Рынок ценных бумаг и особенности его формирования в странах с переходной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Устойчивое положение любого государства определяется прежде всего стабильным финансовым состоянием - величиной дефицита государственного бюджета и государственного долга. Финансовая система - это барометр экономики и одновременно та болевая точка, воздействие на которую может ускорить или замедлить процессы рыночных преобразований.
Стабилизация и нормализация финансовой сферы является неотъемлемым условием оздоровления экономики страны и решения стратегических целей. Важное место в решении этой проблемы отводится созданию реально действующего рынка ценных бумаг.

Содержание работы

Введение

1. Понятие, задачи и функции рынка ценных бумаг…………………………….5

1.1. Сущность рынка ценных бумаг, его роль в экономике………………..5

1.2. Структура рынка ценных бумаг. Субъекты рынка ценных бумаг……7

1.3. Ценные бумаги: понятие, виды…………………………………………10

2. Специфика становления и функционирования рынка ценных бумаг

в странах с переходной экономикой…………………………………………...19

3. Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь…………………………………..30

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

1курс.docx

— 62.70 Кб (Скачать файл)

 

Владелец варранта имеет  право обменять эту ценную бумагу на указанное в нем количество обыкновенных акций по твердой цене в течение определенного периода  времени, если курс этих акций достиг оговоренного порога.

 

Варрант — долгосрочная ценная бумага. Она выпускается, как правило, вместе с облигациями корпорации и с ее привилегированными акциями, составляя одно целое. Это делает первичное размещение этих ценных бумаг, с одной стороны, более привлекательным, а с другой — уменьшает эмиссионные  затраты корпорации. Если это растущая, с четко выполняемыми планами  компания, то варранты могут привлекать интерес будущих инвесторов.

 

В отличие от опционов, выпуск которых может осуществлять как  эмитент, так и собственник портфеля ценных бумаг, эмиссия варрантов  осуществляется эмитентом долговых обязательств.

 

После выпуска ценной бумаги с варрантом он отделяется от нее. Когда варрант отделяется от ценной бумаги, ее продажная цена уменьшается  на цену варранта. При этом, попадая  на вторичный рынок, варрант приобретает  собственный рыночный курс. Цена, по которой варрант может быть обменен  на новую ценную бумагу, называется ценой исполнения варранта[6,с.43].

 

Казначейские векселя  представляют собой краткосрочные  облигации казначейства (министерства финансов). Они выпускаются в счет управления внутренним государственным  долгом. Данный вид ценных бумаг  обладает высокой ликвидностью, он занимает видное место в портфеле ценных бумаг корпорации, не случайно эти бумаги называют иногда «вторыми деньгами».

 

Казначейские векселя  продаются со скидкой (дисконтом), т. е. ниже номинала, а выкупаются по номиналу. Полученная разница представляет собой  капитализированный процент. Казначейские векселя выпускаются в форме  векселей на предъявителя, платеж после  окончания срока действия этого  долгового обязательства производится его владельцу.

 

Депозитный сертификат является банковской ценной бумагой, свидетельством о получении эмитентом срочного вклада. Он представляет собой банковский депозит определенной деноминации  с фиксированным сроком и фиксированным  вознаграждением. Он выпускается, как  правило, на предъявителя. Депозитный сертификат — перепоручаемая ценная бумага, имеющая активный вторичный  рынок. Это высоко ликвидная ценная бумага.

 

Муниципальные облигации  представляют собой ценные бумаги местных  органов власти и предназначены  для финансирования различных общественных проектов. Эти бумаги долгосрочны  и имеют купонные платежи. Оплата процентов и погашения основной суммы долга производится, как  правило, из налоговых поступлений  данного муниципалитета.

 

Фьючерсные контракты  представляют собой ценные бумаги, причиной появления которых является договор о поставке оговоренного количества ценностей в течение  известного периода времени по цене, установленной в момент заключения сделки. Фьючерсные контракты могут  выставляться на товары, продаваемые  на товарных биржах, а также на ценные бумаги государства в виде казначейских векселей и казначейских обязательств. Последние называются процентными фьючерсами.

 

Ценовая определенность и  обязательность исполнения — главные  характеристики фьючерсов. Они не предусматривают  немедленной передачи права собственности  на приобретаемые по контракту ценности из одних рук в другие. На фьючерсном рынке приобретается гарантированное  законом обязательство, которое  может быть оформлено как сделка, учитывающая права на собственность. Еще одной спецификой фьючерсов  является то, что они продаются  независимо от того, существуют ли эти  ценности в данный момент времени  или нет.

 

Фьючерсы по своей сути схожи с опционами: и те, и другие дают возможность приобретать в  будущем определенные фондовые ценности. Однако, в отличие от опциона, фьючерсы, во-первых, не являются актами купли-продажи, это твердое обязательство поставки ценности. Во-вторых, фьючерсный контракт включает требование обязательного расчета после окончания его срока. Невыполнение контракта предполагает компенсацию или возмещение. В-третьих, риск, связанный с фьючерсной сделкой, гораздо выше, ибо исполнение сделки обязательно. Если цена фондовой ценности понизится, то покупатель фьючерса может потерять гораздо больше, чем размеры премии по опциону. То же самое относится к продавцу фьючерса в случае, если цена возрастает.

 

Условия фьючерсного контракта  стандартны. В нем указываются  размер поставки, место и время  поставки. Цена фьючерсного контракта  определяется как результат соотношения  спроса и предложения на биржевых аукционах. Расчеты по фьючерсным контрактам организованы через клиринговые  палаты бирж, связывающих между собой  счета брокерских компаний-участников фьючерсных торгов.

 

Чек — вид ценной бумаги, денежный документ строго установленной  законом формы, содержащий приказ владельца  текущего счета в финансовом институте (чекодателя) о выплате владельцу  чека по его предъявлении суммы денег, обозначенной в этом обязательстве. Он предназначен для упрощения платежного оборота.

 

Чек является основным распорядительным документом по текущему счету. Его владелец может выписать какое угодно число  чеков в пределах остатка по своему текущему счету. Выдача так называемых «безвалютных» чеков, т. е. оплата которых  не обеспечена остатком на текущем  счете или специальным кредитным  соглашением с банком, карается по закону. Чек можно передать в уплату вместо денег, но это не сами деньги, а лишь требования на них.

 

Выставление чека предполагает взаимодействие трех сторон: чекодателя — лица, выписавшего чек; чекодержателя  — лица, получившего чек.

 

Приватизационные чеки представляют собой особый вид государственных  ценных бумаг, опосредующих механизм безвозмездной  передачи гражданам государственной  и муниципальной собственности  в ходе ее приватизации. Поэтому  они рассчитаны на сравнительно короткий период и подлежат погашению после  обмена чека на акцию или на долю в имуществе приватизируемого предприятия[10,с.64].

 

Залоговые ценные бумаги выпускаются  под уже существующие закладные. Закладная есть долговое обязательство, появление которого связано с  получением кредита под развитие недвижимости (чаще всего — жилья). При этом последняя служит его обеспечением.

 

Одним из видов деятельности на вторичном рынке закладных  является создание пула закладных. В  этой связи создатели пула закладных  выпускают специальные ценные бумаги, которые представляют на рынке определенную долю этого пула, и их владельцы становятся совладельцами этого пула. Взносы по закладным распределяются между держателями этих ценных бумаг. Основными эмитентами этих ценных бумаг являются банки.

 

В случае невозможности выплаты  по этим ценным бумагам их владелец имеет право на собственность  в виде недвижимости и может продать  их в счет погашения долга[6,с.49-51].

 

 

 

2 Специфика становления  и функционирования рынка ценных  бумаг     в странах с  переходной экономикой

 

Фондовый рынок в странах  с развитым рыночным хозяйством развивался на протяжении многих десятилетий. В  Республике Беларусь этот процесс протекает  особенно трудно, поскольку формирование рыночных отношений, начавшееся не более 10—15 лет назад, связано с преодоле­нием многих препятствий, созданных старой экономической системой [12,с.141]

 

В любой развитой стране основу рынка ценных бумаг формирует  акционерная собственность. В этих странах около половины рынка  ценных бумаг (за исключением срочного рынка) в терминах рыночной капитализации  составляют долевые ценные бумаги —  акции. Одной из основных причин появления  акционерного капитала является приватизация государственной собственности. Явление  приватизации стало одним из наиболее значительных экономических событий XX века. Под ее влиянием морально устаревшие и убыточные государственные  предприятия превращались в прибыльные и мощные частные производства. Даже в немногочисленных государствах, которые  все еще сопротивляются ей, уже  начинает формироваться понимание  неизбежности этого процесса.

 

На протяжении большей  части XX века в мире доминировали идеологии  государственного планирования и управления, начиная с полностью централизованного  планирования в социалистических странах  и нацистской Германии и заканчивая сторонниками и последователями  Джона Кейнса, поощряющими вмешательство государства в естественные рыночные процессы. И только в последние два десятилетия волна огосударствления экономики схлынула, причем с такой силой, что эти двадцать лет практически полностью перевернули устои предыдущих восьмидесяти.

 

Давно прошло то время, когда  экономисты должны были приводить доводы в пользу приватизации. В настоящее  время нет необходимости анализировать  ее успехи. Мир уже на собственном  опыте убедился в ее преимуществах.

 

На данном этапе перед  экономистами стоят следующие проблемы: каким образом провести приватизацию? как минимизировать вероятность про­вала? как увеличить шансы на успех?

 

Согласно первоначальным планам программа массовой приватизации в Беларуси должна была быть завершена  к середине 2000 года. Именно этой датой  ограничивался срок действия именных  приватизационных чеков. Однако сначала  срок выдачи чеков был продлен  до 1 июля 1997 года. Затем срок обращения  чеков был увеличен на три, а срок погашения отодвинут на четыре года. Факт неоднократного продления сроков является убедительным доказательством  вялости процессов изменения форм собственности в Беларуси. Предпринимавшиеся государством попытки реанимирования программы массовой приватизации не принесли успеха. Доля погашенных к настоящему времени приватизационных чеков свидетельствует о том, что сама ее схема не была жизнеспособной.

 

Процессами приватизации движут экономические законы. Централизованное планирование и управление не могут  превзойти рыночные механизмы. Управляемая  государством экономика вызывает искажения, которые снижают эффективность  хозяйственных процессов. Она разрушает  стимулы и подавляет способность  предприимчивых людей к использованию  благоприятных возможностей, размывает  сигналы, которые свободные цены посылают производителям и потребителям.

 

Но, пожалуй, самым важным является то, что государственная  экономика политизирует промышленность, деятельность которой должна зависеть исключительно от экономических  факторов. Она не в состоянии столь  же эффективно распределять ограниченные ресурсы, как это делает частный  бизнес, по причине того, что для  государства не существует конкуренции. Чиновник, отвечающий за какое-либо государственное  предприятие (сектор, отрасль) или курирующий его, преследует свои собственные (или  государственные) интересы, которые  не обязательно соответствуют экономическим  потребностям общества. Следствие этого  — появление убыточных предприятий, находящихся в государственной  собственности и лежащих тяжелым  бременем на бюджете. Приватизация позволяет  ослабить это бремя, а также влияние  государственных чиновников и сделать  экономические процессы более эффективными.

 

Таким образом, экономической  целью приватизации является создание эффективной хозяйственной структуры. Рынок сам расставит все точки  над «I» и приведет в соответствие структуру производства и структуру  общественных потребностей. В этом отношении существующая в настоящее  время идеология приватизации, являющаяся, видимо, новой государственной политикой, представляется неверной. В частности, данная схема предполагает продажу  части государственных пакетов  акций предприятий, не относящихся  к списку так называемых «голубых фишек», за иностранную валюту. Вырученная таким образом валюта пойдет на пополнение золотовалютных резервов страны, которые  будут использоваться для поддержания  обменного курса белорусского рубля. Первый этап по реализации этой модели приватизации, а именно определение спроса инвесторов на ценные бумаги, уже начался в ноябре 2000 года при помощи Белорусской котировочной автоматизированной системы (БЕКАС) на Белорусской валютно-фондовой бирже. До начала 2001 года успешно прошло несколько пробных торгов.

 

Данная схема на первый взгляд обладает некоторыми достоинствами. Очевидно, предполагается, что в  качестве покупателей государственных  па­кетов акций выступят иностранцы. Однако иностранные инвесторы, инвестировавшие валюту в акции, окажутся «повязанными» с нашей экономикой, поскольку продать эти акции они вряд ли смогут. У нас отсутствует фондовый рынок, да и валютное регулирование меняется чуть ли не каждый час, что не позволяет быть уверенным в возможности репатриации не только прибыли, но и самих инвестиций. [12,с.35-36]

 

Такая модель приватизации эквивалентна тому, что помимо определенной суммы, необходимой для покупки самих  акций (эти деньги пойдут в доход  государства), инвесторам придется найти  ресурсы для инвестиций в само производство или его реструктуризацию хотя бы для того, чтобы окупить  свои первоначальные инвестиции. Для  многих потенциальных отечественных  инвесторов такая финансовая ноша окажется просто неподъемной. Это первый и  весьма существенный недостаток.

 

Более того, прогнозы относительно заинтересованности иностранных инвесторов в белорусских предприятиях чрезмерно  оптимистичны. В реаль­ности, как показывает опыт приватизации в странах Центральной и Восточной Европы, на это могут рассчитывать лишь считанные единицы. Понятно, что это будут наиболее успешно развивающиеся предприятия, которые сумели провести реструктуризацию производства самостоятельно либо занимают ключевые позиции в определенных хозяйственных процессах. Следовательно, в большинстве случаев государственные пакеты акций будут покупать отечественные инвесторы. Если государство действительно заинтересовано в продаже доли своей собственности, рано или поздно оно будет вынуждено смягчить условия продажи собственных пакетов акций. Процесс приватизации не должен быть самоцелью, напротив, приватизация должна рассматриваться как один из наилучших инструментов проведения реструктуризации экономики и, как следствие, повышения экономической эффективности и роста.

 

         Второй  недостаток рассматриваемой модели  заключается в том, что сам  подход к приватизации вызывает  сомнения в своей жизнеспособности. Непонятно, почему потенциальный  инвестор должен предоставлять  предприятию два «кредита»: первый  раз это произойдет, когда инвестор  приобретет акции предприятия,  а второй раз—при модернизации производства. Вполне достаточно второго кредита. При практически полном отсутствии иностранных инвестиций в белорусскую экономику, поскольку их объем, по оценкам экспертов, составляет менее процента от необходимого уровня, вряд ли иностранные инвесторы соблазнятся такими условиями. В противном случае в стоимость акций приватизируемых предприятий необходимо заложить поправку на затраты по приобретению самих акций. Но и тогда средства, направляемые на покупку акций, не могут рассматриваться в качестве инвестиций, поскольку носят непродуктивный характер и представляют собой скорее налог на участие в деятельности акционерного общества. Продажа акций государством в процессе приватизации (при наличии существенной доли го­сударства в акционерном капитале) объективно отличается от обращения акций на вторичном рынке, поскольку государство продает акции по причине того, что оно не в состоянии обеспечить эффективность деятельности предприятия.

Информация о работе Рынок ценных бумаг и особенности его формирования в странах с переходной экономикой