Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 12:22, курсовая работа
В современном мире невозможно представить человека, не вовлеченного в обмен товаров и услуг. Рынок — экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. На данный момент существует бесконечное множество видов рынков: материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы; по масштабам охвата территории: от регионального, до мирового; а также легальные и нелегальные рынки. В данной курсовой работе даются определения понятий относящихся к рынку и критерии классификации его видов.
Введение
Раздел 1 Рыночный механизм и его функции
1.1 Сущность рынка. Условия возникновения рынка
1.2 Функции рынка
1.3 Рыночная экономика
1.4 Инфраструктура рынка
Раздел 2 Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме
2.1 Виды рынков
2.2 Рынок совершенной конкуренции
2.3 Рынок чистой монополии
2.4 Рынок монополистической конкуренции
2.5 Рынок олигополии
Раздел 3 Эффективность и фиаско рынка
3.1 Эффективность конкурентных рынков
3.2 Фиаско рынка
3.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Содержание
Введение
Раздел 1 Рыночный механизм и его функции
1.1 Сущность рынка. Условия возникновения рынка
1.2 Функции рынка
1.3 Рыночная экономика
1.4 Инфраструктура рынка
Раздел 2 Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме
2.1 Виды рынков
2.2 Рынок совершенной конкуренции
2.3 Рынок чистой монополии
2.4 Рынок монополистической конкуренции
2.5 Рынок олигополии
Раздел 3 Эффективность и фиаско рынка
3.1 Эффективность конкурентных рынков
3.2 Фиаско рынка
3.3 Роль государства в
формировании рыночной
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
В современном мире невозможно
представить человека, не вовлеченного
в обмен товаров и услуг. Рынок
— экономические отношения, связанные
с обменом товаров и услуг,
в результате которых формируются
спрос, предложение и цена. На данный
момент существует бесконечное множество
видов рынков: материалов, драгоценностей,
средств производства, недвижимости,
потребительских товаров и
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1). Определить понятия
рынка, его функции,
2).Охарактеризовать четыре
основных типа рыночных
3). Определить критерии
классификации видов рынков. Дать
обоснование критериям их
Объектом исследования являются рынок и его виды.
Предметом исследования является механизм деятельности различных видов рынка.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Теоретическую и методологическую основу данной работы составляют сборники научных трудов ученых и практиков.
Вопросы функционирования различных видов рынка отражены в работах таких авторов, как А.И. Добрынин, Л.С. Тарасевич, А.С. Селищев, Т.А. Фролова, Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева, Р.М. Нуреев и многих других.
Раздел 1 Рыночный механизм и его функции
1.1 Сущность рынка. Условия возникновения рынка
Коттлер: "Рынок - это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Рынки делятся на рынок продавца, где силу имеет продавец и на рынок покупателя, где силу имеет покупатель".
Макконел и Брю : "Рынок - это приспособление, осуществляющие контакт между покупателями, или предъявителями спросами и продавцами или поставщиками товара, услуги".
"Рынок - это всякий
институт или механизм, сводящий
вместе покупателей и
"Рынок - это система
отношений между продавцами
В экономической теории термин
«рынок» имеет несколько
Первоначально рынок действительно возник и определялся как какое - либо физическое место (городская или сельская базарная площадь), где совершались акты купли-продажи товаров. В таком понимании рынок существует и сегодня, однако его роль в современной экономике незначительна. По мере развития и углубления общественного разделения труда и специализации границы рынка расширялись, а вместе с ними изменялись его содержание и функции. Еще в прошлом веке Р. Барр писал, что экономисты "понимают под рынком не какое-то определенное место, где осуществляются продажи и покупки, а всю территорию, части которой связаны отношениями свободной торговли таким образом, что цены быстро и легко выравниваются"[2].
Первым условием возникновения
рынка было разделение труда, которое
ведет к специализации и
Второе условие –
1.2 Функции рынка
Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций (рис. 1)
Ценообразующая функция
В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
В отличие от административно-командной
системы в рыночной экономике
эта оценка происходит не до обмена,
а в ходе его. Рыночная цена представляет
собой своего рода итог, баланс сопоставления
затрат производителей и полезности
(ценности) данного блага для
Информационная функция
Цена, складывающаяся на каждом
из рынков, содержит богатую информацию,
необходимую всем участникам хозяйственной
(экономической) деятельности. Постоянно
изменяющиеся цены на продукты и ресурсы
дают объективную информацию о потребном
количестве, ассортименте, качестве благ,
поставляемых на рынки. Высокие цены
свидетельствуют о
Стихийно протекающие
операции превращают рынок в гигантский
компьютер, собирающий и перерабатывающий
колоссальные объемы точечной информации,
выдающий обобщенные данные по всему
хозяйственному пространству, которое
он охватывает. Концентрируемая рынком
информация позволяет каждому участнику
хозяйственной деятельности сверять
собственное положение с
Регулирующая функция
Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства; падает цена — сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.
Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой еще писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им» (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. ).[3]
В то же время, являясь регулятором
хозяйственной жизни, рынок неоднократно
демонстрировал, что не все процессы
макроэкономического
Посредническая функция
Рынок выступает посредником
между производителями и
Санирующая функция
Рыночный механизм — это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.
Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.
1.3 Рыночная экономика
Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.
Модель экономики такого
типа базируется не только на системе
общественного разделения труда
и специализации, но и на праве
частной собственности
Но сам по себе обмен
не равносилен существованию рынка,
так же как и общественное разделение
труда — достаточному условию
его развития. Обмен имеет место
во всех экономических системах, где
есть разделение труда и специализация.
Он может существовать и в плановом
хозяйстве, которое, однако, не является
рыночным, так как условия производства
и обмена (что и сколько производить,
кому и по какой цене продавать) определяются
не самими производителями, а государством
в лице Госплана и отраслевых министерств.
Такой обмен похож скорее на обмен
внутри первобытной общины или современной
фабрики, где также есть разделение
труда и специализация, но нет
отношений купли-продажи. Отсюда следует,
что общественное разделение труда
— необходимое (без него не может
быть обмена), но недостаточное условие
существования рынка (отношений
купли-продажи с помощью
1.4 Инфраструктура рынка
Рыночная инфраструктура
является неотъемлемой частью развитой
рыночной экономики, во многом определяющей
её воспроизводственные и
В состав инфраструктурного
комплекса экономики входит производственная,
социальная, институциональная, персональная
и экологическая
Инфраструктура, существующая в Украине, является не вполне рыночной, переходной, незрелой, причем как в целом (с точки зрения полноты и эффективности выполнения своих основных функций), так и в каждой из своих составляющих.[4]
Раздел 2 Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме
2.1 Виды рынков
Рынок как механизм ("большой" рынок) состоит из отдельных ("малых") рынков - капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. "Малые" рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).
Экономические агенты возникают
на "большом" рынке как собственники
экономических ресурсов (труда, земли,
капитала, предпринимательских
Производители используют приобретенные
ресурсы для организации