Рынок и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

В современном мире невозможно представить человека, не вовлеченного в обмен товаров и услуг. Рынок — экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. На данный момент существует бесконечное множество видов рынков: материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы; по масштабам охвата территории: от регионального, до мирового; а также легальные и нелегальные рынки. В данной курсовой работе даются определения понятий относящихся к рынку и критерии классификации его видов.

Содержание работы

Введение

Раздел 1 Рыночный механизм и его функции

1.1 Сущность рынка. Условия возникновения рынка

1.2 Функции рынка

1.3 Рыночная экономика

1.4 Инфраструктура рынка

Раздел 2 Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме

2.1 Виды рынков

2.2 Рынок совершенной конкуренции

2.3 Рынок чистой монополии

2.4 Рынок монополистической конкуренции

2.5 Рынок олигополии

Раздел 3 Эффективность и фиаско рынка

3.1 Эффективность конкурентных рынков

3.2 Фиаско рынка

3.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Файлы: 1 файл

рынок и его виды.docx

— 28.68 Кб (Скачать файл)

 

Любой рынок можно дробить  на все более узкие. Так, если в  рынках ресурсов выделить рынок труда, то он, в свою очередь, состоит из рынков по группам специализаций (машиностроители, работники транспорта, финансисты и  т.д.) и по отдельным специальностям.

 

Выделяют следующие виды рынков:

 

1. Рынок продовольственных  товаров - используется для торговли  продуктами питания и продовольствием.

 

2. Рынок промышленных товаров  - применяется для приобретения  товаров народного потребления.

 

3. Рынок услуг - здесь  приобретают бытовые, жилищно-коммунальные  и услуги по перевозке.

 

4. Рынок недвижимости - используется  для проведения сделок по купле-продаже  недвижимости.

 

5. Рынок средств производства - продажа средств производства.

 

6. Рынок денег - продажа  и покупка валют, ценных бумаг  или фондовый рынок.

 

7. Рынок капитала и инвестиций - средства для строительства,  расширения и проведения реконструкции.

 

8. Рынок рабочей силы - на данном рынке продается  и покупается рабочая сила.

 

9. Рынок инноваций - на  нем ведется торговля техническими  и экономическими изобретениями.

 

Традиционно микроэкономическая теория разделяет четыре основных типов  рыночных структур: совершенной конкуренцией, монополистической конкуренцией, олигополией  и монополией.

 

Классификацию четырех основных рыночных структур традиционно производят при помощи четырех структурных  переменных: однородность продукции, количество фирм, легкость входа и выхода, контроль над ценами (табл. 1).

 

2.2 Рынок совершенной конкуренции

 

 

Совершенная конкуренция, идеальная  — конкуренция между производителями, продавцами товаров, имеющая место  на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного  товара, свободно общающихся между  собой.[5]

 

В экономической теории совершенной  конкуренцией называют такую форму  организации рынка, при которой  исключены все виды соперничества  как между продавцами, так и  между покупателями. Совершенная  конкуренция совершенна в том  смысле, что при такой организации  рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько  продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.

 

Совершенная конкуренция, является скорее абстрактной моделью, удобной  для анализа основных принципов  формирования рыночного поведения  фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются  редко, каждый потребитель, выбирая  продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью  продукции и ее ценой, но и своим  отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке  в чем-то уникально, или, иными словами, приходится иметь дело с несовершенной  конкуренцией.

 

2.3 Рынок чистой монополии

 

 

Монополия – это достигающие  монопольного положения на рынке  определенного товара или группы товаров крупные корпорации, компании, объединяющие несколько фирм. Монополия  – исключительное право на осуществление  какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования  определенных объектов, продуктов), предоставляемое  только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев  монопольное право не предоставляется, а возникает естественно или  устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего  положения на рынке товаров и  услуг. Принято различать три  вида монополии: закрытую, защищенную от конкуренции с помощью юридических  запретов и ограничений (чаще всего  это государственная монополия); естественную, необходимую в связи  с тем, что без такой монополии  нельзя достичь эффективного использования  ресурсов; открытую, чистую при которой  одна фирма в силу стечения обстоятельств  стала единственным производителем и поставщиком товара.

 

 

2.4 Рынок монополистической  конкуренции

 

 

Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий  из множества мелких фирм, выпускающих  дифференцированную продукцию, и характеризующийся  свободным входом на рынок и выходом  с рынка.

 

Понятие "монополистическая  конкуренция" восходит к одноименной  книге американского экономиста Эдуарда Чемберлина (1899-1967), опубликованной в 1933 г.[6]

 

Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, ибо отдельные монополии  обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой - схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие  множества мелких фирм, а также  свободный вход на рынок и выход  с рынка, т. е. возможность появления  новых фирм.

 

Рынок с монополистической  конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

 

а) наличие множества продавцов  и покупателей (рынок состоит  из большого числа независимых фирм и покупателей);

 

б) свободный вход на рынок  и выход с него (отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);

 

в) разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);

 

г) совершенная информированность  продавцов и покупателей об условиях рынка;

 

д) влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.

 

2.5 Рынок олигополии

 

 

Слово "олигополия" было сконструировано на греческой основе и введено в европейскую лексику  английским гуманистом и государственным  деятелем Томасом Мором (причисленным римско-католической церковью в 1886 г. к  лику блаженных и канонизированным в четырехсотлетнюю годовщину его  казни, в 1935 г.) в ставшем всемирно известным романе "Утопия" (1516 г., первое русское издание вышло  в 1789 г.). Ныне это слово используется экономистами как термин, обозначающий определенный тип строения рынка, при  котором сторона предложения  представлена небольшим числом сравнительно крупных предприятий-продавцов однородной продукции или близких субститутов. Правда, некоторые экономисты определяют олигополию не как рынок немногих, как это делал Т. Мор, а как "конкуренцию  немногих", подчеркивая тем самым  основную особенность этого типа строения рынка. Крупный размер предприятий-олигополистов  – прямое следствие их немногочисленности, точно так же, как малость совершенно конкурентных предприятий является следствием их множественности.[7]

 

Особенность олигополии, как  специального типа строения рынка, заключается  во всеобщей взаимозависимости поведения  предприятий-продавцов. Предприятие-олигополист  не может не считаться с тем, что  соотношение между выбранным  им уровнем цены и количеством  продукции, которое оно сможет по этой цене продать, зависит от поведения  его соперников, которое в свою очередь зависит от принятого  им решения. Общая взаимозависимость  предприятий-олигополистов представляет главную черту олигопольных рынков. Ясно, что результаты соперничества  на таких рынках в большой мере зависят от характера допущений  о реакции соперников на действия друг друга, а они могут быть существенно  отличными. Поэтому-то и не существует единой, всеобщей модели олигополии, как  это имеет место в случае совершенной  конкуренции или монополии. Вместо этого известно несколько моделей  олигополии, различающихся характером предположений олигополистов и  особенностями их взаимоотношений.

 

Прежде всего олигопольные рынки различают по тому, действуют  ли их участники-олигополисты совершенно независимо друг от друга, на свой страх  и риск, или же, напротив, они вступают в сговор, который может быть явным, открытым или тайным, скрытым. В первом случае обычно говорят о некооперированной, во втором о кооперированной олигополии.

 

Раздел 3 Эффективность и  фиаско рынка

 

3.1 Эффективность конкурентных  рынков

 

 

Эффективность конкурентных рынков состоит в распределении  ограниченного количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, таким образом, чтобы максимизировать  удовлетворение потребностей.

 

Производственная эффективность  означает, что каждый товар, включенный в состав выпускаемой продукции, производится наименее дорогостоящим  способом. Конкурентный рынок вынуждает  фирмы в долгосрочном периоде  вести производство при минимальных  средних издержках. В этом суть производственной эффективности.

 

Эффективность распределения  ресурсов имеет место, когда невозможно изменить структуру совокупного  производства так, чтобы получить дополнительную чистую выгоду для общества. Ресурсы  распределяются так, чтобы производилась  совокупная продукция, состав которой  наилучшим образом соответствует  предпочтениям потребителей.

 

Из сущности издержек утраченных возможностей следует, что предельные издержки производства продукта измеряют цену — относительную ценность других товаров, которые могли бы быть произведены  с помощью ресурсов, использованных в производстве единицы этого  продукта. Равенство цены предельным издержкам, характерное для чистой конкуренции, обеспечивает эффективное  распределение ресурсов.

 

Ограниченность рынка  чистой конкуренции связана с  некоторыми проблемами, которые им не разрешаются.

 

3.2 Фиаско рынка

 

 

Функции рынка делают его  в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических  агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно  ведут к обострению многих противоречий.

 

В основном несовершенства рынка  связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается  неспособной обеспечить производство важных благ или создает их в недостаточных  объемах.

 

Рынок не способен противостоять  монополистическим тенденциям. В  условиях рыночной стихии неизбежно  возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды  формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов  рынка.

 

Чтобы поддержать чрезвычайно  высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

 

Еще одна ситуация, при которой  рыночный механизм оказывается несостоятельным, связана с так называемыми  общественными благами. Общественные блага отличаются от частных, благ следующими двумя характеристиками: прежде всего, в потреблении общественных благ отсутствует соперничество. Вторая особенность общественных благ, получившая название неисключаемости, состоит  в невозможности воспрепятствовать  их потреблению. Рынок не заинтересован  и не способен производить общественные блага. Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном  количестве.

 

Общественные блага бесплатны  для потребителя, но не бесплатны  для общества. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, которые  не способен нести рынок. Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно  с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной  структуры, непосредственное участие  государства.

 

3. Рыночный механизм непригоден  для устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность  в условиях рынка затрагивает  интересы не только непосредственных  его участников, но и других  людей. Ее последствия нередко  носят негативный характер.

 

По мере роста общественного  богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании  сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют  водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.

 

Сам рынок не способен устранить  или компенсировать ущерб, наносимый  внешними эффектами. Соглашение между  заинтересованными сторонами без  внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда  отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных  проблем необходимо вмешательство  государства. Оно вводит жесткие  нормативы, ограничения, использует систему  штрафов, определяет границы, которые  не вправе переступить участники  хозяйственной деятельности.

 

4. Рынок не обладает  способностью обеспечивать социальные  гарантии, нейтрализовать чрезмерную  дифференциацию в распределении  доходов. Рынок по своей природе  игнорирует социальные и этические  критерии, т.е. справедливость при  распределении ресурсов и доходов.  Он не обеспечивает стабильную  занятость трудоспособного населения.  Каждый должен самостоятельно  заботиться о своем месте в  обществе, что неизбежно ведет  к социальному расслоению, усиливает  социальную напряженность.

 

«Нормальный» рынок порождает  ненормальные пропорции распределения  созидаемого богатства. Рыночные отношения  создают благоприятные условия  для проявления узкокорыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления.

 

5. Рыночный механизм порождает  неполную и недостаточно совершенную  информацию. Только в условиях  полностью конкурентной экономики  участники рынка обладают достаточно  исчерпывающей информацией о  ценах и перспективах развития  производства. Но сама конкуренция  заставляет фирмы скрывать реальные  данные о положении дел. Информация  стоит денег, и экономические  агенты — производители и потребители  — обладают ею в различной  степени.

Информация о работе Рынок и его виды