Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 20:29, курсовая работа
Устойчивое положение любого государства определяется прежде всего стабильным финансовым состоянием - величиной дефицита государственного бюджета и государственного долга. Финансовая система - это барометр экономики и одновременно та болевая точка, воздействие на которую может ускорить или замедлить процессы рыночных преобразований.
Стабилизация и нормализация финансовой сферы является неотъемлемым условием оздоровления экономики страны и решения стратегических целей. Важное место в решении этой проблемы отводится созданию реально действующего рынка ценных бумаг.
Введение
1. Понятие, задачи и функции рынка ценных бумаг…………………………….5
1.1. Сущность рынка ценных бумаг, его роль в экономике………………..5
1.2. Структура рынка ценных бумаг. Субъекты рынка ценных бумаг……7
1.3. Ценные бумаги: понятие, виды…………………………………………10
2. Специфика становления и функционирования рынка ценных бумаг
в странах с переходной экономикой…………………………………………...19
3. Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь…………………………………..30
Заключение
Список использованных источников
В подавляющем большинстве
приватизируемых предприятий
Под сомнение можно поставить еще многие аспекты данной модели приватизации. Например, идея пополнения валютных резервов за счет продажи государственной доли в уставных фондах акционерных обществ очень спорна. Существует множество других механизмов монетарной природы, направленных на поддержание обменного курса. При отрицательном сальдо торгового баланса, уже долгое время превышающем 1 млрд. долларов США в год, поощрение «бегства» капитала за границу посредством интервенций на внутреннем, а как показывает история, и на внешнем валютном рынке становится государственной задачей исключительной важности — само государство стимулирует этот процесс.
Более того, можно с уверенностью утверждать, что активы приватизируемых акционерных обществ не имеют реальной рыночной стоимости и, скорее всего, недооценены в силу отсутствия действующего вторичного рынка корпоративных ценных бумаг. Как показывает мировая практика, капитализация фондовых рынков развивающихся стран растет опережающими темпами по отношению к фондовым рынкам развитых стран. Во многих странах с переходной экономикой за период проведения ключевых реформ в экономике капитализация рынка ценных бумаг увеличивалась в десятки раз. Поскольку в соответствии с указанными выше документами единственной целью продажи пакетов акций, принадлежащих государству, является пополнение золотовалютных резервов, то очевидно, что она противоречит механизму их пополнения (или времени реализации этого механизма).
Все использовавшиеся или использующиеся схемы приватизации можно свести к двум типам — массовой (ваучерной) и «поименной» приватизации. Выбор метода, как правило, обусловлен государственными приоритетами в отношении условий продаж, прозрачности приватизации, расширения и углубления рынков капитала, улучшения корпоративного управления на предприятиях, а также прямым влиянием технологических и управленческих ноу-хау.
Программы массовой приватизации
(ПМП) разрабатываются с целью
справедливого распределения
Суть схемы «поименной»
приватизации, обычно применяемой в
странах с развитым фондовым рынком,
заключается в продаже
Однако этот подход не способствует широкому участию населения в процессах приватизации и является достаточно медленным.
Приватизация, проводимая с
помощью публичного предложения
акций, представляет собой наиболее
прозрачный механизм смены собственности.
Однако он требует определенной степени
развития финансовых рынков, а также
хорошо развитой законодательной
Одной из модификаций метода
IPO является продажа значительного
пакета акций стратегическому
Во многих странах задача
выбора схемы проведения приватизации
еще не решена. Некоторые страны
с переходной экономикой (например,
Россия) выполнили ПМП, однако сохранили
государственную долю во многих частично
приватизированных компаниях и
оставили в государственной
В других крупных странах (например, в Китае), где государственный сектор экономики продолжает существовать в значительных масштабах, широкий переход прав собственности к населению при условии получения минимальных доходов (как это предусматривается в ПМП) может быть политически неприемлем. Более того, программа приватизации может быть недостаточно большой для поддержки действительно массовой приватизации. В то же время потенциальная роль продаж с аукциона ил и с помощью IPO является также ограниченной, поскольку покупательная способность частного сектора очень низка, а финансовая инфраструктура недостаточно развита.
Низкий уровень благосостояния
сам по себе не является проблемой
для приватизации (в отличие от
задачи получения государством доходов),
так как всего лишь означает установление
низких цен на приватизируемые активы.
Более существенной проблемой является
распределение частного капитала, что
обусловлено существованием черного
рынка и ангажированностью
Большие нарекания вызывает
также эффективность ПМП. В связи
с тем что собственность
Из вышесказанного следует, что применение программы массовой приватизации или поименного метода приватизации с теми или иными незначительными вариациями нецелесообразно и скорее всего не приведет к желаемым результатам. Выход, как всегда, находится посередине. Этот метод получил название «IPO+» и является существенным развитием метода IPO.[12,с.127-128]
В нашей стране фондовый рынок
только начинает свое развитие. Однако
на данном этапе существует критическая
потребность в целенаправленной
государственной поддержке. В условиях
острейшей необходимости
Во-первых, средства могут быть использованы на потребление. Основную часть инвестиций на фондовый рынок поставляет население. Если население имеет доходы, превышающие его расходы на потребление, то инвестиции увеличиваются и наоборот. Увеличение занятости, рост заработной платы, снижение налогов способствуют притоку капитала на фондовый рынок. Однако высокий уровень инфляции может привести к тому, что практически все средства населения будут использованы на потребление.
Во-вторых, инвесторы вместо биржевых активов могут отдать предпочтение любым другим способам использования средств. Конкуренция существует не только между реальными инвестициями и финансовыми вложениями, но и внутри секторов финансового рынка, например вложение средств в валюту, на депозиты в банк или для приобретения биржевых активов.
В-третьих, доходы могут быть
инвестированы за границей, а такой
инвестор становится международным. Выбор
страны для инвестиций определяется
базовыми рыночными законами и обусловлен
социально-политическим или экономическим
климатом в рассматриваемой стране,
налоговой политикой
Рынок ценных бумаг не является местом финансовых спекуляций или узаконенным способом скупки отечественных предприятий. Спекулянты столь же необходимы фондовому рынку, сколь фондовый рынок необходим спекулянтам. Только благодаря спекулянтам создается ликвидность рынка, которая и обеспечивает ему существование. Безусловно, ценовые флуктуации на фондовом рынке определяются балансом спроса и предложения на конкретные инструменты. Однако более фундаментальной причиной ценовых колебаний являются совокупные ожидания рынка по поводу будущих доходов компаний или изменение общего направления движения рынка.
Существенный дисбаланс
между рынками государственных
и корпоративных ценных бумаг
в сторону государственных
Тот факт, что процесс формирования фондового рынка в Беларуси уже затянулся на тринадцать лет, позволяет сделать вывод о том, что на пути белорусского рынка ценных бумаг стоит очень сложная и тяжело преодолимая проблема. Она заключается в том, что руководящие лица государственных органов и предприятий, а вообще говоря, подавляющая часть населения не понимают сути фондового рынка, тех механизмов, которые этот рынок предлагает экономике. И то, что за девять лет в этом направлении не произошло существенных изменений, не внушает большого оптимизма по поводу бурного развития фондового рынка в ближайшем будущем.
Фондовый рынок является наиболее приближенной реализацией к модели рынка с совершенной конкуренцией. Государство должно выступать только в качестве гаранта законности действий участников рынка! Его присутствие должно ощущаться, а не быть видимым. Любое вмешательство государственных органов равносильно нарушению естественного баланса сил спроса и предложения. Последствия таких вмешательств тяжело предсказуемы. Тем не менее можно с достаточной уверенностью утверждать, что государственное регулирование экономики будет носить скорее негативный, т.е. ограничительный, характер, что особенно справедливо для развивающихся экономик, где отсутствуют сильные экономические традиции и устои.
Причиной потенциально негативного характера государственного регулирования является так называемая «диалектика регулирования». Предпосылками противостояния участников рынка и государственных органов являются различные цели их деятельности. Деятельность регулирующих органов, как правило, направлена на обеспечение безопасности, стабильности, в то время как участники рынка ставят своей целью максимизацию каких-либо показателей: доходов, размера и т.д. При условии ограничения свободы действий участники рынка пытаются обойти эти ограничения и ищут «дырки» в законах. Регулирующие органы реагируют на эти действия, закрывая существующие недостатки законодательства. Несмотря на тот факт, что эта борьба стимулирует финансовые инновации, выгоды и стоимость регулирования очень тяжело оценить, поскольку выгоды очевидны в краткосрочном периоде, а полная оценка убытков и потерь от регулирования требует намного больше времени. Более того, чрезмерное количество различных проверяющих и контролирующих органов не позволяет экономическим субъектам заниматься своей непосредственной деятельностью.
Основополагающей
Для стимулирования сбережений
и вложений денежных средств в
инвестиции (реальные или финансовые)
должны выполняться два основных
правила. Во-первых, государство на
уровне макроэкономической политики не
должно допускать инфляцию, т.е. отвлечение
средств от инвестиций на спекуляции
с товарами, валютой и недвижимостью.
Во-вторых, владельцы денежных средств
должны иметь право максимального
непосредственного участия в
определении направлений