одерживает верх та армия, которая больше сплочена и способна навязать противнику свою цену. Кроме  того, важно следующее обстоятельство. Для эффективного воздействия конкурирующих  сил на рыночную цену требуется достаточно большая – так называемая критическая  масса продавцов и покупателей. В странах с многочисленным населением такая масса насчитывает несколько  миллионов человек. В таком случае национальная конкуренция выступает  в качестве мощной силы, которая  направляет деятельность всех агентов  рынка по каналам, о которых, они, пожалуй, и не подозревают. Конкуренция  как рыночный регулятор закономерно  воздействует на три явления. Во –  первых, она воздействует цены, предлагаемые продавцами и покупателями. Во –  вторых, конкуренция устраняет нестабильное и неравное соотношение спроса и  предложения в масштабе национального  рынка. В – третьих, она приводит общую рыночную цену к точке равновесия.

Существует три основных уровня рыночной цены. Они характеризуют  свойственное свободному рынку стихийное  колебание спроса, предложения и  цен.

Первый уровень: нормальная  цена. Это равновесная цена, которая  устанавливается, когда спрос и  предложение уравновешиваются в  точке Р.

Спрашивается: происходит ли в данном случае  конкурентное сражение среди  всех продавцов и покупателей? Вполне очевидно, что такого сражения нет. Ибо цены, предлагаемые всеми субъектами рынка, совпадают.

Второй уровень: выше величины равновесной  цены. В этом случае предложение  благ превышает спрос на них. В  итоге в рыночном пространстве образуется зона избытка товаров.

Несомненно, что в данный момент конкуренция обостряется в рядах  продавцов, что раскалывает их единство. Кто может победить в этом междуусобном сражении? Очевидно, “выигрывает” тот продавец, который реализует продукты по ценам, более близким к равновесной цене. Удешевление продукции расширит сбыт его изделий. Тогда возникает своеобразная “цепная реакция”: расширяется продажа товаров по более низким ценам всё возрастающем числом продавцов.

Стало быть, усиление конкуренции  среди продавцов способствует понижению  чрезмерно высоких цен, увеличивает  сбыт продукции, что приводит рыночную цену к равновесному уровню.

Третий уровень: ниже величины равновесной  цены. Это означает, что спрос  превышает предложение. Следствием того возникает дефицит товаров.

Тогда, несомненно, усиливается конкуренция  среди покупателей. Верх среди них  одерживает тот, кто станет покупать товары по более высокой цене. И  в этом случае возникает “цепная  реакция”, но другого характера. Увеличивается  приобретение продуктов всё возрастающем числом покупателей за более высокую  цену. Значит, обострение конкуренции  среди покупателей влечёт за собой  повышение очень низких цен, устраняет  товарный дефицит, что с иной стороны  приводит рыночную цену к уровню равновесной  цены. Сейчас можно сделать обобщающие  выводы об экономической роли конкуренции.

Закон конкуренции оказывает более  сильное воздействие на поведение  субъектов рынка по сравнению  с законами спроса и предложения. Свободная конкуренция как бы заставляет чрезмерно высокие и  очень низкие цены двигаться к  точке равновесия. Это центростремительное  движение ведёт в конечном счёте  к равенству противоборствующих сторон. Прямая причастность рыночной состязательности к образованию  равновесной цены и равновесного количества товаров связана с  правилами конкурентной “игры”.

 

Конкуренция выполняет троякую  роль. Во – первых, благодаря соперничеству  утверждаются нормальные условия производства и обращения. Во – вторых, рыночная состязательность прокладывает дорогу всему новому, передовому. В –  третьих, разрушаются и устраняются  с рыночной арены все неэффективные  и отсталые хозяйства. Вследствие всего  этого в обществе происходит расслоение. Выделяются те, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные и  экономические достижения. Имеются  и  опустившиеся  ниже общественно  нормального уровня, разорившиеся и  потерпевшие крах.

 

Новое в развитии рыночного  механизма на рубеже 20 – 21 в.в.

 

Тенденции современного рынка.

 

В ХХ в., особенно во второй его половине, в корне изменилось состояние  рынка. Однако в учении о рынке  эти изменения долгое время не получали адекватного отражения. Сторонники новоклассического направления  экономической теории отстаивали устаревшую догму (бездоказательное положение, принимаемое  за непререкаемую истину) о совершенной  конкуренции. Согласно их взглядам рынок  совершенной конкуренции состоит  из множества мелких фирм. Из – за своих небольших размеров предприятия  не могут влиять на рыночную цену. Они  производят одинаковою продукцию. Покупатели имеют “совершенное знание” о  качестве товаров, ценах и выгоде торговли. Совершенная конкуренция  является чистой – не зависит от вмешательства государства и  монополий.

В начале 30-х годов в экономической  теории произошла своеобразная, по оценке некоторых учённых, революция, которая покончила с догмой о  совершенной конкуренции. С решительной  критикой новоконсервативной концепции  конкуренции выступила профессор  Кембриджского университета (Великобритания) Джоан Робинсон. В работе “Экономическая теория несовершенной конкуренции” (1933) она заявила: “Исследование различных закономерностей экономической теории принято начинать рассмотрением условий совершенной конкуренции, трактуя затем монополию как соответствующий особый случай… правильнее начинать исследование рассмотрением монополии, трактуя условия совершенной конкуренции как особый случай”.

Существенный вклад в понимание  несовершенной конкуренции внёс американский экономист Эдуард Чемберлин. В книге “Теория монополистической  конкуренции” (1933) он разъяснил, что  реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих  факторов.

Что же это за новый мир? Его можно  понять, если выявить новые тенденции, которые свойственны развитию рыночному  механизма во второй половине ХХ в.

Первая тенденция рынка –  к усилению монополизации рынка. Научно – техническая революция  вызвала переход к гораздо  более высокому уровню укрупнения хозяйства (к объединению предприятий в  различные комплексы). Централизация  производства привела к образованию  мощных монополий, охватывающих национальное экономическое пространство.

Вторая тенденция рынка –  обострению конкуренции. Научно – техническая  революция необыкновенно ускорила совершенствование технической  базы производства. В связи с этим резко ускорилось соперничество, особенно в области внедрения новейших достижений техники и технологии.

 

Проблема перехода к развитому  рынку.

 

 

Чтобы перейти к современной  рыночной экономике, приходится преодолевать большие трудности. Они связаны  прежде всего с тем, что между  стартом – абсолютной монополией – и финишем – развитым рынком, как говорится дистанция огромного  размера.

После второй мировой войны государственный  монополизм преодолевался в Испании, Японии, Чили и других странах. Накопленный  здесь опыт поучителен. Он показывает, что для перехода к развитому  рынку надо решить ряд непростых  проблем с учётом, разумеется, национальных особенностей каждой страны.

Одна из таких проблем – формирование многомиллионного отряда предпринимателей, умеющих эффективно хозяйствовать. Опыт всех стран с развитой рыночной экономикой выявил такую закономерность. Чем больше предпринимателей, занятых  производством полезных благ, тем  больше будет насыщаться товарами рынок, тем быстрее будет расти потребление. Однако с увеличением числа предпринимателей усиливается конкуренция между  ними, в результате чего снижаются  цены и уменьшается прибыль фирм. В итоге возрастает заинтересованность предпринимателей в том, чтобы повышать качество и удешевлять производство товаров и услуг.

Другой проблемой является создание рыночной инфраструктуры, способной  наладить нормальные экономические  связи между субъектами рынка. Для  этого организуется, в частности, сеть бирж и страховых компаний, в определённой степени ограждающих  предпринимателей от риска. Вместо государственной  системы материально – технического снабжения возникают товарные биржи. Создаются фондовые биржи – свободные  рынки ценных бумаг (акции и облигации). Наконец, государственные органы учреждают  биржи труда, которые помогают незанятым  людям устроится на работу.

Чтобы наладить нормальные народнохозяйственные связи между всеми субъектами хозяйствования, требуется решить сложную  проблему – установить рыночное равновесие между платёжеспособным спросом и предложением товаров в общегосударственном масштабе. Такая задача решается путём необходимого развития отечественного товарного производства и упорядочение ценообразования. Когда будет создан развитый рынок, освобожденные от жесткого государственного контроля цены будут стремиться к уровню равновесия, который в равной мере выгоден и продавцам, и покупателям. Вместе с тем на государство возлагается задача – регулировать инфляционные процессы.                          

За период 1992 – 1998 гг. наша страна продвинулась к развитому рынку очень незначительно. Выявились и отрицательные тенденции  – тоже результат поучительный. Сейчас более чётко, чем вначале, обозначились задачи, требующие разрешения в теории и на практике.

Одна из первостепенных задач –  проведение демонополизации рынка  и развитие цивилизованных форм конкуренции.

Движение от полностью монополизированного  рынка началось и до сих пор  продолжается без каких – либо существенных изменений состояния  российского рынка. Слабо выполняются  законодательно провозглашенные меры по ограничению монополистической  деятельности и развитию конкуренции. Поэтому, например, либерализация цен  проводилась руками монополий и  в их интересах. В тоже время государство  слабо поддерживает мелкий и средний  бизнес, без которого не может быть конкурентного рынка. Важно решить и другую задачу – полностью развить  всю систему рынков. Рыночные преобразования в нашей стране начались с полного  разрушения системы государственного материально – технического снабжения. Однако взамен её не был создан аналогичный  рынок производственного оборудования, а также рынок оптовой торговли. Нормальной экономики не может быть без рынка недвижимости (земли, жилья) и без рынка ценных бумаг. Ещё  предстоит в полной мере воссоздать все звенья развитой рыночной системы.

При реформировании российской экономики  требуется выполнить следующую  целевую установку – правильно  выбрать тип и структуру рыночных отношений.

Ещё до рыночной реформы у её инициаторов  возобладала идея создания свободного рынка. Их не смущали предостережения  противников такой ориентации. Так, профессор Дж. Гэлбрейт (США) в интервью газете “Известия” 31 января 1990 г. откровенно и резко заявил: “Те, кто говорит… о возвращении к свободному рынку  времён Смита, не правы настолько, что  их точка зрения может быть сочтена  психическим отклонением клинического характера. Это то явление, которого у нас на Западе нет, которое мы не стали бы терпеть и которое  не смогло бы выжить”.

Как это ни парадоксально, наша страна всё – таки совершила переход  к свободному рынку уже в январе 1992 г. Правда речь идёт о возникновении  с самого начала множества примитивных  продовольственных  и вещевых  рынков, где ведётся индивидуальная перепродажа отечественных и  иностранных товаров. Каждому гражданину было предоставлено право торговать  чем угодно и где угодно. При  этом далеко не всегда соблюдался надлежащий санитарно – эпидемиологический, экологический и иной контроль.

Жизнь доказала: необходимо создавать  рынок как социальный институт. Само движение к цивилизованному рынку  надо начинать с разработки множества  правовых норм и законов, регулирующих рыночную экономику.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

Итак, рыночная система – это  взаимодействие и сочетание различных  экономических структур, хозяйственной  практики и правового обеспечения, экономической политики и многого  другого. Отсутствие любого элемента немедленно вызовет сбои, приведёт  к неэффективному развитию экономической системы. Именно поэтому усиливаются роль и значение государства как гаранта цивилизованного  развития рынка. Изданием различных  законодательных актов, проведением  соответствующей экономической  политики оно создаёт “правила игры”, которыми следуют участники рынка.

Информация о работе Рыночный механизм