Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 13:34, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ функционирования рынка рабочей силы в России за 2000-2011 гг. и выявление тенденций его развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть теоретические аспекты функционирования рынка рабочей силы;
• Проанализировать динамику рынка рабочей силы в России за 2000-2011 гг.;
• Изучить тенденции развития рынка рабочей силы в России и предложить пути совершенствования его работы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ 5
1.1 Определение рынка рабочей силы ,его особенности 5
1.2 Специфичность обращаемого на рынке рабочей силы товара – рабочая сила 6
1.2.1 Условия формирования спроса и предложения на рабочую силу,
эффект замещения и эффект дохода 7
1.3 Структура рынка рабочей силы 10
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ РФ 12
2.1 Исследование динамики и структуры занятости населения за 2000-2011г 12
2.2 Закономерности изменений на рынке рабочей силы 22
3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ В УСЛОВИЯХ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 26
3.1 Тенденции развития рынка рабочей силы 26
3.2 Основные направления по повышению эффективности, занятости 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Для нормального функционирования рынка рабочей силы необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали бы социальное страхование на случай потери работы и т.д. Тогда появляются отношения не входящие в экономические отношения первого блока – появляются государственное регулирование рынка рабочей силы и социальная защита населения. Законодательные нормы и социальные программы создают основу для более полного и цивилизованного действия рыночного механизма.
Второй блок государственного регулирования рынка рабочей силы в РФ регламентирован системой законодательных актов, основной из которых Трудовой кодекс РФ. Согласно данному документу целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Необходимость социальной защиты населения – третьего блока рынка рабочей силы обусловлена неизбежным высвобождением части работников, и появлением безработицы.
Все компоненты рынка рабочей силы в совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, а также определенную социальную защиту [17, c. 48-49].
В современных условиях одной из основных проблем, стоящих перед Россией, является повышение социально-экономической стабильности, поиск и выявление ресурсов и факторов ускорения экономического развития. В этом процессе должны быть задействованы все сферы и сектора современной экономики, особенно рынок рабочей силы.
Проследим изменения в динамике рынка рабочей силы за последние 11 лет.
С 2000 г. по 2005 г. наблюдался устойчивый рост занятости в экономике: за этот период численность занятых увеличилась на 5,1%. В целом вектор изменений в уровне занятости на протяжении всего пореформенного периода следует за динамикой ВВП (коэффициент корреляции между ними - 0,85). При этом на этапе экономического спада сокращение занятости было не столь быстрым и глубоким, как падение ВВП. Но и на оживление в экономике занятость реагировала слабее и медленнее, чем ВВП. Объяснение - в тактике ”придерживания излишней рабочей силы”, которую использовали работодатели на российском рынке рабочей силы 90-х годов. Лишние работники оказались востребованными на стадии подъема экономики в 2000-х годах. Об этом свидетельствует резкое сокращение распространения феномена неполного рабочего времени и вынужденных отпусков по инициативе работодателей - практики, которая в прошедшее десятилетие носила массовый характер и выступала формой адаптации рынка рабочей силы к падению ВВП при высокой численности занятых. В итоге, несмотря на положительную динамику занятости, можно говорить лишь о ее легком росте или даже о ее стабилизации [11, c. 76-79].
При изучении структуры занятости до 2004 г. классификация занятых проводилась по отраслям экономики в соответствии с Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), а с 2004 г. Росстат публикует данные по занятости согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), который в целом соответствует международной классификации отраслей. Это безусловно упрощает международные сравнения, однако возникают трудности с межсекторальным анализом трендов занятости внутри страны. Сопоставление данных по ОКОНХ и ОКВЭД представляет собой непростую задачу. Тем не менее методологически они решаемы, поэтому на их основе можно сделать определенные выводы.
Основные производственные отрасли - промышленность и сельское хозяйство, как и в предыдущее десятилетие, продолжали терять работников [2, с. 116-121].
В 1991-2000 гг. промышленность была лидером по темпам сокращения численности работников, что стало реакцией на экономический спад. Подъем 2000-2004 гг. хотя и не привел к увеличению количества занятых в промышленности, но снизил темпы и масштабы оттока рабочей силы. То, что этот сектор смог расширить объемы производства даже при сокращающейся численности занятых, свидетельствует о наличии в нем значительного объема избыточной рабочей силы.
Сокращение занятых наблюдалось в системе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и науке. Остальные отрасли работников приобретали. Сохранилась тенденция их перераспределения в пользу секторов, производящих услуги. По сравнению с 2000 г. в торговле и общественном питании уровень занятости в 2004 г. составил 121,3%; в сфере финансов, кредита и страхования - 125,9%; в управлении - 109,8% (что во многом связано с проводимой административной реформой и повышением окладов госслужащих). Доля занятых в отраслях управления и финансов увеличилась с 2000 г. по 2004 г. на 0,3%, составив 4,8% всех занятых, в оптовой и розничной торговле - соответственно 2,6% и 17,2%.
Анализ структуры занятости в соответствии с ОКВЭД свидетельствует о существенном ”сбросе” рабочей силы в сельском хозяйстве. В промышленности сокращение в первую очередь происходило в обрабатывающих и значительно в меньшей степени в добывающих отраслях.
Наибольшее увеличение занятости в 2000-2005 гг. отмечалось в группе руководителей в органах власти и управления (рост на 81,6% по отношению к уровню 2000 г.), а также среди неквалифицированных работников сферы обслуживания (на 61,2%) и высококвалифицированных специалистов (на 36,7%). И наоборот, наибольшее сокращение занятости наблюдалось в когорте неквалифицированных работников в сельском и лесном хозяйстве - до 52,1%, в промышленности, строительстве, на транспорте - до 55,3%, в ЖКХ - до 57,3% к уровню 2000 г. При этом значительно выросла занятость в частном секторе и в организациях с участием иностранного капитала [7, c. 59-63.]
По данным Росстата, среднемесячная реальная начисленная заработная плата в 2005 г. составила 187,5% к уровню 2000 г.; в абсолютных значениях она выросла с 2223 руб. до 4167 руб. в месяц в ценах 2000 г., или до 8530 руб. в ценах 2005 г.
Наибольший рост начисленной заработной платы в реальном выражении имел место в бюджетной сфере (культуре и искусстве - 197,4%, здравоохранении - 194,7%, образовании - 192,1%, управлении - 168,1%). Такие показатели роста объясняются тем, что уровень оплаты труда в бюджетном секторе до этого был очень низок. Отсюда ”догоняющий” характер увеличения начисленной заработной платы. Но и в газовой отрасли, где отмечается самая высокая оплата труда, реальный рост начисленной заработной платы в 2000-2004 гг. составил 170,9%, в нефтедобывающей - 149,9%, в цветной металлургии - 123,3%.
Несмотря на впечатляющие темпы роста оплаты труда в бюджетном секторе и сельском хозяйстве, межотраслевая разница в уровнях среднемесячной заработной платы в 2004 г. оставалась очень высокой: 2792 руб. - в сельском хозяйстве и 33376 руб. - в газовой отрасли. Государственная политика в области регулирования оплаты труда в 2000-2005 гг. сводилась к индексациям МРОТ, притом что сам МРОТ оставался низким, а потребительская корзина с 2005 г. не пересматривалась.
Экономическое развитие России 2006-2009 г. характеризовалось тенденцией роста, сопровождающегося увеличением количества трудовых ресурсов и повышением занятости во всех секторах экономики и видах экономической деятельности. Однако возникший в мировой экономике финансовый кризис привел к росту безработицы, снижению реальных доходов занятого населения, развитию скрытой занятости и многим другим негативным последствиям.
На рис.3 представлена динамика численности занятого населения в РФ в 2006-2009(по данным на июль) гг.
Рис.3. Динамика численности занятого населения в РФ в 2006-2009 (июль) гг., млн. чел. [24]
Из рис. 3 видно, что за 2006-2009 г. занятость населения имела тенденцию к снижению. Так, в 2008 году в сравнении с 2007 годом, количество занятого населения в экономике России снизилось на 0,2 млн. чел. По данным на июль 2009 г. численность занятого населения снизилась на 1,3 млн. чел. в сравнении с 2007 годом и на 1,1 млн. чел. в сравнении с 2008 годом.
Динамика и структура занятости населения России по видам экономической деятельности представлена в табл. 1.
Таблица 1.
Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности, % [5, c. 74-77]
Показатели |
Тыс. человек |
В % к итогу | ||
2007 г. |
2008 г. |
2007 г. |
2008 г. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Всего занято в экономике |
70792 |
75717 |
100 |
100 |
Из них по
видам экономической | ||||
Сельское х-во, охота и лесное хозяйство |
7381 |
7106 |
11,1 |
10,6 |
Рыболовство, рыбоводство |
138 |
133 |
0,2 |
0,2 |
Добыча полезных ископаемых |
1051 |
1036 |
1,6 |
1,5 |
Обрабатывающие производства |
11506 |
11255 |
17,2 |
16,8 |
Производство
и распределение |
1912 |
1917 |
2,9 |
2,9 |
Строительство |
4916 |
5075 |
7,4 |
7,6 |
Оптовая и розничная торговля |
11088 |
11315 |
16,6 |
16,9 |
Ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
1163 |
1183 |
1,7 |
1,8 |
Гостиницы и рестораны |
5369 |
5423 |
8,0 |
8,1 |
Транспорт и связь |
858 |
928 |
1,3 |
1,4 |
Финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда |
4879 |
4936 |
7,3 |
7,4 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение |
3458 |
3579 |
5,2 |
5,3 |
Образование |
6039 |
6014 |
9,0 |
9,0 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
4548 |
4603 |
6,8 |
6,9 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
2460 |
2492 |
3,7 |
3,7 |
Из табл. 1 видно, что большая часть населения в период 2006-2009 г. была занята в обрабатывающем производстве, оптовой и розничной торговле, сельском хозяйстве.
В условиях интенсификации и углубления экономического кризиса очень важно всесторонне проанализировать аспекты занятости как явления в российской экономике.
Итак, первый феномен современной сферы занятости населения, к которому должно адаптироваться трудоспособное население, – это само по себе наличие безработицы. Время поколебало достаточно абстрактное и отдающее эйфорией либерализма мнение, что безработица – это плата за эффективный труд и в то же время фактор повышения эффективности труда.
Следующая особенность
сферы занятости населения
Неотъемлемой
чертой сферы занятости в эпоху
кризиса является сочетание жесткой
конкуренции при подборе
Одним из изменений в сфере занятости, требующих адаптации является также то, что сами государственные службы занятости переживают в настоящий момент не лучшие времена. Если руководствоваться сугубо официальной статистикой, то можно сделать вывод, что Россия на протяжении последних двух лет переживает период экономического подъема, позволившего уменьшить численность регистрируемых безработных до уровня 1995 г. и даже еще ниже. А между тем, «благополучные» цифры отнюдь не всегда свидетельствуют о том, что произошли значительные сдвиги. Снижение уровня регистрируемой безработицы явилось не результатом каких-либо эффективных и продуманных шагов властей, а прямым следствием дефицита фондов занятости и сокращения по этой причине возможностей службы занятости оказывать помощь безработным.
Следующая по важности
и по существу особенность сферы
занятости – это наличие
Подводя итог, можно отметить, что в 2006-2009 г. наблюдалась тенденция к снижению динамики численности занятого населения, что связано прежде всего с мировым финансовым кризисом. Основная масса занятого населения работают на частных предприятиях, при этом большая часть населения занята в обрабатывающем производстве, торговле и сельском хозяйстве.
Рынок рабочей силы постепенно оправляется после тяжелого кризиса 2008 года. Происходит медленное восстановление экономики страны, растет спрос на рабочую силу, который будет увеличиваться и в следующем году [26].
Ситуация в области занятости населения по России c 2009 г. в целом позитивная. Пик уровня безработицы ожидалось в январе 2011 года. При этом волна сокращений носила преимущественно сезонный характер, который обычно приходится на осенние и зимние месяцы. Такая безработица вызвана особенностью работы в некоторых отраслях экономики: туристическом бизнесе, аграрном комплексе и др. Так, по прогнозам Минздравсоцразвития России, в январе 2011 года общая безработица составляла 6,4 млн человек, но к марту она снизилась до 6,2 млн.
В ноябре 2010 года Правительство РФ опубликовало перечень из 14 регионов, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке рабочей силы. Среди них: Республика Алтай и Алтайский край, Республика Бурятия, Брянская и Курганская области. Учитывались данные за 2008–2009 годы по таким показателям, как: уровень занятости населения; уровень общей безработицы; уровень регистрируемой безработицы; доля безработных, ищущих работу 12 и более месяцев; доля работающих неполное рабочее время и находящихся в административных отпусках по инициативе администрации; коэффициент напряженности на рынке рабочей силы (отношение общей численности безработных к количеству вакансий в крупных и средних организациях). Полученные результаты будут учтены правительством при определении объема выделяемых бюджетных средств на программы мероприятий, направленных на содействие занятости населения в данном конкретном регионе в 2011 году.
К концу 2010 года количество безработных, которые официально были зарегистрированы в службах занятости, составило чуть больше 1,5 млн россиян.
По данным портала по трудоустройству www.hh.ru, в ноябре 2010 года число открытых вакансий превысило даже докризисные показатели – рост составил 93 процента. По сравнению с ноябрем 2009 года количество предложений от работодателей выросло почти в два раза, в то время как число активных соискателей практически не изменилось. Эксперты рекрутингового портала отмечают положительную динамику по всем профессиональным областям [16, c.111-117].
Правительство РФ посчитало целесообразным продолжить финансирование программ, направленных на стабилизацию рынка рабочей силы. Однако количество участников таких программ сократилось с 1,5 млн. человек, как это было в 2010 году, до 900 000 в 2011-м. Объясняется это тем, что важнейшим направлением в программах стало продолжение содействия самозанятости безработных и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то есть субсидирование лиц, желающих организовать собственное дело. Субсидия предоставляется безвозмездно под представляемый в службу занятости бизнес-план.