Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:49, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение рынка ценных бумаг в цедом.
Задачами контрольной работы являются:
- охарактеризовать структуру современного рынка ценных бумаг;
- изучить государственное регулирование и самоуправление рынка ценных бумаг в РФ;
- рассмотреть инвестиционное консультирование на рынке ценных бумаг, подробно изучить основы фундаментального и технического анализа.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
1. Структура современного рынка ценных бумаг……………………...5
2. Государственное регулирование и самоуправление рынка ценных бумаг в РФ……………………………………………………………………….14
3. Инвестиционное консультирование на рынке ценных бумаг. Основы фундаментального и технического анализа…………………………18
Заключение……………………………………………………………...32
Список использованной литературы………………………………...33

Файлы: 1 файл

Рынок ценных бумаг.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Часть функций  по размещению пакетов акций и  облигаций перешла к инвестиционным и коммерческим банкам, банкирским домам, инвестиционным и страховым компаниям, которые являются членами биржи и выступают от имени многочисленных индивидуальных владельцев, доверяющих им осуществлять куплю-продажу ценных бумаг. Кредитно-финансовые учреждения, будучи кредиторами и совладельцами, проводят политику, направленную на расширение биржевых операций за счет дополнительного выпуска акций или увеличения числа их владельцев.

Однако ослабление роли биржи, особенно в последние  годы, не меняет ее значения в торговле ценными бумагами, поскольку сохраняется концентрация и централизация капитала на самой бирже, возрастает уровень компьютеризации ее операций, совершенствуются формы и методы сбора, доставки и обработки информации, осуществляется прямое государственное регулирование биржевых операций, нарастают тенденции интернационализации биржевых сделок. Особо следует отметить информационный характер современной фондовой биржи, которая, обслуживая рынок капиталов и кредитно-финансовые институты, стала своеобразной базой данных. Она тесно связана с многочисленными информационно-консультативными фирмами, поставляющими (торгующими) информацией, представляющей интерес для корпораций и кредитно-финансовых институтов. Обмен информацией между биржей и этими компаниями позволяет инвесторам принимать оптимальные решения по вложениям.

Концентрация  мощи торгово-промышленных монополий  и кредитно-финансовых институтов обусловила определенную зависимость брокерских фирм от своих клиентов, превратила их, по существу, в дочерние компании. В результате их роль в посредничестве снижается. Вытеснение независимых брокеров крупными брокерскими компаниями и банками, отражает процесс монополизации биржи. Монополизация биржевых сделок существенно подрывает действие закона спроса и предложения. Деятельность крупных кредитно-финансовых институтов на рынке ценных бумаг, их единая политика в роли покупателей и продавцов зачастую способствуют развитию спекулятивных тенденций и обусловливают резкие колебания стоимости акций и облигаций на бирже, что в ряде случаев затрудняет приобретение ценных бумаг.

Господство  на бирже крупных кредитно-финансовых институтов в значи-

тельной степени  способствовало интернационализации рынков ценных бумаг, в том числе и бирж развитых стран, поскольку по своей сути они являются транснациональными. В настоящее время центральные биржи ведущих стран Запада - это фактически международные рынки.

О масштабах  интернационализации биржевого  рынка ценных бумаг свидетельствует не только участие в биржевом и внебиржевом обороте иностранных покупателей, но и выпуск на мировой рынок, в частности на рынок евровалют, по существу, интернациональных фондовых ценностей, оборот и стоимость которых увеличиваются.

Большое влияние  на развитие фондовых бирж на Западе оказало появление в 70-80-х гг. производных ценных бумаг - деривативов (derivates), носящих исключительно спекулятивный характер и занявших заметное место в биржевом обороте ведущих фондовых бирж западных стран. В роли таких бумаг, как правило, выступают конвертируемые акции и облигации, варранты, опционы и фьючерсы, зачастую называемые «финансовыми пузырями».

Почти 70% деривативов  сосредоточено на фондовых биржах ведущих западных стран, причем свыше 20% в США и около 12% в Японии. С увеличением количества деривативов возрос объем операций и статус фондовых бирж как рынка ценных бумаг. При этом появление указанных ценных бумаг на фондовых биржах усилило интенсивность спекулятивных операций, приводящих к биржевым крахам и потрясениям.

Автоматизация и компьютеризация фондовых бирж усилила шпиономанию, в рамках собственных корпораций, обусловила спекулятивную игру на бирже и быстрое обогащение биржевых игроков (70-80-е гг. в США). Кроме того, ориентация на прогнозы ЭВМ о динамике курса акций спровоцировала эйфорию при принятии инвестиционных решений, что в ряде случаев приводило к значительным потерям в операциях. Индивидуальное финансовое чутье брокера, игрока, спекулянта стало подменяться чутьем машины, что обернулось значительными денежными потерями на фондовых биржах в 70-90-х гг.

Фондовая  биржа как вторичный рынок ценных бумаг прошла значительное

эволюционное  развитие, что-то сохранив из накопленного опыта, что-то утратив, обогатившись новым опытом, и по-прежнему продолжая играть достаточно важную роль.

3) Уличный рынок ценных бумаг и его характеристика.

В западных странах  кроме первичного и вторичного рынков ценных бумаг существует также внебиржевой рынок, который носит название «рынок через прилавок» или «уличный рынок». Это обусловлено рядом обстоятельств и причин, действующих на рынке ценных бумаг: определенные ограничения по приему акций к котировке на фондовой бирже высокими комиссиями и требованиями; монополизацией членства на бирже.

Внебиржевой рынок носит как организованный, так и неорганизованный характер. При организованном обороте действуют саморегулирующие органы - посредники (брокеры). Ведущую роль на внебиржевом рынке («через прилавок») выполняют биржевые брокеры. Некоторые особенности имеют внебиржевые рынки в ряде западных стран. Так, в США в 1971 г. организовалась Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам (НАСДАК). Главная задача этой ассоциации - обслуживание оборота ценных бумаг (в основном акций), которые не попадают на фондовые биржи США. Особенность этого внебиржевого рынка в том, что сделки производятся через электронные терминалы, скорость которых выше, чем на фондовых биржах. Многие крупные корпорации США несмотря на участие в котировке фондовых бирж широко используют и этот внебиржевой рынок.

Система НАСДАК имеет три уровня:

- уровень I - для зарегистрированных официальных представителей и их клиентов;

- терминалы уровня II соединяют market makers с брокерами и дилерами, перепродающими ценные бумаги населению и институциональным торговцам;

- уровень III предназначен исключительно для market makers и отличается от оборудования уровня II наличием дополнительных ключей на клавиатуре, с помощью которых возможно вводить, изменять или обновлять котировки в системе НАСДАК. Ассоциация поддерживает тесные отношения с Нью-Йоркской и Американской фондовой биржей, Ассоциацией промышленных ценных бумаг, Институтом компаний-инвесторов и прочими группами фирм.

Выделение внебиржевого рынка означает создание нового канала финансирования средних и мелких компаний и предприятий через рынок ценных бумаг. Многие средние и мелкие компании на Западе нуждаются в денежных фондах для развития своей деятельности, но первичный и вторичный (биржевой) рынки в силу дороговизны и жесткости условий не позволяют им реализовать свои ценные бумаги. Поэтому рынок «через прилавок» служит своеобразным спасательным средством как источник финансирования таких компаний. Кроме того, он также служит дополнительным источником получения средств для крупных компаний, которые, не сумев перепродать акции на бирже, сбрасывают и продают их на рынке «через прилавок».

Особо следует  подчеркнуть что «уличный рынок» все больше превращался в рынок для крупных компаний, несущих так называемые «высокие» технологии. Это, как правило, компании, реализующие компьютерные, телекоммуникационные и информационные программы, которые в целях экономии издержек стали размешать большое количество акций на уличном рынке.

Высокий спрос  на их продукцию обеспечил высокий  рыночный курс их акций, что привело к определенному буму их продажи на уличном рынке среди инвесторов: как юридических, так и физических лиц. Все это существенно подняло значение уличных рынков. Необходимо также отметить, что рыночный курс акций многих компаний компьютерно-информационных технологий подвергся меньшим колебаниям при биржевых потрясениях 90-х гг., в частности в результате Азиатского финансового кризиса.

В последнее  время уличный рынок в ряде западных стран превратился в достаточно крупный рынок, который конкурирует как с первичным, так и вторичным (биржевым) рынками. Уличный рынок более дешев и доступен; он мобилизовал значительные денежные ресурсы через акции для развития новых передовых компьютерно-информационных технологий; привлек средства населения, вложенные в акции.

 

2. Государственное регулирование и самоуправление рынка ценных бумаг в РФ.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг  в РФ.

Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:

- эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;

- инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;

- профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;

- регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;

- верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов [14; 12].

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования рынка включает:

- государственные и иные нормативные акты;

- государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынка 

Прямое или  административное, управление рынка ценных бумаг со стороны государства осуществляется путём:

- установления обязательны требований ко всем участника рынка ценных бумаг;

- регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

- лицензирования профессиональной деятельности на рынка ценных бумаг;

- обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;

- поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или  экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

- систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождённые от них);

- денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);

- государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

- государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли) .

Структура органов государственного регулирования российского рынка  ценных бумаг в настоящее время  ещё не сложилась.

На начало 1996 г. её составляли: Высшие органы государственной власти:

Государственная Дума издаёт законы, регулирующие рынка ценных бумаг

Президент издаёт указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие рынка ценных бумаг в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель - осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы;

Правительство - выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.

Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) ; Министерство финансов РФ (Минфин) ; Центральный банк РФ (ЦБ) ; Государственный комитет по антимонопольной политике; Госстрахнадзор.

ФКЦБ имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. реально пока занимается только лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности, а также заканчивает разработку системы регулирования паевых инвестиционных фондов – разновидности фондов коллективного инвестирования. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию рынка ценных бумаг.

Минфин РФ – министерство в составе Правительства - регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учёта операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

ЦБ РФ - федеральный орган, действующий на основании закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынка ценных бумаг, ломбардного кредитования и переучёта векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг. кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчёты по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев) , контролирует экспорт и импорт капитала.

Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на р. ц. б. страховых компаний.

Основные законодательные  акты, которыми регулируется российский рынка ценных бумаг:

- Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995-1996 гг.);

- Закон "О банках и банковской деятельности" (1990 г.);

- Закон "О Центральном банке Российской Федерации" (1995 г.);

- Закон "О приватизации государственных и муниципальных предпри-

ятий в РСФСР" (1991 г.);

- Закон "О товарных биржах и биржевой торговле" (1992 г.);

Информация о работе Рынок ценных бумаг