Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 19:58, курсовая работа
Цель работы: раскрыть понятие рынка ценных бумаг.
Для поставленной цели определены следующие задачи:
Рассмотреть ценные бумаги как экономическую категорию;
Изучить функции и виды рынка ценных бумаг структуру и его участников;
Проанализировать регулирование российского рынка ценных бумаг, а также выявить меры по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг.
- низкий уровень внедрения современных информационных технологий учетными институтами;
6) защитные факторы:
- низкий уровень защищенности розничных инвесторов от недобросовестной деятельности на рынке ценных бумаг;
- широкое распространение "финансовых пирамид" и организаций, осуществляющих квазизаконную деятельность на рынке ценных бумаг;
- отсутствие механизмов страховой защиты инвесторов на рынке ценных бумаг;
7) правовые факторы:
- наличие широкого спектра пробелов в законодательстве о рынке ценных бумаг, которые допускают вольную трактовку законодательных норм;
- отсутствие понятных всем участникам "правил игры" на рынке ценных бумаг, которое сдерживает приток капитала инвесторов-нерезидентов.
Учитывая влияние названных факторов, предложим систему регулирующих мер на российском рынке ценных бумаг в условиях глобального системного кризиса и посткризисный период, базирующаяся на комплексном применении основных форм государственного финансового регулирования и саморегулирования. Наиболее эффективными антикризисными мерами государственного финансового регулирования российского рынка ценных бумаг являются:
- ужесточение требований к нормативам достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые впервые подают документы на получение лицензии ФСФР РФ на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
- освобождение от налога на прибыль организаций прибыли, направляемой профессиональными участниками рынка ценных бумаг в собственный уставный капитал этих организаций;
- отмена запрета ФСФР РФ на проведение необеспеченных сделок по продаже ценных бумаг;
- введение запрета на длительную приостановку биржевых торгов;
- развитие института секьюритизации банковских кредитов.
Кроме названных антикризисных мер, можно предложить меры финансового регулирования российского рынка ценных бумаг в посткризисный период, а именно:
- введение льготного режима налогообложения прибыли профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- разработка федеральной целевой программы по развитию финансового рынка;
- внедрение компенсационных механизмов на рынке ценных бумаг;
- введение обязательного страхования профессиональной ответственности на рынке ценных бумаг.
Действующая сегодня в России система налогообложения результатов деятельности на рынке ценных бумаг не стимулирует профессиональных участников этого рынка, прежде всего, это касается налога на прибыль. Поэтому разработан стимулирующий налоговый механизм, предполагающий введение льготного режима налогообложения прибыли профессиональных участников рынка ценных бумаг.
В общих чертах механизм действия данного режима сводится к следующему: при увеличении размера клиентского портфеля организации-брокера на величину, равную или превышающую размер ставки рефинансирования Банка России в течение налогового периода, в следующем налоговом периоде налогоплательщик (организация-брокер) будет облагаться налогом на прибыль по пониженной ставке, равной 50% базовой ставки этого налога. Основным проблемным моментом при разработке подобного режима является определение фискального результата (дополнительных налоговых поступлений или потерь бюджета) от введения льготного налогообложения. Авторские расчеты, проведенные на основании отчетности 5 профессиональных участников, входящих в число 100 крупнейших брокерских организаций России, показали, что дополнительные поступления по НДФЛ, связанные с увеличением клиентского портфеля исследуемых организаций, в 12,4 раза превышают сумму потерь от введения пятидесятипроцентной льготы по налогу на прибыль для брокерских организаций. Соответственно, поступления в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ не сократятся, а произойдет увеличение суммарной величины налоговых доходов. То есть, введение льготного режима налогообложения профессиональных участников рынка ценных бумаг позволит соблюсти интересы всех участников процесса предоставления услуг на рынке ценных бумаг: государства (в части увеличения доходной части бюджета и стимулирования активности участников рынка ценных бумаг), профессионального сообщества (в виде экономии на налоге на прибыль), инвесторов - физических лиц (ввиду прямой заинтересованности брокеров в росте доходов клиентов по операциям с ценными бумагами). Кроме того, применение механизма льготного налогообложения прибыли возможно не только к брокерам, но и к организациям, осуществляющим доверительное управление активами на рынке ценных бумаг.
Помимо льготного режима налогообложения профессиональных участников рынка ценных бумаг, анализируя используемые инструменты налогового стимулирования в зарубежной практике, целесообразными для применения в России являются следующие инструменты:
- полное безусловное освобождение дивидендов, полученных физическими лицами от юридических лиц, от налога на доходы физических лиц (применяется в Бразилии, Мексике);
- введение "акций, дающих налоговые преимущества", предназначенных для выпуска в приоритетных для государства целях (применяется в Бельгии).
В настоящее время в российской практике не только слабо развит институт саморегулирования рынка ценных бумаг, но и отсутствуют полноценные механизмы финансовой защиты участников рынка ценных бумаг. В силу ограниченности регулирующего воздействия на участников рынка этой подсистемы финансового регулирования саморегулирование должно дополнять, но не заменять государственное финансовое регулирование рынка ценных бумаг, так как основные направления и формы регулирования рынка устанавливаются органами законодательной и исполнительной власти. Одним из наиболее востребованных механизмов защиты участников рынка ценных бумаг, связанного с совершенствованием методов финансового саморегулирования, является создание компенсационного фонда на рынке ценных бумаг. Государственно-корпоративный компенсационный фонд наиболее востребован с точки зрения его устойчивости, однако, в условиях мирового финансового кризиса существуют более приоритетные направления расходования средств федерального бюджета. Поэтому создание чисто корпоративного компенсационного фонда, формируемого из взносов профессиональных участников рынка ценных бумаг, является актуальным и более приемлемым на данный момент.
Основной целью создания корпоративного компенсационного фонда является финансовая защита как профессиональных, так и непрофессиональных участников рынка ценных бумаг от наступления неблагоприятных последствий неисполнения и/или недобросовестного исполнения профессиональными участниками рынка ценных бумаг своих обязательств. В соответствии со ст. 12 ФЗ "О саморегулируемых организациях" данный фонд должен формироваться из обязательных регулярных взносов членов саморегулируемых организаций.
В настоящее время Национальная лига управляющих (НЛУ), Национальная фондовая ассоциация (НФА) и Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) выполняют схожие функции в регулировании отрасли доверительного управления. Это приводит к дублированию и к множественности стандартов деятельности на рынке ценных бумаг, что неприемлемо с точки зрения эффективности саморегулирования. Наиболее целесообразным представляется разделение всех саморегулируемых организаций по отраслевому признаку. НЛУ, например, должна регулировать деятельность по доверительному управлению (как индивидуальному, так и коллективному), НАУФОР - брокерскую деятельность, и т.д. В связи с множественностью саморегулируемых организаций в одной отрасли рынка ценных бумаг представляется затруднительным формирование и администрирование компенсационного фонда. По этой и другим причинам необходимо дифференцировать саморегулируемые организации по отраслевому признаку, а также установить в качестве одного из лицензионных требований вступление профессионального участника в отраслевую саморегулируемую организацию в зависимости от вида деятельности, а при совмещении видов профессиональной деятельности - в несколько саморегулируемых организаций.
Корпоративный компенсационный фонд будет формироваться за счет обязательных взносов членов саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг. Целесообразно установить размер таких взносов в зависимости от объема средств в управлении с применением регрессивной шкалы ставок. Проанализировав объем активов в управлении в разрезе каждой управляющей компании, было предложено несколько групп таких компаний:
- 1 группа - активы более 100 млрд. руб. (3 управляющие компании);
- 2 группа - активы более 50 млрд. руб., но менее 100 млрд. руб. (4 управляющие компании);
- 3 группа - активы более 10 млрд. руб., но менее 50 млрд. руб. (14 управляющих компаний);
- 4 группа - активы более 1 млрд. руб., но менее 10 млрд. руб. (40 управляющих компаний);
- 5 группа - активы менее 1 млрд. руб. (все оставшиеся управляющие компании).
Взносы в корпоративный компенсационный фонд должны варьироваться в зависимости от объема активов в управлении от 1% до 3% от суммы активов в управлении. Инвестирование средств фонда должно осуществляться специально созданной для этого управляющей компанией, которая будет осуществлять инвестирование средств компенсационного фонда в финансовые инструменты на основании инвестиционной декларации, разработанной в соответствии с требованиями ФСФР РФ и утвержденной правлением отраслевой саморегулируемой организации.
Механизм функционирования системы управления корпоративным компенсационным фондом в части инвестирования средств в финансовые инструменты схож со схемой функционирования системы управления паевым инвестиционным фондом, эффективность которой доказана на практике, так как за 13 лет существования паевых фондов в России не было ни одного случая банкротства паевого инвестиционного фонда, несмотря на кризисы 1998 и 2008 гг.
Реализация предложенных мер позволит снизить уровень рисков на рынке ценных бумаг, повысить уровень доверия инвесторов, создать эффективную и лаконичную структуру системы финансового регулирования и саморегулирования на рынке ценных бумаг и, в конечном итоге, приблизить уровень развития организационной структуры российского рынка ценных бумаг к ведущим мировым рынкам ценных бумаг7.
Подводя итог проделанной работе, можно выделить ряд ключевых моментов, связанных с проблемой обращения ценных бумаг в РФ: рынок ценных бумаг с его основными элементами (внебиржевым и биржевым оборотами) есть механизм, который функционально входит в рынок ссудных капиталов. Рынок ценных бумаг развивается и движется по своим законам, определяемым спецификой фиктивного капитала, однако тесно связан с рынком капитала. Рынок ценных бумаг подвержен регулированию, как со стороны государства, так и со стороны самостоятельных организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг. Формирование рынка ценных бумаг в России в значительной степени связано с темпами приватизации в стране и созданием класса собственников. Особенностью отечественной практики является то, что первичный рынок ценных бумаг пока преобладает. Наиболее болезненной и слабой стороной рынка ценных бумаг является его острая подверженность не только экономическим, но и политическим потрясениям, заставляющим его работать на более быстрых оборотах по сравнению с рынком капиталов и прочими рыночными механизмами. Но, несмотря на кризис и неутешительные мнения специалистов, следует отметить, что это молодой, динамичный и перспективный рынок, который развивается на основе позитивных процессов, происходящих в нашей экономике: массового выпуска ценных бумаг в связи с приватизацией государственных предприятий, быстрого создания новых коммерческих образований и холдинговых структур, привлекающих средства на акционерной основе и т.п. Кроме того, рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством.
1 Силаева О.А. Рынок ценных бумаг// Экономика и жизнь. - 2009. - №3. – 59 – 66.
2 Каратуев А.Г. Ценные бумаги: виды и разновидности. - М.: Русская Деловая Литература, 2009.- С.90.