Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 23:31, курсовая работа
Развитый фондовый рынок как часть финансового рынка есть неотъемлемая часть любой современной экономики.
Однако, в 1917 году советская власть, диктовавшая такую экономику, что свободные денежные средства должны распределяться централизованно государственными органами, ликвидировала фондовые биржи. И только в 1991 году началось возрождение рынка ценных бумаг (рынок ценных бумаг).
Введение 5
1 Макроэкономическая роль и функции рынка ценных бумаг 6
1.1 Рынок ценных бумаг: сущность и механизм функционирования 6
1.2 Задачи рынка ценных бумаг 13
1.3 Фондовый рынок как механизм привлечения инвестиции 17
2. Состояние российского рынка ценных бумаг 21
2.1 Особенности развития рынка ценных бумаг в России 21
2.2 Перспективы рынка ценных бумаг в России 26
3ОАО «Сбербанк России» как брокер на рынке ценных бумаг 36
Заключение 42
Список литературы
Во-вторых, рынок ценных бумаг — гибкий и эффективный регулятор воспроизводственного процесса и его финансового обеспечения. Его механизм позволяет осуществлять перераспределение капиталов между отраслями и сферами экономики, также ее участниками (субъектами). Данную функцию можно определить как перераспределительную. Инструменты — проводники этой функции на практике — ценные бумаги. Только рынки ценных бумаг (в отличие от других финансовых рынков) опосредуют распределение и перераспределение собственного капитала корпораций между отраслями экономики. [12, с. 317]
В числе специфических функций рынка ценных бумаг указывают трансформационную и инновационную.
«Трансформационная функция значима в том плане, что позволяет приблизить уровни потенциальных инвестиций, определяемых масштабами сбережений на всех уровнях (домохозяйств, предприятии и организаций, государства в целом), с одной стороны, и фактически реализуемых — с другой. Конкретные способы трансформации определяются спецификой используемых инструментов рынка ценных бумаг (акции, облигации)». [18, c 176] Реализация трансформационной функции рынком ценных бумаг позволяет увязать в единую цепочку начальные (формирование сбережений) и конечные (осуществление инвестиций) звенья инвестиционного процесса.
Инновационная функция рынка ценных бумаг реализуется в результате одновременного обращения на рынках ценных бумаг самых разнообразных корпораций, относящихся к различным, секторам экономики. На основе оценки степени перспективности предприятий тех или иных отраслей формируется соответствующая система курсов их ценных бумаг. «Наиболее передовые предприятия и отрасли получают и более высокую оценку ценных бумаг со стороны участников рынка, инвесторов. Тем самым они (предприятия и отрасли) имеют возможность привлечения дополнительных инвестиций за счет новых выпусков ценных бумаг и их размещения на финансовых рынках. Ведомые частным корыстным интересом (максимизацией доходности) инвесторы способствуют формированию и развитию наиболее перспективных производств, внедрению в хозяйственную практику самых передовых технологий и разработок, что способствует росту эффективности экономики». [4]
Опыт промышленно развитых стран последнего десятилетия двадцатого века свидетельствует, что эмиссии ценных бумаг часто являются наиболее выгодным и удобным способом привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов. При этом каждый из видов ценных бумаг имеет свои особенности и выполняет свою роль в инвестиционном процессе. В целях привлечения инвестиций корпорации имеют возможность эмитировать как долевые ценные бумаги (обыкновенные и привилегированные акции), так и долговые ценные бумаги (прежде всего, облигации).
Выбор источников финансирования зависит от многочисленных факторов, среди которых размер предприятия, природа его рынков, отрасль и сфера деятельности, характер государственного регулирования и т.д. И фондовый рынок является отличным источником инвестиций для компаний, которая уже максимально эффективно использует традиционные источники ресурсов и готова отвечать по своим обязательствам. В стабильной экономической ситуации корпоративные облигации и другие ценные бумаги могут быть привлекательны для частных инвесторов (населения) как реальная альтернатива наличной иностранной валюте, для коммерческих банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг – как удобный вариант размещения рублевых ресурсов, для иностранных инвесторов – как способ осуществления портфельных инвестиций в российские предприятия.
Делая вывод можно сказать что, рынок ценных бумаг — это часть финансового рынка, которая играет в ней большую роль. Его механизм позволяет осуществлять перераспределение капиталов между отраслями и сферами экономики, а также ее участниками. Рынок ценных бумаг очень чутко реагирует на происходящие и предающиеся изменения в политической, социально-экономической, внешнеэкономической и других сферах жизни общества. И поэтому обобщающие показатели состояния рынка ценных бумаг являются основными индикаторами, по которым судят о состоянии экономики страны.
2.1 Особенности развития рынка ценных бумаг в России
Особенность развития рынка ценных бумаг в РФ в начале 90-х гг. заключалась в том, что рынок наполнялся ценными бумагами довольно хаотично, что было обусловлено замедленными масштабами приватизации, а также отсутствием систематизированного выпуска государственных ценных бумаг по линии Министерства финансов и Центрального банка. Последнее требует особого краткого исторического рассмотрения. Известно, что следом за выигрышными 3%-ными облигациями в 1990 г. стали выпускаться государственные 5%-ные облигации для населения и юридических лиц. В последующем процент по этим бумагам был повышен до 10 в целях лучшего размещения. Однако эти бумаги не нашли должного спроса у покупателей (как юридических, так и физических лиц). Поэтому вся эмиссия была в основном приобретена еще существовавшим тогда Государственным банком СССР. Отсутствие спроса на эти бумаги объяснялось рядом причин. Во-первых, тогда еще не был создан реальный рынок ценных бумаг, т.е. не было сравнительно широкого акционирования или интенсивного выпуска акций. Во-вторых, доверие к государственным процентным бумагам со стороны населения и юридических лиц было утрачено в связи с началом спада производства и отсутствием разработки конкретной экономической программы правительства.
Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:
1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.
2. Целевая переориентация
рынка ценных бумаг с
3. Улучшение законодательства и контроль за выполнением этого законодательства.
4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо следующее:
- создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;
- необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;
- ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы;
- создание системы отчетности и публикации макро - и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;
- гармонизация российских и международных стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;
- создание активно действующей системы надзора за небанковскими инвестиционными институтами;
- государственная поддержка образования в области рынка ценных бумаг;
- приоритетное выделение государственных финансовых и материальных ресурсов для “запуска” рынка ценных бумаг;
- перелом психологии операторов, действующих на рынке, направленной на обход, прямое нарушение государственных установлений и на полное неприятие роли государства как гаранта бизнеса и мелких инвесторов;
- срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов и ценные бумаги от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов. [16]
В этой связи следует отметить, что в Центральному банку необходимо было создать свой рынок государственных ценных бумаг, его структуру и классификацию государственных ценных бумаг. Это необходимо, прежде всего, для укрепления российской финансовой системы, так как с помощью различных видов бумаг и различных сроков их реализации может быть обеспечено частичное покрытие бюджетного дефицита. Следует учесть опыт ряда ведущих западных стран.
В начале 90-х гг. рынок ценных бумаг не был единым цельным организмом: размещение и покупка государственных и частных ценных бумаг производились разрозненно, независимо друг от друга, механизм конкуренции по существу не действовал. Это объяснялось ограниченностью выпуска как государственных, так и частных ценных бумаг на рынке.
В 1991—1992 гг. рынок ценных бумаг РФ был еще довольно аморфным, поскольку не сложилась структура самого рынка. Дело в том, что на первом этапе не было четкого разграничения между первичным рынком и вторичным (биржевым). Пока рынок в основном был представлен фондовыми и товарными биржами, которые поглощали основной поток частных ценных бумаг. Развитие же первичного рынка ценных бумаг в структуре всего рынка возможно лишь при условии развития следующих основных элементов: более широкой и активной приватизации предприятий, компаний и ассоциаций; создания системы первичного рынка и его посредников в лице инвестиционных банков и брокерских фирм, которые могли бы осуществлять посредническую функцию между эмитентами и инвесторами так, как это принято в мировой практике, в частности в США, Канаде, странах Западной Европы и в Японии;
Фондовые биржи также нуждались в определенных структурных изменениях. Их деятельность в значительной степени зависит от массы поступления ценных бумаг. При этом не следует забывать, что биржа — вторичный рынок, на котором покупаются и продаются, как принято в мировой практике, ценные бумаги старых выпусков, т.е. уже прошедших через первичный рынок. Дело в том, что в РФ новые выпуски ценных бумаг, в основном акции, поступали на фондовые и товарные биржи, минуя и не образуя таким образом первичный рынок. В то же время, как показывает мировая практика, фондовые биржи в основном специализируются на «переработке» старых выпусков ценных бумаг, в основном акций, хотя через них проходит определенное количество также частных и государственных облигаций. В то же время на фондовых биржах (в основном континентальной Европы) реализуются также и эмиссии акций. Однако это обусловлено прежде всего огромным объемом выпускаемых ценных бумаг.
Объектом реализации на первичном рынке должны были стать не столько акции, сколько облигации компаний и предприятий.
Важной стороной совершенствования рынка ценных бумаг являлось его правильное регулирование с помощью эффективного и эластичного законодательства, которое было бы способно создать объективные правила игры на рынке. Дело в том, что основные документы и инструкции по рынку ценных бума (14 Положений Правительства) были приняты в конце декабря 1991 г. Однако не был принят всеобъемлющий закон о ценных бумагах и биржах, как это было сделано в свое время в западных странах. Так, в США такой закон был принят в 1933 г. и скорректирован в 1934 г., но действует по настоящее время. В Японии такой закон был принят после войны и в последующие годы неоднократно корректировался в соответствии с качественной и структурной динамикой рынка ценных бумаг.
Цель коррекции законов на Западе — это защита интересов вкладчика-инвестора от всякого рода махинаций и мошенничеств.
Крупные скандалы в России на рынке ценных бумаг летом и осенью 1994 г. показали, что принятые положения о ценных бумагах и бирже 1991 г оказались неэффективными для регулирования рынка. Это привело к большим финансовым потерям многих физических и юридических лиц, так как многие компании осуществляли эмиссию и продажу своих ценных бумаг без лицензирования со стороны Центрального банка, Министерства финансов Именно это обстоятельство привело к реорганизации Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку, которая с ноября 1994 г. взяла на себя функции по регулированию рынка ценных бумаг России согласно Указу Президента Российской Федерации. [20, с. 24]
В задачу новой комиссии входит прежде всего лицензирование эмитентов ценных бумаг, обеспечение контроля за деятельностью банков и других кредитно-финансовых учреждений, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг, создание и организация исполнительной дирекции данной комиссии при Правительстве с целью эффективного регулирования рынка ценных бумаг.
Сектор долгового рынка |
2004 г. |
2005 г. |
2005/ 2004,% |
2006 г. |
2006/ 2005, % |
1 полуго-дие 2007 |
2013г. |
2014г. |
Федеральные облигации |
558 |
722 |
29 |
804 |
11 |
998 |
3419 |
3700 |
Муници-пальные облигации |
1124 |
178 |
44 |
180 |
14 |
197 |
448 |
497 |
Корпора-тивные облигации |
266 |
83 |
81 |
622 |
29 |
1122 |
4736 |
5200 |
Векселя |
300 – 310 |
350 – 370 |
19 |
380 – 400 |
8 |
450-475 |
750-800 |
800-850 |
Всего |
1258 |
1732 |
38 |
2006 |
116 |
2798 |
9403 |
10197 |
Таблица 1- Объём в обращении рублевого долгового рынка, млрд. руб. [10, 11]
Из всего сказанного выше необходимо сделать вывод об особенностях развития рынка ценных бумаг в России
Во-первых, обычно развитие эффективных рынков ценных бумаг сопровождает рост всей национальной экономики. В России зарождение и становление фондового рынка, его довольно динамичное развитие происходит на фоне постоянного спада производства. Такая диспропорция в динамиках рынка ценных бумаг и общеэкономических процессов вызывает кризисные явления на этом рынке. С другой стороны, недоразвитость и несовершенство самого фондового рынка препятствуют преодолению тенденции к сужению воспроизводства.
Информация о работе Рынок ценных бумаг и алгоритмы его совершенствования