Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 20:29, курсовая работа
Устойчивое положение любого государства определяется прежде всего стабильным финансовым состоянием - величиной дефицита государственного бюджета и государственного долга. Финансовая система - это барометр экономики и одновременно та болевая точка, воздействие на которую может ускорить или замедлить процессы рыночных преобразований.
Стабилизация и нормализация финансовой сферы является неотъемлемым условием оздоровления экономики страны и решения стратегических целей. Важное место в решении этой проблемы отводится созданию реально действующего рынка ценных бумаг.
Введение
1. Понятие, задачи и функции рынка ценных бумаг…………………………….5
1.1. Сущность рынка ценных бумаг, его роль в экономике………………..5
1.2. Структура рынка ценных бумаг. Субъекты рынка ценных бумаг……7
1.3. Ценные бумаги: понятие, виды…………………………………………10
2. Специфика становления и функционирования рынка ценных бумаг
в странах с переходной экономикой…………………………………………...19
3. Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь…………………………………..30
Заключение
Список использованных источников
Для оздоровления экономики
необходимы смена экономических
приоритетов и переход к
На начальном этапе
своего развития фондовый рынок, безусловно,
будет иметь спекулятивный
В целом проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что белорусский фондовый рынок испытывает большое количество разнообразных по своему характеру и влиянию проблем. Фактически единственным полноценным финансовым инструментом на белорусском рынке ценных бумаг являются государственные облигации. Однако и этот сегмент рынка испытывает достаточно серьезные трудности.
Последние несколько лет
государственные органы власти и
управления занимают более активную
позицию в отношении
Приток международного капитала в страны с переходной экономикой имеет фундаментальную важность для процесса экономической трансформации. Он может внести существенный вклад и помочь правительствам использовать потенциал роста. Национальные финансовые системы все еще не могут предложить достаточную поддержку инвесторам — сбережения крайне ограничены, особенно на этапе восстановления после рецессии переходного периода, когда ожидание будущих доходов стимулирует потребление. Кроме того, приток международного капитала значительно способствует снижению затрат финансирования инвестиций и является ключевым источником финансирования возрастающих инвестиционных потребностей особенно на поздних этапах трансформации.
Как показывают исследования
Европейского банка реконструкции
и развития, ряд стран бывшего
СССР достигли большего уровня реформ
в первые четыре года перехода к
рыночной экономике (с 1991 по 1995 год) по
сравнению с наиболее успешными
странами-реформаторами
Хотя процесс реформ иногда и приобретает обратный характер, в целом в регионе наблюдается поступательный прогресс. Тем не менее для достижения дореформенных объемом производства в странах СНГ потребуется как минимум десять лет сравнительно высоких темпов экономического роста. Более того, темпы экономического роста должны превышать рост в странах Центральной и Восточной Европы на протяжении нескольких поколений, чтобы страны СНГ смогли достичь тех же уровней доходов, что и наиболее успешные переходные экономики. Развитие рынка ценных бумаг является жизненно необходимым элементом в этом процессе [12,с.143-144]
3.Особености формирования
рынка ценных бумаг, и
Рынок ценных бумаг Республики Беларусь представляет собой совокупность законодательной базы, специализированной инфраструктуры, определенных видов ценных бумаг, выпускаемых эмитентами Республики Беларусь и обращающихся на биржевом и внебиржевом рынках, а также эмитентов и владельцев этих бумаг.
Основу инфраструктуры рынка составляют ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", депозитарная система для регистрации прав собственности на ценные бумаги, состоящая из унитарного государственного предприятия 'Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг" и депозитариев второго уровня (функции центрального депозитария по государственным ценным бумагам выполняет Национальный банк), а также профессиональных участников рынка ценных бумаг[13,с.10].
Рынок ценных бумаг Республики Беларусь представлен следующими основными сегментами:
- корпоративные ценные бумаги (акции юридических лиц);
- государственные ценные бумаги (ГКО, ДГО);
- муниципальные ценные бумаги (жилищные облигационные займы);
- векселя юридических лиц;
- векселя банков;
На текущий момент в Беларуси создано более 1,5 тысячи акционерных обществ открытого типа. Акционеров насчитывается свыше 100 тысяч.
В переходный период в акционерные
общества трансформируются государственные
предприятия. За последние годы таким
же способом поменяли свой первоначальный
статус и «народные предприятия»
(долевая собственность
Основным документом, регулирующим организованное обращение акций и облигаций на территории Республики Беларусь, является Закон Республики Беларусь "О ценных бумагах и фондовых биржах" от 12 марта 1992 г. № 1512-ХН [1,с.10]
Рынок акций в Беларуси все еще редко используется как источник финансирования, сегодняшний рынок акций - рынок для установления контроля за "стратегическими" предприятиями (в сравнении со сформированными рынками, где в большинство сделок включены инвесторы, заинтересованные в получении дивидендов и прибыли от торговли акциями Капитализация рынка акций в Беларуси остается на низком уровне, но является относительно приемлемой для стран с переходной экономикой [13,с.11] (Приложение 1).
Действующие акционерные
общества практически не прибегают
к повторной эмиссии ценных бумаг
с целью привлечения
Позитивный опыт по привлечению акционерного капитала накоплен на ОАО «Амкодор-Ударник», которое является одним из лидеров по объёму сделок с акциями на вторичном рынке.
После ряда административных
отмен результатов
Изменён порядок обращения
ценных бумаг открытых акционерных
обществ. Обращение таких ценных
бумаг после прохождения
В то же время нельзя сказать, что фондовый рынок в Беларуси абсолютно мёртв. По состоянию на 1.01.2003г. к обращению на бирже были допущены акции 106 эмитентов. Всего было продано акций на 805,7 млн. BYR.[9, с.613-614]
Государственные ценные бумаги (ГКО. ДГО)
Выпуск указанных ценных бумаг осуществляется в целях привлечения временно свободных денежных средств юридических лиц, в том числе иностранных, для финансирования дефицита республиканского бюджета.
В соответствии с Законом "О внутреннем государственном долге" от 07.05.1993 г. № 2328-ХИ право привлечения заемных средств у юридических и физических лиц принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.1997 № 1673 "Об утверждении основных условий выпуска государственных ценных бумаг в Республике Беларусь" конкретизирует статус Министерства финансов в качестве эмитента государственных облигаций. Выпуск государственных облигаций осуществляется Министерством финансов от имени Правительства Республики Беларусь[1,с.9].
Наиболее распространенной формой первичного размещения государственных облигаций является их продажа на закрытом аукционе, проводимом Национальным банком Республики Беларусь.
Правила заключения сделок с гос.облигациями на бирже, регламент торгов, расчетов и депозитарного обслуживания регулируются соответствующими документами Белорусской валютно-фондовой биржи, Национального банка и Центрального депозитария Национального банка Республики Беларусь. В частности, основным внутренним нормативным документом биржи, регламентирующим порядок заключения сделок является ’’Порядок заключения сделок по купле-продаже государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь’’ № 1219 от 23.11.1999 [1,с.9].
Динамику развития рынка ГКО можно увидеть в приложении 2 и приложении 3.
Векселя банков.
Следует заметить, что рынок векселей банков наиболее динамично развивающийся сегмент финансового рынка. Отмечается постоянное снижение объемов выпуска векселей хозяйствующих субъектов (исключая выпуск векселей ГП "Белтрансгаз") и увеличение использования в хозяйственном обороте векселей банков, как более ликвидного и платежеспособного инструмента.
Именные приватизационные чеки "Имущество".
Именные приватизационные чеки "Имущество" введены в Республике Беларусь в 1994 году в целях осуществления безвозмездной передачи части государственной собственности только гражданам Республики Беларусь. Этот процесс определен Законами Республики Беларусь "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" и "Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь"[20,с.332].
В соответствии со статьей 1
Закона «Об именных приватизационных
чеках имущества Республики Беларусь»,
приватизационные чеки обеспечивают госсобственностью,
подлежащей безвозмездной передаче
гражданам РБ и свидетельствуют
о праве его владельца на долю
в приватизируемой
Сроки начисления, выдачи и обращения чеков неоднократно продлевались. Делалось это, конечно, с благими целями: чтобы как можно больше жителей республики получили сертификаты. Сегодня граждане Республики Беларусь используют начисленные им ИПЧ "Имущество" следующим образом:
- обменивают чеки на
акции специализированных
- продают чеки при
- приобретают за чеки
акции первой эмиссии
Тот факт, что процесс формирования фондового рынка в Беларуси уже затянулся на десять лет, позволяет сделать вывод о том, что на пути белорусского рынка ценных бумаг стоит очень сложная и тяжело преодолимая проблема. Она заключается в том, что руководящие лица государственных органов и предприятий, а вообще говоря, подавляющая часть населения не понимают сути фондового рынка, тех механизмов, которые этот рынок предлагает экономике. И то, что за десять лет в этом направлении не произошло существенных изменений, не внушает большого оптимизма по поводу бурного развития фондового рынка в ближайшем будущем [12,с.165].
Однако сейчас готовится новый закон по образцу аналогичного Российской Федерации, и на это есть свои причины. На сегодняшний день в республике действует введенный в 1998 году указом президента мораторий на операции с акциями: заблокирована движение ценных бумаг, приобретенных за чеки «Имущество» и по льготной продаже. По всей видимости, выход нового закона будет совпадать по срокам с окончанием и чековой приватизации, и мораторий на операции с акциями. Тогда и начнется огромное движение на рынке ценных бумаг, не совместимый с тем что мы имеем сегодня. Практически нет сомнений что с приходом российского капитала в Беларусь будут формироваться новые крупные пакеты акций, появляться новые владельцы предприятий. Можно спрогнозировать, что те акции, которые были приобретены населением за чеки «Имущество», будут скупаться новыми потенциальными инвесторами. Тогда и начнется очень резкое оживления рынка [4,с.6].
Что касается перспектив развития рынка ценных бумаг, то его можно охарактеризовать исходя из основных направлений деятельности Комитета по его совершенствованию.
- Организация повышения
уровня информационного и
- Реализация мер
по внедрению программы