Рынок и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

В современном мире невозможно представить человека, не вовлеченного в обмен товаров и услуг. Рынок — экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. На данный момент существует бесконечное множество видов рынков: материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы; по масштабам охвата территории: от регионального, до мирового; а также легальные и нелегальные рынки. В данной курсовой работе даются определения понятий относящихся к рынку и критерии классификации его видов.

Содержание работы

Введение

Раздел 1 Рыночный механизм и его функции

1.1 Сущность рынка. Условия возникновения рынка

1.2 Функции рынка

1.3 Рыночная экономика

1.4 Инфраструктура рынка

Раздел 2 Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме

2.1 Виды рынков

2.2 Рынок совершенной конкуренции

2.3 Рынок чистой монополии

2.4 Рынок монополистической конкуренции

2.5 Рынок олигополии

Раздел 3 Эффективность и фиаско рынка

3.1 Эффективность конкурентных рынков

3.2 Фиаско рынка

3.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Файлы: 1 файл

рынок и его виды.docx

— 28.68 Кб (Скачать файл)

 

Отсутствие совершенной  информации, неполнота и неравномерность  ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность  принятия оптимальных решений у  других. Продавцы и покупатели, предприниматели  и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет  не частный рынок, а государственные  институты. Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования  экономической деятельности.

 

Несовершенства («провалы») рынка могут быть смягчены созданием  соответствующих институциональных  структур, участием государства в  распределении ресурсов, решении  проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.

 

3.3 Роль государства в  формировании рыночной инфраструктуры

 

 

Роль государства в  современной рыночной экономике  не следует недооценивать.

 

Прежде всего, государство  устанавливает правила экономического поведения и обеспечивает их соблюдение всеми экономическими субъектами.

 

Другая очень важная функция  государства - управление денежной системой. В настоящее время во всех странах  в обращении находятся не "полноценные" деньги (золотые или серебряные), а искусственные (бумажные наличные деньги, вклады в банках и т. д.). Объем  денежной массы (включая безналичные  деньги) является чрезвычайно важным макроэкономическим инструментом государственной  экономической политики. Избыточный рост денежной массы вызывает рост цен, инфляцию. Наоборот, недостаток денег  в экономике может привести к  экономическому спаду, росту безработицы. Центральный банк, который в большинстве  стран, по сути дела, является государственным  органом, регулирует размеры денежной массы, управляет всей банковской системой страны.

 

Стремясь к максимуму  прибыли, монополист обычно сокращает  объем производства и повышает цену на свою продукцию по сравнению с  теми объемом и ценой, которые  сложились бы на конкурентном рынке. В результате монополист наносит  определенный ущерб обществу. Важное значение поэтому имеет разработка и применение антимонопольного законодательства.

 

Но государственную политику по отношению к монополиям нельзя сводить только к борьбе с ними. В случаях естественной монополии  обычно государство устанавливает  фиксированные цены на продукцию  и услуги.

 

В некоторых случаях экономически оправдано предоставление государством монопольных прав отдельным экономическим  субъектам.

 

Заключение

 

 

Рынок представляет собой  систему отношений, в которой  связи покупателей и продавцов  столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию  быстро выравниваться.

 

1. Рынок — это многосложная  сфера взаимодействия покупателей  и продавцов, производителей и  потребителей, осуществляемого через  движение цен при регулирующем  воздействии институциональных  норм и правил. Предпосылками  возникновения рынка служат общественное  разделение труда, экономическая  самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предпринимательства.

 

2. Рынок как развитая  система отношений товарного  обмена представляет собой совокупность  отдельных рынков, прежде всего  рынков ресурсов. Рынки классифицируются  в зависимости от объектов  обмена, характера обмениваемых  товаров, условий функционирования  и т.д.

 

3. Функции рынка определяются  решаемыми им задачами. Рынок  отвечает на вопросы: что, как  и для кого производить? Он  выполняет ценообразующую, информационную, регулирующую, посредническую и  санирующую функции.

 

4. Конкуренция — одно  из основополагающих понятий  рыночной экономики. Это движущий  механизм рынка, фактор внутреннего  развития, борьба участников рынка  за лучшие условия производства  и реализации продукции.

 

Конкурентный рынок способствует достижению эффективности производства и оптимальному распределению экономических  ресурсов. Принято различать конкуренцию  совершенную и несовершенную, монополистическую, ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную. Условием для  формирования конкуренции служат определенные предпосылки, создание необходимой  институциональной среды.

 

5. Экономическая деятельность  связана с неопределенностью  и риском. Неопределенность выбора  обусловливается неполнотой и  неточностью информации, неизбежностью  ошибок в процессе прогнозирования.  Не существует «патентованных»  рецептов снижения риска. Повышению  надежности выбора могут служить  диверсификация размещения средств,  всесторонняя оценка принимаемых  решений.

 

6. Позитивные функции рынка  делают его в принципе достаточно  эффективной системой. Вместе с  тем рынок нуждается в институциональном  регулировании. Отклонения от  условий совершенной конкуренции  свидетельствуют о несовершенстве  рынка.

 

7. Рынок не способен  противостоять монополистическим  тенденциям. Он непригоден для  устранения внешних эффектов. Рынок  не заинтересован и не может  производить общественные блага.  Он не способен обеспечить  социальные гарантии и противодействовать  социальному расслоению. Несовершенства  рынка нейтрализуются мерами  государственной экономической  и социальной политики.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Басовский Л.Е АНАЛИЗ  И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ / Введение  в экономику статья от 24.12.09 (По  материалам Курса лекций для  ТГПУ): /#"#">#"#">Микроэкономика: конспект лекций - Таганрог: Изд-во  ТРТУ, 2006: #"_Toc257672700">Приложение


Информация о работе Рынок и его виды