Рыночный спрос. Законы и факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 15:12, реферат

Описание работы

Спрос- потребность на которую есть деньги. Но и спрос, и потребность количественно трудно выразить. Чтобы понять, как функционируют рынки необходимо оперировать более точными определителями. Первый из них - объем величина спроса.
Объем спроса (QD)представляет собой то количество товаров и услуг, которое покупатели согласны приобрести по определенным ценам в течении определенного промежутка времени.

Файлы: 1 файл

бас.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Раздел 1. Рыночный спрос. Законы и факторы.

Спрос- потребность на которую есть деньги. Но и спрос, и потребность количественно трудно выразить. Чтобы понять, как функционируют рынки необходимо оперировать более точными определителями. Первый из них -  объем величина спроса.

Объем спроса (QD)представляет собой то количество товаров и услуг, которое покупатели согласны приобрести по определенным ценам в течении определенного промежутка времени.

Важнейшим фактором, определяющим объем спроса, является цена (P). Зависимость QD от P называется функцией спроса . 

Её можно представить  графически кривой спроса:

на оси абсцисс отложим  количество товара,

на оси ординат отложим  цену товара.

Связь между ценой  и объемом спроса на любой товар  можно проиллюстрировать с помощью кривой спроса. 

Кривая спроса — графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар.

Кривую спроса обычно обозначают буквой D, линию спроса - DD (от английского  Demand (спрос)).

 

Закон спроса гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении.

Закон спроса объясняется эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект дохода: снижение цены увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем раньше, не отказывая в приобретении других товаров.

Эффект замещения: при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять более дорогие продукты более дешевыми.

Эффекты дохода  и замещения совмещаются  и приводят к тому, что у потребителей возникают способность и желание покупать больше продукта по более низкой цене, чем по высокой.

 

Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением кривой спроса вправо или влево.

 

Объем спроса зависит  от влияния множество факторов:

  1. цена товара
  2. вкусы и предпочтения потребителя

  Так, например, активная рекламная компания здорового образа жизни, может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты, увеличив величину спроса при тех же ценах (сдвиг кривой спроса вправо).

 

 

 

  1. величины доходов потребителя

   Для подавляющей группы нормальных качественных товаров рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо.

  Однако для относительно худших товаров, имеющих сравнительно более низкое качество, рост дохода побуждает потребителя заменить относительно худший товар более качественным и тем самым сокращает спрос. В результате кривая спроса смещается влево.

 

  1. цены установленной на товары заменители и товары дополнители

Рост цены на товар-заменитель ведет к сокращению величины спроса на него и, как следствие, к увеличению спроса на основной товар. (Примером может служить ситуация 70-80-х гг. на рынке нефти, когда рост цен на этот энергоноситель спровоцировал рост спроса на альтернативные источники энергии: атомную, энергию солнца, ветра и т.д.).

Напротив, рост цены на товар дополняющий ведет  к сокращению спроса на основной товар, и наоборот, падение цен к его возрастанию. Так, снижение цен на принтеры для персональных компьютеров вызвало резкое увеличение спроса на высококачественную бумагу. Оба примера могут быть проиллюстрированы смещением кривой спроса влево.

  1. число потребителей

При прочих равных условиях , чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар.

 

  1. ожидания потребителей.

Если покупатели ожидают  изменения цен на товары, повышения или понижения своих доходов, определенных действий правительства, затрагивающих доступность товаров, то это может повлиять на их желание приобретать товар в данный момент, а, следовательно, вызовет изменение спроса. Так, ожидания будущего повышения цены товара (инфляционные ожидания) подстегивают спрос, т. е. потребители стремятся приобрести товар в больших количествах сегодня, боясь потерять возможность его купить в будущем, когда цена на него возрастет. Результатом ажиотажного спроса будет смещение графика D вправо.

  1. местных культурологических и климатических особенностей
  2. доступности товаров
  3. полезности вещи
  4. интенсивности и эффективности рекламы

 

 

Закон спроса не действует  в следующих случаях:

 

  1. Парадокс Гиффена

 

 (Рост цен на основную группу товаров первой необходимости приводит к откажу от более дорогих и качественных товаров, и к увеличению объема спроса на данный основной продукт (может наблюдаться в период голода).

 

Например, во время голода в Ирландии в середине 19 века объем спроса на картофель увеличился. Гиффен связан это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев населения падали, и они были вынуждены сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы выжить и не умереть с голода)

 

  1. Когда цена является показателем качества

 

 (В этом случае потребитель  может считать, что высокая цена товара свидетельствует о его высоком качестве и увеличении спроса)

Эффект Веблена 

(Связан с престижным  спросом, ориентированном на приобретение  товаром, свидетельствующих, по мнению покупателя, о его высоком статусе или принадлежности к "товарам-льготникам")

  1. Эффект ожидаемой динамики цен

 

 (Если цена товара снижается  и потребители ожидают сохранение  этой тенденции, то размер спроса  в данный временной период  может уменьшаться и наоборот)

Для редких и дорогостоящих  товаров, являющихся средством вложения денег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Рыночное предложение. Законы и факторы.

Рыночная ситуация складывается под влиянием двух экономических  категорий: спроса и предложения. Покупатели для удовлетворения собственных потребностей и под влиянием предпочтений вынуждены приобретать на рынке те или иные товары или услуги. Однако их возможности ограничены поведением фирм-производителей, которые непосредственно осуществляют поставку на рынок востребованного продукта.

Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по данной цене.

Величина предложения — это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке.

Цена предложения — это прогнозная минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Объем и структура  предложения характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяется размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок и при благоприятных экономических стечений обстоятельств может быть приобретена покупателями. К товарному предложению относят все товары, находящиеся на рынке, и в том числе относят товары находящиеся в пути.

Объем предложения, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, другую часть товара придержат на складе, если же цена будет высокой, то производитель предложит рынку максимальное количество товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой то производители постараются увеличить предложение товаров, пытаясь сбыть даже бракованные изделия. Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства, то есть тех производственных затрат, которые напрямую формируют издержки связанные с процессом производства.

Предложение исследуется  по трем временным интревалам:

  • Краткосрочный — до 1 года
  • Среднесрочный — от 1 года до 5 лет
  • Долгосрочный — более 5 лет

Объемом предложения называют количество какого-либо товара, который желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных экономических условиях

Функция предложения от цены характеризует зависимость объема предложения товара от его денежного эквивалента

Кривая предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Как и при рассмотрении спроса, не следует смешивать изменения  объема предложения и изменения  предложения:

  1. Изменение объема предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменных прочих факторов рыночной конъюнктуры и предполагает движение вдоль кривой предложения (стрелка №1)
  2. Изменение предложения, напротив, означает изменение всей функции предложения за счет изменения каких-либо неценовых фактор при неизменной цене на анализируемый товар (стрелка №2)

  • Q — кол-во продукции, которое готов предложить производитель
  • S — предложение

Закон предложения — объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

Аргументируем закон предложения.

1. Реализация резервов.

Реализовать продукцию  в полном объеме в кратчайшие сроки  достаточно сложно. Поэтому большинство  предприятий имеют определенный запас товарной продукции на складе. Повышение цены приводит к выбрасыванию на рынок этой резервной продукции. Соответственно объем предложения увеличивается вследствие повышения цены.

2. Работа в 3 смены.

Далеко не все предприятия  функционируют в 3 смены. Это может  быть связано с невозможностью реализовать  больший объем продукции на рынке. Кроме того работа в 3 смены может вызвать увеличение затрат вследствие нежелания работников работать ночью «за гроши». Однако рост цены на продукцию способен заставить владельцев предприятия организовать работу круглосуточно. Это приводит к увеличению объема предложения на рынке.

Исключение из закона предложения может быть связано  лишь с определенными ожиданиями товаропроизводителей. Ожидая сезонное колебание цены продавец может отказаться от реализации товара в период низких цен или снизить объемы реализации с целью максимизации прибыли в будущем за счет фактора сезонности.

Необходимо различать  изменение предложения и изменение  величины предложения.

Изменение предложения  характеризует сдвиг кривой предложения  в силу влияния неценовых факторов.

Изменение величины предложения характеризует движение по кривой (или прямой, если функция линейная) предложения под влиянием ценовых факторов.

 

На величину предложения  оказывают влияние два вида факторов:

1) ценовые факторы. Они неразрывно связаны с процессом

ценообразования, будь то цены на готовую продукцию или  на первичное сырье, которое идет на ее изготовление. Соответственно, если общий уровень рыночных цен невысок, это будет сопровождаться большими издержками производителей, особенно если цены на ресурсы и факторы производства слишком высоки. В этом случае выручка от продажи произведенной продукции будет практически вся уходить на покрытие издержек и уплату налогов;

2) неценовые факторы:

а) динамика цен на ресурсы. Для осуществления производственной деятельности фирма делает закупки сырья и необходимого оборудования. При увеличении цен на основные, оборотные фонды и ресурсы производства, издержки предприятия тоже будут неуклонно расти. Рост затрат, в свою очередь, вынуждает фирму или предприятие сокращать производственную деятельность до

тех пор, пока цена на единицу  продукции не окажется равной или  ниже предельных издержек; в результате предложение начинает сокращаться;

б) разработка новых технологий позволяет производителю увеличить эффективность производства и, как следствие, количество производимой продукции. Внедрение новых основных производственных фондов и технологических открытий (машины и оборудование) на производстве способствует снижению показателей материалоемкости и трудоемкости и росту фондоотдачи. Иными словами, реальным становится процесс расширения масштабов производства;

в) динамика величины налогообложения. Налоги являются регулятором государственного бюджета, они периодически (как правило, раз в месяц) изымаются из дохода всех экономических субъектов. Чем выше налоговая ставка и сумма налога, подлежащая отчислению, тем ниже становится потенциал для дальнейшего развития. Это может явиться причиной возникновения такой проблемы, как теневая экономика и сокрытие доходов. Например, рост ставки налога на прибыль и землю, ставки процента на арендную плату, а также других отчислений. Например, рост величины единого социального налога ведет к тому, что у организации остается все меньше возможностей для дальнейшего развития, поскольку совокупные издержки в целом могут оказаться на уровне прибыли или же, если организация находится в состояния кризиса, даже превышать ее;

Информация о работе Рыночный спрос. Законы и факторы